Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для занятия школы молодого педагога "Подготовка к занятию кружка"»
Организация и анализ занятия в ГУДО
Для занятия ШМП подготовила методист
Филатова Н.А.
Подготовке к занятию предшествует
- Изучение учебно-тематического плана реализуемой программы
- Согласование определенного раздела и темы раздела с содержанием программы
- Определение взаимосвязи содержания занятия с предыдущим и последующим
- Определение типа и структуры занятия
- Формулировка темы, цели, задач
- Составление конспекта учебного занятия
Учебно-методический комплекс
ОПРЕДЕЛИТЬ:
- Раздаточный материал
- Аудио, видеотека
- Методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
- Объем и форма самостоятельной работы с обучающимися
Примерная структура комбинированного занятия
- Организационная часть
- Проверка знаний ранее изученного материала
- Изложение нового материала
- Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике
Примерная структура занятия сообщения и усвоения новых знаний
- Организационная часть
- Изложение нового материала и закрепление его
Примерная структура занятия повторения и обобщения полученных знаний
- Организационная часть
- Постановка проблем и выдача заданий
- Выполнение учащимися заданий и решение задач
- Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок
- Подведение итогов
Примерная структура занятия закрепления знаний, выработки умений и навыков
- Организационная часть
- Определение и разъяснение цели занятия
- Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы
- Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения
- Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога
- Обобщение и оценка выполненной работы
Примерная структура занятия применения знаний, умений и навыков
- Организационная часть
- Определение и разъяснение целей занятия
- Установление связи с ранее изученным материалом
- Инструктаж по выполнению работы
- Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов
Основные требования к учебному занятию
- Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих и воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
- Организация структуры занятий.
- Содержание занятия. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающимся. Учет их психолого-педагогических особенностей.
- Технология обучения . Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
- Состояние здоровья детей , настроение их на занятии. Степень нагрузки . Создание педагогом ситуации успеха . Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
- Психологическая культура и профессионализм . Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы.
Методы организации занятия
- Репродуктивный
- Словесные: лекция, объяснение, рассказ, чтение беседа, диалог, консультация
- Методы практической работы
- Метод наблюдения: запись наблюдений, звуков, голосов, сигналов, зарисовка, фото-, видеосъемка, проведение замеров
- Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты
- Методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.
Методы организации занятия
- проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел
- игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра
- наглядные методы обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий
- анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
- психологические тесты ;
- создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
- психологический театр; деловая игра .
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия
В плане - конспекте занятия должны быть отражены :
- цели, задачи , методы и приемы воспитания обучающихся в границах темы занятия;
- образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
- структура занятия и обоснование последовательности его этапов; содержание деятельности педагога, обучающихся на каждом этапе занятия;
- мотивация деятельности обучающихся на каждом этапе занятия; формы и способы взаимодействия с обучающимися, общение; диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
- приемы управления вниманием, активизация обучающихся;
- типичные затруднения обучающихся, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
- диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Примерный план – конспект занятия
- Название творческого объединения __
- Уровень обучения и направленность творческого объединения
- Дата « » 20 г.
- Номер занятия
- Тема занятия
- Цель, задачи занятия:
- Оборудование, дидактический материал ___
- Структура и содержание основных этапов
Структура и содержание основных этапов занятия
- Организация начала занятия. Приветствие всех участников занятия.
- Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
- Проверка домашнего задания ( если такое задание было ).
- Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. ( Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса .)
- Знакомство с новым материалом. ( Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания. )
- Задания на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, выполнение заданий творческого характера.
- Обобщение. ( Обучающимся предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации. )
- Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
- Закрепление знаний, умений и навыков. ( Для закрепления проводится игровая или творческая часть занятия .)
- Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов.
Примерная схема плана-конспекта учебного занятия
- Краткая характеристика детского коллектива: возраст, год обучения
- Время и место проведения занятия
- Характеристика оборудования: средства обучения, наглядные пособия, инвентарь
- Тема занятия
- Тип учебного занятия
- Цель и задачи
- Методы обучения
- Структура учебного занятия
1. Вводная часть (5 мин)
- Организация начала занятия 3мин
- Сообщение темы и плана (постановка задач) 2мин
2. Основная часть (35 мин)
- Проверка имеющихся знаний. Определение готовности к изучению новой темы 5 мин
- Коррекция результатов проверки 5 мин
- Знакомство с новым материалом 10 мин
- Задания на освоение и закрепление знаний. Выполнение заданий творческого хар-ра 15 мин
3. Подведение итогов (5 мин)
- Обобщение материала занятия 2 мин
- Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов 3 мин
Схема анализа занятия
- Название
- Дата
- Номер группы
- Обучающихся в группе на занятии
- Уровень обучения, направленность
- Ф.И.О. руководителя кружка
- Тема
Оценка основных личностных качеств руководителя кружка
Оценка основных характеристик обучающихся на занятии
Оценка содержания деятельности руководителя и обучающихся на занятии
Оценка эффективности способов деятельности руководителя и обучающихся на занятии
Оценка цели и результатов проведенного занятия
Оценка основных личностных качеств руководителя кружка на занятии:
- Знание материала по профилю и общая эрудиция руководителя в целом
- Уровень педагогического и методического мастерства
- Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и профессиональная подготовка.
- Уровень тактичности и демократичности.
- Внешний вид руководителя, мимика, жесты, культура поведения.
Оценка основных характеристик обучающихся на занятии
- Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
- Наличие и эффективность коллективных форм работы.
- Уровень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
Оценка содержания деятельности руководителя и обучающихся на занятии
- Научность, доступность и посильность изучаемого материала.
- Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
- Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (информации, добытой учениками)
- Оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Оценка эффективности способов деятельности руководителя и обучающихся
- Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности
- Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО
- Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы
- Наличие обратной связи со всеми обучающимися в ходе занятия
- Эффективность контроля за работой обучающихся и уровень требований, на котором проведена оценка знаний, умений и навыков
- Степень эстетического воздействия занятия на обучающихся
- Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности руководителем и обучающимися на занятии
- Соблюдение санитарного режима
Оценка цели и результатов проведенного занятия