СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности Тема: Богатыри-защитники Русской земли для 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Данное занятие во внеурочной деятельности необходимо проводить в 6 классе после изучения по истории темы «В замке феодала». Выбранные приемы проведения занятия не вызывают сложности, так как учащиеся уже имеют знания по теме, полученные на уроках литературы, истории, русского языка, православной культуры. Занятие предполагает чередование различных форм и методов. Используется технология критического мышления, элементы технологии «обучения в сотрудничестве». В основу занятия положен системно-деятельностный подход. При организации и проведении занятия учитывался уровень подготовки учащихся, степень освоения использованных приемов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности Тема: Богатыри-защитники Русской земли для 6 класса»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснояружская средняя общеобразовательная школа№1»






Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности


Тема: Богатыри-защитники Русской земли

6 А класс

Направление: гражданско-патриотическое


Абулгасанова Ирина Халилулаевна

учитель обществоведческих дисциплин

пос.Красная Яруга












Тема занятия: Богатыри-защитники Русской земли

Класс: 6А

Курс: «Я гражданин России»

Тема и номер занятия в теме: «Героические страницы прошлого». Занятие №3

Цель: Расширить представление уч-ся о понятии «богатыри» как христианского подвига, раскрыть нравственные категории ответственности, служения, любви к Родине

Задачи:

обучающие: изучить сущностные характеристики понятия «богатырь», увидеть общее и различное в богатырях и западноевропейских рыцарях, изучить и обобщить знания уч-ся о трех великих богатырях Руси: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

развивающие: умения работать в группе с различными видами информации, овладение навыками смыслового чтения текста; сформировать умение строить высказывание в устной и письменной речи; коммуникативные навыки, исследовательские навыки

-воспитательные: уважать иную точку зрения, формировать уважительное отношение к родной истории, раскрыть нравственные категории: добра, любви, патриотизма

Тип занятия: открытие нового знания

Форма: занятие-исследование

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, пакет заданий для работы учащихся, лист наблюдения учителя за работой учащихся, карта «Русь в IX-XI веках»

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Расширят представления о богатырях, научатся воспринимать и анализировать тексты, использовать знаково-символические средства

приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию

Научатся ориентироваться в нравственном содержании подвигов богатырей, задумываться над собственными поступками

Основные понятия: богатыри, рыцари, патриотизм

Технологическая карта


Этапы занятия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный этап

-самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

–целеполагание (П);

–планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

–подведение под понятие (П);

использование знаково-символических

средств (П);

–осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

извлечение необходимой информации из

текстов (П);

–использование знаково-символических

средств (П);

-учет разных мнений (К);

Приветствует учащихся.

Использует прием «Отгадай загадку»

Цель: Создание учебно-проблемной ситуации

Учитель читает текст о богатыре Святогоре и предлагает угадать, как это задание связано с темой занятия.

Учитель: «Он был одним из них. Был огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носила мать-сыра земля. Он не ездил на святую Русь, а жил на высоких Святых горах.

Приветствуют учителя

Слушают загадку, определяют тему занятия

Учащиеся обсуждают варианты и выдвигают гипотезу-речь идет о богатыре.

2.Актуализация опорных знаний и умений

Использует прием «Брошенный камень». Прием позволяет развивать творческое мышление, фантазию детей, учит находить логическую взаимосвязь между предметами, явлениями, событиями. В то же время, прием обогащает речь, вызывая в памяти образы, сравнения и художественные обороты

К слову «богатырь» предлагает назвать как можно больше предметов, эпитетов, явлений, связанных с этим словом. Записывает названные ассоциации на доске.

Предлагает отобрать те ассоциации, которые наиболее точно отражают тему урока.

Применяет прием «тонкие и толстые вопросы». После заполнения таблицы обсуждает содержание с уч-ся. Учитель предлагает на основании записанных вопросов выделить проблему занятия.

Ученики к слову «богатыри» записывают ассоциации выполняют задание №1 рабочего листа /Приложение №1/

Возможные варианты:

Богатыри-война-мужество-сила-верность-дуб-меч-кочевники-дракон-Илья Муромец

Из записанных ассоциаций выбирают те, которые соответствуют теме урока.

Дают обоснованный ответ.

Выполняют задние №2 рабочего листа (Приложение №1), формулируют вопросы к теме занятия

Выделяют главный вопрос - узнать, чем богатыри отличались от других воинов?

Учащиеся формулируют проблему занятия - в чем заключаются особенности русских богатырей, чем они отличаются от западноевропейских рыцарей

3.Восприятие и осмысление обучающимися нового материала


-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное (К)

-перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию(П)

-самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий(Р)

Учитель: Предлагаю самостоятельно в парах написать определение понятия «богатырь» и прочитать написанные определения.

Учитель предлагает уч-ся познакомиться с определением в словаре и выполнить задание №2 (Приложение№1).

Учитель: Теперь вам необходимо, на основании имеющихся знаний о богатырях, в парах составить кластер «Особенности русских богатырей» (Приложение №1, задание №3)

Прием «Составь исторический портрет». Учитель: В словах ассоциациях вы назвали имена самых известных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. На картине Виктора Васнецова «Богатыри» они изображены вместе. Но историки считают, что жили они в разные исторические эпохи. О героях-богатырях мы знаем из былинных сказаний. Давайте вспомним, что такое былина.

Учитель: Предлагаю сейчас побыть в роли исследователей, в командах поработать с текстами о богатырях, узнать, что соответствует действительности.

Работают в парах, записывают собственное определение понятия «богатыри». Ученики читают свои определения и выбирают лучшее определение. Читают в словарях определение понятия «богатырь», заполняют таблицу(Приложение №1)

В группах составляют кластер (Приложение1, №3), обсуждают, отчитываются в проделанной работе. Называют особенности богатырей: 1) крепкое телосложение 2) сила 3) желание защищать слабых и Родину 4)подчинение воли совести и рассудку , 5) добрые дела 6) служили русскому народу

Читают тексты и составляют исторический портрет, отчитываются в проделанной работе. Ученики вспоминают определение, говорят о том, что в былинах создан идеальный образ русских богатырей.

Уч-ся говорят о том, что очевидно все три богатыря были историческими личностями, принадлежали к разным слоям общества. Их объединяла: православная вера и любовь к родине.



Проводит динамическую паузу

Делают зарядку

4.Первичная проверка понимания

-перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию(П)

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий(Р)

У всех народов были герои, оставившие яркий след в памяти народа. Предлагаю сравнить западноевропейских рыцарей и богатырей, найти общее и различное. Прием «Диаграмма Венна» позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении понятий «рыцарь» и «богатырь»

Строится на двух и более пересекающихся кругах.

На доске приготовлена заготовка. Учитель записывает правильные ответы. Коррекция работ уч-ся

Учитель: Я предлагаю поиграть в игру «Одень воина».Представители групп получают листы с вооружением и доспехами. Вам необходимо на отдельный лист наклеить только то, что относится к военному оснащению богатырей или рыцарей. При выполнении задания можно воспользоваться советами ваших одноклассников. На выполнение работы отводиться 5 минут.

Выполняют задание в группах (Приложение №6)

Учащиеся (в парах) заполняют два круга, в каждом из которых перечисляются характерные черты двух понятий (предметов, явлений). Представитель одной из групп зачитывает характерные черты одного и другого понятия. Другие при необходимости дополняют.

Представитель другой группы зачитывает черты, объединяющие два понятия (общее). Другие при необходимости предлагают свои варианты.


После завершения работы представитель группы отчитывается в проделанной работе.

Ученики-консультанты дополняют ответы. Ученики называют затруднения, с которыми столкнулись при выполнении данной работы.

5.Первичное закрепление

использование знаково-символических средств (П);

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное (К)

-перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию(П)

-самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий(Р)

Учитель использует прием «коллаж».

Цель - развитие абстрактного мышления обучающихся.

В отличие от аппликации коллаж допускает приклеивание объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов. Учитель использует на данном занятии тематический коллаж

Тема  коллажа: «Богатыри-защитники земли Русской»

Цель : Развивать умения детей анализировать роль и особенности русских богатырей

Воспитывать у уч-ся умение работать в группах, выслушивать мнения других детей.

   Сегодня мы с вами, поговорили о защитниках русской земли, и я прошу вас с помощью коллажа показать роль русских богатырей в защите русской земли.   В командах вам необходимо обсудить, как вы будете отражать эту тему, четко распределить обязанности и в течение 10 минут создать плакат. Вы можете использовать заготовки, вырезки из старого журнала, аппликацию, можно делать собственные рисунки. Через 10 минут каждая группа представит свой коллаж.

Учитель наблюдает за работой групп, фиксирует результаты своих наблюдений в листе наблюдений

  Работают в группах








Группы по очереди представляют свои плакаты (время на представление — не более 2 минут). Плакаты закрепляются скотчем на доске

В каждой работе оцениваются идея, полнота представленной темы, оригинальность. Уч-ся дают оценку своей работы и работы других групп


6.Рефлексия

- умение выражать свои мысли (к)

Рефлексия. Предлагает поработать с картиной Виктора Васнецова «Богатыри». В течение 3 минут вам нужно оживить картину и от имени богатырей написать совет как нужно защищать современную Россию. Учитель: Нет ничего дороже родной земли, нашей истории и культуры. Спасибо всем за работу. Будем хранить верность заветам нашим великим предкам, отстоявшим нашу свободу и независимость. Будем помнить, и гордиться нашими богатырями всех веков и времен

Учащиеся могут написать от имени одного или трех богатырей совет: хорошо учиться, заниматься спортом, делать добрые дела и любить свою Родину так, как ее любили наши предки

Список использованных источников:

1. Вовк О.В. Сто великих рыцарей.- М., Вече, 2005г.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.- М., Эксмо Форум, 2007г.

3. Нечаев А.Н. Былины. Сказания о богатырях земли русской.- М., Самовар, 2009г.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.– М., ОНИКС Мир и Образование, 2010г.

5. Большая детская энциклопедия для мальчиков. - Минск, Современный литератор, 2009г.

6. 50 художников. Шедевры русской живописи. – М., Де Агостини, в. № 3, 2010г.

Список использованных источников информации

1. Сайт: «Электронная библиотека ВВМ» /E – mail/

2. В работе использованы материалы из открытых источников сети Интернет.

http://vsergeeva.21428s22.edusite.ru/p20aa1.html

http://www.litcetera.net/forum/112-821-1

Приложение №1

Рабочий лист для работы в паре

Задание №1. Запишите ассоциации к теме урока______________________________________________________________

Задание №2 Работа с понятием «богатырь»

Понятие

Выпишите главную мысль

синонимы

антонимы

Пословица с изучаемым понятием

богатырь





Задание №3.Кластер «Особенности русских богатырей»

Человек большой силы

Крепкое телосложение

Православная вера



Несет военную службу

Богатырь

Защитник русского народа



Приложение №2

Текст для работы в группе. Составь исторический портрет «Илья Муромец»

Прообраз Ильи Муромца ученые в летописях не нашли. По былинам - он сын небогатых родителей из села Карачарова под Муромом. Илья силен, мужественен, мудр и справедлив. Много богатырь ездил по Руси-матушке, защищал людей русских от страшных врагов. Родился между 1150 и 1165 годами, погиб в 1204 году в бою. В 1988 году ученые исследовали мощи преподобного Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре. Результаты ошеломили. Это был могучий мужчина, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см( в то время такой человек, считался высоким) На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Исследователи считают, что, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей, что стало причиной паралича ног. В конце жизни Илья Муромец стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и был позже похоронен, а после канонизирован.

Текст для работы в группе. Составь исторический портрет «Добрыня Никитич»

Он -второй по популярности после Ильи Муромца богатырь. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и ловок, отлично стрелял, плавал, играл в шахматы, пел и играет на гуслях. Добрыня человеком был грамотным, умелым руководителем, знал, когда можно и нужно применить силу и показать власть, а когда можно и по-хорошему. Был посадником Новгорода. Помогал князю Владимиру крестить Новгород. Имел семью.

Текст для работы в группе. Составь исторический портрет «Алеша Попович»

По былинным сказаниям - он не так силен, как Илья Муромец и Добрыня Никитич, зато храбр до безрассудства, беззаботен и жизнерадостен. Весельчак Алеша любил подшучивать над людьми, высмеивая их пороки. Клеветников и льстецов он терпеть не мог. Врагов Алеша Попович побеждал не столько силой, сколько хитростью и отвагой, он лучше всех стреляет из лука, чудесно играет на гуслях. Большинство историков полагают, что прообразом Алеши явился исторический Александр – хоробр (храбрый), сын ростовского священника, живший во времена князя Владимира Святославича. О его подвигах повествует Никоновская летопись







Приложение №3

«Исторический портрет» Илья Муромец

1150-1203 гг

святой

Монах Киево-Печерского монастыря

Необычная сила

великан

Из крестьян

«Исторический портрет»

Алеша Попович

Жил или в 11в, или в 13 в

Отличался находчивостью

Из семьи священника

Из Ростова

«Исторический портрет»

умен

Добрыня Никитич

Крестил Новгород

Играет на гуслях

образован

Был посадником Новгорода

справедлив

Из княжеского рода



Прием «Диаграмма Венна» Приложение №4

различное

различное

Защита Родины

Тяжелое вооружение

общее



Борьба за добро

Вера в Бога

Война и турниры на 1 месте

мужество

Защита веры

воины



Русскилинные

Главное-слава

Более легкое вооружение

Широкие интересы

Из разных слоев общества

феодалы

Вера в Бога







2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!