Предмет | физика |
Класс | 7 |
Тема и номер урока | Давление. Единицы давления. |
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности |
Цели | Создание условий для введения новой физической величины «давление», для определения способа его нахождения, способов уменьшения и увеличения давления, способствующих развитию умения применять полученные знания при решении качественных и количественных задач; воспитанию интереса к предмету. |
Задачи | Образовательные: Создание условий для: - формирования первоначального представления учащихся о давлении твердых тел; - формирования умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически; - экспериментального определения зависимости давления от силы и площади поверхности, на которую она действует. Развивающие: Создание условий для: - формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента и виртуального миниисследования с использованием электронных ресурсов; - развития умений учащихся, воспринимать и представлять информацию в словесной, символической формах; - формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, умения делать выводы на основе проведенного анализа; - развития умения работать с различными источниками информации; - формирования коммуникативных компетенций учащихся; Воспитательные: Создание условий для: - развития самостоятельности учащихся; - развития познавательного интереса учащихся к предмету; - воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи. |
Основные понятия, изучаемое на уроке | Давление, сила, площадь, единицы измерения давления - паскаль (Па). |
Оборудование и материалы для урока | Ноутбук; проектор; экран; динамометр; тела одинаковой формы и разной массы; тела одинаковой массы и разной площадью оснований; кюветы с песком; карточки с заданиями; листы индивидуальных достижений. |
Учебно-методический комплект | 1. Учебник «Физика 7» автор: А.В.Перышкин,», Москва «Дрофа», 2014 2. Универсальные поурочные разработки по физике. В.А. Волков. Москва «ВАКО», 2006 3. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений . В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001. |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Сопровождение | Время |
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, мобилизация внимания детей. Вопрос: как справились с домашним заданием? (рассчитать свой вес) В чем были затруднения? | Включаются в деловой ритм урока, | | | 2 |
2. Актуализация знаний (устная работа) | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Организует устную работу. Вы не случайно получили такое домашнее задание. Оно связано с темой нашего урока. Какой вес у вас получился? (спрашиваю несколько учеников Давайте вспомним Что называют весом тела? Почему тела действуют весом на опору или подвес? От чего зависит сила тяжести? | 1. Отвечают на вопросы | Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку. Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. | Презентация "Давление.Единицы давления" | 3 |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Предлагает задачу: Почему в обычной обуви вы проваливаетесь на рыхлом снегу, а на лыжах нет? Ведь ваш вес не меняется, т.е сила с которой вы действуете одинакова. Почему результат действия силы разный ? | Решают проблему. Делают вывод: результат действия силы зависит от еще чего то Разное - опора у лыж большая | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; | Презентация "Давление.Единицы давления" | 2 |
4.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование ими целей урока | Значит что нам нужно сделать? Ответить научно на этот вопрос нам помогут знания о новой физической величине – давлении. Запишем тему нашего урока…. | Дают ответ: Выяснить почему так происходит Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. | Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные. Понимать причины и факторы вызывающие давление в твердых телах. | Презентация "Давление.Единицы давления" | 2 |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Организация мыслительных операций необходимых для формулирования и согласования цели урока и плана выхода из затруднения, через проблемный диалог | Что значит познакомиться с физической величиной? Это и будут задачи (план ) на урок Записывает план за учащимся. ПЛАН 1.Понятие давление. 2. Формула расчёта давления. 3. Единицы измерения давления. 4. Применение формулы расчёта давления при решении задач | Отвечают: дать определение, обозначение, формулу , единицы измерения, научиться применять | Регулятивные: умение действовать по плану; принимать учебную задачу; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач. | Презентация "Давление. Единицы давления" | 3 |
6. Этап реализации построенного проекта. | Организация использования плана изучения физической величины и фиксация преодоления затруднения. | Итак, начнем.. ..но прежде чем дать определение поработаем в группах Объясняет задачу каждой группы (приложение 1) А теперь я вам предложу необычную запись формулы . с ее помощью вы легко сможете получить другие формулы Подытожим наши знания. - что такое давление? - какой буквой обозначается? - в каких единицах измеряется? - как давление зависит от силы? - как давление зависит от площади? А теперь зафиксируйте свой результат в карте достижений (приложение2) Оцените свою работу в группе и работу в группы Итак какие этапы нами выполнены? Обращает к плану | 1 группа выясняет, как зависит глубина проваливания тела в песок от силы тяжести; 2 группа – от площади поверхности; 3 группа (теоретики) изучает текст в учебнике стр 102 -103 ; ищут ответы на вопросы: определение Р, формула для расчета Р, единицы измерения Р. Группы выполняют задания и отчитываются Отвечают на вопросы Фиксируют результат этапа Оценивают работу в группе и работу группы | Регулятивные: умение действовать по плану; Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий; осознание ответственности за общее дело; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Контролируют процесс и результаты своей деятельности. Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности в группе и согласование общего решения . Познавательные. Понимать причины и факторы вызывающие давление в твердых телах. | Приложение 1 Приложение 2 | 10 |
7. Первичное закрепление | Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Предлагает работу в парах. Рассмотреть образец решения задачи на стр 103 (пример) Затем решить задачу (раздает карточки с заданиями приложение 3) по образцу задачи в учебнике Дается вам 5 минут Выполните самопроверку по эталону и рассказать решение у доски Сделаем еще раз вывод Были проблемы? Какие? Зафиксируйте результат и оцените свою работу в листе достижений (приложение 2), критерии прописаны после текста задачи А так же оцените работу в парах | 1.Выполняют задание. Работают в парах . Записывают в тетрадях результат. Выполняют самопроверку, по ответу на экране . Озвучивают затруднения Фиксируют результат | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласование общего решения . Познавательные. Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения. | Презентация "Давление.Единицы давления" Приложение 3 Самопроверка по эталону Приложение 2 | 10 |
8. Первичный контроль (самостоятельная работа - тест ) | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | Ну а теперь проверим, насколько каждый из вас усвоил материал урока. Вы отвечаете на вопросы теста (приложение 4), затем самостоятельно проверите его и оцените по критериям, представленным после текста так же 5 минут Тест к уроку"Давление. Единицы давления." (приложение 4) Зафиксируйте результат в листах достижений (приложение 2) и поставьте отметку. Критерии оценки после теста | 1.Самостоятельное решение в тетради. 2.Самостоятельно проверяют тест по ключу 3.Оценивают работу по критериям Фиксируют результат в листах достижение (приложение 2) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму. Личностные: положительно относится к учению. развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям. | Тест к уроку"Давление. Единицы давления." Приложение 4 Приложение 2 | 10 |
9.Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | 1.Итак, давайте подведем итог урока. Какова была цель нашего занятия? Как вы думаете достигли ли мы ее Хорошо, тогда давайте вернемся к вопросу в начале урока(обращает внимание на рисунки в начале урока) Дадим научный ответ на вопрос Почему в обычной обуви вы проваливаетесь на рыхлом снегу, а на лыжах нет? Ведь ваш вес не меняется, т.е сила с которой вы действуете одинакова. Почему результат действия силы разный ? Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я узнал … Я научился …» 2. Предлагает еще раз просмотреть листы достижений и поставить отметку за урок по результатам 3 На следующем уроке мы посмотрим, насколько объективно вы оценили свои достижения. | 1. Отвечают на вопросы Отвечают Продолжают предложение | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения. | Презентация "Давление.Единицы давления" Приложение 2 | 2 |
7.Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §35. Ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи из упр. 14(1,2), № 4- индивидуально – по желанию. | Записывают домашнее задание | Личностные: положительно относится к учению. Коммуникативные: Умеют способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | | 1 |