СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая система работы учителя английского языка Востриковой Н.Н.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит систему работы учителя английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая система работы учителя английского языка Востриковой Н.Н.»

Вострикова Нина Николаевна

КОГОАУ «Лицей естественных наук» города Кирова


Характеристика методической системы

Востриковой Нины Николаевны,

учителя английского языка

Кировского областного государственного

общеобразовательного автономного учреждения

«Лицей естественных наук»


Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение (КОГОАУ) «Лицей естественных наук» – учебное заведение инновационного типа, сочетающее универсальность и профильность образования. Учащиеся лицея, обучаясь на высоком уровне интеллектуальной деятельности, имеют возможность через систему углубленного изучения химии и биологии определиться со сферой профессиональных интересов.

Следует заметить, что профильное обучение выражается не только в углубленном изучении химии и биологии.

Специфику учебного заведения отражают и предметы базового уровня, в т. ч. иностранного языка, стратегической целью которого является обучение иноязычной коммуникации.

Учащиеся и выпускники лицея в ходе своей научно-исследовательской деятельности, участвуя в международных олимпиадах, конференциях и конкурсах, сталкиваются с необходимостью использовать научную литературу, представлять результаты своей работы на иностранном языке, вести конструктивный диалог с иностранцами.

Таким образом, коммуникативная цель обучения иностранным языкам в лицее предполагает овладение коммуникативной компетенцией не только на базовом уровне, но и с учетом профессиональной ориентации лицеистов.

Проблема состоит в том, что по базовому учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю. Решением проблемы могло бы стать увеличение количества учебных часов. Но это практически невозможно ввиду большого объема профильной учебной нагрузки учащихся.

Решить эту проблему, на мой взгляд, можно было единственным способом - путем модификации типовой программы по английскому языку, а именно: введением экологического компонента.

Мною разработана система обучения, цель которой - создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся с учетом их профессиональных потребностей в рамках базового курса иностранного языка.



Компоненты методической системы

Характеристики

методической

системы

Самохарактеристики методической системы

1.

Цели:

учебные














воспитательные










развивающие

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которую составляют:

  • речевая компетенция (совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме);

  • языковая компетенция (овладение новыми языковыми средствами, увеличение объема используемых лексических единиц);

  • социокультурная (межкультурная) компетенция (формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка, приобщение к культуре страны изучаемого языка);

  • компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации);

  • учебно-познавательная компетенция (развитие метапредметных и специальных учебных умений).

2. Развитие личности и формирование особой внутренней позиции учащегося посредством реализации воспитательного потенциала ИЯ:

  • развитие и воспитание потребности лицеистов пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

  • развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ;

  • воспитание способности и готовности к личностному самоопределению в отношении будущей профессии;

  • осознание ведения здорового образа жизни.

3. Развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках; смысловой догадке (языковая догадка),

  • умение переносить знания и умения в новую ситуацию;

  • развитие языковой, интеллектуальной и познавательной способности (сфера чувств и эмоций).

2.

Содержание:

  • Учебные планы








  • Программы



















  • Учебники






































  • Учебные пособия






  • Компьютерные обучающие

программы.






  • Программы, представленные через видео, информационные и телекоммуникационные средства.


  • Интеграция

основного (стандарт) и дополнительного образования


По базовому учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю

Содержание образования модифицировано за счет авторского введения экологического компонента в типовую программу по английскому языку (программа утверждена методическим советом лицея).

Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету и самостоятельность учащихся в усвоении основ предмета.


Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (2006 год).


В.В. Сафонова, Е.Н. Соловьева «Программа курса английского языка для начальной школы», 2006:

  • написана в соответствии со «Стандартом начального общего образования по иностранному языку».

  • строится на коммуникативно-деятельностном, социокультурном и личностно-ориентированном подходах к развитию школьников;

  • дается описание целей и принципов обучения английскому языку в начальной школе, а также содержания обучения и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы.


Рабочие программы составлены в соответствии с Федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (2006 год), примерными программами начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (2006 год).


Учебники включены в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.

Учебно-методические комплекты (УМК) отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствуют общеевропейским компетенциям владения иностранным языком.


Для начальной школы (2-4 классы)

УМК «Английский язык» под ред. С.Г. Тер-Минасовой, АСТ Астрель, Москва, 2006

  • Учебник «Students Book»;

  • Рабочая тетрадь «Workbook»;

  • Книга для чтения «Reader»;

  • Книга для учителя «English Teacher’s Book»;

  • Звуковое пособие «АВС English»


Для среднего звена (5-9 классы)

УМК « Английский в фокусе» под ред. Ю.Е. Ваулиной:

  • Учебник;

  • Рабочая тетрадь;

  • Книга для учителя;

  • Книга для чтения с аудиоприложением;

  • Языковой портфель;

  • CD для занятий в классе;

  • CD для самостоятельных занятий дома;

  • www.prosv.ru/umk/spotlight;

  • сборник контрольных заданий.


Для старшей школы (10-11 классы)

УМК « Английский в фокусе» под ред. О.В. Афанасьевой:

  • Учебник;

  • Рабочая тетрадь;

  • Книга для учителя;

  • Книга для чтения с аудиоприложением;

  • Языковой портфель;

  • CD для занятий в классе;

  • CD для самостоятельных занятий дома;

  • www.prosv.ru/umk/spotlight;

  • сборник контрольных заданий;


Grammarway Jenny Dooley – Virginia Evans, Express Publishing,2008:

  • Учебник;

  • Книга для учителя;

  • Электронное приложение (www.presspublishing.co.uk.)


  • www.prosv.ru/umk/spotligh

  • www.presspublishing.co.uk

  • www.native-english.ru,

  • www.bbclearningenglish.com

  • Компьютерные обучающие программы

Murphy «Grammar in use»

Mc Millan «Practice Tests»

  • сайты «Сеть творческих учителей»

  • газеты «1 сентября»,

  • http://angl.by.ru/uch.htm


Использую в качестве дидактического материала к уроку мультимедийные презентации, видеозаписи, видеофильмы, мультфильмы, фото, картинки.


Интеграция основного и дополнительного образования учащихся осуществляется через внеурочную деятельность по предмету.

Внеурочная работа по предмету является составной частью образовательного процесса. Создана система внеурочной деятельности по предмету.


- Ведение факультативов и кружков.

Факультативы и кружки проводятся по типовой модифицированной программе, утверждённой методическим советом лицея.


- Работа с одаренными детьми.

Осуществляется подготовка научно-исследовательских работ учащихся на английском языке для выступления на различных конференциях, конкурсах, выставках:

  • Научно-практической конференции на иностранных языках «Лингва»

(г. Москва);

  • Национальном соревновании молодых ученых Европейского Союза

(2004 год-Ирландия; 2005 год-Москва; 2006 год- Испания; 2010год – США);

  • Всероссийской конференции – конкурсе «Юниор» (г. Москва);

  • Российской молодежной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее»

(г. Москва);

  • Международном экологическом детском форуме «Зеленая планета»

(г. Москва);

  • Всероссийской научной конференции молодых исследователей

Шаг в будущее» (г. Москва);


-Практикуются традиционные формы внеурочной деятельности:

  • неделя иностранных языков, в рамках которой проходят творческие лаборатории по проблемным и страноведческим темам;

  • организация встреч с носителями английского языка;

  • праздники на английском языке: Рождество, День Святого Валентина;

  • музыкальный ринг;

  • викторины, игры;

  • инсценировка сказок;

  • презентация творческих работ лицеистов родителям (концерты на английском языке, творческие проекты, Портфолио учащихся)


Каждый год появляются новые формы работы:

В 2006-2007 учебном году стала организатором международной интеллектуальной игры-конкурса на английском языке «Винни-Пух и его друзья». Впервые 467 лицеистов 2-11-х классов приняли участие в конкурсе;

2007 – 2008 – организатор Международной игры «British Bulldog»

2008 – 2009 – фестиваль творческих и исследовательских работ «Портфолио»

г. Москва

2009 – 2010 –Всероссийские открытые конкурсы-олимпиады

«Интеллект-экспресс»; «Познание и творчество»

2010 – 2011 – Областная олимпиада по английскому языку на основе Пирсон тест

2011 –2012 - Всероссийский конкурс знатоков иностранных языков «Bridges»

Многие лицеисты посещают лингвистические центры по иностранному языку

(лингвистический центр ВятГГУ, RELOD), что помогает освоению и развитию общеучебных и специальных знаний, умений, навыков.

Участие в тестированиях по различной шкале (Bridges, Pearson Test, ЕГЭ-Интернет) помогает проведению независимого мониторинга знаний учащихся.

3.

Формы обучения

  • Урок, занятие, игра, экскурсия.







  • Дистанционное обучение.


  • Сетевое взаимодействие


Основная форма обучения – учебное занятие.

Практикуются:

уроки - лекции

уроки - семинарские занятия

уроки – экскурсии

уроки – праздники

уроки – видео

уроки – презентации творческих проектов

Любимая форма учебного занятия: урок – игра (или ролевая игра)


Дистанционное обучение проводится с учащимися, которые не могут посещать учебные занятия в лицее по состоянию здоровья (болезни) или во время карантина в лицее.


Сетевое взаимодействие осуществляется на этапе подготовки

  • к научно-практическим конференциям, выставкам, фестивалям, форумам,

конкурсам на английском языке;

  • создания творческих и научно-исследовательских проектов;

    • домашних заданий Портфолио;

    • составления собственного продукта (Диалоги).

4.

Формы организации деятельности учащихся



  • Фронтальные




  • Индивидуальные


  • Парные


  • Групповые


  • Коллективные


Все формы организации деятельности учащихся находятся в сложном взаимодействии.

  • Фронтальная форма используется для совместной деятельности всей учебной группы. Учащимся обеспечивается одновременное продвижение в учении.

  • Индивидуальная форма - для выполнения самостоятельного задания (вызывает высокий уровень познавательной активности)

  • Парная форма организации учебной деятельности - наиболее эффективна при обучении диалогической речи.

  • Групповая форма предусматривает разделение на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий. Для организации групповой деятельности использую следующие приёмы: «Мозговой штурм», « Шкала мнений», «Плюсы. Минусы. Идеи», «Круглый стол», «Карусель» и другие. «Мозговой штурм» предоставляет учащимся возможность предлагать, обсуждать, обмениваться идеями. Это не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает комфортным сам процесс обучения.

  • Коллективный способ обучения - форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого (например, в задании “Jigsaw Reading”дан весь алгоритм действий для каждого ученика).

5.

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.





  • Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.






  • Программированный, эвристический, моделирующий, проектный и

другие


Объяснительно - иллюстративный - на начальном этапе формирования лексических и грамматических навыков при передаче готовой информации.

Информация дается в виде рассказа, объяснения, наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы, натуральные объекты в классе, презентации).


Репродуктивный метод использую на этапе тренировки и закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН). Формирует основные мыслительные операции.


Частично-поисковый метод состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.


Исследовательский метод – эффективен на этапе подготовки научно - исследовательского проекта в основном экологической тематики.


Как показала практика метод проекта – результативен на всех ступенях обучения (начальной, средней и старшей).

Метод проекта даёт возможность интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, применять полученные знания на практике.

Проектный метод помогает переместить акцент с лингвистического на содержательный аспект. Участники проекта должны уметь аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию на английском языке, приходить к компромиссу.

Главная задача этих методов - сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными участниками, активизировать деятельность каждого ученика, создать условия для его творческой активности.

6.

Педагогические технологии

  • Педагогические технологии













  • Система творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся


Технология критического мышления дает возможность

  • самостоятельно и критически мыслить,

  • отбирать, обрабатывать информацию и принимать на основе полученных данных взвешенные решения.

Информационно-коммуникационные технологии широкий спектр цифровых технологий. ИКТ используется

  • для создания,

  • передачи и

  • распространения информации.

Игровые технологии - эффективное средство развития и воспитания.

  • Игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом и с учителем,

  • создаёт условия равенства.

Творческие задания – создание презентаций для представления творческого, исследовательского проекта,

  • выполнение заданий дистанционного курса,

  • открытых конкурсов и олимпиад.

Таким образом, можно сказать, что использование эффективных педагогических технологий позволяет формировать уверенную в себе личность, способную принять решение в любой ситуации. В процессе коммуникации ученик усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания, т.е. формируется как личность. В этом смысле общение становится важным фактором развития личности.

7.

Средства обучения

  • Информационные (вербальные, учебно-наглядные).






  • Технические (специальное оборудование, компьютеры и другое).






  • ИКТ (информационно-коммуникативные)










  • Дидактические средства


Учебный кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. В кабинете имеются в достаточном количестве:

  • УМК 2-4-х классов под редакцией С.Г.Тер-Минасовой;

  • УМК 5-9-х классов « Английский в фокусе» под ред. Ю.Е. Ваулиной

  • УМК 10-11-х классов « Английский в фокусе» под ред.

  • О.В. Афанасьевой

  • словари для учащихся (англо-русские, русско-английские), специализированные словари (фразеологические, химические, биологические);

  • энциклопедии;

  • географические карты англоязычных стран;

  • флаги, сувениры англоязычных стран;

  • грамматические таблицы (времена английского глагола);

  • постеры на английском языке;

  • материалы по подготовке к экзаменам и научно-исследовательским работам;

  • портреты английских писателей;

  • игрушки, пальчиковые куклы


Кабинет оснащен новейшими техническими средствами обучения. В кабинете имеются:

  • интерактивная доска

  • компьютер «LG»

  • телевизор «JVC»;

  • видеомагнитофон «JVC»;

  • магнитофон «LG»;

  • минидискрекордер «SONY»

  • аудиосистема.



  • обучающие компьютерные программы и услуги Интернет;

  • CD для занятий в классе;

  • CD для самостоятельных занятий дома

  • к УМК 2-11-х классов под редакцией С.Г.Тер-Минасовой, Ю.Е. Ваулиной, О.В. Афанасьевой;

  • видеозаписи к учебным темам под редакцией С.Г.Тер-Минасовой, Ю.Е. Ваулиной, О.В. Афанасьевой;

  • учебные проекты учащихся;

  • электронный журнал, sms и электронный дневник ученика;

  • программный комплекс АРМ «Директор»

  • электронная почта

  • цифровая подписка на электронные версии методических журналов;

  • электронные энциклопедии и справочники;

  • электронный словарь Abby Lingvo.


В сборниках КОГОАУ «Лицей естественных наук» опубликованы творческие и исследовательские работы учащихся на английском языке.


В методическом банке кабинета английского языка ЦПКРО имеются:

  • научно-исследовательские работы учащихся на английском языке,

  • адреса участия лицеистов на научно-практических конференциях, выставках

на английском языке.


8.

Результат

  • Мониторинг

  • Педагогическая диагностика

  • КИМ


Результаты отслеживаются путем

  • разработанных авторами учебников тестов по концу каждого модуля;

  • привлечения независимого мониторинга городского, регионального и федерального уровня;

  • на государственных экзаменах в 9х и 11х классах (в традиционной форме);

  • ЕГЭ.


Процесс контроля над качеством приобретаемых знаний осуществляется при полной открытости родителям, общественности.

Это достигается путем системы открытых учебных занятий, на которых присутствуют родители; родительских собраний с обсуждением практики преподавания, индивидуальных бесед с родителями, направленных на выявление положительных качеств личности учащегося и формирование его ценностных ориентиров.


Достигнутые результаты применения методической системы:


  • Позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся;

  • Уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по предмету - 100%;

  • Удельный вес обучающихся на «4» и «5» по английскому языку выше областного показателя;

  • Увеличение числа учащихся, выбирающих английский язык на выпускных экзаменах;

  • 2007-2008 учебный год -1чел.

  • 2010-2011 учебный год -6чел

  • Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах;

  • Повышение качества творческих работ учащихся;

  • Увеличение числа учащихся, награжденных грамотами лицея по итогам учебного года (за успехи в изучении английского языка).


Конечный результат воспитания и обучения моей работы в определяется высоким уровнем адаптации выпускников за стенами лицея, стремлением к познанию окружающего мира, к самопознанию и продолжению образования.

Эффективность работы подтверждается показателем поступления в высшие учебные заведения страны.

Считаю, что мною были созданы все условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта:

  • 2выпускника закончили лицей с золотой медалью

  • 18 выпускников окончили лицей на «4» и «5», из них два выпускника – с серебряной медалью;

  • 100 % моих выпускников 11 «Б» класса 2011 года поступили в высшие учебные заведения страны.


Ввиду профильности лицея, практически все выпускники поступают на естественно - научные специальности, где не требуется сдавать вступительный экзамен по иностранному языку.

Тем не менее, ряд выпускников лицея избирают английский язык для дальнейшего обучения.

Обучаясь в высших учебных заведениях, выпускники лицея успешно сдают тестирование, продолжают изучать английский язык на продвинутом уровне, проходят практику в странах Западной Европы, не имея языковых проблем. Все это свидетельствует о высоком уровне преподавания и объективности оценки знаний.


9.

Авторская составляющая методической системы

Я - учитель английского языка КОГОАУ «Лицей естественных наук» – учебного заведения инновационного типа. Наши учащиеся, обучаясь на высоком уровне интеллектуальной деятельности, имеют возможность через систему углубленного изучения химии и биологии определиться со сферой профессиональных интересов.

Замечу, что профильное обучение выражается не только в углубленном изучении химии и биологии.

Специфику учебного заведения отражают и предметы базового уровня, в т.ч. иностранного языка, стратегической целью которого является обучение иноязычной коммуникации.

Учащиеся и выпускники лицея в ходе своей научно-исследовательской деятельности, участвуя в международных олимпиадах, конференциях и конкурсах, сталкиваются с необходимостью представлять результаты своей работы, использовать научную литературу на иностранном языке, вести конструктивный диалог с иностранцами.

Таким образом, коммуникативная цель обучения иностранным языкам в лицее предполагает овладение коммуникативной компетенцией не только на базовом уровне, но и с учетом профессиональной ориентации лицеистов.

Проблема состоит в том, что по базовому учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю. Решением проблемы могло бы стать увеличение количества учебных часов, но ввиду большого объема профильной учебной нагрузки учащихся, это становится практически невозможно.

Решить эту проблему, на мой взгляд, можно было единственным способом - путем модификации типовой программы по английскому языку, а именно: введением экологического компонента.

Мною разработана система обучения, цель которой - создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся с учетом их профессиональных потребностей в рамках базового курса иностранного языка.

Как известно, коммуникативная компетенция представляет собой совокупность лингвистической, социокультурной, лингвострановедческой, речевой, дискурсивной и компенсаторной компетентностей.

Преподавание предмета осуществляется поэтапно:

На младшей ступени - работа над лингвистической составляющей:

  • расширение словарного запаса учащихся через овладение профильно-ориентированной лексикой;

  • работа над словоупотреблением;

  • знакомство с базовой грамматикой.

На средней ступени – к лингвистической составляющей добавляются социокультурная, лингвострановедческая, дискурсивная компетентности:

  • работа над текстами страноведческого характера по теме «Экология», «Охрана природы»;

  • создание собственного речевого продукта по теме;

  • работа над проектами и их защита в группе.

На старшей ступени – в совокупности развиваются лингвистическая, социокультурная, лингвострановедческая, дискурсивная, речевая, компенсаторная компетентности:

  • система индивидуальной работы с учащимися, организованной с учетом направления и специфики их научных исследований:

  • технический перевод текста;

  • подготовка научно-исследовательских работ;

  • презентация проектов для выступления на научных конференциях;

  • речевые тренинги для осуществления коммуникации на профессиональные темы.


Практика доказала, что такое обучение позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных ситуациях.

Таким образом, я выстраиваю систему своей работы так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.




15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!