СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья "Литература как фактор духовно-нравственных основ личности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая статья раскрывает роль литературы в формировании духовно-нравственных ориентиров у учащихся и молодежи. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Литература как фактор духовно-нравственных основ личности"»

Методическая статья

«Литература в школе как фактор духовно-нравственных

основ личности »


Сегодня остро стоят вопросы: « Какими будут наши выпускники?», «Что сумеют отобрать в сложном калейдоскопе взглядов, ценностей?», «Какими идеалами будут жить?»

О нравственном воспитании в процессе обучения заговорили как о проблеме общенациональной. Эта та проблема, от решения которой зависит будущее страны, так как основой развития общества является не только интеллект, разум, но и нравственность. А в современной ситуации социальной и нравственной деформации в обществе смяты нравственные ориентиры, и часто подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, агрессивности. Дети живут в обществе с размытыми границами между добром и злом, порядочностью и бесчестием, дозволенным и недопустимым, где возрастает значимость прагматических ценностей и все менее значима ориентация на этические ценности, ценности личностного развития. Одно из следствий духовных недугов общества – несформированность ценностно-смыслового, нравственного стержня личности ребенка, представления о необходимости личной ответственности за поступки. В образовании непременно должна быть нравственная составляющая, о чем еще Кант сказал: «Человек должен воспитываться для добра».

Традиционно одним из источников нравственности называют художественную литературу, включающую в себя такие ценности, как духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни. И, конечно, нельзя не согласиться с В.Г.Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

Роль уроков литературы - переоценить. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но, думается, гораздо важнее открыть им мир, который ставит перед ними нравственные задачи. Известно, что без склонного к размышлению сердца, знание развращает ум. Как же пробудить «чувства добрые»? Соприкосновение и знакомство с художественными произведениями помогает выработать критерии нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения человека, приходящего в этот мир для добра.

Нравственное воспитание всегда начинается с пробуждения добрых чувств, и этому призвана способствовать литература. Для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе и, поэтому русская литература всегда было гордостью народа. Чтение русской классики требует напряженной работы ума, чувств, души. Литература пробуждает желание сохранить цельность души. И здесь фактически моделируются будущие человеческие отношения, так как главный статус ученика - Человек.

Познание учеником жизни через художественное произведение – процесс особый. И он отличен от логического познания. Это прежде всего поиск и выбор нравственных ценностей, «труд души». «Взволновав, заставить задуматься», - тезис Л.М Предтеченской стал концентрированным выражением сущности преподавания литературы. Лишь непосредственное переживание, возникающее у человека в результате его общения с художественным произведением, испытанное чувство радости, сострадания – становится основанием оценочного суждения, не рассудок, не логический анализ, а голос собственного чувства диктует человеку оценку события, поступка, характера. Пережить что-либо – значит приобщить данное явление к своей жизни. Если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным, осмысленным, оно останется в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки личности В.Г.Белинский писал: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, старайтесь, чтобы они как можно больше чувствовали. Пусть их сердце переполняется чувством, действует на них мимо головы, прямо через сердце». От чувства к мысли, через эмоции - к рациональному – вот путь воздействия художественного произведения на человека.

Важна и социализация учащихся. И это возможно (частично) через изучение произведений литературы. Ребенку непросто войти и познать мир взрослых, самоутвердиться в среде сверстников. Он чувствует свое несовершенство, осознает его. Читая художественное произведение, сравнивает себя с литературным героем, сопереживая ему, наделенному недостатками и способному решить стоящие перед ним проблемы, Важным становится позитивный опыт преодоления трудностей литературным героем, его качества, достойные подражания. Усвоив частицу мирового, национального наследия в школе, дети легче осмысливают противоречия современного мира и познают его, а затем и свое место в нем на основе нравственных ценностей.

  Подрастающее поколение на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:

 • становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;

 • отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;

  • ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;
смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием подростков, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;

• образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;

 • в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четы ре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения. Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира. Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами. Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются: морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство; мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
В своей воспитательной программе «Семейный родник» одним из главных направлений является духовно-нравственное воспитание учащихся.

Целью данного направления является формирование личности, ответственной за свою судьбу, судьбу своей страны, гражданина и патриота. В учебно - воспитательной деятельности стремлюсь к формированию у обучающихся следующих качеств: - нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Учителя в тесном союзе с общественностью работают над приобщением учащихся к православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества. Духовно-нравственное воспитание в моем классе осуществляется через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры, внеклассных мероприятий проводимых для учащихся начальных классов: «Дорога к храму», классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры.

Большой популярностью в классе пользуются экскурсии по святым местам.В основе духовно-нравственного воспитания в нашем классе лежит удовлетворение потребности каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.
Таким образом, наше образовательное учреждение, выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовит активных выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями. Свое размышление о воспитании детей хотелось бы мне закончить высказыванием

Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Я верю, что мои ученики вырастут хорошими людьми, сумеют правильно определить свой путь в жизни, и скромно горжусь, что и моя толика труда в этом есть. Пусть малая часть моей любви задержалась в душе ребенка, но она заронила частичку добра, справедливости, мудрой жизненной стойкости.

 


Литература.


 1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

 3. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.

 4. Емельянова, И. Е. Развитие духовно - творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме , 2015



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!