Методическая разработка
занятия внеурочной деятельности по географии
«Геокешинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж»
(для учащихся 9 класса)
Методическая разработка представляет собой материалы по организации и проведению занятия, имеющего большое познавательное и оздоровительное значение для обучающихся 9 классов.
Методическая разработка подробно описывает ход мероприятия, содержит технологическую карту занятия, методические материалы, которые демонстрируют формы и методы работы, способствующие формированию умений и навыков, приобретенных обучающимися на уроках географии.
Разработка имеет практическую направленность и дана в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных рекомендациях.
1. Введение
Важнейшей задачей современной школы является формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков учащихся. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно – ориентированный, системно – деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).
В свете новых задач образования особенно актуально внедрение инновационных форм и методов работы с учащимися на уроках географии и во внеурочное время, изменения технологии обучения, внедрение информационно-коммуникативных технологий. В интерактивном обучении задачей педагога становится создание условий для инициативы. Это повышает интерес к изучаемой науке, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
Представленная методическая разработка внеурочного мероприятия представлена в виде туристической игры – геокешинг. Геокешинг - набирающая популярность в последние годы образовательная технология, позволяющая приобщить школьников к поисковой деятельности, развивающая навыки коллективного взаимодействия, навыки работы с новейшими ИКТ.
Таким образом, актуальность настоящей методической разработки обусловлена несколькими факторами:
- проведение внеурочного мероприятия в форме туристической игры позволяет решать весь комплекс образовательных задач как содержательных (развивающих), так и деятельностных.
- внедрение геоинформатики не только повышает интерес учащихся к культурно – историческим памятникам города Воронеж, но и формирует патриотические чувства.
2. Основная часть
2.1 Методическое обоснование темы
Мероприятие по теме «Геокешинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» организовано на основе системно – деятельностного подхода с использованием современных методов и форм работы, позволяющих активизировать познавательную, коммуникативную, регулятивную деятельности учащихся.
Цель мероприятия: развития индивидуальных качеств и возможностей каждого обучающегося.
Задачи мероприятия:
1. Закрепление знаний, полученных на уроках географии, на практике.
2. Развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся.
3. Воспитание патриотизма, познавательного интереса к природе, истории, культуре родного края.
Сценарий внеурочного мероприятия:
1 этап: Ознакомительный. Знакомство с правилами игры, с GPS-навигацией и GPS-навигаторами. Выдача заданий. Выбор капитана, название команды.
2 этап: Поисковый. Поиск объектов на улицах г. Воронеж.
3 этап: Создание презентации по итогам поисков.
4 этап: Представление и защита презентаций.
Эффективность проведения занятия зависит от создания благоприятных условий для самореализации каждого школьника: доброжелательной комфортной атмосферы, позитивного настроя каждого участника игры, включения монологической, диалоговой и коллективной формы общения.
2.2 Организационно – методические рекомендации
по проведению занятия
Используемые методы и технологии:
- игровая технология – в основе занятия игра-геокешинг, предполагающая ориентирование на местности, использование правил иры;
- методика физического воспитания – спортивное ориентирование (до объекта добираться только пешком);
- личностно-ориентированная технология взаимодействия – задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- технология активного обучения – задания с учетом взаимодействия на разные каналы восприятия информации, активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, создание ситуации интриги;
- технология социального партнерства – стимуляция взаимодействия и результативности участия каждого во имя достижения цели;
- методы беседы, коллективная работа.
Количество участников: 10 человек. Время: 2,5 часа.
Материально – техническое обеспечение: GPS-приемник или телефон, маршрутные листы с заданиями, персональные компьютеры для создания презентаций, фотоаппараты.
Для оценки эффективности занятия в заключении необходимо выяснить:
- эмоциональное состояние школьников;
- выявление «сильных» и «слабых» блоков;
- обратная связь с персональными высказываниями: что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить.
Приемы мотивирования обучающихся:
- использование геоинформационных системам, включая, использование GPS навигатора;
- организация коллективной деятельности;
- обратная связь, оценка эмоционального состояния.
Организационный этап
Задачи этапа: создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение.
Используемые методы и приемы: беседа.
Использование на данном этапе беседы об игре, о новейших информационно-коммуникационных технологиях позволит настроить школьников на необычное занятие, улучшить самочувствие, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение, отрегулировать эмоциональное состояние.
Мотивационно – проблемный этап
Задачи этапа: актуализировать субъективный опыт учащихся, поставить перед обучающимися задачи игры, показать значимость занятия.
Используемые методы и приемы: беседа-обсуждение, коллективная работа.
В ходе беседы-обсуждения школьники знакомятся с правилами игры, с ее целями и задачами. Такая форма организации деятельности позволяет формировать умение синтезировать полученную информацию для составления отчета, умение публично давать ответы.
Коллективная работа включает формирование команды, выбор капитана и название команды, а также выдача заданий. В ходе коллективной работы обучающиеся выдвигают свою точку зрения, спорят, сопоставляют, делают выводы.
Деятельностный этап
Задачи этапа: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, на практике, развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся.
Используемые методы и приемы: коллективная работа.
В ходе проведения игры происходит коллективная работа, где школьники ищут представленные учителем объекты г. Воронеж, отвечают на вопросы. После возвращения «домой» команда создает виртуальный маршрут – презентацию, обсуждают, делают совместные выводы.
Итогово – рефлексивный этап
Задачи этапа: дать качественную оценку деятельности обучающихся, инициировать рефлексию школьников по поводу своего психолого – эмоционального состояния, результатов проведения игры.
Используемые методы и приемы: анализ проведенной игры.
Школьники высказывают свое мнение, оценивают процесс и результат деятельности, формулируют собственное мнение, позицию, делятся впечатлениями.
3. Заключение
Представленная методическая разработка внеурочного мероприятия по географии «Геокэшинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» является иллюстрацией применения на внеурочных занятиях новейших информационно-коммуникационных технологий. Мы считаем, что проведение этого внеурочного мероприятия способствует реализации компетентного и системно-деятельностного подхода в образовании.
Технологическая карта
занятия по внеурочной деятельности
Тема занятия | «Геокэшинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» | Дата проведения | |
Учитель | |
Цель занятия | Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого школьника |
Задачи занятия | 1. Закрепление знаний, полученных на уроках географии, на практике. 2. Развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся. 3. Воспитание патриотизма, познавательного интереса к природе, истории, культуре родного края. |
Планируемые результаты |
Метапредметные УУД | Личностные УУД |
1. Регулятивные: формирование умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации через процесс выполнения задания. 2. Познавательные: способствование преобразованию практической задачи в познавательную через ранее полученные знания; развитие умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации при выполнении задания. 3. Коммуникативные: развитие умения сотрудничать с педагогом, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы для решения организационных и текущих вопросов; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, выражать и отстаивать свою точку зрения, принимать другую для решения задания. | -формирование мотивации к учебе посредством технологии игры, приключения; -формирование сознания возможностей самореализации путем выполнения заданий; -формирование коммуникативной компетенции через коллективную деятельность; -формирование общекультурной и этнической идентичности посредством использования геоинформатики. |
Используемые технологии (элементы технологий) | - игровая технология, -личностно-ориентировочная технология взаимодействия, - технология активного обучения, - технология социального партнерства. | Время | Количество участников |
2,5 часа | 10 человек |
Формы работы | Коллективная |
Условия реализации программы | Методические ресурсы: 1. Кукушкина, А. Г. Педагогический потенциал туристической игры геокешинг: опыт реализации городского проекта/ А. Г. Кукушкина// Вестник Новгородского государственного университета. – 2016. - № 1. – С. 50-53. 2. Панов, А. А. Образовательный геокешинг – новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей/ А. А. Панов// Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2015. - № 3. – С. 165-170. 3. Болдырева, Л. А. Игра на местности/ Л. А. Болдырева// Краеведение, экология и туризм в школе и вне школы: сборник методических материалов. – Петрозаводск, 2015. – С. 64-67. Материально-техническое обеспечение: GPS-приемник или телефон, маршрутные листы с заданиями, персональные компьютеры для создания презентаций, фотоаппараты. |
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный Задачи этапа: создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. | Учитель организует школьников, рассаживает по кругу. Организует беседу о геоинформационных системах, о новейших информационно-коммуникативных технологиях, об игре-геокэшинг. | Приветствуют учителя. Рассаживаются в круг. Каждый ученик говорит о том, какие ИКТ он знает, и как они работают, а также об игре геокэшинг. | Р: готовность к игре, организация своей деятельности, принятие игры, определение своего настроения в игре. |
Мотивационно-проблемный Задачи этапа: актуализировать субъективный опыт учащихся, поставить перед обучающимися задачи игры, показать значимость занятия. | Организует беседу-обсуждение, где школьники знакомятся с правилами игры, с ее целями и задачами (Приложение 1). Учитель выдает Маршрутный лист с заданиями и подсказками (Приложение 2). | Обучающиеся участвуют в беседе-обсуждении, обсуждают правила игры, формулируют ее цели и задачи, выбирают командира, придумывают название команды. Получают Маршрутный лист с заданиями и подсказками. | П: умение синтезировать полученную информацию для составления ответов, проявлению инициативы и самостоятельности К: умение сотрудничать с педагогом при решении организационных и текущих вопросов, выражение своей точки зрения, принятие другой. Р: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Деятельностный этап Задачи этапа: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, на практике, развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся. | Учитель контролирует процесс игры. | Используя GPS-приемник, идут в заданные места, выполняют игровые задания, делают пометки в своем путеводителе, фотографируют процесс поиска и найденные объекты. По приходу «домой» школьники анализируют, сопоставляют, делают выводы: готовят и представляют презентацию о своих приключениях во время игры и собранной ин- формации. | П: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации, умение синтезировать полученную информацию для составления ответов на поставленный вопрос, умение сопоставлять, сравнивать услышанные ответы других учащихся, предлагать свои пути решения, умение делать выводы. К: умение отражать в своей речи содержание темы, навыка публичного общения и рассказывания своего опыта, высказывание своей точки зрения. Р: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков самоконтроля, саморегуляции, умение планировать свою работу при выполнении общего задания команды. |
Итогово-рефлексивный этап Задачи этапа: дать качественную оценку деятельности обучающихся, инициировать рефлексию школьников по поводу своего психолого – эмоционального состояния, результатов проведения игры | Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов. Предлагает школьникам ответить на вопросы: - Понравилась ли вам игра? - Чему вы научились? -Какие впечатления у вас остались от игры? - С каким настроением вы уходите с занятия? Раздает участникам игры грамоты, сувениры. | Школьники высказывают свое мнение, оценивают процесс и результат деятельности, формулируют собственное мнение, позицию, делятся впечатлениями, делают выводы. | П: умение анализировать собственную деятельность, самостоятельно делать выводы К: умение публично давать ответы на поставленные вопросы, участвовать в коллективном обсуждении. Р: умение соотносить поставленные цели с достигнутыми результатами, формирование навыков самоконтроля, саморегуляции |
Приложение 1
Основные правила игры
1. На решение поставленных задач отведено 2 часа.
2. Находить объекты и отвечать на поставленные вопросы можно в любом порядке.
3. Команда должна не только ответить на вопрос, определив по координатам правильное нахождение объекта, но и сфотографировать членов команды на его фоне.
4. Возвратившись «домой», каждая команда создает виртуальный маршрут, который они совершили по городу, и дает ответы на вопросы геокешинга.
5. Создает презентацию - 40 минут.
6. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.
Приложение 2
Маршрутный лист с заданиями и подсказками
Маршрутный лист игры «Геокешинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» |
Команда: | | Требования: |
Начальная точка: | |
Конечная точка: | |
Время начала игры: | |
Время возвращения: | |
Координата | Вопрос | Подсказки | Ответ |
001 51°41′12″ с. ш. 39°13′01″ в. д. | Узнайте и назовите здание. Для чего оно предназначается? | Здание, проект которого выполнил архитектор А. В. Миронов (1902-1980) в канонах русской классики, было построено в 1954 году. В плане оно выглядит как буква "Н" с вытянутой средней частью, в центре которой построен портик, состоящий из шести цилиндрических в середине, двух стоящих по краям прямоугольных колонн треугольного фронтона над ними. Здание является архитектурной доминантой улицы Ленина и придает ей нарядный вид. | Здание главного корпуса ВГПУ |
002 51°36′30″ с. ш. 39°11′57″ в. д. | Определите этот природный объект. Какие проблемы данного объекта вы можете назвать? Назовите пути решения этих проблем. | «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь», - так сказал Антуант де Сент-Экзюпери. Здешние места сделал великими царь Петр I. | Воронежское водохранилище |
003 51°40′14″ с. ш. 39°12′37″ в. д. | Назовите объект. Какого цвета здание? Сколько этажей охватывают колонны здания? Что изображено на орнаментной лепке здания? | Краеведы называют этот памятник «воронежским дворцом» – за сходство с величественными петербургскими строениями в стиле барокко. Сотрудники объекта предполагают, что именно здесь, а не в Доме губернатора на проспекте Революции, 22, проходил бал, на котором побывал герой романа Льва Толстого «Война и мир» Николай Ростов. Объект является памятником архитектуры федерального значения, одним из самых богатых в стране, как по количеству единиц хранения, так и по наличию особо редких и ценных экспонатов. | ВХОМ им. И. Н. Крамского |
004 51°40′19″ с. ш. 39°12′32″ в. д. | Назовите исторический памятник, находящийся в этой точке. Опишите каменные пилоны памятника. | Это слова из ранее изученного вами произведения известного писателя – нашего земляка: «Вася написал в тетради: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду». | Памятник А. Платонову |
005 51°40′14″ с. ш. 39°12′37″ в. д. | Назовите и опишите объект. | 6 мая 1975 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении города Воронеж орденом Отечественной войны I степени «За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства». | Площадь Победы |