СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты преподавания учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края в условиях профильного обучения.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу содержания учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественнонаучные и гуманитарные аспекты.

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты преподавания учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края в условиях профильного обучения.»

Методические аспекты преподавания учебного предмета

ОДПб.01 Экология Курского края в условиях профильного обучения.


Экология — наука, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнонаучного предмет и превращает ее в комплексный социальный предмет.

Основу содержания учебного предмета ОДПб.01 Экология Курского края составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественнонаучные и гуманитарные аспекты.

Образование в интересах устойчивого развития отражает смысл исходного понятия “устойчивое развитие”, которое определяется как развитие, “удовлетворяющее потребности настоящего времени, не ставя под угрозу возможности будущий поколений удовлетворять их собственные потребности”. Устойчивое развитие представляет собой комплексную проблему, охватывающую экономические, экологические и социальные аспекты. Иными словами, развитие необходимо для удовлетворения потребностей людей и улучшения качества их жизни. В то же время развитие должно основываться на эффективном и ответственном использовании всех имеющихся у общества ограниченных ресурсов - природных, людских и экономических.

Формирование у молодого поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды на основе глубоких знаний, инновационного мышления, творчества при разработке ресурсосберегающих и природоохранных технологий. Все перечисленное одновременно является важнейшими задачами современного общего и профессионального образования.

Кроме того, изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий или специальностей СПО. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Например, при разработке рабочих программ для профессий Мастер по обработке цифровой информации, Наладчик аппаратного и программного обеспечения и специальности Компьютерные системы и комплексы мною были включены следующие занятия:

Тема Общая экология; Проблемы экологии в связи с развитием компьютерной техники

На этом занятии рассматриваются вопросы: 1. Ресурсообеспеченность производства компьютерной техники, 2. Химические вещества для производства электроники 3. Экологические проблемы крупных производств электроники. В ходе обсуждения этих вопросов, я подвожу студентов к мысли, что надо уходить от системы одноразовости и не менять старые компьютеры на новые без необходимости, а стараться просто обновлять его устаревшие элементы.

Тема Среда обитания человека и экологическая безопасность;

Урок: Влияние компьютера на здоровье человека, перед этим занятием студенты получают опережающее задание, используя интернет – источники, подготовить сообщения по темам (1.Влияние электромагнитного излучения, 2. Компьютер и зрение, 3. Заболевания, связанные с мышцами и суставами, 4. Стресс, бессонница, нервные расстройства 5. Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером).

Группе студентов из трех человек поручается провести анкетирование одногруппников, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.

Занятие организованно в виде конференции, сначала заслушиваются сообщения 1 - 4, затем результаты анкетирования и, в качестве подведения итогов, сообщение 5.

В качестве домашнего задания, создаем памятку – рекомендации

Урок: Утилизация основных составляющих ПЭВМ,

В начале занятия, на этапе мотивации, я предлагаю студентам просмотр фрагмента из документального фильма «Под властью мусора», в котором рассказывается о нелегальной свалке электронного мусора в Гане.

Затем на занятии рассматриваем вопросы:

1. Проблемы экологии, связанные с утилизацией компьютерной техники

2. Учет драгметаллов в изделиях

3. Когда необходимо утилизировать компьютерную технику?

4. Способы утилизации цифровой техники

5. Детали компьютеров и их класс опасности

6. Разложения компьютера

7. Процесс переработки поэтапно

Как итог урока, создаем памятку рекомендаций по утилизации утилизацией компьютерной техники

Домашнее задание подготовить список компаний города Курска и Курской области, занимающихся, утилизацией.

Урок: Возможности применения компьютерных технологий в области охраны окружающей среды

Тема Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в Курском крае;

Урок: Реализация профилактических мероприятий от воздействия компьютерной техники на окружающую среду

Для профессии Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике включаю в изучение темы: Энергосберегающие факторы, Утилизация КИП, Обзор оборудования экологического мониторинга

Для профессии Сварщик:

Урок: Экологические аспекты сварочного производства,

Рассматриваемые вопросы:

1.Характеристика опасных и вредных факторов при изготовлении корпуса теплообменного аппарат

2.Повышенная запыленность и загазованность воздушной рабочей зоны

3.Повышенная яркость света, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение

4.Пожароопасность

5. Характер загрязнения окружающей среды при сборке и сварке корпуса теплообменного аппарата

6.Воздействие сварочных газов на окружающую природную среду и организм человека.

В качестве самостоятельного задания предлагается

1. оценить и сравнить экологическую безопасность и чистоту различных способов дуговой сварки;

2. определить основные направления повышения экологической чистоты дуговых сварочных процессов.

Для профессии Оператор станков с программным управлением: Утилизация станков с программным обеспечением

Для специальности Технология металлообрабатывающего производства: Влияние металлообрабатывающей промышленности на экологические системы

Утилизация оборудования и отходов металлообрабатывающего производства

Для специальности Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики:

Практическая работа: Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.

Задание 1. Рассчитать количества наиболее вредных для здоровья веществ (оксиды углерода (СО) и азота (NO), углеводороды (формальдегид, бензпирен, фенол), попадающих в окружающую среду с выхлопами автомобилей

Задание 2. Рассчитать количество свинца, поступающего в почву придорожных зон от автотранспорта на выделенном участке автодороги

Задание 3. Провести экологическую оценку предложенной территории по количеству загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду с выхлопами автомобилей

В своей практике я использую познавательные экологические задачи профессиональной направленности.

Задача 1: При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасывается 1 г свинца (q). Каков объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? Расход бензина составляет 0,1 л на 1 км, ПДК свинца – 0, 0007 мг/ м ³.

1) определите массу бензина, которая будет израсходована, когда автомобиль проедет 200 км; 2) определите, сколько свинца выбрасывается в атмосферу при сгорании бензина (М свинца); 3) определить объем загрязненного воздуха (V, м ³).

Задача 2: Доказано, что автомобильный транспорт на Земле является одним из главных загрязнителей атмосферы. На него приходится порядка 40 процентов всех загрязнений воздуха. Среднестатистический автомобиль выбрасывает в год: 135 килограмм окиси углерода; 25 килограмм окислов азота; 20 килограмм углеводородов; от 7 до 10 килограмм бензпирена; 4 килограмма двуокиси серы; 1,2 килограмма твердых частиц.

На данный момент в мире насчитывается порядка 500 миллионов автомобилей. Все вместе они выбрасывают в год: 67,5 мегатонн окиси углерода и 12,5 мегатонн окислов азота. Кроме вредных газов, выхлопные системы автомобилей выбрасывают в атмосферу соединения свинца – тяжелого металла. Предложите способы снижения вреда от автомобильного транспорта.

Задача 3: Сточные воды предприятия по мойке машин содержат моющие средства и нефтепродукты. Какие можно применить методы очистки? Почему?

Задача 4: Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в Статье 68. Среднее профессиональное образование говорится, что:

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Следовательно, целью освоения любой дисциплины в среднем профессиональном образовании является формирование у студентов системы знаний и определенных профессиональных владений, профессиональной ментальности, отвечающей современным требованиям общества, предъявляемым к подготовке специалистов в области среднего профессионального образования. Чего я и стараюсь достичь на занятиях по Экологии Курского края.







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!