СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разрабтка внеклассного мероприятия по рассказу Ф.Абрамова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разрабтка внеклассного мероприятия по рассказу Ф.Абрамова»



Е.П.Казьмина

учитель русского языка

и литературы

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Алексинская средняя

общеобразовательная школа

имени К.И. Ракутина»

Смоленская область,

Дорогобужский район,

с. Алексино,

ул. Школьная 14

8 906 669 -95-07

[email protected]




Методическая разработка

внеклассного мероприятия по рассказу Ф.Абрамова

«О чем плачут лошади»

(с использованием краеведческого материала)











2022год


Пояснительная записка к методической разработке


Методическая разработка внеклассного мероприятия по рассказу Ф.Абрамова

«О чем плачут лошади» (с использованием краеведческого материала) предназначена для учеников 7 класса. Она составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении, осваивается нами не только в чувственном восприятии, но и в интеллектуальном понимании.

Занятие носит практико-ориентированный характер-литературное исследование.

На уроке дети обменивались информацией, коллективно анализировали и приходили к обобщению полученной информации, обменивались своими исследованиями.

Тема разработки дала возможность провести мероприятие, соединив урок литературы и изучение краеведческого материала села Алексино. В подготовке к мероприятию были изучены документы алексинской сельской библиотеки. В результате проведенного мероприятия учащиеся смогли сопоставить изучаемое произведение и материал из истории своей малой родины.















Тип урока: усвоение новых знаний посредством аналитического прочтения

произведения; привлечение краеведческого материала.

Методы: проблемно-исследовательский, наглядный.

Приёмы: слово учителя, сообщения учащихся.

Время занятия: 2 часа.

Цели урока:

метапредметные:

- формирование навыков проблемно-исследовательской деятельности;

- овладение приёмами публичного выступления;

предметные:

- формирование интереса к творчеству Ф.А.Абрамова;

- развитие способностей к осмыслению и пониманию идеи произведения;

личностные:

- воспитание ответственного отношения к «братьям нашим меньшим»;

- формирование любви к своему родному краю и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о духовных и нравственных ценностях.


Оборудование: тексты рассказа «О чем плачут лошади»;

альбом «Конный завод во время Великой Отечественной войны», ИД.



Ход занятия:

I.Оргмомент.


II.Целеполагание. Сегодня перед нами стоит цель: исследуя рассказ Ф.Абрамова, рассмотреть отношение людей к лошадям, выразить свое отношение, вспомнить прошлое Смоленского конезавода №16


III. Подготовка к восприятию темы. Учитель читает стихотворение.

Лошадь, природы созданье чудесное,

С тобой единение чувствую тесное…

Четыре копыта, подковы несущие,

Мягкие губы, сахар берущие…

Глаза лошадиные в душу заглянут,

От глаз лошадиных печали увянут. (Вера Вдовина) Приложение №1

IV. Восприятие темы. Слова учителя:

Издавна славилось мое родное село Алексино лошадьми-рысаками русской породы, выращенными на Смоленском Ордена Ленина конном заводе №16, который был образован в 1922году. «Ах, Алексино родное, рысаковое село»! - так писал смоленский поэт А. Мишин.

Природа наградила лошадей множеством замечательных качеств. У них обоняние развито сильнее, чем у других животных. Осязание тоже хорошее. Они наделены прекрасной памятью. К тому же лошади – отличные пловцы, удивительные создания природы. И еще они очень красивы!

-Вспомните, кто из русских писателей изображал в своих произведениях лошадей? (К.Паустовский «Тёплый хлеб», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», К.Ушинский «Слепая лошадь», А.Куприн «Изумруд» и другие). Приложение №2

-Почему писатели часто обращаются в произведениях к миру этих животных? (Отношение к лошадям и к другим животным – показатель порядочности, доброты, человечности).

-Вот и русский писатель Федор Абрамов своем рассказе «О чем плачут лошади», показывает не только отношение к лошадям, но и поднимает проблему человеческой памяти, человеческой порядочности. Приложение №3


V. Работа по теме. Сообщение учащихся о жизни писателя.

- Вначале послушаем сообщения учеников о жизни писателя.

Детство и юность

Федор Александрович Абрамов родился в небольшом селе Веркола, Архангельской области, в начале 1920 года. Мальчик воспитывался в семье крестьянки и извозчика, помимо него, у родителей было еще четверо детей.

Большим горем для всех стала смерть кормильца, маленькому Феде тогда исполнился 1 год. Было трудно, но им удалось завести свое хозяйство, которое спасло Абрамовых от голода.

В 1-й класс Федор пошел в родном селе, проучился там 4 года, а затем переехал к старшему брату в Кушкопалу. Получив аттестат, без проблем поступил в Ленинградский университет, начал изучать филологию.


Карьера и военная служба

В университете Абрамов так и не доучился, после 3-го курса, как только началась война, юноша тут же записался добровольцем. Первый раз он получил ранение в 1941 году, пуля вошла в руку, но парень быстро восстановился и вернулся в строй.

Второй раз снаряд поразил ноги, Федор попал в госпиталь, а когда выписался, комиссия признала солдата непригодным и отправила в военно-пулемётное училище в Архангельск на должность помощника командира. Через год будущего писателя перевели в отдел Смерша, там он пробыл до 1945-го.

После демобилизации Абрамов вернулся в университет, а затем там же стал аспирантом. Для кандидатской диссертации выбрал тему творчества Михаила Шолохова. Не покидая стен родного вуза, сначала работал старшим преподавателем, позднее доцентом, затем стал заведовать кафедрой советской литературы.


Книги

Первая литературная работа появилась в биографии Абрамова в 1954 году, когда он пытался опубликовать в одном журнале статью, в которой не очень хорошо высказывался о жизни людей колхозной деревни. За это его чуть не уволили из университета, потому Федору пришлось признать написанное ошибкой.

Сочинять первый роман «Братья и сестры» он начал 1950 году, но закончил его лишь через 6 лет. Только в 1958-м читатели ознакомились с творчеством начинающего писателя и оценили его. Тогда он понял свое истинное призвание, оставил преподавание и глубже погрузился в литературу.

Впоследствии эта книга положила начало литературному циклу «Пряслины», который позднее пополнился романами «Две зимы и три лета» и «Пути-перепутья». Немало в библиографии автора произведений, посвященных жизни в селах.

Большинство книг автора с трудом проходили цензуру и редко шли в печать, поскольку часто в них была написана правда. Творчество Ф.А. Абрамова признали лишь под конец его жизни.

Смерть

Последние годы Федор Александрович провел в путешествиях: в 1977 году побывал в Германии, затем в Финляндии, позднее посетил Америку. Пару лет писатель тяжело болел, с годами сказывались фронтовые раны. В 1982-м ему провели сложную операцию, через год назначили вторую. Но до нее мужчина не дожил - жизнь писателя оборвалась в 63 года, причиной смерти стала сердечная недостаточность.

Федора Александровича похоронили в родном селе Веркола в Архангельской области, недалеко от Артемиево-Веркольского монастыря, который писатель помогал восстанавливать. Вместо фото на могиле установили двухметровый гранитный монумент с изображением креста и высеченным на камне именем Федора Абрамова.


VI.Работа по прочитанному заранее рассказу «О чем плачут лошади». Приложение №4

1.Вопросы по впечатлениям.

-Дома вы прочитали рассказ Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади». Понравился ли вам этот рассказ?

- Что вы чувствовали, когда читали рассказ? (Представляли этих лошадей).

- Что больше всего вас затронуло, взволновало? (Тяжелая участь лошадей. Слезы Рыжухи).

- О чем этот рассказ? (О тяжелой судьбе лошади).


2. Словарная работа

-При чтении рассказа вам, возможно не все слова были понятны. Поговорим о таких словах. Вам встречается слово «масть» , когда речь идет о лошадях. Что такое масть? (Окрас лошади).

Вот встречающиеся масти в рассказе: вороная – корпус, хвост и грива черного цвета, допускаются белые пятна;

гнедая – корпус коричневый, хвост и грива – черные;

серая - корпус, хвост и грива – светло/темно-серого цвета

каурый - светло-коричневый или рыжий окрас.

А вот и местная, архангельская масть - мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям Севера лошади.

-По масти лошади давались клички – коричневый окрас - Карьки, Карюхи;

гнедой – красно-коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички – Гнедки, Гнедухи;

вороной - чёрный окрас лошади, клички – Воронки, Воронухи;


3.Вопросы по рассказу:

- От чьего лица ведется повествование в рассказе? (От 1 лица).

-С чего начинается рассказ? (С описания природы.) Зачитать («…мир пахучих трав, стрекоз и бабочек…»).

-Как чувствует себя автор в мире природы? (Природа наводит на воспоминания о детстве. Детство-это самая лучшая пора.)

-К кому он спешил на луг? (К лошадям. Особенно к Рыжухе).

- Какие чувства вызывали у рассказчика лошади, пасшиеся на лугу? Найти в тексте.

(«Я частенько брал с собой хлеб…» «Дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом…», «Они радовали, волновали мое крестьянское сердце…»,

« Я мог часами смотреть на этих добрых и умных животных…»).

- Часто лошади вызывали у автора чувство жалости. Почему?

(Конюх Николка небрежно относился к этим животным. Он мог не приходить к лошадям. Лошади томились от жажды, их кусали насекомые, есть было нечего).

-Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? Найти в тексте («…нелегко жилось беднягам…», «На некоторых из них мочи не было смотреть…»).

- Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг, и кляч? Зачитать («Рыжуха…выгодно отличалась от своих сородичей…», «Кобылка чистая, она сохранила…»).

-Что удивило автора в этот раз? (Рыжуха была очень грустная).

- Что необычного в рассказе? Какие сказочные черты присутствуют? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

-Чем помогает читателю диалог? (Это необычно, интересно читать. Можно голосом передать интонацию, когда Рыжуха грустит. Она узнала о том, как раньше жили лошади. И автор начинает вспоминать).


4. Художественный пересказ.

- Расскажите, как жилось лошадям раньше. Стр.169-170 с использованием цитат:

«Были такие времена…» «Вскармливали самый лакомый кусок…», «Вся семья выбегала встречать…», «Лошадью «дышали и жили…»»Все-конь, все-от коня…»

–Какие периоды лошадиной жизни выделяет автор? (Прошлое и настоящее).

-Как называется такой прием в литературе? (Антитеза).

-Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит? (Красота лошадей - «Особо-лошадиная красота луга» - в описании, и тут же: они «томились, умирали от жажды» - резкое отличие с состоянием лошадей).

Это и есть антитеза.


5.Словарная работа.

Прошлое в рассказе - это время до 30-х годов 20века. В ту пору в нашей стране проходил процесс коллективизации

На доске написано слово коллективизация. Объяснение зачитывается из словаря:

«Коллективизация – это объединение единоличных хозяйств крестьян в колхозы - коллективные хозяйства - в СССР».

-Как проще это пояснить на примере из рассказа?

(Все лошади пасутся вместе, на них — один пастух. Он к ним редко приходит и по домам не разводит. Лошадей по очереди отправляют на работы. Забирают их не хозяева. Это лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные).

-Нравилось это крестьянам? (Нет)

-Докажите словами из текста. («У конюшни толкались, митинговали с утра до ночи…», «В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно…»).

- Это было по всей стране. А что же в нашем селе?


VII.Обращение к краеведческому материалу. Сообщение ученика:

В 1922 г. в Алексине был организован Смоленский конезавод №16 Национализированные на Московском ипподроме и в частных хозяйствах лошади чистокровной верховой породы и орловско-американские помеси переведены в Алексино.

С 1925 г. рысаки конного завода — постоянные участники и победители многих отечественных и международных соревнований. 25 августа 1929 г. Петушок и Трепач побили рекорд на 1600 м — 2 мин. 08 сек., установленный знаменитой Прости в 1910 г. Резвость Петушка 2 мин. 06,4 сек. стала новым рекордом на дистанции 1600 м для лошадей, рожденных в Европе. Побитие всех дореволюционных рекордов было первым крупнейшим достижением не только Смоленского конного завода, но и молодого советского коннозаводства. Всего в конном заводе за время его существования выращено 97 рысаков класса 2.10 и резвее, в том числе 12 рысаков 2.05 и резвее. В 1938 г. Смоленскому конезаводу было присвоено имя С.М. Буденного. В 1940 г. конный завод за трудовые заслуги был удостоен ордена Ленина.

-Что отличает лошадей нашего конезавода от лошадей, описанных в рассказе Ф.Абрамова? (За нашими лошадьми был очень хороший уход. Многие лошади прославили нашу страну).

Это все было до 1941 года, до того, как началась Великая Отечественная война.


VIII.Выборочное чтение

-Рассказчик говорит о том, что «лошади тоже воевали» во время Великой Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу? С.171: «Помню, в 47-м..» до «да ещё как».

-Как вы понимаете слова «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег»?- (Мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то. Хотим поклониться памяти животных, которые верно служили нам).

-Нашел ли автор останки коня?(Нет, не нашел).

-Лошади , по воспоминаниям автора, трудились во время Великой Отечественной войны на лесозаготовках. А вот что происходило в Смоленском конезаводе №16 летом 1941 года, и как наши земляки спасали лошадей.


IX.Сообщения учащихся. Приложение №5.

1ученик. Когда началась Великая Отечественная война, было решено, что ценнейшие породы лошадей не должны достаться фашистам. И в начале июля был получен приказ об эвакуации племенного поголовья лошадей. Работники конезавода очень волновались, ведь предстояло перегнать около 700 лошадей и стадо коров в Рязанскую область. Никто не знал, когда придется вернуться обратно.

И вот 15 июля 1941 такой караван двинулся в путь. Стояла теплая погода. Впереди двигался табун маток и молодых кобылок, за ними обоз, где находились люди (работники конезавода и их семьи). Все повозки были оборудованы коновязями, за которые привязывались жеребцы. Сопровождающие знали свою работу. Среди них были конюхи и табунщики, наездники и работники конной части. Почти месяц обоз двигался по Смоленской области, отдохнуть довелось в Темкинском районе, где тоже был конезавод- Васильевский. Людям приходила мысль, что на этом эвакуация закончится, а, может, и война, но этого не случилось. Пришлось двигаться дальше

2 ученик.

В Подмосковье, проходя через Серпухов, табун и обоз растянулись на много километров. Очень тяжело пробираться через город. Да и за городом не легче: пойма реки Оки была изрыта ямами, рядом - огороды жителей, где находились лаявшие сторожевые псы. Стали на ночлег, но удержать табун не удалось: обезумевшие от страха животные метались среди ям и кольев, пока не скрылись в кромешной темноте. Двое суток люди собирали разбежавшихся лошадей. В ту ночь погибла кобыла Прелесть-мать легендарного рысака Петушка и знаменитая рекордистка Прюнель-лошадь особой красоты и характера. Эта ночь была самой трудной на всем пути. А еще в табуне начались болезни, особенно среди молодняка.

В конце сентября прибыли на зимовку в Старожиловский конный завод Рязанской области. Сначала лошади находились под открытым небом, потом в сооруженных загонах. Теплую погоду в начале пути сменил холод и дожди. Люди были одеты не по сезону, теплой одежды с собой не взяли, но никто не жаловался. Трудно было всем. В первую очередь думали о лошадях, даже плакали, когда погибала лошадь или жеребенок. Возникали трудности с кормами. Сено было основной едой, но за ним приходилось зимой ездить в сорокаградусный мороз, переправляться по льду на другой берег реки Оки. Фашисты наступали, пришлось эвакуировать лошадей дальше вглубь Рязанской области. И опять переезд, добыча кормов, строительство загонов. Все вынесли мои земляки, потому что не могли иначе. Любовь к лошадям была самым главным для них. А еще чувство долга, которое помогало сберечь порученные им табуны.

3 ученик. А как радовались конезаводцы, когда фашисты были отброшены, и Смоленщина освобождена! В конце 1944 года и летом 1945 возвращались обратно. Около 500 ценнейших племенных лошадей-рысаков русской породы были сохранены. Несмотря на потери, Смоленский конный завод выглядел лучше других коневодческих хозяйств, у которых погиб весь табун.

Вспоминая Великую Отечественную войну, мы говорим о Героях, совершивших подвиги. А разве наши земляки-конезаводцы не совершили подвиг? Не только на фронте, но и в тылу «приближали» люди Победу. Не все они вернулись домой, многие мужчины уже из Рязанской области просились на фронт, и им не отказывали. Взрослые уходили защищать Родину, а на их место приходили подростки, их дети, теперь они ухаживали за лошадьми.


X.Работа с альбомом воспоминаний. Приложение №6

В нашей сельской библиотеке бережно хранится альбом с воспоминаниями земляков-конезаводцев. Знакомые фамилии, наши, алексинские. Теперь уже нет в живых свидетелей тех событий военных лет, нет в живых и автора альбома Поздняковой Веры Васильевны, которая от руки записала воспоминания, рассказав о трудном пути эвакуации для нас, для потомков. Хочется, чтобы эти воспоминания не стали забытой страницей в Книге Памяти. (Чтение отрывков из альбома).

-Какое отношение к лошадям у наших земляков-алексинцев? (Хорошее, доброе).

-Как они вели себя в пору эвакуации лошадей? (Можно сказать, сами погибали, а за лошадьми ухаживали).

-О чем мы должны помнить, когда говорим о спасении животных? (мы всегда должны помнить о том, что мы в ответе за «братьев наших меньших», помнить, что они нуждаются в заботе, хорошо к ним относиться).

-К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям).


XI.Ответы на вопросы.

Возвращаемся к рассказу

- О чём же плакали лошади в рассказ Ф.А.Абрамова? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что на смену пришли машины. Лошади стали ненужными).

-Верно, человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает слово «милосердие»? (Готовность оказать помощь, простить. Милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

-Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? (Да, был).

-А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, готовым помочь).

-Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать? (Ему было стыдно).

-В чём рассказчик обманул Рыжуху?

(Он не ответил на её вопрос, не сумел взять на себя ответственность за то, что сделал человек. Лошади как будто понимали, что они не могут изменить своей судьбы. И рассказчик понял, что он тоже ничего не изменит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь. На него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска»).

-С кем автор сравнивает людей? ( С лошадьми. Многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и отличается от первых).


XII. Подведение итогов.

-Какую проблему поднимает Ф.Абрамов в рассказе «О чем плачут лошади»? (Автор поднимает в рассказе важную проблему человеческой памяти, человеческого отношения).

-Вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Как вы думаете, это нам удалось? (Да, захотелось прочитать другие произведения автора. По-другому воспринимается история нашего любимого конезавода).

-Наша история – это наши корни. Мы – великая страна до тех пор, пока мы помним и храним нашу историю. Именно это звучит в рассказе Ф.Абрамова.

-Нужны ли сейчас лошади? Какую пользу они приносят человеку? (Многие подростки занимаются конным спортом. Лошади добрые, они могут общаться с людьми. Лошади помогают лечить детей - инвалидов).

-А теперь узнаем, как сейчас обстоят дела в нашем селе.

XIII.Сообщение учащегося.

22мая 2022 исполняется 100 лет создания государственного Смоленского конного завода №16 имени Буденного. Прошла та пора, когда конный завод с его рысаками был известен не только в нашей стране, но и за рубежом. А вместе с заводом славились люди, выращивавшие лошадей, славилось замечательное старинное село Алексино.

Пришли другие времена. В конце 20 века завод переходил из рук в руки. Его перекупали, пытались преобразовать. Сейчас это Экополис Алексино. Задумки у новых хозяев интересные: выращивание и продажа молодняка, прокат лошадей, конно-спортивная школа, экоферма, скачки на ипподроме. Работа видна, небольшой табун лошадей имеется. Хочется верить, что осуществится все задуманное, и Смоленщина будет гордиться лошадьми, выращенными в селе Алексино.

XIV.Рефлексия.

-Есть такое высказывание «Убивайте лишь зверей внутри себя». Как вы его понимаете?

(Нужно быть добрым человеком со всеми, и, кончно,любить животных. Наши друзья животные не предадут, не обманут. Нужно любить лошадей, как любил их Федор Абрамов, как любили наши герои-конезаводцы).

Домашнее задание: по выбору

1. Написать отзыв о произведении Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».

2.Придумать проект памятника, который можно было бы установить в нашем селе Алексино, устно описать его, подобрать надпись к памятнику.

Следующий этап исследования - предстоящая экскурсия на конный двор в селе Алексино.



























Приложение

1.Лошадь, природы созданье чудесное,

С тобой единение чувствую тесное…

Четыре копыта, подковы несущие,

Мягкие губы, сахар берущие…

Глаза лошадиные в душу заглянут,

От глаз лошадиных печали увянут.


2. Писатели и произведения о лошадях.

К.Паустовский «Тёплый хлеб» В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

3.Портрет писателя.



.





4.Автор и его рассказ.



5.Смоленский конезавод в селе Алексино и его история.



6.Альбом и его составитель-Позднякова Вера Васильевна



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!