СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая цепочка "Учусь-учу" по теме "Суффиксы причастий и деепричастий" (КСО)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена методическая цепочка "Учусь - учу" по теме "суффиксы причастий и деепричастий"

Просмотр содержимого документа
«Методическая цепочка "Учусь-учу" по теме "Суффиксы причастий и деепричастий" (КСО)»

Методическая цепочка «Учусь – учу»


Уяснение (восприятие, осмысление, фиксация) с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемое во внешней речи

I. Учу (уяснение)

ВОЗ

Тема: Суффиксы причастий и деепричастий

№ темы по табло учета

№ задания


Правило.


1 часть. Правописание суффиксов причастий и деепричастий, не зависящих от спряжения


Перед суффиксом –ВШ- в причастии пишем ту же гласную, что и в инфинитиве, от которого оно образовано, перед – ТЬ .

Например:

Наде ? вш ийся – наде я ть ся – наде Я вш ийся.

Перед суффиксом –В- деепричастия совершенного вида пишем ту же гласную, что и перед –ТЬ в инфинитиве, от которого образовано данное деепричастие.



Образец записи в тетради того, кого учу.

Наде ? вш ийся – наде я ть ся – наде Я вш ийся.



2 часть. Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола.

Правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I  спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

Ср.: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.

Обратите внимание!

В слове будущий (по происхождению – причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд-, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

  • в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

Ср.: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.



Пример записи в тетради по части 2.



Часть 3. Гласные перед НН в страдательных причастиях.

  • в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

    • гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;

Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.

    • гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

Ср.: повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.



Образец записи в тетради.

Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.

повесить – повешенный; построить – построенный




Карточка 1.

Перед тем, как начать работать по карточке прочитай порядок работы по методике ВОЗ

1. Запиши в тетради напарника свою фамилию и номер своей карточки.

2. Прочитай напарнику задание из своей карточки.

3. Выполни в тетради напарника задание № 1 их своей карточки, объясняя решение.

4. Задай вопросы на понимание.

5. Напарник проговаривает тебе то, что ты решал в задании № 1.

6. Проследи, как напарник решает задание № 2 из твоей карточки.

7. Поменяйся ролями с напарником; пусть теперь он объяснит тебе задание из своей карточки, работая по пунктам 1-6.

8. Поменяйся карточками с напарником. Смени напарника.



Задание 1. Какую букву необходимо поставить перед суффиксом -ВШ причастия и суффиксом –в в деепричастии.

Наде ? вш ийся

Увид ? вший

Обид?в

Покрас?в

Задание 2. Какую букву необходимо поставить перед суффиксом -ВШ причастия и суффиксом –в в деепричастии.

Постро?вший

Засе? вший

Опуст?в

Повес?в








Карточка 2.

Перед тем, как начать работать по карточке прочитай порядок работы по методике ВОЗ

1. Запиши в тетради напарника свою фамилию и номер своей карточки.

2. Прочитай напарнику задание из своей карточки.

3. Выполни в тетради напарника задание № 1 их своей карточки, объясняя решение.

4. Задай вопросы на понимание.

5. Напарник проговаривает тебе то, что ты решал в задании № 1.

6. Проследи, как напарник решает задание № 2 из твоей карточки.

7. Поменяйся ролями с напарником; пусть теперь он объяснит тебе задание из своей карточки, работая по пунктам 1-6.

8. Поменяйся карточками с напарником. Смени напарника.



Задание 1. Распределите слова на две группы: причастия и деепричастия.

Обещанное, озаряя, обижая, подлетев, выслушанный, забирая, поющая, одобряемый, слушая, хвалящий, зависимый, купленный, надеявшийся.

Задание 2. Распределите слова на две группы: причастия и деепричастия.

Обещая, деля, покрытое, летающий, конченный, жалящий, организуемый, ведомый, прощенный, шумя, любуясь, лелеявший, летя.




Карточка 3.

Перед тем, как начать работать по карточке прочитай порядок работы по методике ВОЗ

1. Запиши в тетради напарника свою фамилию и номер своей карточки.

2. Прочитай напарнику задание из своей карточки.

3. Выполни в тетради напарника задание № 1 их своей карточки, объясняя решение.

4. Задай вопросы на понимание.

5. Напарник проговаривает тебе то, что ты решал в задании № 1.

6. Проследи, как напарник решает задание № 2 из твоей карточки.

7. Поменяйся ролями с напарником; пусть теперь он объяснит тебе задание из своей карточки, работая по пунктам 1-6.

8. Поменяйся карточками с напарником. Смени напарника.



Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, выделите суффикс. Определите спряжение глагола, от которого образовано причастие.

Мел..щий, дыш…щий, колебл…мый, слыш…мый, нес…мый.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, выделите суффикс. Определите спряжение глагола, от которого образовано причастие.

Пол..щий, жал…щий, влек…мый, кле…мый, проверя…мый.



Карточка 4.

Перед тем, как начать работать по карточке прочитай порядок работы по методике ВОЗ

1. Запиши в тетради напарника свою фамилию и номер своей карточки.

2. Прочитай напарнику задание из своей карточки.

3. Выполни в тетради напарника задание № 1 их своей карточки, объясняя решение.

4. Задай вопросы на понимание.

5. Напарник проговаривает тебе то, что ты решал в задании № 1.

6. Проследи, как напарник решает задание № 2 из твоей карточки.

7. Поменяйся ролями с напарником; пусть теперь он объяснит тебе задание из своей карточки, работая по пунктам 1-6.

8. Поменяйся карточками с напарником. Смени напарника.



Задание 1. Напишите глаголы, от которых образованы причастия. Вставьте пропущенную букву перед суффиксом.

Собр…нный, высме…нный, увид…нный, высмотр…нный, наве…нный, выслуш…нный.

Задание 2. Напишите глаголы, от которых образованы причастия. Вставьте пропущенную букву перед суффиксом.

Усе…нный, убр…нный, прод…нный, высуш…нный, поставл…нный, вывез…нный.




Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи

II. Отработка

Работа в паре

Тема: Суффиксы причастий и деепричастий

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 5.

  1. Инструкция, как надо действовать в паре.

  1. Первый ученик записывает в своей тетради первое слово и комментирует условие выбора правописания напарнику. Напарник внимательно слушает, задает вопросы на понимание.

  2. Второй ученик записывает в своей тетради второе слово и комментирует условие выбора правописания первому. Первый внимательно слушает, задаёт вопросы на понимание.

  3. Все слова записываются и комментируются поочерёдно.


Задания

Вставьте пропущенные буквы, опираясь на предыдущие записи в тетради. Поочерёдно проговаривайте друг другу условия выбора правописания суффиксов.

Накле…вший, повес…в, алч...щий, реша..мый, посе…вший, увид…вший, увлека...мый измуч..нный, услыш…вший, движ..мый застрел…вший, окраш...ные, расстрел…вший, утеш…вший, завис...щие, почу…вший, перебира..мый, высмотр…вший, пыш...щий , отта..в, приемл...мое, зате...ного.


Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому

III. Отработка

Работа в паре

Тема: Суффиксы причастий и деепричастий

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 6.

  1. Алгоритм/памятка/инструкция, как надо действовать в паре.

  1. Задание выполняется на карточке в паре без опоры на предыдущие записи.

  2. Каждый ученик вслух поочерёдно проговаривает, каким образом определяет глагол, от которого образованы причастия и деепричастия.


Задание 1.

Во вторую колонку таблицы запишите глаголы, от которых образованы причастия и деепричастия. Вставьте пропущенные буквы в слова первой колонки.

Причастия и деепричастия прошедшего времени

Глаголы, от которых они образованы

леле..вший

се..вший

на­крах­мал..вший

рас­клан..вший­ся

отта..в

кле..вший




Карточка 7.

Задание 2.

Выпишите из текстов причастия, глаголы, от которых они образованы и определите их спряжение. Вставьте пропущенные буквы. Образец записи в тетради ниже.

а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;

б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.


Причастия

Глагол + спряжение глагола







Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе

IV. Отработка

Работаю один

Тема: Суффиксы причастий и деепричастий

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 8.

Алгоритм:

  1. Выполняйте задание на карточке.

  2. Проговаривайте во внешней речи себе правило правописания суффиксов причастий и деепричастий.

Задание.

Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, проговаривая правило себе во внешней речи.

1)                 Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)

Карточка 9.

Задание .

Найдите и исправьте ошибки, допущенные в написании суффиксов, проговаривая правило себе во внешней речи.


Уви­див, постро­ев­ший, надеявшийся, отпра­вев­ший­ся, услышивший, удо­стаевав­ший, рас­стегивав­ший­ся, отклеявшись, удваивавший.




Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи

Умственные действия без опоры на речь

V-VI. Отработка

Работаю один

Тема: Суффиксы причастий и деепричастий

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 10.

Алгоритм.

  1. Выполняйте тестовое задание на карточке.

  2. Внимательно читайте задание.

  3. Обводите в кружок ответ.

  4. Выполняйте задание без опоры на речь.


Задание: выполните тест.


1. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.


2. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.


3. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я

1) расстрел..нный, дремл..щий, леле..л, хвал..щийся;

2) почу..в, пил..щий, раска..лся, раскле..в;

3) прола..л, прома..вшись, стел..щийся, раскле..нный;

4) вид..щий, чу..л, просе..нный, зате..в.


 4. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Е

1) ненавид..вший, рассе..нный, постро..в, посеребр..ны;

2) увид..в, завис..л, постро..нный, закле..на;

3) завис..мый, разве..в, объезд..вший, раска..лся;

4) нахмур..нный, отча..вшись, зате..л, застав..в.

 

5. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква И

1) слыш..мый, одобр..в, взлеле..нный, наде..вшийся;

2) раска..вшись, ре..вший, увид..л, завис..л;

3) расстро..вшись, замет..в, вид..мый, закле..л;

4) мысл..мый, постро..в, ненавид..л, зате..нный.

 

6. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква А

1) прочит..нный, леч..щий, услыш..л, замеч..нный;

2) лепеч..щий, обиж..нный, придум..нный, выслуш..в;

3) слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на;

4) потуш..нный, оседл..нный, замеш..но (тесто), прослуш..в.

 

7. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я

1) пен..щийся, посе..в, ма..лся, бор..щийся;

2) потер..нный, запомн..вший, стро..щий, прове..л;

3) обкле..в, люб..щий, стел..щийся, очист..вшийся;

4) вер..щий, вид..щий, отча..лся, раста..вший.

 

8. В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии

2) о накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем

3) о проливш..мся молоке, выгор..вший участок

4) с прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок

 

9. В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

1)        о пропавш..й книге, рано состар..вшийся

2)        с брызжущ..м весельем, заиндев..вший лес

3)        с заканчивающ..ми школу. Высвет..вший проблему,

4)        о разбивш..йся чашке, нечаянно обид..вший


******

Подготовка к обучению другого

******

Фрагмент ТМК




Тема

Способ освоения

Примерное время (мин)

Материальный результат первичного освоения

Суффиксы причастий и деепричастий

ВОЗ


Опорная схема, записи в тетради

Работа в паре с опорой



Записи в тетради


Работа в паре без опоры


Записи в тетради


Один вслух


Записи в тетради

  1. О


Один


тест






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!