МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕТЬ КАК ФАКТОР
ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сергеенко Сергей Петрович
методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи», Республика Беларусь, г. Гомель
Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога, не только отвечающая требованиям квалификационной характеристики, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении.
Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта, модернизирующего учебно-воспитательный процесс. Включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного педагога теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, профессионально-деятельностными, диагностическими исследовательскими и прогностическими умениями.
«В современной парадигме управления одним из основных и неотложных путей повышения общественного производства является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Это одна из сложнейших проблем нашего общества»,– указывает Г. С. Гавреева [1, с. 94].
За профессиональными, креативными и инновационно устремленными кадрами наше будущее. Поэтому необходимо создавать условия для развития их творческой и инновационной устремленности в профессиональном росте. В качестве характеристик, присущих инновационному и творческому сознанию, выделяют высокий интеллектуальный потенциал, критическое отношение к действительности.
Опыт методической работы с педагогами дополнительного образования и анализ реальной практики свидетельствуют о том, что процесс личностно-профессионального развития педагога носит стихийный и спонтанный узко-прагматический характер, сводясь к отдельным креативным умениям. К сожалению, потребность в постоянном творческом развитии и самореализации не стали нормой профессиональной жизни для некоторых педагогов.
С целью освоения передового педагогического опыта и организации взаимодействия между субъектами образовательного процесса нами была создана модель единой методической сети. Единая методическая сеть дополнительного образования – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства.
Единая методическая сеть наиболее эффективна, если она организуется как целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта. Формирование структурно-функциональной модели единой методической службы широко освещено в публикациях В. М. Лизинского [2], А. В. Воронова [3], Д. А. Махотина [4].
Современная методическая сеть учреждения образования включает в себя следующие виды деятельности: организационно-методическая, учебно - методическая, научно-методическая, инновационно-методическая. Каждое из этих направлений имеет свою специфику и свои задачи.
Рисунок 1: Методическая модель
Остановимся на некоторых основных направлениях деятельности методической сети учреждений дополнительного образования:
– непрерывное изучение достижений педагогической науки, теории и практики обучения и воспитания;
формирование у педагогов умения анализировать свою педагогическую деятельность на основе научных методов диагностики учебно-воспитательного процесса;
совершенствование анализа и планирования работы научно-методической службы исходя из современных научных подходов и приоритетов в развитии образовательного учреждения;
методическое сопровождение хода инновации в рамках учебного заведения;
разработка программ и учебно-методических комплексов;
публикация в педагогической печати материалов из опыта работы.
Таким образом, внедрение модели методического сопровождения педагогов дополнительного образования в рамках единой методической сети
учреждений дополнительного образования способствует созданию современной информационно-образовательной среды учреждения образования.
Список литературы:
1. Гавреева, Г. С. Социально-психологические условия творчества /
Г. С. Гавреева // Инновации в образовании. – 2007. – № 4. – С. 93 - 108.
2. Лизинский, В. М. О методической работе в школе / В. М. Лизинский. –
М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
3. Воронов, А. В. Проектирование деятельности по управлению инновационными процессами в образовании / А. В. Воронов // Адукацыя i выхаванне. – 2003. – № 2. – С. 25 – 36.
4. Махотин, Д.А. Проектный подход к разработке средств методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования / Д.А. Махотин // Дополнительное образование. – 2004. – № 8. – С.24.