СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Путешествие в тундру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия поможет педагогам дополнительного образования и учителям начальной школы подробно познакомить с особенностями зоны тундры. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Путешествие в тундру"»



АВТОР: Петрушина Галина Николаевна

Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

город Новокузнецк



Должность: Педагог дополнительного образования















Методическая разработка открытого занятия

«Путешествие в тундру»



Аннотация: Методическая разработка «Путешествие в тундру» поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы подробно познакомить с зоной тундры.












Тема: Путешествие в тундру.

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;

Задачи:

-знакомить с особенностями зоны тундры.

- формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать.

- воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира

Оборудование: презентация «Путешествие в тундру».

Форма: занятие – путешествие.

Ход занятия.

Педагог: Отправимся в путешествие.

Звучит песня «Увезу тебя я в тундру» в исполнении Кола Бельды.

Посетим зону тундры. Прежде, чем отправиться, посмотрим на карте, где находится эта зона.

Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Она расположена в северных частях Азии, Европы и Северной Америки (Слайд 2.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

Педагог: Но нам надо выбрать, в какой сезон мы полетим: зимой, весной или летом.

Может зимой? Слайд 3. Тундра – холодная зона. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Средняя температура января: -32,1° С; Самая низкая температура: -52,5°

Слайд 4.Дуют сильные ветры, свирепствует пурга. Ну, тогда нам нужна меховая куртка, валенки, рукавицы, меховая шапка

Слайд 5. Какая весна! Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

Слайд 6. Наверное, лучше летом

Слайд 7. Садимся в самолет. Полетели. Смотрим в иллюминатор.

Слайд 8 Тундра — прекрасной нежности полна,

Тундра — какая сила ей дана,

Тундра — твоим просторам нет границ,

Тундра — стада оленей, стаи птиц.

Слайд 9. Смотрим в иллюминатор и видим стада оленей. Их очень много

Слайд 10. Видим болота, озера.

Вопрос: Почему их так много?

Слайд 11. Лето в тундре очень короткое. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Вопрос: Мерзлота когда-нибудь оттаивает?

Нет, никогда

Педагог: Лето короткое, не дает достаточно времени для таяния снега и льда.

Высаживаемся. Температура + 14 градусов, И это в июле.

Садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь.

Термин "тундра" означает "безлесная равнина". Смотрим, есть ли в тундре растения.

Видим знакомые растения. Какие?

Слайд 12. Береза, ива. Чем они отличаются, произрастая в тундре?

Они очень маленькие. Деревья не выше наших коленей. А почему?

У поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров. Вечная мерзлота препятствует проникновению корней в почву.

Слайд 13.. А вон, смотрите, растение, похожее на хлопок. Это пушица.

Прогуляемся пешком.

Слайд 14. Ой, какие ягодки: морошка, голубика, брусника. Можете попробовать. Они и у нас растут, но в тундре гораздо крупнее.

Оглядываемся. Каких растений больше всего?

Слайд 15. Это мхи и лишайники (лишайники – это симбиоз или содружество гриба и водоросли). Это основной источник питания животных тундры. Олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

Педагог: Растения, произрастающие в тундре, разработали приспособления, которые обеспечивают их выживание в суровой среде. Зимой многие растения переходят в пассивное состояние, чтобы пережить холода. Растения, находящиеся в покое, остаются живы, но прекращают активный рост.

Растения имеют защитное покрытие, например, толстые волоски, помогающие защитить от ветра, холода и высыхания. Хотя растения большинства природных зон сбрасывают листья, в тундре есть растения, сохраняющие старые листья. Оставляя старые листья, они сохраняют питательные вещества, а также обеспечивают защиту от холодов

Вопрос: О каких животных тундры вы читали, отправляясь в путь?

Слайд 16. Животные тундры.

Слайд 17. Вон, видите вдали. Это северный олень.

(Зачитать) Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде совочка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха. 

Слайд 18. А это кто? Лемминги - небольшие мышевидные грызуны

Слайд 19. Осторожно, волк, убежал, а вон – песец. Песец - один из немногих животных, способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У песца очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает песцу находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Зимой мы бы его не увидели. Белая шерсть делает его незаметным на снегу.

Волки и песцы играют наиболее важную роль в экосистеме тундры, контролируя количество травоядных. В противном случае, травоядные съели бы все растения и в конечном итоге погибли от голода

Слайд 20.. Мы бы зимой и некоторых птиц бы не увидели, таких как сова полярная, куропатка белая. Почему?

Их на белом снегу не видно.

Слайд 21. Подойдем к водоему. О, знакомые нам птицы! Узнаете? Назовите.

Это утка, гусь, лебедь.

Они там круглый год?

Нет, водоплавающие птицы: лебеди, гуси, утки кормятся растениями и насекомыми, которые прилетают на лето в тундру. Они выводят в тундре потомство и потом улетают на юг.

Слайд 22. Видим много мелких пернатых. Это "полярные воробьи" - пуночки, а также кулики, живущие стаями.

Слайд 23. Дети: Ой, как чешется, ой, кусаются.

Это комары. Их так много. Еще какие –то насекомые. Какие?

Слайд 24. Видите, как люди спасаются от насекомых?

Вопрос: Почему не спрашиваете, увидим ли мы северное сияние.

Слайд 25. .Не увидим такую красоту. А почему? Конечно, мы выбрали путешествие в летнее время. А северное сияние можно наблюдать только весной и осенью. Длительность полярных сияний составляет от десятков минут до нескольких суток.


Физминутка. (Встали)

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)


Сделаем вывод:

Слайд 26. Как приспосабливаются животные (записываем)

- Белая окраска меха зверей и оперенье птиц зимой, лишь на короткое время – летом, сменяется на пёструю.

- Накопление слоя подкожного жира.

- Густой мех у зверей, тёплый пух у птиц.

- Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц – опушение ног.

- Зимняя спячка.

- Сезонные миграции.

Слайд 27. Как приспосабливаются растения (записываем)

  • Растения многолетние, карликовые;

  • Мелкие листья свёрнуты и имеют восковой налёт;

  • Корни растений расположены близко к поверхности;

  • Многие растения переносят заморозки;

Яркая окраска цветов привлекает насекомых


Педагог: Бесплодные почвы, сильные холода, низкое биоразнообразие и изолированность делают этот регион практически непригодным для жизни людей. В отличие от природной зоны степи, где легче выращивать зерновые и овощные культуры, растительность в тундре редко съедобна для человека.

Слайд 28. В тундре проживают чукчи, эскимосы, ненцы, эвенки.

Слайд 29, 30. Народы тундры выживают за счет охоты, а также морских ресурсов, таких как тюлени, моржи, киты и лосось. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы.


Основные экологические угрозы включают:

  • Таяние вечной мерзлоты в результате глобального потепления способно оказать негативное воздействие на биоразнообразие.

  • Истощение озонового слоя на Северном и Южном полюсах усиливает ультрафиолетовое излучение.

  • Загрязнение воздуха может привести к смогу, загрязняющему лишайники, которые являются важным источником пищи для многих животных.

  • Разливы нефти наносят колоссальный вред природе .

  • Здания и дороги повышают температуру и давление на вечную мерзлоту, заставляя ее таять.

Закрепление:

1. Анаграммы. Вам предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.

Васо - сова

минглем – лемминг

лукик – кулик

сецеп – песец

корашом – морошка

бигулока – голубика

сникаруб – брусника

онель – олень





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!