СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы для занятия школы молодого педагога "Подготовка к занятию кружка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации подробно описан прцесс подготовки педагога к занятию кружка. Расписаны: примерные структуры различных типов занятий, методы организации занятий, общие требования к написанию плана-конспекта и схема анализа занятия.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для занятия школы молодого педагога "Подготовка к занятию кружка"»

Организация и анализ занятия в ГУДО Для занятия ШМП подготовила методист Филатова Н.А.

Организация и анализ занятия в ГУДО

Для занятия ШМП подготовила методист

Филатова Н.А.

Подготовке к занятию предшествует Изучение учебно-тематического плана реализуемой программы Согласование определенного раздела и темы раздела с содержанием программы Определение взаимосвязи содержания занятия с предыдущим и последующим Определение типа и структуры занятия Формулировка темы, цели, задач Составление конспекта учебного занятия

Подготовке к занятию предшествует

  • Изучение учебно-тематического плана реализуемой программы
  • Согласование определенного раздела и темы раздела с содержанием программы
  • Определение взаимосвязи содержания занятия с предыдущим и последующим
  • Определение типа и структуры занятия
  • Формулировка темы, цели, задач
  • Составление конспекта учебного занятия
Учебно-методический комплекс  ОПРЕДЕЛИТЬ:  Раздаточный материал Аудио, видеотека Индивидуальные задания Методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала Объем и форма самостоятельной работы с обучающимися

Учебно-методический комплекс

ОПРЕДЕЛИТЬ:

  • Раздаточный материал
  • Аудио, видеотека
  • Индивидуальные задания
  • Методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
  • Объем и форма самостоятельной работы с обучающимися
Примерная структура комбинированного занятия Организационная часть Проверка знаний ранее изученного материала Изложение нового материала Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике

Примерная структура комбинированного занятия

  • Организационная часть
  • Проверка знаний ранее изученного материала
  • Изложение нового материала
  • Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике
Примерная структура занятия сообщения и усвоения новых знаний Организационная часть Изложение нового материала и закрепление его

Примерная структура занятия сообщения и усвоения новых знаний

  • Организационная часть
  • Изложение нового материала и закрепление его
Примерная структура занятия повторения и обобщения полученных знаний Организационная часть Постановка проблем и выдача заданий Выполнение учащимися заданий и решение задач Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок Подведение итогов

Примерная структура занятия повторения и обобщения полученных знаний

  • Организационная часть
  • Постановка проблем и выдача заданий
  • Выполнение учащимися заданий и решение задач
  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок
  • Подведение итогов
Примерная структура занятия закрепления знаний, выработки умений и навыков Организационная часть Определение и разъяснение цели занятия Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога Обобщение и оценка выполненной работы

Примерная структура занятия закрепления знаний, выработки умений и навыков

  • Организационная часть
  • Определение и разъяснение цели занятия
  • Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы
  • Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения
  • Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога
  • Обобщение и оценка выполненной работы
Примерная структура занятия применения знаний, умений и навыков Организационная часть Определение и разъяснение целей занятия Установление связи с ранее изученным материалом Инструктаж по выполнению работы Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов

Примерная структура занятия применения знаний, умений и навыков

  • Организационная часть
  • Определение и разъяснение целей занятия
  • Установление связи с ранее изученным материалом
  • Инструктаж по выполнению работы
  • Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов
Основные требования к учебному занятию   Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих и воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Организация структуры занятий. Содержание занятия. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающимся. Учет их психолого-педагогических особенностей. Технология обучения . Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии. Состояние здоровья детей , настроение их на занятии. Степень нагрузки . Создание педагогом ситуации успеха . Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д. Психологическая культура и профессионализм . Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы.

Основные требования к учебному занятию

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих и воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
  • Организация структуры занятий.
  • Содержание занятия. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к обучающимся. Учет их психолого-педагогических особенностей.
  • Технология обучения . Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
  • Состояние здоровья детей , настроение их на занятии. Степень нагрузки . Создание педагогом ситуации успеха . Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
  • Психологическая культура и профессионализм . Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы.
Методы организации занятия Репродуктивный Словесные: лекция, объяснение, рассказ, чтение беседа, диалог, консультация Методы практической работы Метод наблюдения: запись наблюдений, звуков, голосов, сигналов, зарисовка, фото-, видеосъемка, проведение замеров Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты Методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.

Методы организации занятия

  • Репродуктивный
  • Словесные: лекция, объяснение, рассказ, чтение беседа, диалог, консультация
  • Методы практической работы
  • Метод наблюдения: запись наблюдений, звуков, голосов, сигналов, зарисовка, фото-, видеосъемка, проведение замеров
  • Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты
  • Методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.

Методы организации занятия проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра наглядные методы обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы

Методы организации занятия

  • проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел
  • игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра
  • наглядные методы обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий анкетирование:  разработка,  проведение  и  анализ  анкеты, интервьюирование;  психологические тесты ;  создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);  психологический театр; деловая игра .

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
  • психологические тесты ;
  • создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
  • психологический театр; деловая игра .
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия   В плане - конспекте занятия должны быть отражены :  цели, задачи , методы и приемы воспитания обучающихся в границах темы занятия;  образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;  структура занятия и обоснование последовательности его этапов; содержание деятельности педагога,  обучающихся на каждом этапе занятия;  мотивация деятельности обучающихся на каждом этапе занятия; формы и способы взаимодействия с обучающимися, общение; диагностика  (определение)  начального  уровня  знаний  детей, развиваемых в ходе занятия;  приемы управления вниманием, активизация обучающихся;  типичные затруднения обучающихся, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;  приемы  работы  с  вспомогательной  литературой,  пособиями, дополнительным материалом;  диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

В плане - конспекте занятия должны быть отражены :

  • цели, задачи , методы и приемы воспитания обучающихся в границах темы занятия;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов; содержание деятельности педагога, обучающихся на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности обучающихся на каждом этапе занятия; формы и способы взаимодействия с обучающимися, общение; диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • приемы управления вниманием, активизация обучающихся;
  • типичные затруднения обучающихся, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Примерный план – конспект занятия   Название творческого объединения __  Уровень  обучения  и  направленность  творческого  объединения Дата «  »  20  г. Номер занятия   Тема занятия    Цель, задачи занятия: Оборудование, дидактический материал ___ Структура и содержание основных этапов  

Примерный план – конспект занятия

  • Название творческого объединения __
  • Уровень обучения и направленность творческого объединения
  • Дата « » 20 г.
  • Номер занятия
  • Тема занятия
  • Цель, задачи занятия:
  • Оборудование, дидактический материал ___
  • Структура и содержание основных этапов  

Структура и содержание основных этапов занятия

  • Организация начала занятия. Приветствие всех участников занятия.
  • Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
  • Проверка домашнего задания ( если такое задание было ).
  • Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. ( Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса .)
  • Знакомство с новым материалом. ( Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания. )
  • Задания на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, выполнение заданий творческого характера.
  • Обобщение. ( Обучающимся предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации. )
  • Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
  • Закрепление знаний, умений и навыков. ( Для закрепления проводится игровая или творческая часть занятия .)
  • Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов.
Примерная схема плана-конспекта учебного занятия Общие сведения Краткая характеристика детского коллектива: возраст, год обучения Время и место проведения занятия Характеристика оборудования: средства обучения, наглядные пособия, инвентарь Тема занятия Тип учебного занятия Цель и задачи Методы обучения Структура учебного занятия 1. Вводная часть (5 мин) Организация начала занятия 3мин Сообщение темы и плана (постановка задач) 2мин 2. Основная часть (35 мин) Проверка имеющихся знаний. Определение готовности к изучению новой темы 5 мин Коррекция результатов проверки 5 мин Знакомство с новым материалом 10 мин Задания на освоение и закрепление знаний. Выполнение заданий творческого хар-ра 15 мин 3. Подведение итогов (5 мин) Обобщение материала занятия 2 мин Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов 3 мин

Примерная схема плана-конспекта учебного занятия

  • Общие сведения
  • Краткая характеристика детского коллектива: возраст, год обучения
  • Время и место проведения занятия
  • Характеристика оборудования: средства обучения, наглядные пособия, инвентарь
  • Тема занятия
  • Тип учебного занятия
  • Цель и задачи
  • Методы обучения
  • Структура учебного занятия

1. Вводная часть (5 мин)

  • Организация начала занятия 3мин
  • Сообщение темы и плана (постановка задач) 2мин

2. Основная часть (35 мин)

  • Проверка имеющихся знаний. Определение готовности к изучению новой темы 5 мин
  • Коррекция результатов проверки 5 мин
  • Знакомство с новым материалом 10 мин
  • Задания на освоение и закрепление знаний. Выполнение заданий творческого хар-ра 15 мин

3. Подведение итогов (5 мин)

  • Обобщение материала занятия 2 мин
  • Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов 3 мин
Схема анализа занятия Название Дата Номер группы Обучающихся в группе на занятии Уровень обучения, направленность Ф.И.О. руководителя кружка Тема Оценка основных личностных качеств руководителя кружка Оценка основных характеристик обучающихся на занятии Оценка содержания деятельности руководителя и обучающихся на занятии Оценка эффективности способов деятельности руководителя и обучающихся на занятии Оценка цели и результатов проведенного занятия

Схема анализа занятия

  • Название
  • Дата
  • Номер группы
  • Обучающихся в группе на занятии
  • Уровень обучения, направленность
  • Ф.И.О. руководителя кружка
  • Тема

Оценка основных личностных качеств руководителя кружка

Оценка основных характеристик обучающихся на занятии

Оценка содержания деятельности руководителя и обучающихся на занятии

Оценка эффективности способов деятельности руководителя и обучающихся на занятии

Оценка цели и результатов проведенного занятия

Оценка основных личностных качеств руководителя кружка на занятии:   Знание материала по профилю и общая эрудиция руководителя в целом Уровень педагогического и методического мастерства Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и профессиональная подготовка. Уровень тактичности и демократичности. Внешний вид руководителя, мимика, жесты, культура поведения.

Оценка основных личностных качеств руководителя кружка на занятии:

  • Знание материала по профилю и общая эрудиция руководителя в целом
  • Уровень педагогического и методического мастерства
  • Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и профессиональная подготовка.
  • Уровень тактичности и демократичности.
  • Внешний вид руководителя, мимика, жесты, культура поведения.
Оценка основных характеристик обучающихся на занятии Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. Наличие и эффективность коллективных форм работы. Уровень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

Оценка основных характеристик обучающихся на занятии

  • Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
  • Наличие и эффективность коллективных форм работы.
  • Уровень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
Оценка содержания деятельности руководителя и обучающихся на занятии Научность, доступность и посильность изучаемого материала. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой) Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (информации, добытой учениками) Оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

Оценка содержания деятельности руководителя и обучающихся на занятии

  • Научность, доступность и посильность изучаемого материала.
  • Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
  • Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (информации, добытой учениками)
  • Оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Оценка эффективности способов деятельности руководителя и обучающихся Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы Наличие обратной связи со всеми обучающимися в ходе занятия Эффективность контроля за работой обучающихся и уровень требований, на котором проведена оценка знаний, умений и навыков Степень эстетического воздействия занятия на обучающихся Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности руководителем и обучающимися на занятии Соблюдение санитарного режима

Оценка эффективности способов деятельности руководителя и обучающихся

  • Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности
  • Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО
  • Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы
  • Наличие обратной связи со всеми обучающимися в ходе занятия
  • Эффективность контроля за работой обучающихся и уровень требований, на котором проведена оценка знаний, умений и навыков
  • Степень эстетического воздействия занятия на обучающихся
  • Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности руководителем и обучающимися на занятии
  • Соблюдение санитарного режима
Оценка цели и результатов проведенного занятия

Оценка цели и результатов проведенного занятия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!