Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ Ишненская СОШ
«Война и мир»
Л.Н.Толстого –
роман-эпопея
Кирпичева Л.Р., Пелевина Т.З.,
учителя русского языка
и литературы
п. Ишня
2009 г.
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея
«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине».
Критик Н. Страхов
Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа…»
Роман писался 7 лет ( 1863-1869)
Основа романа:
исторические военные события:
- Отечественная война 1812 г. :
- война 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией;
- Шенграбенское и Аустерлицкое сражения;
- война в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитский мир;
- переход французской армии через Неман;
- отступление русских в глубь страны;
- сдача Смоленска;
- назначение Кутузова главнокомандующим;
- Бородинское сражение;
- совет в Филях;
- оставление Москвы;
- фланговый марш Кутузова;
- Тарутинское сражение;
- рост партизанского движения;
- распад армии захватчиков;
- победоносное завершение войны
-
Проблематика романа:
Явления политической и общественной жизни страны:
- масонство;
- деятельность Сперанского;
- зарождение декабристского
движения;
Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых, преобразования в деревне Пьера Безухова, бунт богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников.
Действие происходит то в Петербурге. то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события – в Австрии и России.
- причины военных неудач 1806-1806 гг;
- на примере Кутузова и Наполеона показана роль личностей в истории;
- нарисованы картины партизанской войны;
- отражена великая роль русского народа, решившего исход войны 1812 г;
- раскрыты актуальные вопросы 60-х г. 19 в. о роли дворянства в государстве,
- о роли истинного гражданина;
- проблема народных масс в личности и истории;
- вопрос о передовых деятелях эпохи (на примере образов Пьера Безухова и Андрея Болконского);
- проблема критики правителей;
- об эмансипации женщин.
Смысл названия романа, герои, композиция
Заглавие романа образно передает его смысл:
Композиция:
Мир – это не только жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
Война – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.
Обилие глав и частей, имеющих сюжетную законченность.
Повествование перемещается во времени и пространстве, представлены сотни эпизодов.
Герои предстают всегда в настоящем времени.
Повествование в эпилоге обрывается на завязке новых конфликтов: П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ, а Н. Ростов -его политическим антагонистом. По существу, можно начинать новый роман об этих героях.
Идея:
Жанр:
«Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды» (Луначарский).
роман-эпопея
(признаки романа: развитие сюжета, где есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера;
признаки эпопеи: эпоха больших исторических событий, идейное содержание, сложность композиции, стремление автора к национально-историческому обобщению.)
Герои :
1 группировка: Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов (ненавидят войну, ложь, лицемерие, эгоизм);
2 группировка: Курагины, Наполеон, Александр 1 (несут разъединение, вражду, эгоизм, аморальность).
Всего в романе свыше 550 лиц.
Вечер в салоне А.П.Шерер. Петербург. Июль 1805г.
Действие начинается в салоне А.П. Шерер. Показаны представители придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль, «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.
Отрицательное отношение к героям у Толстого проявляется в том, что он показывает их фальшь, пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм.
Для разоблачения фальши и неестественности этих людей автор использует прием «срывания всех и всяческих масок».
Выделяются в салоне два человека, к которым у Толстого другое отношение – Пьер Безухов и Андрей Болконский.
Именины у Ростовых
Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывают восхищение и патриотизм «ростовской породы».
В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, любви, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
Лысые горы
Это имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ждут
отправляющегося на войну князя Андрея. Жизнь семьи Болконских
в чем-то сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи,
та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, близость к
народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми.
Отличия от семьи Ростовых:
глубокая работа мысли, высокий
интеллект всех членов семьи, гордость.
Аристократизм, ум, глубина душевного мира, скрыва-
емая от глаз посторонних, - вот характерные особен-
ности семьи Болконских, видимые через их портреты.
Изображение войны 1805-1807г.
Повествование переносится на поля сражений в Австрию. Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.
Появляются новые герои: Александр 1, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион и Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры, солдаты, гусары Денисова, пехота (рота Тушина), гвардия.
Кутузов считал войну ненужной.
Шенграбенское сражение
- Вся Рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Рота выручила всех, взяла пленных и трофеи.
- На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. В этом трудном бою Тушин не испытывал страха, хотя его батарея была забыта. После боя он не сумел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознагражденным.
- Скромность, самоотверженность, решительность, мужество, чувство долга – это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.
АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ
Без знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном... "Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? — было первою его мыслью. — И страдания этого я не знал также,— подумал он. — Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?"
Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собою не перестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты.
Аустерлиц – эпоха позора и разочарования
- Андрей приходит к отрицанию войны, военного дела, политики.
- Толстой подвёл героя к мысли о ничтожности стремления к личному счастью, если оно не связано с «большим чистым небом».
- Аустерлиц – эпоха позора и разочарования не только России, но и отдельных его героев.
- Женитьба Пьера на Элен – это его Аустерлиц – время его позора и разочарования.
- Всеобщий Аустерлиц – итог 1 тома
Причины поражения
- Отсутствие нравственного стимула для ведения войны
- Непонимание её целей солдатами
- Недоверие между союзниками
- Неразбериха в войсках
Поиски плодотворной деятельности П.Безухова и А.Болконского
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (Л. Толстой)
Любимые герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. При всех этих противоречиях у них всегда остается неудовлетворенность собою, они постоянно ищут смысла жизни и настоящего места в ней.
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа
Толстой изображает жизнь поместного
дворянства:
охоту, святочные развлечения, поездку Наташи к
дядюшке, сцену его пения и танца девушки,
домашний уклад жизни Ростовых. Во всех сценах видна
близость к природе и простому народу, радушие,
гостеприимство, естественность.
Вторая тема – любовь. Переживают любовь
Андрей, Наташа, Пьер, Долохов, Денисов, Николай
Ростов, Соня, Берг, Борис, Друбецкой…
Любовь помогает лучшим из
героев понять и полюбить жизнь,
Найти свое место в ней.
Война… А в свете все по-прежнему
Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе
Толстой считал, что историю делают не отдельные личности, а народ.
Исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. По Толстому стихийность движения
массы не поддается руководству. Человек должен покориться перед судьбой. (Эта теория ошибочна). Основная мысль Толстого - только тогда отдельный человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа.
В Ш томе показан общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с
захватчиками.
Изображение войны 1812г.
Толстой признает и оправдывает оборонитель-ную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей, хотя война – «это самое гадкое дело в жизни». Когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.
«Каждый русский человек…на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…-… делало просто… то великое дело, которое спасло Россию».
Бородинское сражение
- Это кульминация всего действия, т.к.
- т.к. Бородинское сражение было
- поворотным моментом, после
- которого французское наступление
- захлебнулось, и, во-вторых, это
- точка пересечения судеб всех героев.
«Французы разорили мой
дом и идут разорить Москву,
оскорбили и оскорбляют меня
всякую секунду. Они враги мои…
Надо их казнить».
Героизм русских людей
- Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости и героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не надо было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти и отстоять.
Бородинское сражение
Для Наполеона сражение – игра, которую
непременно надо выиграть, и для этого
- необходимо правильно расставить шахма- шахматы-войска.
- надо Для русских - это справедливая война, «За «За нами – Москва».
-
- Природа созвучна событиям: утром
- «солнце бьет косыми лучами в лицо
- Наполеона, в конце сражения тучи
закрыли
солнце,
стал накрапывать дождь…
На поле «стояла теперь
мгла сырости и дыма и пахло странной
кислотой селитры и крови»
Несколько десятков тысяч человек лежало мёртвыми … стал накрапывать дождик на убитых, на раненых… Как будто он говорил: « Довольно, довольно, люди. Перестаньте… опомнитесь. Что вы делаете?»
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
- Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки !
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»
Эти люди – нравственные полюсы романа-эпопеи: Толстым утверждается величие Кутузова (это истинный вождь, избранный народом) и развенчивается Наполеон (олицетворение антинародных интересов, законов, командующий армии грабителей, мародеров и убийц).
Проницательность Кутузова
Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а как-то особо, говорит: — Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой... Для Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.
Наполеон
Наполеон деятелен, порой суетлив. Он пишет приказы, получает подарки, завтра-кает. Он радостно возбужден перед решительным боем. Ему предрекают взятие Москвы: “Через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидеть азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие”.
Для Наполеона — это очередная победа, которая сделает его владыкой полумира.
Ответственное решение
Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии. Он так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть!”. После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокоман-дующий знает, что есть что-то сильнее его воли,— это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”.
Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдачи Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию.
Партизанская война
Партизанская война – это возмездие за
разорение и гибель, это дубина, которая
«со всею своей грозною и величественной
силой …поднималась, опускалась и
гвоздила французов до тех пор, пока не
погибло все нашествие», это
воплощение «чувства оскорбления
и мести».
Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тихон говорит: «Мы французам худого не делаем… мародеров только десятка два побили…» Французского мальчика Венсана Босса кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось…жалостью».
«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототип - Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии).
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой.
Москва в огне…
Одержав победу в Бородинской битве, Кутузов решает оставить Москву, чтобы сохранить армию. Москва пуста, почти все люди покинули ее.
Город горит… Французы мародерствуют… Провианта нет…
Наполеон понял, что с падением столицы русские не сдались. Французская армия ослаблена…
Надо отступать…
Бегство французов из России
Описание войны Толстой заканчивает изгнанием французов с русской земли. Наполеон полон тщеславия, он занимает Москву... потом бежит из России, бросив свою армию. Это авантюрист, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность. И как итог его бездумной политики - бесславная гибель французской армии и самого Наполеона.
Последний период войны и её воздействие на героев
Чувство мести русского народа удовлетворено. Французы стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам была ненависть, то к побежденным – милосердие: «Тоже люди». И пленный итальянец сказал Пьеру: «…воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие…от французов, …даже злобы не имеете против них».
Кутузов – добрый гений
Кутузов довел порученное ему дело до конца. После изгнания французов из России он умер, но в сердцах всех поколений россиян он останется победителем и освободителем России, ее добрым гением.
Мысль народная в романе «Война и мир»
«Народная мысль», которую так любил в своем романе Л. Толстой, раскрывается в 2-х аспектах:
- в историко-философском плане – в утверждении, что народ- ведущая сила истории;
- в морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.
Простой народ как ведущая сила исторический событий и источник настоящих норм морали
Толстой утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с мародерами они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Родины.
В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи, ее братьев, Пьера, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова и др. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства.
Способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, неприхотливость, жизнерадостность – все эти качества видны в солдатах. Тихоне Щербатом, Платоне Каратаеве, в котором доброта становится всепрощением (и к врагам тоже) – это качества русского крестьянства.
Образ Наташи Ростовой
«Сущность её жизни - любовь» -
пишет Толстой.
Первый бал для Наташи – это начало любви её и князя Андрея. Любви, которая вынуждена прерваться из-за увлечения ее Анатолем Курагиным.
Наташа много пережила. Душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.
Да, женщина, которая предстаёт перед нами в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л.Н.Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё ничего нет ничего.
А её отношение к мужу? Не всё понимала она в деятельности Пьера, но он для неё –самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет, «взявшись рука с рукою с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, оставив всё, поедет за нимё в Сибирь.
И хотя мы не во всё согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться к Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей .
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Пьер Безухов и Андрей Болконский -любимые герои Толстого, хотя натуры их совсем разные. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное – силой воли и твердостью характера. Но их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и близки по духу. Пьеру и Андрею интересно вместе, они доверяют друг другу и безгранично уважают. Но герои эти мыслят по-разному. Если у Андрея рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать .
Пьер Безухов
Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.
В молодости он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна ложь светского общества.
.Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. Эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но некоторые события в их жизни идентичны. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.
Андрей Болконский
- В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, решает, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.
- Пьер, получив богатство и титул, приобретает расположение и уважение света, женится на самой красивой и глупой женщине - Элен Курагиной. В свое время Андрей тоже неудачно женился. Он был несчастлив в семейной жизни, потому что он чувствовал внутреннюю пустоту жены. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни .
Пьер решает облегчить участь крепостных, от этого чувствует себя счастливым. Позже он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.
Природа возродила князя к жизни. Встреча с дубом закрепила в нем мысль, что «жизнь не кончена».
Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.
Болконский осознает, что надо жить, помогая людям, приносить им пользу.
Смерть перечеркивает все его планы...
Типичность героев
Но его эстафету подхватывает Пьер. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер и составилось течение декабристов, они остались верны своей родине. Любимые герои Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести
Семья в романе «Война и мир»
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»
Л.Н. Толстой
Толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
Ростовы, Наташа
Главные же человеческие объединения - это семьи.
Характеристика главных героев через их семьи - один из основных приемов характеристики у Толстого. Ростовы с их теплотой и сердечностью создают фон для Наташи. Умные интеллектуалы Болконские – для Андрея. Курагины с их аморальностью и бездушием – для Элен.
Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характери-зуют любимых героев Толстого.
Наташа похожа на мать и как та, будучи замужем, проявляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца - доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры.
Болконские, Андрей
Всех Болконских характеризует особая талантливость, незауряд-ность. Дети унаследовали страстность и глубину натуры отца. Они проницательны, глубоко понимают людей, сострадают им. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болконских - знак их одухотворенности. Люби-мые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей.
У всех есть дети. У Элен их нет…
Для Толстого главное - семейная жизнь его героев. Сложные взаимоотношения князя Андрея с Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого. Семья Пьера и Наташи в эпилоге - пример для Толстого и его жены, модель, которую Толстой хотел бы видеть в своей семье.
Идеальная семья
- Семья Николая и княжны Марьи - идеальная семья, пример семейного счастья вообще. Недаром к ним тянутся все, и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский... Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир. Так народная мысль соединяется с мыслью семейной, что и составляло цель автора.
Главная мысль романа
Главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить.
Л.Н. Толстой показывает два пути:
- Внешнее благополучие, богатство, карьера.
- Духовные ценности, т.е. жизнь не только для себя.
Ценности для
князя Андрея – потребность выразить себя, совершить что-то большое;
Княжны Марьи – делать добро;
Наташи – любить;
Пьера – счастье в слиянии общественной деятельности и семейной жизни.
Эпилог романа
Показана жизнь, о которой мечтали герои. Все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким.
Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растет достойный отца Николенька Болконский.
Наташа подурнела… Но жизнь ее воплощает заветный идеал Толстого: «Цель супружества – семья». В ее семье царит любовь и духовная связь с мужем. Пьер «попростел», но «улыбка радости жизни» не сходит с его лица.
Николай Ростов стал отличным хозяином, его жена Марья служит семье. Николенька Ростов думает жить так, чтобы им был бы доволен отец, если бы был жив, и дядя Пьер.
Жизнь продолжается…