СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по теме "Теплотехнический расчет ограждающих конструкций" (МДК.01.01 Проектирование зданий и сооружений)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка учебного занятия по теме "Теплотехнический расчет ограждающих конструкций" может быть использована преподавателями специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений для проведения занятия по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме "Теплотехнический расчет ограждающих конструкций" (МДК.01.01 Проектирование зданий и сооружений)»

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»







ВНУТРИТЕХНИКУМОВСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по междисциплинарному курсу

МДК.01.01 Проектирование зданий и сооружений


Тема: «Теплотехнический расчет ограждающих конструкций»








Автор: Лубнина Елена Валерьевна















Сыктывкар, 2022

Оглавление

Введение 3

Основная часть 6

Заключение 18

Список основных источников 19









































ВВЕДЕНИЕ

В обучении большую роль играет выбор педагогических технологий, которые способствуют формированию и развитию профессиональной (технологической) компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития. Использование педагогических технологий позволяет обрести преподавателю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность. Одной из ключевых технологий, которые наиболее эффективны при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин, является технология проектной деятельности.

Технологии проектной деятельности создают условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Приоритетными позициями проектного обучения являются: 1) в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей; 2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении; 3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; 4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; 5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Технологии проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.

Технологии проектной деятельности используются в практическом обучении. Практические работы и курсовые проекты выполняются обучающимися по одному зданию: поэтапно, изучая МДК и ПМ, разрабатываются все элементы реального проекта здания, т.е. к окончанию обучения у обучающихся возникает полное представление о проекте, последовательность его выполнения. Работа над проектом выстраивается по В.В.Гузееву. Первым этапом проекта является подготовка, где определяется тема и цель проекта, обсуждается с преподавателем, устанавливаются цели. Преподаватель мотивирует обучающегося, помогает в постановке целей. Второй этап – планирование, где определяются источники информации, формы отчетности, распределяются задачи. Вырабатывается совместны план действий, преподаватель предлагает идеи, высказывает предложения. Третий этап – исследование. На данном этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач; намечаются основные инструменты, опросы, наблюдения, эксперименты. Обучающиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Преподаватель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Четвертый этап – анализ информации, формулирование выводов. Обучающиеся анализируют, делают выводы. Преподаватель наблюдает, советует. Пятый этап – представление продукта. Обучающиеся представляют письменный отчет, графический материал, презентацию. Преподаватель слушает, задает вопросы. И последний этап – оценка проекта. Преподаватель оценивает усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения. Во время создания проекта обучающиеся учатся применять полученные знания по разным дисциплинам для воплощения проекта, который станет первым опытом в их профессиональной карьере. Освоенные обучающимися общие и профессиональные компетенции будут развиты во время производственной практики и подготовки дипломного проекта.































ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Технологическая карта урока по МДК.01.01. Проектирование зданий и сооружений

Ф.И.О. преподавателя: Лубнина Е.В.

Группа: СЗ-21

Тема урока: «Теплотехнический расчет ограждающих конструкций»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 2-ой в данной теме.

Тип урока: урок систематизации знаний.



Цель урока

Содержательная

Выявление теоретических основ развития содержательных линий изучения программы МДК в данной теме курса: выявление уровня знаний обучающихся по теме, высокая степень систематизации знаний.

Деятельностная

Формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого содержания курса и способностей к учебной деятельности.

Задачи

Обучающие

Организовать способ деятельности в проектной технологии урока, обеспечить групповое продуктивное взаимодействие. Дать представление о конструкционных материалах, обладающих наименьшим коэффициентом теплопередачи; научить конструировать ограждающие конструкции; выбирать конструкционные материалы; выполнять теплотехнические расчеты; применять в проектировании нормативную документацию.

Формировать познавательный интерес к изучаемому материалу.

Развивающие

формирование проектных умений

- мыследеятельностных: проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационных: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

- коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри группы, приходить к согласию;

- поисковых: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в Интернете, формулирование ключевых слов;

- информационных: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Воспитательная

Прививать стремление к познанию нового, воспитывать у обучающихся культуру технической речи и привычку критически оценивать свои профессиональные знания, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению.

Планируемый результат

Будут уметь:

-заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно решать поставленные преподавателем задачи;

-представлять и обосновывать проектные решения, отвечать на вопросы;

- анализировать различные конструктивные решения;

Будут знать:

-основы проектирования жилых зданий;

-основные конструктивные элементы зданий.

Формируемые компетенции.

Развитие социальной компетенции – умение принимать решения.

Развитие коммуникативной компетенции – владение способами совместной деятельности в группе.

Развитие информационной компетенции – умение самостоятельно вести поиск, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Развитие профессиональной компетенции – анализировать итоги своей работы.

Развитие учебно-познавательной компетенции – умение организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку; умение задавать вопросы; работать с инструкциями.

Формируемые профессиональные и общие компетенции в соответствии с ФГОС, личностные результаты на данном уроке:

ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляя собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ЛР14. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством.

ЛР 17. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР19. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.

ЛР 22. Активно применяющий полученные знания на практике



Личностные УУД: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за свой выбор.

Регулятивные УУД: уметь организовать свою деятельность.

Познавательные УУД: мыслить результативно и работать с информацией.

Коммуникативные УУД: уметь общаться, взаимодействовать между собой и преподавателем.



Организация пространства


Межпредметная интеграция

Формы работы

Ресурсы

Строительные материалы

Теплотехника

Теплофизика

Самостоятельная, фронтальная, работа в мини-группах

Источники информации: нормативная литература, интернет, раздаточный справочный материал.

Оборудование: компьютер, проектор

Основные термины и понятия

Теплотехнический расчет, сопротивление теплопередаче, градусо-сутки отопительного периода, температура наиболее холодной пятидневки, коэффициент теплопередаче, коэффициент теплоотдачи поверхности.



Ход урока

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Самоопреде-ление к деятельности


Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Создание ситуации успеха.

Приветствует, выражает готовность к сотрудничеству, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

Создает позитивную дружелюбную атмосферу для взаимодействия. Внесение мотивации в предстоящую деятельность.

Слушают, включаются в работу.

Регулятивные: умеют организовать свою деятельность.

2. Целеполагание и мотивация.

- Тема занятия: «Теплотехнический расчет ограждающих конструкций».

- На прошлом уроке вы узнали о порядке выполнения теплотехнического расчета, рассмотрели пример его выполнения для различных конструкций.

- И сегодня нам предстоит выполнить….. (пауза).

- Закончите мое предложение.

( обучающиеся предлагают варианты ответов)

- Цель нашего урока: выбор материала утеплителя и его толщины исходя из экономически целесообразного сопротивления теплопередачи.

- Задачей сегодня будет создание проекта.

(оформление доски «ромашка» - по центру слово «проект»)

Формулирует тему занятия.

Подводит к формулировке цели занятия.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Реагируют, выражая ответную готовность к взаимодействию.

Формулируют цель урока.

Высказывают различные идеи, предложения и варианты.

Демонстрируют готовность к активной деятельности на основе ранее полученных знаний.

Регулятивные: умеют организовать свою деятельность.

3. Актуализация знаний

















- Все ограждающие конструкции передают тепло, соответственно они должны быть «теплыми», т.е. в их конструкции должен быть утеплитель.

Проведение беседы и подведение к основному этапу деятельности.

Вопрос: «Каким образом выбирается утеплитель?»

Ответ: «Необходимо предложить тот или иной утеплитель и выполнить теплотехнический расчет конструкции».

Вопрос: «Какова цель теплотехнического расчета?»

Ответ: «Определить, соответствует ли толщина выбранного утеплителя экономически целесообразному сопротивлению теплопередачи».

Вопрос: «Представьте последовательность теплотехнического расчета»

Ответ: «Сначала определяем градусо-сутки отопительного периода, затем требуемое сопротивление теплопередаче конструкции, термическое сопротивление конструкции и толщину утеплителя».

Демонстрация видеосюжета, комментарий преподавателем.

Демонстрация материалов, комментарий преподавателя.

Демонстрирует образцы утеплителей, видеосюжет о современных утепляющих материалах.


Формирует систему ведущих знаний по данной теме.


Выявляет степень усвоения учебного материала.









Слушают преподавателя.

Отвечают на вопросы.

Активизируют мыслительную деятельность.

Ликвидируют типичные ошибки и неверность в суждениях.

Систематизируют знания.


Регулятивные: умеют организовать свою деятельность.

Личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за свой выбор.


  1. Постановка цели деятельности

-Давайте представим себе, что вы работаете в проектной группе по разработке проекта индивидуального коттеджа в заданном климатическом районе.

-Работаем в группах.

- Вам необходимо выбрать конструктивное решение наружных стен, пола цокольного этажа и чердачного перекрытия.

- Итак, каждой проектной группе предлагается разработать один из проектов по темам:

1. «Теплотехнический расчет конструкции стены слоистой кладки».

2. «Теплотехнический расчет пола цокольного этажа».

3. «Теплотехнический расчет чердачного перекрытия».

- Правильность выполненных расчетов вам необходимо будет проверить с помощью программы.

-Работы вы сами оцениваете, заполняя таблицу по критериям и соответствующую строку «самооценка»

(постановка проблемы – лепесток ромашки на доске).

Рефлексия начала деятельности (рефлексия эмоционального состояния).

Если вам хорошо, вы готовы к работе, и вы думаете, что все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик счастья

Если вы переживаете, что недостаточно готовы к работе и тревожитесь, что не все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик печали.

Если вы тревожитесь о том, что вы совсем не готовы к работе и большинство вопросов вам будут непонятны, то выбираете плачущего смайлика.

Разделяет обучающихся на мини-группы.

Раздает материал с информацией о характеристиках и применении утеплителей.

Раздает методический материал (указания к выполнению расчета), нормативную литературу.










Раздает картинки с изображением смайликов.


Делятся на группы.

Демонстрируют готовность к групповому взаимодействию. Работают индивидуально и в группе, анализируя результаты групповой и индивидуальной деятельности, делают выводы.

Распределяют обязанности в группе.










Выбирают смайлик соответственно настроению.


Личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за свой выбор.

Регулятивные: уметь организовать свою деятельность.

Познавательные: мыслить результативно и работать с информацией.

Коммуникативные: уметь общаться, взаимодействовать между собой и преподавателем.


  1. Построение и реализация проекта

Выбор темы проектными группами. Обсуждение темы в группе. Выбор источников информации. Выполнение эскиза выбранной конструкции с проработкой каждого элемента. Выбор конструкционных материалов.

(планирование, поиск информации -лепесток ромашки на доске)


Консультирует, контролирует деятельность обучающихся.

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.


Демонстрируют групповую практическую деятельность.

Обсуждают работу в группе.

Распределяют обязанности.

Демонстрируют проектировочные умения




Личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за свой выбор.

Регулятивные: уметь организовать свою деятельность.

Познавательные: мыслить результативно и работать с информацией.

Коммуникативные: уметь общаться, взаимодействовать между собой и преподавателем.

  1. Самостоятельная работа с самоанализом и самопроверкой.

Выполнение необходимых расчетов. Сравнение по теплотехническим параметрам, обоснование.

- После выполненных предварительных расчетов, необходимо осуществление самоконтроля выполненных расчетов с помощью программы Valtec.

(продукт – лепесток ромашки на доске)

Выполнение самоанализа проекта (план)

  1. Источники информации (как были использованы полученные знания; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась).

  2. Как проходила работа над проектом. Какие возникали идеи, как они обсуждались, какие из них были отвергнуты, а какие приняты и почему?

  3. Какие были трудности в ходе работы над проектом и как они преодолевались?


Консультирует, контролирует деятельность обучающихся.

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.


Демонстрируют групповую практическую деятельность.

Демонстрируют проектировочные умения.

Осуществляют самоконтроль выполненных расчетных действий.

Демонстрация владения специализированными программными продуктами.

Демонстрация умения анализировать продукт.

Обсуждают выбор выступающего.

Личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за свой выбор.

Регулятивные: уметь организовать свою деятельность.

Познавательные: мыслить результативно и работать с информацией.

Коммуникативные: уметь общаться, взаимодействовать между собой и преподавателем.


  1. Реализация проекта.

- Вы разработали проект, проверили правильность выполнения расчетов.

- Сейчас представители каждой проектной группы представят свои проекты.

- Обратить внимание следует на четкость речи, доступность выражения своих мыслей, владение профессиональной терминологией.

- Критерии оценки:

1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.

2. Полнота раскрытия темы.

3. Самостоятельность работы над проектом.

4. Оригинальность решения проблемы.

5. Качество выполнения продукта.

6. Раскрытие содержания проекта на презентации.

7. Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.

8. Артистизм и выразительность выступления.

(презентация – лепесток ромашки на доске)

Выставление и комментирование оценок.

Работы обучающихся.

Слушает представление проектов.

Анализирует и оценивает успешность поставленной цели.

Намечает перспективу последующей работы.

Организуют собственную оценочную деятельность.

Представляют проекты.


Личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за свой выбор.

Коммуникативные: уметь общаться, взаимодействовать между собой и преподавателем.


  1. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Подведение итогов, подчеркивая, что сегодня

обучающиеся осваивали способ деятельности -

« Проектная технология» и создали творческий проект.

- Обращаю ваше внимание на то, что ПРОЕКТ – это 5 П ( повторить этапы создания проекта):

- проблема,

-проектирование (планирование),

- поиск информации,

- продукт,

- презентация.

Рефлекия.

- Давайте проанализируем результаты деятельности (индивидуально и в группе):

- сегодня я узнал…..

- теперь я могу….

- мне было легко…

- мне было трудно…..

Ребята, с каким настроением вы уходите с урока, покажите с помощью выбора смайлика.

Если вам понравился урок и вы чувствуете, что тему поняли, то выбираете смайлик счастья.


Если урок понравился, но не всё ещё понятно, то смайлик печали.

Если и урок не понравился, и всё не понятно, то плачущий смайлик.

-Домашнее задание: в рабочей тетради выполнить теплотехнический расчет чердачного перекрытия здания техникума.

- Занятие окончено. Благодарю за сотрудничество.

Демонстрирует ценность и значимость проектной технологии.


Подводит итоги, повторяет этапы создания проекта.


Представляет оценку о реальных результатах проектов.



Проводит рефлексию индивидуально и в группе.























Выставляет оценки в журнал.

Дает домашнее задание.

Слушают.

Делают выводы.

Оценивают уровень своей обученности.


Знакомятся с оценками.


































Записывают домашнее задание.

Личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за свой выбор.

Регулятивные: уметь организовать свою деятельность.







Оценка проекта, выполненного проектной группой __________________________

по теме _____________________________________________________________



Достигнутый результат

( 15 б.)

Оформление ( 15 б.)

Защита

Процесс проектирования







итог






Представление 15 б.

Ответы на вопросы

( 15б.)

Интеллектуальная активность

( 10 б.)

Творчество

( 10 б.)

Практическая деятельность

( 10 б.)

Умение работать в команде

( 10 б.)

Самооценка











Оценка преподавателя










Критерии оценок:

85 – 100 баллов – «5»;

70 – 85 баллов – «4»;

50 – 70 баллов – «3»;

менее 50 баллов - «2».






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка может быть использована для проектирования занятий с использованием элементов проектной технологии.

При проведении занятия применяются способы повышения интереса к профессии, умение работать в команде, сменой характера взаимоотношений между преподавателем и студентом. Применение компетентностного подхода в преподавании профессиональных модулей позволяет студентам самостоятельно ставить цели, делать выводы. На занятии созданы условия, включающие каждого студента в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация студента на активную, деятельностную позицию. Наиболее эффективным приемом для занятий является создание проблемных нестандартных ситуаций. Зачастую, нетрадиционный подход к решению проблемной ситуации, позволяет найти хорошее, эффективное решение.

При проведении занятия разные виды рефлексии присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного студента, так и для группы в целом. Со студентами проводится рефлексия по следующему алгоритму: оценка результатов своей деятельности через отношение, эмоции, чувства; проведение самоконтроля; проведение самооценки.















СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. https://abarkinaev-ozr-shkver.edumsko.ru/attestation/post/2037785

  2. https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12350/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!