Организационная структура логопедического занятия |
Этап логопедического занятия | Задачи этапа | Технологии | Формы организации деятельности воспитанников | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников |
Организационный этап | Подготовка к занятию | | Дети стоят в кругу. | -Я вам сейчас шепну на ушко название овоща, а вы постарайтесь его запомнить. Затем это слово нужно назвать: помидор, огурец, баклажан, кабачок, лук, тыква, горох, свёкла, горох, тыква, редис, редька. - Что я вам назвала? (Овощи) | Дети внимательно слушают педагога, запоминают слова, а затем называют по очереди слова, которые запомнили. |
Основной этап | Формирование интереса к содержанию занятия. | Проблемная | Дети садятся полукругом перед логопедом. | -Однажды на Луне родился необычный малыш - Лунтик. И случилось так, что он оказался на Земле, где нашел себе много новых друзей. А вот что произошло с ним дальше, вы сейчас узнаете…. Ранним утром баба Капа и генерал Шер решили отправиться к своей сестре. «Ну, Лунтик, не скучай, можешь пригласить к себе друзей», - сказала баба Капа. «Хорошо!» - ответил ей Лунтик. «Ой, совсем забыла. Лунтик, тебе можно поручить задание? Возьми корзину, сходи в огород и набери овощей, а я потом приготовлю сытный обед. Я на тебя рассчитываю!» - сказала баба Капа. Когда баба Капа и генерал Шер ушли, Лунтик подумал: «Как же я наберу овощи, если я даже не знаю, как они выглядят и как их называют?» -Ребята, а вы хотите поиграть вместе с Лунтиком в интересные игры, чтобы помочь ему запомнить и правильно называть овощи. | Внутренняя мотивация на деятельность. |
| Формировать практические навыки словообразования и словоизменения | Коррекционно – развивающая. Коррекционно – развивающая. Информационно - коммуникативная | | 1.Беседа по картине «В огороде». -Ребята, давайте расскажем Лунтику, как называется место, где растут овощи? (Это место называется огород). -Какие овощи растут в земле? (В земле растёт картофель (морковь, репа, свёкла, лук…). -Какие овощи растут на земле, на кустиках? (На земле, на кустиках растут помидоры (перец, кабачки…). -Что растёт на земле? (На земле растёт капуста). | Дети отвечают на вопросы полными предложениями, используя предлоги в, на. |
2.Д.И. «Один – много - много чего?» -В огороде выросло много разных овощей. - Это помидор, а в огороде растут… помидоры, в огороде растёт много (чего?)…много помидоров, свёкла – свёклы, баклажан – баклажаны - баклажанов, огурец – огурцы – огурцов, картофель – картофеля, капуста – капусты, морковь – моркови, перец - перцы – перцев. | Дети изменяют существительные в именительном и родительном падеже во множественном числе. |
3.Д.И. «Один – одна» - К Лунтику в гости пришли его друзья Мила и Пчелёнок. Они тоже помогали Лунтику собирать овощи. Мила собирала овощи, про которые можно сказать одна, а Пчелёноксобирал овощи, про которые можно сказать один. Ребята, давайте назовём овощи, которые собрала Мила. (Одна – капуста, морковь, репа, свёкла, тыква, репа). -А теперь назовём овощи, которые собрал Пчелёнок. (Один - помидор, огурец, баклажан, кабачок, лук, перец). | Дети прикасаются к предмету на экране доски. Овощи, про которые можно сказать одна перемещаются к Миле, а овощи про которые можно сказать один, перемещаются к Пчелёнку. |
4.Д.И. «Назови ласково» -Ребята, а вас родители называют ласково? Давайте и мы попробуем назвать некоторые слова ласково. -У Милы зелёный огурец, а у Пчелёнка… зелёненький огурчик. -У Милы красный помидор, а у Пчелёнка…красненький помидорчик. -У Милы жёлтая репа, а у Пчелёнка …жёлтенькая репка. -У Милы жёлтый лук, а у Пчелёнка… жёлтенький лучок. -Назовите овощи, которые собрал Пчелёнок. (зелёненький огурчик, жёлтенький лучок, красненький помидорчик, жёлтенькая репка). А теперь назовите овощи, которые собрала Мила. (зелёный огурец, красный помидор, желтая репа, жёлтый лук). | Дети прикасаются к изображенному предмету на экране доски. Изображение уменьшается, ребёнок называет овощ в уменьшительно - ласкательной форме. |
Динамическая пауза | Развивать мелкую моторику | Технология сохранения и стимулирования здоровья | Дети встают в круг | 5. Пальчиковая гимнастика Вышел Лунтик в огород (Пальцы «шагают» по ноге). Сколько у него хлопот! (Поднять плечи). Надо всё собрать на грядке: (кулачок – ладошка). Помидоры, лук, капусту, И горошек очень вкусный. Репу, огурцы, чеснок, свёклу, редьку и укроп. (Сгибать пальцы на левой и правой руке). | |
Развивать общую моторику | 6.Д.У. «Жадина» -Лунтик устал и позвал всех играть. Давайте, ребята, поиграем вместе с ними. Когда я назову овощи, про которые можно сказать мой, то прыгают мальчики, если моя, то прыгают девочки, а если мои, то прыгаете все. Капуста.. моя, помидор…мой, свёкла…моя, огурец…мой, лук…мой, чеснок…мой, огурцы…мои, картофель…мой, баклажаны…мои, кабачок…мой, репа…моя, помидоры…мои. | Дети выполняют движения, соответствующие правилам игры. |
Основной этап | Формировать практические навыки словообразования и словоизменения. | Коррекционно – развивающая. Информационно-коммуникативная. | Дети садятся полукругом перед логопедом. | 7.Д.И. «Хвастуны». -Ребята, у кого из вас есть дача? А кто ездит в гости в деревню к бабушке с дедушкой? А вы собираете на даче или в деревне урожай овощей? А кто покупает овощи в магазине? Лунтик хвастается, что у него самый хороший урожай. Лунтик, ты не хвастайся, у наши детей тоже хороший урожай. -У Лунтика перец был мягкий. А у меня ещё…мягче. -У Лунтика огурец был длинный. А у меня огурец ещё…длиннее. -У Лунтика морковь была сладкая. А у меня ещё…слаще. -У Лунтика репа была твёрдая. А у меня ещё… твёрже. -У Лунтика огурец был свежий. А у меня ещё… свежее. -У Лунтика капуста была большая. А у меня ещё… больше. | Дети называют предложения с прилагательным в сравнительной степени. |
8.Д.И. « Покупки». - Собрал Лунтик овощи и захотел их сосчитать, но не знает как. Давайте поможем Лунтику сосчитать овощи. -У меня один огурец, а у Лунтика… (пять огурцов). -У меня один помидор, а у Лунтика…(пять помидоров). -У меня один кабачок, а у Лунтика… (пять кабачков). -У меня один картофель, а у Лунтика…(пять картофелин). - У меня один лук, а у Лунтика…(пять луковиц). | Дети согласовывают числительные с существительными. |
9. Д.И. «Жадина» «Какой? Какая?» - Вернулись баба Капа и генерал Шер. Баба Капа была очень довольна тем, что Лунтик с друзьями собрали урожай. Она взяла кастрюлю и приготовила сытный обед из овощей, которые собрали друзья. -Из картофеля приготовила пюре. Какое пюре? (Картофельное). -Из моркови приготовила запеканку. Какую запеканку? (Морковную). -Из моркови приготовила сок. Какой сок? (Морковный). -Из моркови приготовила пюре. Какое пюре? (Морковное). -Из томатов приготовила сок. Какой? (Томатный). -Из свёклы она приготовила салат. Какой салат? (Свекольный салат). -Из лука приготовила суп. Какой суп? (Луковый). -Обед получился очень вкусный. Баба Капа поблагодарила Лунтика и его друзей. | Дети образовывают относительные прилагательные. |
10.Д.И. «Нет чего?» -Генерал Шер с Лунтиком убрали оставшиеся овощи в погреб. -Чего нет? (Нет огурцов) -Чего нет? (Нет помидоров) -Чего нет? ( Нет баклажанов) И т.д. | Ребёнок прикасается к изображённому предмету на экране, тот исчезает. Остальные в это время закрывают глаза. |
Итог. Рефлексия. | Формировать умение анализировать собственные переживания, мысли, ощущения по завершении деятельности. | Игровая | Дети выбирают лепестки, которые лежат на столе педагога. | - Ребята, как вы думаете, а Лунтик запомнил названия овощей? Какая игра была самая интересная? Какая игра была самая трудная? Какая игра была самая лёгкая? Давайте подарим Лунтику цветок нашего настроения. Если вам понравилось играть – прикрепите к сердцевине красный лепесток, если нет - синий. Какой красивый цветок у нас получился! Давайте попрощаемся с Лунтиком. Он вам говорит большое спасибо! | Дети в зависимости от настроения прикрепляют лепесток определённого цвета к общей сердцевине. |