Методические аспекты проведения анализа урока в
условиях личностно ориентированного подхода к обучению
Когда речь идет о современном уроке, то понимается урок, в ходе
которого педагог профессионально использует все имеющиеся в его арсенале
приемы, методы, средства для развития личности обучающегося. Кроме этого,
в перечень задач, стоящих сегодня перед учителем, входит создание условий
для осмысленного усвоения знаний ученика, активного интеллектуального
развития. Для решения этих и других задач нельзя спроектировать
универсальный типовой, стандартный урок по определенной схеме.
Методология урока находится в динамичном развитии. Стимулирует
это развитие такой вид деятельности, как анализ урока.
В научно-методической литературе сущность личностно
ориентированного обучения определяется тем, что главная роль в процессе
образования отведена обучающемуся.
Следует обратить внимание, что все использующиеся в современном
образовании педагогические технологии являются личностно
ориентированными, поскольку опираются на имеющийся у обучающегося
личный субъектный опыт и предоставляют ему возможность выбора способов
и форм учебной деятельности. В ходе обучения учитываются и оцениваются
как результаты учебной деятельности, так и сам процесс их достижения.
В этой связи, у учителя возникает необходимость в разработке
конкретного вида анализа урока, в котором бы явно определялись
потенциальные направления для внесения корректировок в проведение урока,
пути повышения эффективности урока.
Информация, представленная в предыдущих лекциях данного курса,
показывает, что в современной педагогике разработаны различные схемы,
алгоритмы для проведения анализа урока. Однако, у каждого учителя урок
имеет свои особенности, каждый урок уникален. Это указывает на то, что
каждый учитель, каждый представитель администрации определяет для себя
наиболее приемлемый вариант анализа урока. Для того, чтобы выбор оказался
удачным, необходимо знать актуальные сегодня критерии качества
образованности учеников, владеть компетенциями по определению
и преодолению конфликтных позиций в процессе образования, коррекции
имеющихся профессиональных знаний, проектировании собственной
педагогической деятельности, моделировании педагогических инструментов,
направленных на становление и развитие личностной самоорганизации
обучающихся.
В процессе анализа урока учитель попадает в ситуацию, когда видит
свой урок глазами человека, посещающего этот урок. Учитель получает
возможность увидеть и осознать, как его опыт, знания, профессионализм
реализуются в проведении урока, во взаимодействии с конкретным классом.
Этому способствуют такие аспекты анализа урока как психологический,
педагогический, мотивационный, методический, содержательный,
предметный.
Личностно ориентированное обучение предполагает активную
реализацию педагогом определенных управленческих функций в отношении
управления процессом обучения. Для оценивания данной функции
используются критерии, которые показывают соответствие управления
процессом обучения имеющимся требованиям нормативных правовых
документов. Кроме того, управленческая функция охватывает и процессы
планирования, коррекции, контроля, оценивания, стимулирования,
мотивирования. При этом основной характеристикой эффективности
управленческой функции учителя является оценка обученности учеников.
Критерии качества образования можно рассматривать с нескольких
позиций.
С позиции обучающихся, это прочность, глубина, гибкость,
оперативность, конкретность воспроизводимых знаний.
С позиции педагогов, это профессиональные дидактические,
академические, конструктивные компетенции.
С позиции педагогического творчества, это уникальность, фантазия,
эмпатия, активность.
В научно-методической литературе встречаются различные концепции
личностно ориентированного обучения. Рассмотрим некоторые из них.
Концепция Бондаревской Е.В. рассматривает личностно
ориентированное обучение с позиции культурологического подхода
к построению процесса обучения. Здесь педагог рассматривается как
посредник между учеником и культурой, а сама образовательная организация
– как целостное культурно-образовательное пространство. В ходе обучения
создаются условия для оказания помощи обучающемуся в понимании смысла
жизни в процессе его культурного развития, поддержка его уникальности
и самобытности.
В схеме анализа личностно ориентированного урока
(по Бондаревской Е.В.) представлены следующие этапы.
Подготовка учителя к уроку. Критерии, которые подлежат оценке
на этом этапе определяются в ходе беседы с учителем. На данном этапе
следует выяснить:
какую роль урока видит учитель в личностном развитии обучающихся;
какие задачи определил учитель и как они связаны с задачами изучения
предмета;
когда проводилась диагностика личностного развития обучающихся
и как ее результаты учтены в проекте данного урока;
оценка учителем динамики развития обучающихся на уроке.
Организация урока. На данном этапе дается оценка по следующим
критериям:
задачи, поставленные перед обучающимися;
интерес обучающихся к цели и задачам урока;
степень понимания обучающимися цели и задач урока;
организация мотивации обучающихся к предстоящей учебной
деятельности;
активное участие обучающихся в ходе урока;
структура урока;
этапы урока;
деятельность обучающихся на каждом этапе урока;
организация рефлексии обучающихся.
Содержание урока. На данном этапе оцениваются следующие
критерии:
научная ценность предложенного обучающимся учебного материала;
практическая ценность предложенного обучающимся учебного
материала;
рассматривались ли разные точки зрения по изучаемому вопросу;
организация творческой деятельности, исследовательской
деятельности;
организация деятельности, способствующей личностному развитию
обучающихся: общению, коммуникации, сотрудничеству, самоорганизации,
взаимопомощи;
дифференциация и интеграция на уроке.
Технология обучения. Критерии, которые подлежат оценке
на этом этапе, следующие:
организация самостоятельной учебной деятельности на уроке;
используемые учителем педагогические инструменты для активизации
деятельности обучающихся;
диалогический характер общения на уроке;
задаваемые вопросы учителю обучающимися в ходе урока, характер
ответов на них;
предупреждение затруднений в ходе изучения нового материала;
целесообразность использования педагогических технологий на уроке.
Экология урока. На данном этапе оцениваются следующие
критерии:
состояние здоровья обучающихся, учет индивидуальных особенностей
в построении урока;
эмоциональная атмосфера в классе;
оптимальная плотность урока;
соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроке;
настроение у детей в конце урока.
Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.
На данном этапе оцениваются такие критерии как:
эмоциональное состояние учителя;
отношение учителя к обучающимся;
учет психологических, возрастных особенностей учеников
в построении общения на уроке;
умение учителя увлечь обучающихся процессом обучения;
проявление педагогического творчества на уроке;
соблюдение норм культурного поведения и педагогической этики;
отношение учителя к неверным ответам обучающихся, допущенным
ошибкам.
Концепция Якиманской И.С. рассматривает личностно
ориентированное обучение с позиции изучения обучающегося,
его уникальности. За основу личностно ориентированного обучения автор
концепции предлагает взять создание условий для развития личности ученика,
его самореализации через процесс образования.
Для проектирования модели личностно ориентированного обучения
Якиманская И.С. предлагает различать дифференцированный (распределение
обучающихся по группам на основе уровня знаний, имеющихся способностей,
типу образовательной организации), разноуровневый (ориентированный
на разный уровень учебного материала по его сложности) и индивидуальный
подходы (ориентированный на индивидуальные особенности обучающегося)
к обучению.
В схеме анализа личностно ориентированного урока
(по Якиманской И.С.) представлены следующие этапы.
Использование субъектного опыта учеников. Здесь предлагаются
такие критерии для оценки урока, как:
организация учителем деятельности по выявлению имеющегося
субъектного опыта обучающихся;
организация взаимообмена между учениками содержанием
субъектного опыта;
выстраивание на основе высказываний детей изучения нового
материала.
Применение на уроке дидактического материала. Здесь дается
оценка по таким критериям, как:
использование на уроке различных источников информации;
мотивация детей на решение проблемных задач;
разнообразие предлагаемых обучающимся заданий.
Характер педагогического общения на уроке. На данном этапе
оцениваются такие критерии, как:
использование учителем знаков поддержки ученика (подбадривание,
улыбка, равноправное общение между педагогом и обучающимися);
уважительный тон по отношению к ученикам.
Активизация способов учебной работы. На этом этапе дается
оценка по следующим критериям:
мотивация обучающихся на выполнение различных видов учебной
деятельности;
поощрение обсуждения предлагаемых вариантов решения задачи;
обсуждение рациональных способов решения;
выявление личностно значимых способов деятельности;
оценка как результата деятельности, так и процесса ее организации.
Проявление гибкости учителя в работе на уроке. На этом этапе
оценка делается по таким критериям, как:
включенность в учебную деятельность каждого ученика;
наличие возможности у обучающихся выбирать вид учебной
деятельности;
возможность у обучающихся выбирать наиболее удобный для работы
источник информации для выполнения учебного задания;
оценивается благоприятный психологический микроклимат на уроке,
деятельность учителя по его созданию.
Обобщая различные подходы к оценке урока с позиции личностно
ориентированного обучения, выделяют основные показатели для общей
оценки урока. В дидактическом пособии «Урок как целостная система»
(составитель Панфилова И.П.) показатели для общей оценки личностно
ориентированного урока приведены следующие:
№ | Показатели | да | нет | не в полной мере |
1 | Урок был хорошо подготовлен для решения задач личностного разви- тия учащихся, обеспечивал их продвижение в развитии и усвоении знаний. | | | |
2 | Занятие полностью отвечал принципам природосообразности, культу- росообразности, индивидуально-личностного подхода. | | | |
3 | Ученики чувствовали себя хозяевами урока, его соавторами, проявили следующие субъектные свойства: активность, ответственность, само- контроль, самодисциплину, умения делать выбор, участвовать в диало- ге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, откры- тиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. | | | |
4 | Учитель использовал гуманистические педагогические технологии, реализовывал стратегию сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учащихся, умело сочетал фронтальную форму работы с классом и индивидуальную работу с отдельными учащимися, поощрял индивидуальные творческие достижения детей. | | | |
5 | Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали само- развитию, самообразованию, самовыражению и самоопределению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта, стимулировали личные смыслы учения. | | | |
Проецируя многообразие алгоритмов, схем, планов анализа урока на
собственный педагогический и управленческий опыт, учитель приходит к
убеждению, что имеющиеся методики проведения анализа урока необходимо
использовать в контексте реальных изменений.
Литература
Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного
образования»
Жук Н.Н. Личностно-ориентированный урок: технология
проведения и оценки https://docplayer.com/37286205-Lichnostno-
orientirovannyy-urok-tehnologiya-provedeniya-i-ocenki.html
дидактические материалы: урок как целостная система.
Составитель Панфилова И.П.
Анализ урока с позиций системно-деятельностного подхода
(материалы постоянно действующего практикума заместителей директора по
методической работе): электронный методический сборник. Составитель
Котова Е.И.
9