СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по географии «Геокешинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» (для учащихся 9 класса)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой материалы по организации и проведению занятия, имеющего большое познавательное и оздоровительное значение для обучающихся 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по географии «Геокешинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» (для учащихся 9 класса)»

Методическая разработка

занятия внеурочной деятельности по географии

«Геокешинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж»

(для учащихся 9 класса)


Методическая разработка представляет собой материалы по организации и проведению занятия, имеющего большое познавательное и оздоровительное значение для обучающихся 9 классов.

Методическая разработка подробно описывает ход мероприятия, содержит технологическую карту занятия, методические материалы, которые демонстрируют формы и методы работы, способствующие формированию умений и навыков, приобретенных обучающимися на уроках географии.

Разработка имеет практическую направленность и дана в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных рекомендациях.


1. Введение


Важнейшей задачей современной школы является формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков учащихся. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно – ориентированный, системно – деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).

В свете новых задач образования особенно актуально внедрение инновационных форм и методов работы с учащимися на уроках географии и во внеурочное время, изменения технологии обучения, внедрение информационно-коммуникативных технологий. В интерактивном обучении задачей педагога становится создание условий для инициативы. Это повышает интерес к изучаемой науке, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Представленная методическая разработка внеурочного мероприятия представлена в виде туристической игры – геокешинг. Геокешинг - набирающая популярность в последние годы образовательная технология, позволяющая приобщить школьников к поисковой деятельности, развивающая навыки коллективного взаимодействия, навыки работы с новейшими ИКТ.

Таким образом, актуальность настоящей методической разработки обусловлена несколькими факторами:

- проведение внеурочного мероприятия в форме туристической игры позволяет решать весь комплекс образовательных задач как содержательных (развивающих), так и деятельностных.

- внедрение геоинформатики не только повышает интерес учащихся к культурно – историческим памятникам города Воронеж, но и формирует патриотические чувства.

2. Основная часть


2.1 Методическое обоснование темы


Мероприятие по теме «Геокешинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» организовано на основе системно – деятельностного подхода с использованием современных методов и форм работы, позволяющих активизировать познавательную, коммуникативную, регулятивную деятельности учащихся.

Цель мероприятия: развития индивидуальных качеств и возможностей каждого обучающегося.

Задачи мероприятия:

1. Закрепление знаний, полученных на уроках географии, на практике.

2. Развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся.

3. Воспитание патриотизма, познавательного интереса к природе, истории, культуре родного края.

Сценарий внеурочного мероприятия:

1 этап: Ознакомительный. Знакомство с правилами игры, с GPS-навигацией и GPS-навигаторами. Выдача заданий. Выбор капитана, название команды.

2 этап: Поисковый. Поиск объектов на улицах г. Воронеж.

3 этап: Создание презентации по итогам поисков.

4 этап: Представление и защита презентаций.

Эффективность проведения занятия зависит от создания благоприятных условий для самореализации каждого школьника: доброжелательной комфортной атмосферы, позитивного настроя каждого участника игры, включения монологической, диалоговой и коллективной формы общения.

2.2 Организационно – методические рекомендации

по проведению занятия


Используемые методы и технологии:

- игровая технология – в основе занятия игра-геокешинг, предполагающая ориентирование на местности, использование правил иры;

- методика физического воспитания – спортивное ориентирование (до объекта добираться только пешком);

- личностно-ориентированная технология взаимодействия – задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

- технология активного обучения – задания с учетом взаимодействия на разные каналы восприятия информации, активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, создание ситуации интриги;

- технология социального партнерства – стимуляция взаимодействия и результативности участия каждого во имя достижения цели;

- методы беседы, коллективная работа.

Количество участников: 10 человек. Время: 2,5 часа.

Материально – техническое обеспечение: GPS-приемник или телефон, маршрутные листы с заданиями, персональные компьютеры для создания презентаций, фотоаппараты.

Для оценки эффективности занятия в заключении необходимо выяснить:

- эмоциональное состояние школьников;

- выявление «сильных» и «слабых» блоков;

- обратная связь с персональными высказываниями: что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить.

Приемы мотивирования обучающихся:

- использование геоинформационных системам, включая, использование GPS навигатора;

- организация коллективной деятельности;

- обратная связь, оценка эмоционального состояния.


Организационный этап


Задачи этапа: создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение.

Используемые методы и приемы: беседа.

Использование на данном этапе беседы об игре, о новейших информационно-коммуникационных технологиях позволит настроить школьников на необычное занятие, улучшить самочувствие, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение, отрегулировать эмоциональное состояние.


Мотивационно – проблемный этап


Задачи этапа: актуализировать субъективный опыт учащихся, поставить перед обучающимися задачи игры, показать значимость занятия.

Используемые методы и приемы: беседа-обсуждение, коллективная работа.

В ходе беседы-обсуждения школьники знакомятся с правилами игры, с ее целями и задачами. Такая форма организации деятельности позволяет формировать умение синтезировать полученную информацию для составления отчета, умение публично давать ответы.

Коллективная работа включает формирование команды, выбор капитана и название команды, а также выдача заданий. В ходе коллективной работы обучающиеся выдвигают свою точку зрения, спорят, сопоставляют, делают выводы.

Деятельностный этап


Задачи этапа: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, на практике, развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся.

Используемые методы и приемы: коллективная работа.

В ходе проведения игры происходит коллективная работа, где школьники ищут представленные учителем объекты г. Воронеж, отвечают на вопросы. После возвращения «домой» команда создает виртуальный маршрут – презентацию, обсуждают, делают совместные выводы.


Итогово – рефлексивный этап


Задачи этапа: дать качественную оценку деятельности обучающихся, инициировать рефлексию школьников по поводу своего психолого – эмоционального состояния, результатов проведения игры.

Используемые методы и приемы: анализ проведенной игры.

Школьники высказывают свое мнение, оценивают процесс и результат деятельности, формулируют собственное мнение, позицию, делятся впечатлениями.


3. Заключение


Представленная методическая разработка внеурочного мероприятия по географии «Геокэшинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж» является иллюстрацией применения на внеурочных занятиях новейших информационно-коммуникационных технологий. Мы считаем, что проведение этого внеурочного мероприятия способствует реализации компетентного и системно-деятельностного подхода в образовании.




Технологическая карта

занятия по внеурочной деятельности


Тема занятия

«Геокэшинг – путеводитель по объектам историко – культурного наследия города Воронеж»

Дата проведения


Учитель


Цель занятия

Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого школьника

Задачи занятия

1. Закрепление знаний, полученных на уроках географии, на практике.

2. Развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся.

3. Воспитание патриотизма, познавательного интереса к природе, истории, культуре родного края.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1. Регулятивные: формирование умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации через процесс выполнения задания.

2. Познавательные: способствование преобразованию практической задачи в познавательную через ранее полученные знания; развитие умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации при выполнении задания.

3. Коммуникативные: развитие умения сотрудничать с педагогом, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы для решения организационных и текущих вопросов; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, выражать и отстаивать свою точку зрения, принимать другую для решения задания.

-формирование мотивации к учебе посредством технологии игры, приключения;

-формирование сознания возможностей самореализации путем выполнения заданий;

-формирование коммуникативной компетенции через коллективную деятельность;

-формирование общекультурной и этнической идентичности посредством использования геоинформатики.

Используемые технологии (элементы технологий)

- игровая технология,

-личностно-ориентировочная технология взаимодействия,

- технология активного обучения,

- технология социального партнерства.

Время

Количество участников

2,5 часа

10 человек

Формы работы

Коллективная

Условия реализации программы

Методические ресурсы: 1. Кукушкина, А. Г. Педагогический потенциал туристической игры геокешинг: опыт реализации городского проекта/ А. Г. Кукушкина// Вестник Новгородского государственного университета. – 2016. - № 1. – С. 50-53.

2. Панов, А. А. Образовательный геокешинг – новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей/ А. А. Панов// Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2015. - № 3. – С. 165-170.

3. Болдырева, Л. А. Игра на местности/ Л. А. Болдырева// Краеведение, экология и туризм в школе и вне школы: сборник методических материалов. – Петрозаводск, 2015. – С. 64-67.

Материально-техническое обеспечение: GPS-приемник или телефон, маршрутные листы с заданиями, персональные компьютеры для создания презентаций, фотоаппараты.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Задачи этапа:

создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение.


Учитель организует школьников, рассаживает по кругу.

Организует беседу о геоинформационных системах, о новейших информационно-коммуникативных технологиях, об игре-геокэшинг.

Приветствуют учителя. Рассаживаются в круг. Каждый ученик говорит о том, какие ИКТ он знает, и как они работают, а также об игре геокэшинг.

Р: готовность к игре, организация своей деятельности, принятие игры, определение своего настроения в игре.

Мотивационно-проблемный

Задачи этапа:

актуализировать субъективный опыт учащихся, поставить перед обучающимися задачи игры, показать значимость занятия.

Организует беседу-обсуждение, где школьники знакомятся с правилами игры, с ее целями и задачами (Приложение 1). Учитель выдает Маршрутный лист с заданиями и подсказками (Приложение 2).

Обучающиеся участвуют в беседе-обсуждении, обсуждают правила игры, формулируют ее цели и задачи, выбирают командира, придумывают название команды. Получают Маршрутный лист с заданиями и подсказками.

П: умение синтезировать полученную информацию для составления ответов, проявлению инициативы и самостоятельности

К: умение сотрудничать с педагогом при решении организационных и текущих вопросов, выражение своей точки зрения, принятие другой.

Р: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Деятельностный этап

Задачи этапа:

закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, на практике, развитие творческих, коммуникативных способностей, воображения учащихся.

Учитель контролирует процесс игры.

Используя GPS-приемник, идут в

заданные места, выполняют игровые задания, делают пометки в

своем путеводителе, фотографируют процесс поиска и

найденные объекты. По приходу «домой» школьники анализируют, сопоставляют, делают выводы: готовят и представляют

презентацию о своих приключениях во время игры и собранной ин-

формации.

П: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации, умение синтезировать полученную информацию для составления ответов на поставленный вопрос, умение сопоставлять, сравнивать услышанные ответы других учащихся, предлагать свои пути решения, умение делать выводы.

К: умение отражать в своей речи содержание темы, навыка публичного общения и рассказывания своего опыта, высказывание своей точки зрения.

Р: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков самоконтроля, саморегуляции, умение планировать свою работу при выполнении общего задания команды.

Итогово-рефлексивный этап

Задачи этапа:

дать качественную оценку деятельности обучающихся, инициировать рефлексию школьников по поводу своего психолого – эмоционального состояния, результатов проведения игры

Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов.

Предлагает школьникам ответить на вопросы:

- Понравилась ли вам игра?

- Чему вы научились?

-Какие впечатления у вас остались от игры?

- С каким настроением вы уходите с занятия?

Раздает участникам игры грамоты, сувениры.

Школьники высказывают свое мнение, оценивают процесс и результат деятельности, формулируют собственное мнение, позицию, делятся впечатлениями, делают выводы.

П: умение анализировать собственную деятельность, самостоятельно делать выводы

К: умение публично давать ответы на поставленные вопросы, участвовать в коллективном обсуждении.

Р: умение соотносить поставленные цели с достигнутыми результатами, формирование навыков самоконтроля, саморегуляции




Приложение 1


Основные правила игры

1. На решение поставленных задач отведено 2 часа.

2. Находить объекты и отвечать на поставленные вопросы можно в любом порядке.

3. Команда должна не только ответить на вопрос, определив по координатам правильное нахождение объекта, но и сфотографировать членов команды на его фоне.

4. Возвратившись «домой», каждая команда создает виртуальный маршрут, который они совершили по городу, и дает ответы на вопросы геокешинга.

5. Создает презентацию - 40 минут.

6. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.



Приложение 2


Маршрутный лист с заданиями и подсказками


Маршрутный лист игры «Геокешинг – путеводитель по объектам

историко – культурного наследия города Воронеж»

Команда:


Требования:

  • работа в команде

  • фотография с каждого объекта

Начальная точка:


Конечная точка:


Время начала игры:


Время возвращения:


Координата

Вопрос

Подсказки

Ответ

001

51°41′12″ с. ш.

39°13′01″ в. д.

Узнайте и назовите здание. Для чего оно предназначается?

Здание, проект которого выполнил архитектор А. В. Миронов (1902-1980) в канонах русской классики, было построено в 1954 году. В плане оно выглядит как буква "Н" с вытянутой средней частью, в центре которой построен портик, состоящий из шести цилиндрических в середине, двух стоящих по краям прямоугольных колонн треугольного фронтона над ними. Здание является архитектурной доминантой улицы Ленина и придает ей нарядный вид.

Здание главного корпуса ВГПУ

002

51°36′30″ с. ш.

39°11′57″ в. д.


Определите этот природный объект. Какие проблемы данного объекта вы можете назвать? Назовите пути решения этих проблем.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь», - так сказал Антуант де Сент-Экзюпери.

Здешние места сделал великими царь Петр I.

Воронежское водохранилище

003

51°40′14″ с. ш.

39°12′37″ в. д.

Назовите объект. Какого цвета здание? Сколько этажей охватывают колонны здания? Что изображено на орнаментной лепке здания?

Краеведы называют этот памятник «воронежским дворцом» – за сходство с величественными петербургскими строениями в стиле барокко. Сотрудники объекта предполагают, что именно здесь, а не в Доме губернатора на проспекте Революции, 22, проходил бал, на котором побывал герой романа Льва Толстого «Война и мир» Николай Ростов.

Объект является памятником архитектуры федерального значения, одним из самых богатых в стране, как по количеству единиц хранения, так и по наличию особо редких и ценных экспонатов.

ВХОМ им. И. Н. Крамского

004

51°40′19″ с. ш.

39°12′32″ в. д.

Назовите исторический памятник, находящийся в этой точке. Опишите каменные пилоны памятника.

Это слова из ранее изученного вами произведения известного писателя – нашего земляка: «Вася написал в тетради: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

Памятник А. Платонову

005

51°40′14″ с. ш.

39°12′37″ в. д.

Назовите и опишите объект.

6 мая 1975 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении города Воронеж орденом Отечественной войны I степени «За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства».

Площадь Победы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!