Ахуырады æмæ наукæйы министрад РЦИ-Алани психологон - педагогон ǽгъдауǽй ǽнǽниздзинад раздахыны ǽмǽ сраст кǽныны центр | | Министерство образования и науки РСО-Алания государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ» |
362002 г.Владикавказ,ул.Интернациональная,24 тел./факс: (8672) 50-11-40 E-mail: cpprk@edu15.ru
ИНН - 1501007954, ОГРН- 1021500668815
№___________
от «____» ___________ 2021г.
II. 5. Аналитическая справка Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей путем внедрения и использования здоровьесберегающих технологий
Дана Пуховой Фатиме Владимировне, учителю надомного обучения и подтверждает, что учитель использует в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном и региональном уровнях.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках обеспечивает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность детей на высоком уровне и предупреждает преждевременное утомление.
При правильной педагогической инструментовке здоровьесберегающие технологии способны поддерживать у школьников должный запас «адаптационной энергии», стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств школьника,
устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
Основная задача учителя организовать учебную деятельность так, чтобы не возникали проблемы перегрузки учащихся. Необходимо определить комплекс мер, которые направлены на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. В первую очередь это реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, правильное составление расписания занятий, с учётом современных требований, проведение физических упражнений во время учебного процесса, соблюдение гигиенических и психолого – педагогических условий.
Важная роль в формировании у школьников здорового образа жизни отводится семье. С этой целью привлекаются родители к формированию навыков здорового образа жизни у детей (проведение тематических родительских собрании с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы).
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, способствует лучшему усвоению ими учебного материала. В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
С этой целью Пухова Фатима Владимировна целенаправленно использует в образовательном и воспитательном процессах здоровьесберегающие технологии, осуществляя свою деятельность по наиболее значимым направлениям:
1) организация учебного процесса с соблюдением санитарно-
гигиенических требований;
2) организация учебно-воспитательного процесса в режиме
профилактики и охраны психологического здоровья школьников.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках обеспечивает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность детей на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Фатима Владимировна чередует различные виды деятельности, регулярно проводит физминутки, смену динамических поз, минутки релаксации с музыкальным оформлением, использует схемы зрительно- двигательных траекторий для периодической активизации чувств зрительной координации, массаж биологически активных точек, упражнения на дыхание, имитационные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для плечевого пояса, мышц туловища, упражнения про профилактики нарушений осанки, физкультурные разминки и массажные коврики для снятия напряжения мышц.
Работу с семьей Фатима Владимировна ведет по следующим направлениям:
-
Проводит беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.
-
Привлечение родителей к формированию навыков здорового образа жизни у детей (проведение тематических родительских собраний, с приглашением специалистов, индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы).
-
Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей, к участию в проектной деятельности.
-
Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, рисунков «За здоровый образ жизни», «Разговор о правильном питании»). Личностно- ориентированный подход в оздоровлении детей осуществляется педагогом через ведение паспортизации здоровья учащихся, что позволяет вести мониторинг качества здоровья класса.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий, способствует снижению показателей заболеваний детей, улучшает психологический климат в детских коллективах, активно приобщает родителей учащихся к работе по укреплению их здоровья. Открываются новые возможности в поиске творческих путей, их реализации.
Директор З.М. Бритаева
Приложение 1
Используемые здоровьесберегающие технологии
№ | Элементы технологии | Охват уч-ся | Результативность |
1. | Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекции в соответствии с имеющимися данными. | 80-100% | 1. Формирование навыков здоровьесберегающей педагогической деятельности. |
2. | Учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы. | 80-100% | 2. Воспитание учащихся в рамках человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребёнка. |
3. | Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. | 80-100% | Обеспечение развития природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. |
4. | Уроки ОЗОЖ с целью обучения детей элементарным приёмам здорового образа жизни; -привитие детям элементарных гигиенических навыков; -строгое соблюдение режима школьных занятий; -построение и анализ урока с позиции здоровье сбережения; -использование средств наглядности; - обязательное выполнение гигиенических требований; -чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; -организация и проведение массовых оздоровительных мероприятий; работа с семьёй |
Диагностика рациональной организации урока
с позиции применения здоровьесберегающих технологий
Факторы урока | Уровень гигиенической рациональности урока |
Плотность урока | 70-75% |
Количество видов учебной деятельности | 4-7 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | 7- 10 минут |
Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена через 7-10 минут |
Количество видов преподавания | 3-5 |
Чередование видов преподавания | через 10-15 минут |
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 |
Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 15-й и 25-й мин. урока по 1 мин. С целью релаксации |
Психологический климат | Преобладают положительные эмоции |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 30-35 мин. |
Мероприятия, проводимые учителем для реализации
профилактики ЗОЖ
Мероприятия | Год |
Комплексы гимнастических упражнений на уроках для различных частей тела | постоянно |
Комплекс гимнастик: - оздоровительная; - пальчиковая, корригирующая; - дыхательная. | постоянно |
Санитарно-просветительская помощь: | постоянно |
Тематическое родительское собрание | 2018-2021гг |
Приложение 2
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Разработала и провела: учитель
Пухова Ф.В.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в обучении детей специальной коррекционной школе.
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, наши педагоги целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Здоровьесберегающие технологии по ГОС.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе. То есть, по ГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?
Здоровьесберегающие технологии — что это?
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
-
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
-
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
-
Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
-
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в средней школе
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
-
"Не навреди"
-
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
-
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
-
Соответствие содержания обучения возрасту.
-
Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
-
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ГОС
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Виды современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях классной комнаты, применяемых в процессе обучения детей:
В структуре урока применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
1. Положительный эмоциональный настрой на уроке; (Зарядка)
2. Оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)
3. Подача материала доступным рациональным способом;
4. Наглядность.
5. Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.)
6. Физкультминутки, динамические паузы.
7. Дифференцированный подход в обучении.
8. Игра, игровые моменты.
9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности; санитарно – гигиенические условия.
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей работе:
Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Наличие эмоциональных разрядок
Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Доброжелательность, терпение, деликатность, юмор, взаимное уважение и заинтересованность - незаменимые помощники в этом.
Некоторые ученики трудно запоминают новый материал. Для этого полезно развивать зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Эффективно использование слуховой память.
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых математических правил, так и просто отдельных терминов из курса математики.
Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Самое главное, создание комфорта на уроке, хорошие доверительные взаимоотношения учителя с учениками. Ура! Математика!!!
Отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
Важно! Правильная поза ученика во время занятий за столом. Правильная рабочая поза при письме.
Позы учащихся и их чередование. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Точечный массаж. Самомассаж. Точечный массаж помогает: проводить профилактику простудных заболеваний; закаливание детей; научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Определение самомассажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть самомассаж мышц головы и шеи, ушных раковин, мышц языка, лица, самомассаж рук. Самомассаж – благотворно влияет на внутренние органы, воздействуя на биологически активные точки тела. Самомассаж – это один из методов коррекции речи детей.
Мышцы шеи раз, два, три,
Справа, слева разотри.
Мышцы шеи раз, два, три,
Справа, слева разотри.
Где седьмой мой позвонок?
Где высокий бугорок?
Раз виток и два виток,
Правлю нервный я поток.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Зрительная гимнастика используется:
Гимнастика бывает:
-
игровая коррекционная физминутка;
-
с предметами;
-
по зрительным тренажерам;
-
комплексы по словесным инструкциям.
Зрительная гимнастика
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Проводиться в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.
К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Релаксация. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Используется для обучения детей управлению мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Для релаксации можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг. Релаксация на уроках. Помогает снять стресс; расслабление мышц; снятие усталости; восстановление работоспособности.
Виды и приемы рефлексии на уроках.
| Темы бесед с учащимися |
1. | Гигиена. Для чего она нужна. |
2. | Здоровый сон – залог здоровья |
3. | Компьютер - мой друг или? |
4. | Зрение – бесценный дар. |
5. | Профилактика вредных привычек |
6. | Моё здоровье в моих руках. |
7. | Как бороться со стрессом. |
8. | Здоровая пища для всей семьи. Викторина «Здоровое питание». |
9. | Выбирая спорт – мы выбираем здоровье. Физическая активность - путь к здоровью. |
| Тема родительских собраний |
-
| Здоровье и вредные привычки. Как сохранить здоровье ребенка? |
-
| За здоровьем всей семьёй. Значение режима дня в жизни школьника. |
-
| Здоровье ребенка – основа успешности в учении |
-
| Физиологические особенности младших школьников. |
-
| Здоровое питание - залог крепкого здоровья. |
-
| Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его здоровья |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»
Рассмотрена Утверждаю
на заседании м/о Директор ГКОУ ЦППРК
учителей З.М. Бритаева________
протокол № ___ от ________г 2020– 2021учебный год
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Учитель:
Пухова Фатима Владимировна
Образование: высшее