СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности. Тема занятия: " Знакомство с профессиями метеоролога, синоптика. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая  разработка  занятия  по  внеурочной  деятельности. Тема занятия: " Знакомство с профессиями метеоролога, синоптика. "

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности. Тема занятия: " Знакомство с профессиями метеоролога, синоптика. "»

Внеурочная деятельность. 4 класс

Тема занятия. Знакомство с профессиями метеоролога, синоптика

Цели занятия.

1.Предметные:

-дать представление о профессиях метеоролога, синоптика, о работе метеорологической станции;

-активизировать словарный запас обучающихся;

-учить понимать и объяснять процессы, происходящие в природе.


2. Метапредметные:
а)познавательные УУД:
- развивать творческое мышление обучающихся;

-развивать познавательный интерес к окружающей природе;

- развивать умение видеть необычное и удивительное;


б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли, свое мнение и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:
- учить обучающихся контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике, использовать специальную терминологию.

3. Личностные:
-формировать чувство товарищества.

-воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: пособие Козырева А.С. «Все профессии нужны», аудиозапись песни «У природы нет плохой погоды», видеозапись «Синоптический прогноз погоды», контурная карта, синоптическая карта, предметные картинки животных, растений.

Основные термины, понятия: погода, метеоролог, синоптик, климатолог, синоптическая карта, гидрометеоцентр.

Основные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Совсем не за горами тот день, когда вы закончите школу и вам придётся серьёзно подумать о выборе профессии. Думали ли вы кем станете?







Предложить обучающимся прослушать рассказ-сочинение

Я еще до сих пор не знаю, кем буду, когда вырасту. Я смотрю вокруг и вижу, что в мире очень много разных профессий, и каждая интересна и привлекательна по-своему.

Вот, например, профессия врача. Сколько раз мне приходилось видеть, как он спасает людей. Хочется быть врачом. А вот переводчик. Это общение, поездки, встречи, события. Интересно!

А может, я буду отважным моряком, буду бороздить на корабле моря и океаны. Может быть я буду космонавтом и полечу на неведомые планеты. Или на своей родной земле буду выращивать небывалые урожаи пшеницы, овощей, фруктов. Накормлю всех голодных на земле. Но этого мне хочется сегодня.

А завтра уже мне хочется найти способ укротить молнию, заставить ее служить людям. Или изобрести лекарство от самых страшных болезней. Стать инженером и сделать новую универсальную машину, которая и полетит, и поедет, и поплывет.

Кем я хочу стать, еще не знаю, так как учусь только в четвертом классе. Но я точно знаю, что, когда вырасту, буду работать, чтобы приносить пользу людям. А для этого обязательно надо хорошо учиться в школе, получить знания по разным предметам, которые непременно пригодятся мне во взрослой жизни.

Сегодня мы поведём разговор об очередной профессии.

Ход занятия:

1.Обучающиеся работают в 3-х группах.

Учитель предлагает каждой группе загадки, в тексте которых надо вставить пропущенные буквы. Отгадать, озвучить ответ.

1.Без пути и без д…ро… 2.Моч…т поле, лес и лу…,

Ходит самый длинноногий. Гор…д, дом и всё вокру…!

В туч…х пряч…тся во мгле, …блаков и туч он вож…ь,

Только ноги на з…мле. Ты же зна…шь, это …

3. Не пеш…ход, а идёт.

Мокнут люди в…рот.

Ловит дворник его в ка…ку.

Очень трудная зага…ка?

2. Учитель. Трудные орфограммы встретились в загадках?

А чем удивлены?

(все три слова-отгадки слово-ДОЖДЬ)

Учитель. Представьте, ребята, вы собираетесь в школу. На улице пасмурно. Как узнать, нужен ли вам зонтик?

Предполагаемые ответы детей.

-народные приметы;

-мама сказала;

-послушать прогноз погоды.

Учитель. Назовите источники информации, из которых вы можете узнать прогноз погоды.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

(выставляю карточки со словами)

Предложить обучающимся слова, написанные на карточках: погода, синоптик, метеоролог, климатолог, гидрометеоцентр, синоптическая карта.

Вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

Учитель. Тема нашего занятия – «Знакомство с профессиями метеоролога, синоптика, климатолога».

Прочитайте рассказ о людях этой профессии в группах цепочкой. (пособие «Все профессии важны». Автор-составитель Козырева А.С.).


Подчеркните, на ваш взгляд, значимые места в тексте.


Текст.


География- это наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы: географ, агроном, геолог, вулканолог, эколог, почвовед, гляциолог, спелеолог, океанолог, гидролог, топограф, лесник, геодезист, картограф, синоптик, климатолог, метеоролог и другие.

Значит метеорология-одна из географических наук.

Метеорология- наука о погоде. Она изучает земную атмосферу, ее строение, свойства и происходящие в ней процессы. С метеорологией тесно связана климатология.

Метеоролог – (в переводе с греческого- парящий в воздухе) - специалист, который наблюдает за погодными явлениями, собирает и распространяет метеорологическую информацию.

Метеорологов называют часовыми погоды, они всегда на вахте, которую нельзя оставить ни на минуту. Они следят за всеми изменениями погоды, фиксируют эти изменения, постоянно вносят данные показания в специальные журналы, ведут сбор информации о погоде, делают оценку атмосферных явлений, поступающих с гидрометеорологических станций. Снимают показания специальных приборов, установленных на космических спутниках. Анализируют материалы, отражают их на географических картах, графиках, выделяют области и зоны низкого и высокого давления, движения циклонов, антициклонов.

Синоптики на основе метеорологических наблюдений составляют климатические карты, делают прогнозы динамики температур воздуха, осадков, силы и направления ветра, ведут контроль уровня загрязнения атмосферы, осуществляют передачу информации на центральный узел, который называется ГИДРОМЕТЕОЦЕНТР.


Зачем и для кого работает эта служба?

После первичного чтения и подчёркивания задания провести игру- соревнование между группами.

Не прерывая чтение, цепочкой по одному словосочетанию зачитать поочерёдно (1команда, 2-команда, 3-я команда) самые важные моменты в тексте.

Учитель. Какой отрывок текста непосредственно относится к теме нашего занятия?

Объясните значение слова ГИДРОМЕТЕОЦЕНТР.

Работа с выделенным текстом по группам. Задания группам:

-1 гр. Выписать глаголы, показывающие последовательность действий метеоролога.

(следят, фиксируют, вносят, выделяют, ведут, делают, отражают, составляют, осуществляют)

-2 гр. Выписать синонимы к слову метеоролог.

Метеоролог, климатолог, синоптик, часовой погоды (образное выражение)

-3 гр. Нарисовать условные обозначения осадков, природных явлений на карточках.

Физкультминутка «Пантомима». Перевести выписанные глаголы на язык телодвижений.

Представьте, что завтра будет дождь.


Сделайте синоптический прогноз на завтра. Можно пользоваться условными знаками и опорными словами, записанными на доске.


Посередине доски написаны глаголы:


идёт, шумит, звенит, шуршит по листьям, капает, моросит, накрапывает, льёт, (льётся, как из ведра), хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, (сеет, как из сита), прыгает, пляшет. Глаголы закрыты нарисованной на ватмане тучей. Вверху нарисовано солнце, рядом радуга, из тучи идёт дождь.


Подумайте, какие глаголы вы будете использовать? Почему?

(составляем научный текст).


Учитель открывает на доске глаголы, которые относятся к существительному дождь. Кроме дождя, в течение дня может быть и другая погода. Посмотрите на картинки.

Физкультминутка. Дождь.

Под него хорошо спится.

Учитель читает стихотворение. Послушайте сколько здесь глаголов, обозначающих действия ветра.

Осторожно ветер
За калитку вышел, 
Постучал в окошко, 
Пробежал по крыше,
Покачал тихонько
Ветками черемух, 
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив гордо
Молодые крылья, 
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. 


В основном эти глаголы для лириков. Подумайте, какие глаголы могут употребить синоптики?

(дует, усиливается, превышает, достигает, разрушает и др.)


ВИДЕОЗАПИСЬ

(Демонстрация видеозаписи прогноза погоды диктором телевидения).

Учитель.

-Что помогало диктору в озвучивании прогноза?

Обучающиеся.

-Карта

Демонстрация синоптической карты в качестве ознакомления


Поучимся читать карту. Ответить на вопросы (см. под картой).

Учитель.

Работа с синоптической картой начинается с анализа погоды, нанесенной на нее в закодированном виде. Кратко знакомимся с «легендой» карты, подчёркивая присутствие на ней множества новых условных знаков.

Вопросы:

1.Какое время года изображено на карте?

2.Пользуясь условными знаками, определите направление ветра.

3.Пользуясь условными знаками, определите, в каком городе установилась ясная погода?

4.Пользуясь условными знаками, определите, в каком городе идет снег?

Учитель.

-Как вы думаете, есть ли природные синоптики?
-Знаете ли вы , что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли?


Возьмите любую карточку и прочитайте о природных синоптиках.

Карточка 1

Пчелы- верные предсказатели погоды.
Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Карточка 2

Муравьи
Перед дождем или грозой муравьи прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки!

Карточка 3

Рыбы

Кого из вас брали на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Карточка 4

Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день. А мухи, комары перед дождем становятся назойливее. 


Карточка 5

Растения-синоптики
-Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. 

ИТОГ. ОЧЕНЬ МНОГО УДИВИТЕЛЬНОГО В ПРИРОДЕ?


Физкультминутка для глаз. Синоптики должны знать главные и промежуточные стороны горизонта (слайд на экране телевизора)


Интегрированные задания. Окружающий мир-русский язык.


Каждая наука связана с великим русским языком.

Работа в группах. Соревнование на быстрое и правильное выполнение заданий. Каждой группе выдаётся лист с заданиями. За данную работу можно поставить отметку по русскому языку.

1.Прочитайте. Определите, о чем идет речь.


Она может быть приятной и чудесной, а может быть противной и ненастной. О ней говорят славная, её же называют несносной, капризной. Её ждут у моря, но она может не прийти. А ещё о ней любят посудачить по поводу и без!

А ещё 9 человек из 10 с неё начинают свои знакомства. _____________


2.Прочитайте словарные слова на тему «Погода». Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить.


Ветер, облако, заря, горизонт, запад, восток, север, ураган,

климат, осадки, изморозь, иней, роса, молния, гололед.


3.Образуйте словосочетания имен прилагательных с существительным погода (соедините стрелками слова). Найдите антонимы. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные:



гнус ... ная


чудес ... ная


ненас ... ная

ПОГОДА

ужас ... ная


неснос ... ная


яс ... ная


пакос ... ная


прелес…ная


Антонимы: ___________________________________________________________________

4. От чего зависит погода? Соревнование. Какая группа быстрее наизусть расскажет данное стихотворение (можно рассказывать одному, можно двоим, можно по одной строчке каждому).


От места, в котором находишься ты:

Его высоты, широты, долготы...

От времени, ветра, давления...

А также - от настроения. А. Усачёв.


5. Вставьте пропущенные буквы. Нарисуйте их.


М … Т … … Р О Л … Г


С … Н О П Т И К


Подведение итогов. Рефлексия.


Работа в группах. Составление «синоптической» карты урока. Нанести на контурную карту с помощью придуманных условных обозначений настроение в своей группе. (тихо звучит музыка «У природы нет плохой погоды»)

Примерные условные знаки: улыбка, равнодушие, удивление, тайна, фронт недоброжелательности, фронт хорошего настроения, солнечно, дождливо, сила ветра, желание, возможности, хочу, не хочу, и т. д.

Озвучит содержание карты ученик, который после сегодняшнего урока захотел стать синоптиком. Озвучивание. Спасибо вам за работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!