СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку русского языка по теме "Имя числительное" (раздаточный материал).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для выполнения во время урока по теме "Имя числительное".

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку русского языка по теме "Имя числительное" (раздаточный материал).»

Имя числительное – часть речи, объединяющая слова, которые обозначают или отвлеченное число (два плюс три – пять), или количество предметов при счете (два ученика, три книги), или порядок предметов при счете (четвертый этаж).

Со стороны морфологической имя числительное характеризуется следующими свойствами: 1) почти все числительные лишены категории числа; 2) большинство числительных не имеет категории рода; 3) многие числительные отличаются от существительных особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями: 1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток); 2) выступают в роли разных членов предложения. По значению и грамматическим признакам выделяются два разряда числительных: к о л и ч е с т в е н н ы е и п о р я д к о в ы е. Количественные числительные обозначают или целое число (пять), или дробное (дробные числительные: три пятых), или количество предметов как совокупность (собирательные числительные: двое, оба, семеро), или неопределенное количество (неопределенно-количественные числительные) (много людей, мало книг).

Собирательные числительные употребляются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое учеников, трое сирот (наряду с формами количественных числительных: два ученика, три сироты);

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, четверо ножниц (при дальнейшем счете предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток);

3) с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;

5) с названиями детенышей животных: двое медвежат, трое щенят (наряду с формами два медвежонка, три щенка);

6) в качестве числительных, перешедших в разряд существительных: вошли двое, трое в серых шинелях.

По составу выделяются числительные: 1) простые: два, второй; 2) сложные: пятьдесят, двухсотый; 3) составные: двадцать пять, тридцать седьмой.


Упражнение 1. Разберите имена числительные в составе приводимых ниже предложений по образцу.

Образец выполнения: В состязаниях по метанию молота киевлянин Юрий Седых в первой же попытке послал снаряд на 81 м 80 см.

Восемьдесят один – числительное, составное (состоит из двух слов), количественное, обозначает целое число, В. п.

Восемьдесят – числительное, сложное (состоит из двух корней), количественное, обозначает целое число, В. п.

1. Двое саней и три подводы везли по второму разу груз весом пятьсот семьдесят килограммов, что составляет две пятых дневной нормы перевозки. 2. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады. 3. Четверо друзей встретились после долгой разлуки. 4. 2 /3 присутствующих составляли приезжие. 5. Мороз достигал 28 градусов.


Упражнение 2. В приводимых попарно предложениях найдите числительные и сходные с ними слова, относящиеся к другим частям речи (именам существительным, наречиям, сложным прилагательным).

1. Приобрели много книг и тетрадей. — Работал много и охотно. 2. Купил десять яиц. — Съел неполный десяток яблок. 3. Вошел семнадцатилетний юноша. — Город с трехмиллионным населением. 4. Занимался мало и поэтому получил двойку. — У меня осталось мало дней до экзамена, не более двух. 5. В колоде игральных карт не оказалось шестерки и семерки треф. — По двору бегали шестеро или семеро щенят.

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

I. Сложные количественные числительные (состоящие из двух основ) пишутся слитно: пятьдесят. Составные количественные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слова тысяча, при этом учитывается слитное написание сложных числительных: двадцать один (21), двести один (201), пятьсот десять (510), две тысячи пятнадцать (2015). Дробные числительные пишутся раздельно: 4 1 /6 — четыре целых и одна шестая.

II. Сложные и составные порядковые числительные пишутся так же, как и соответствующие количественные числительные: пятидесятый, двести семьдесят пятый. Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно: пятидесятитрехтысячный, стотридцатишестимиллионный, двадцатиодномиллиардный.

При наличии сочетания с половиной, за которым следует тысячный, миллионный, миллиардный, предпочтительно цифровое обозначение с дефисным написанием: 7 1 /2 -тысячный (вместо семи с половиной тысячный). Слитно пишется слово двухсполовинный.

III. У числительных пятьдевятнадцать, а также двадцать и тридцать ь пишется в конце, а у числительных пятьдесятвосемьдесят и пятьсотдевятьсот — в середине слова (между двумя основами).


Упражнение 3. Напишите прописью числа и цифровые обозначения.

1. 11, 16, 17, 18, 54, 64, 78, 87, 619, 777, 981, 1023, 10 001, 2 /3, 5 4 /7 ; 2. 17-й, 54-й, 78-й, 93-го, 215-му, 302-й, 400-й, 578-й, 950-й, 1500-й, 100-тысячный, 200-миллионный.


Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пробило один...адцать часов. 2. Препод...ватель занимался с четыр...мя отстающими учениками. 3. Из вос...ми членов кружка семь представили интересные пис...менные доклады. 4. По об...им сторонам дороги росли высокие деревья. 5. Книга издана с вос...м...десят...ю тр...мя иллюстрациями. 6. Осталось проехать не то трист..., не то четырест... километров.


Упражнение 5. Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Атлет поднял штангу весом 139,5 килограмма. 2. На дистанции 400 метров вольным стилем первенствовал пловец с новым рекордом — 3 мин 51,32 сек. 3. Победитель в соревнованиях по современному пятиборью набрал 5568 очка. 4. В соревнованиях по прыжкам в воду с трехметрового трамплина на первое место вышел спортсмен с результатом 905,025 балла. 5. Велосипедные гонки проводились на дистанции 48 километров 600 метров. 6. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей. 7. Машина шла со скоростью свыше 90 километров в час. 8. Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. 9. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 10. В порт вошел пароход с 2485 пассажирами. 11. Колхозный фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 12. Библиотека пополнилась 376 книгами. 13. Сотни рублей для этой поездки мало, но можно ограничиться 2 или 3 (стами).


Упражнение 6. Образуйте от количественных числительных порядковые.

59, 28, 77, 14, 690, 2000, 28 тысяч, 395 миллионов, 506 миллионов, 32 миллиарда.


Упражнение 7. Образуйте от сочетаний сложные прилагательные.

1 1 /2 километра, 1 /2 финала, 1 /4 финала, 2 часа, 3 литра, 8 минут, 11 метров, 38 дней, 473 грамма, 1500 лет.


Упражнение 8. Перепишите, раскрывая скобки и выбирая один из вариантов.

1. Доставлен груз весом (тысяча — тысячу) пятьсот килограммов. 2. Эти события произошли в (тысяча — тысячу) девятьсот семьдесят пятом году. 3. Можно было ограничиться тремястами (рублей — рублями). 4. План выполнен на 98,2 (процента — процентов). 5. Мы встретились с пятью незнакомыми (человеками — людьми). 6. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей. 7. Ферма приобрела еще (две коровы — двух коров). 8. Преподаватель проэкзаменовал (двадцать три ученика — двадцать трех учеников). 9. Надежда Ивановна — мать (трех — троих) детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!