СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку русского языка в СПО на тему "Словосочетание".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока и раздаточный материал с упражнениями к уроку на тему "Словосочетание".

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку русского языка в СПО на тему "Словосочетание".»

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК НАИМЕНЬШАЯ ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

(к учебнику Е. С. Антоновой, Т. М. Воителевой)

1. На доске: Светило солнце, около дома, учебный год

2. Вопрос: Есть ли среди написанного синтаксические единицы? Что мы называем синтаксической единицей?

3. Ответ: Синтаксической единицей является словосочетание и предложение. На доске есть предложение (Светило солнце), а также словосочетание (учебный год).

4. Вопрос: Около дома почему не является синтаксической единицей?

5. Ответ: Это существительное с предлогом (около в данном случае – производный предлог).

6. Вопрос: Чем отличается слово, словосочетание и предложение?

7. Ответ: Сравним по нескольким параметрам:

А) по составу

Б) по грамматическому значению

В) по смысловой и интонационной законченности

Г) по наличию знаков препинания

Слово

Словосочетание

Предложение

Состоит из одной речевой единицы

Состоит из главного и зависимого слова

Имеет грамматическую основу

Называет предмет, действие, признак

Уточняет предмет, действие, признак

Служит для сообщения, вопроса или побуждения

Не имеет смысловой и интонационной законченности

 Не имеет смысловой и интонационной законченности

 Имеет смысловую и интонационную законченность

Не имеет знаков препинания

 Не имеет знаков препинания

 Начало и конец предложения оформляются интонационно и с помощью знаков препинания

В доме Красивый дом Дом построили и заселили


8. Вопрос: какая наименьшая единица синтаксиса? Ответ: словосочетание.

9. Вопрос: Догадались, какова тема нашего урока? Ответ: Словосочетание, как основная единица синтаксиса.

10. Вопрос: Какие два типа связи в синтаксических единицах? Ответ: Сочинительная и Подчинительная.

11. Вопрос: Чем характеризуются эти типы связи? Ответ: Сочинительная связь характеризуется равноправными отношениями между структурными элементами конструкций. Например, части сложного предложения могут быть независимыми друг от друга — такие предложения называются сложносочинёнными и бессоюзными сложными. Подчинительная связь показывает, как один компонент синтаксической единицы подчиняет себе другой (и ли другие) компонент, т. е. требует от зависимого изменения грамматической формы, особого выражения связи в виде подчинительных союзов, служебных слов.

12. Вопрос: какой вид связи в словосочетании? Ответ: Подчинение. Вопрос: Значит из чего состоит любое словосочетание? Ответ: Из главного и зависимого слова. Вопрос: Если словосочетание состоит из главного и зависимого слов, то что тогда не является словосочетанием? Ответ: Не являются словосочетаниями:

1) подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения: Город спит; Лёд тронулся; Леса таинственны;

2) однородные члены предложения: мороз и солнце, близкий и далёкий, идёт и рассказывает;

3) словоформа с предлогом: вдоль дороги, на озере, в течение дня, напротив дома.

4) фразеологические обороты (водить за нос; бить баклуши).

13. Обратите внимание: в словосочетании вопрос задают от одного слова к другому, второе слово поясняет первое. В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяют именные, глагольные и наречные. Учебник, стр. 283

1) именные — с главным словом, выраженным именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями: морской прибой, алая заря, необычайное происшествие; очень обидчивый, по-детски наивный, слишком болтливый, красный от смущения;

2) глагольные — с главным словом — глаголом, причастием или деепричастием: учить стихи, решающий задачу, любуясь картиной;

3) наречные — с главным словом — наречием: близко от дома, слишком долго, незаметно для себя.

В русском языке имеется небольшая группа словосочетаний с числительным в роли главного слова. Такие словосочетания имеют количественное значение, и числительное может быть в них только в форме И. п. или В. п.: три яблока, четверо друзей. В других падежных формах числительные превращаются в зависимый компонент: тремя яблоками, четверым друзьям. Малочисленны также словосочетания с местоимением в роли главного слова: что-то небольшое, некоторые из ребят, каждый из присутствующих, кто-то из друзей.

Наиболее употребительны в русском языке глагольные словосочетания. В них рассматриваются отношения между действием и предметом или явлением, на которые это действие направлено: читать книгу, читающий книгу, читая книгу; идти вперёд, идущий вперёд, идя вперёд.

14. Закрепление пункта 13.

Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словосочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

15. Типы синтаксической связи – страница 280 учебника

В русском синтаксисе обнаруживается три типа подчинения зависимого слова главному: согласование, управление, примыкание.

Согласованиеэто вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже, т. е. согласуется с ним: интересная книга, интересной книги, интересные книги и т. д.

Согласуются с основным словом (существительным) прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения, прилагательные: добрый человек, прочитанное произведение, третьего урока, к бушующему океану и т. д.

Управление — это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой падежной формы: читать что? книгу, чтение чего? книги, играть во что? в мяч, играть с кем? с братом, играть где? на улице.

Глагол играть может иметь при себе зависимое слово в формах В. п., Т. п. и П. п. Некоторые формы глаголов могут иметь при себе зависимое слово только в одной падежной форме. Например, переходные глаголы употребляются только с формой В. п. без предлога или Р. п., если перед глаголом стоит отрицательная частица не: любить детей — не любить детей, выполнить задание — не выполнить задания; существительные со значением отношения требуют формы Д. п. с предлогом к: интерес к науке, обращение к аудитории.

При управлении в роли главного слова чаще всего выступает глагол, реже — слово другой части речи: любовь к детям, любимый всеми, уважение к старшим, чтение книги. Зависимым словом является имя существительное или другое слово с предметным значением: посоветовать другу, помощь старикам, говорить о тебе.

При изменении формы господствующего слова падежная форма зависимого слова не изменяется: работать на заводе, работал на заводе, работая на заводе и т. д.

Управление может быть предложным: дорога к станции, находиться на работе, подойти к дому — и беспредложным: желать счастья, любить поэзию, сбор урожая.

Примыкание — это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово является неизменяемым (инфинитив, деепричастие, наречие, сравнительная степень прилагательного).

Средствами связи зависимого слова с главным являются порядок слов и интонация. Главным словом при примыкании обычно бывает глагол, реже — другие части речи: разговаривать громко, приказ наступать, смотреть молча, ехать шагом, мечтать учиться, идти посвистывая, в два раза больше.

16. Закрепление пункта 15.


Упражнение 2. Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.

17. Упражнение по раздатке (с листом-помощником)


Упражнение 3. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником.

I. Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.

1. жалостно посмотрел –

2. смело спрыгнул –

3. устало шагал –

4. осторожно слез –

II. Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание 

1. говорил с тревогой –

2. ждал с напряжением –

3. охранял с заботой –

4. глядел со смущением –

III. Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении

1. бессонная ночь –

2. подземный переход –

3. алгебраическая задача –

4. школьный портфель –


ЛИСТ-ПОМОЩНИК

I. Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн

2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?

3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания ИЛИ: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла

II. Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо;

2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное ИЛИ: топот коня - топот (чей?) конский

III.Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием ИЛИ: поехать работать - поехать на работу.

17. ОТРАБОТКА (РЕЗЕРВ)

Упражнение 4. Раскройте скобки, заключённые в них слова поставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью согласования. В случае затруднений обратитесь к словарю для определения рода несклоняемых существительных.

Амплуа (широкий), бюро (справочный), жюри (авторитетный), какао (вкусный), кафе (отремонтированный), кино (широкоэкранный), коммюнике (официальный), кофе (черный), меню (разнообразный), метро (московский), портмоне (кожаный), резюме (краткий), трико (шелковый), трюмо (стенной), фойе (просторный), Батуми (солнечный), Миссисипи (полноводный), Токио (многомиллионный), Чикаго (огромный).


Упражнение 5. Замените приводимые ниже беспредложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательным.

О б р а з е ц: Берег реки — речной берег.

Вершина горы, волны моря, время обеда, горы Кавказа, капля дождя, луч солнца, музеи Санкт-Петербурга, окраина города, отношения родства, работник библиотеки, рабочие фабрик, растительность степей, свет Луны, счастье семьи, темнота ночи, ущелья гор.


Упражнение 6. Замените приводимые ниже предложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательным.

О б р а з е ц: Ария из оперы — оперная ария.

Банка из-под консервов, вагон для багажа, воротник из меха, жизнь в деревне, задача по арифметике, книги для детей, коробка из дерева, кувшин из глины, плавание под водой, платье из бархата, портфель из кожи, пространство без воздуха, простыни из полотна, работа по вечерам, статуя из мрамора, упражнения по орфографии, хлеб из пшеницы, чай из Индии, яблоки из Крыма.


Упражнение 7. Замените, где это возможно, сочетания существительных с прилагательными синонимическими сочетаниями (предложными или беспредложными) двух существительных.

О б р а з е ц: Велосипедное колесо — колесо велосипеда. Танцевальная площадка — площадка для танцев.

Безоблачное небо, бесконечные поиски, военная служба, волчья стая, городские жители, дворовая собака, дружеская поддержка, Кавказское побережье, карманные часы, коровье молоко, кухонная посуда, масляные краски, математические расчеты, мирная политика, морской берег, шерстяной костюм, народный праздник, овечье стадо, охотничьи рассказы, папиросная бумага, парусная лодка, приморские страны, речная вода, сливочное масло, стальной цвет, старинные нравы, ученический кружок, часовая цепочка, чеховские пьесы, читальный зал, шелковая подкладка, школьная библиотека.





15 комплектов для печати (один на двоих), упражнение 3 печатать отдельно


Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словосочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.


Упражнение 2. Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.


Упражнение 4. Раскройте скобки, заключённые в них слова поставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью согласования. В случае затруднений обратитесь к словарю для определения рода несклоняемых существительных.

Амплуа (широкий), бюро (справочный), жюри (авторитетный), какао (вкусный), кафе (отремонтированный), кино (широкоэкранный), коммюнике (официальный), кофе (черный), меню (разнообразный), метро (московский), портмоне (кожаный), резюме (краткий), трико (шелковый), трюмо (стенной), фойе (просторный), Батуми (солнечный), Миссисипи (полноводный), Токио (многомиллионный), Чикаго (огромный).


Упражнение 5. Замените приводимые ниже беспредложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательным.

О б р а з е ц: Берег реки — речной берег.

Вершина горы, волны моря, время обеда, горы Кавказа, капля дождя, луч солнца, музеи Санкт-Петербурга, окраина города, отношения родства, работник библиотеки, рабочие фабрик, растительность степей, свет Луны, счастье семьи, темнота ночи, ущелья гор.


Упражнение 6. Замените приводимые ниже предложные сочетания двух существительных синонимическими сочетаниями существительных с прилагательным.

О б р а з е ц: Ария из оперы — оперная ария.

Банка из-под консервов, вагон для багажа, воротник из меха, жизнь в деревне, задача по арифметике, книги для детей, коробка из дерева, кувшин из глины, плавание под водой, платье из бархата, портфель из кожи, пространство без воздуха, простыни из полотна, работа по вечерам, статуя из мрамора, упражнения по орфографии, хлеб из пшеницы, чай из Индии, яблоки из Крыма.


Упражнение 7. Замените, где это возможно, сочетания существительных с прилагательными синонимическими сочетаниями (предложными или беспредложными) двух существительных.

О б р а з е ц: Велосипедное колесо — колесо велосипеда. Танцевальная площадка — площадка для танцев.

Безоблачное небо, бесконечные поиски, военная служба, волчья стая, городские жители, дворовая собака, дружеская поддержка, Кавказское побережье, карманные часы, коровье молоко, кухонная посуда, масляные краски, математические расчеты, мирная политика, морской берег, шерстяной костюм, народный праздник, овечье стадо, охотничьи рассказы, папиросная бумага, парусная лодка, приморские страны, речная вода, сливочное масло, стальной цвет, старинные нравы, ученический кружок, часовая цепочка, чеховские пьесы, читальный зал, шелковая подкладка, школьная библиотека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!