СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы по теме "Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям литературы в проведении уроков по данной теме.

Просмотр содержимого презентации
«Война и мир»

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ Ишненская СОШ   «Война и мир» Л.Н.Толстого – роман-эпопея   Кирпичева Л.Р., Пелевина Т.З., учителя русского языка и литературы п. Ишня 2009 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ Ишненская СОШ

«Война и мир»

Л.Н.Толстого –

роман-эпопея

Кирпичева Л.Р., Пелевина Т.З.,

учителя русского языка

и литературы

п. Ишня

2009 г.

Роман Л.Н.Толстого  «Война и мир» - роман-эпопея   «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине». Критик Н. Страхов

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине».

Критик Н. Страхов

Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа…»   Роман писался 7 лет ( 1863-1869) Основа романа: исторические военные события: Отечественная война 1812 г. : война 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией; Шенграбенское и Аустерлицкое сражения; война в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитский мир;  - переход французской армии через Неман;  - отступление русских в глубь страны;  - сдача Смоленска;  - назначение Кутузова главнокомандующим;  - Бородинское сражение;  - совет в Филях;  - оставление Москвы;  - фланговый марш Кутузова;  - Тарутинское сражение;  - рост партизанского движения;  - распад армии захватчиков;  - победоносное завершение войны    -

Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа…»

Роман писался 7 лет ( 1863-1869)

Основа романа:

исторические военные события:

  • Отечественная война 1812 г. :
  • война 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией;
  • Шенграбенское и Аустерлицкое сражения;
  • война в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитский мир;

- переход французской армии через Неман;

- отступление русских в глубь страны;

- сдача Смоленска;

- назначение Кутузова главнокомандующим;

- Бородинское сражение;

- совет в Филях;

- оставление Москвы;

- фланговый марш Кутузова;

- Тарутинское сражение;

- рост партизанского движения;

- распад армии захватчиков;

- победоносное завершение войны

-

Проблематика романа:    Явления политической и общественной жизни страны:  - масонство;  - деятельность Сперанского;  - зарождение декабристского  движения; Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых, преобразования в деревне Пьера Безухова, бунт богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников. Действие происходит то в Петербурге. то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события – в Австрии и России.

Проблематика романа:

Явления политической и общественной жизни страны:

- масонство;

- деятельность Сперанского;

- зарождение декабристского

движения;

Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых, преобразования в деревне Пьера Безухова, бунт богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников.

Действие происходит то в Петербурге. то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события – в Австрии и России.

  • причины военных неудач 1806-1806 гг;
  • на примере Кутузова и Наполеона показана роль личностей в истории;
  • нарисованы картины партизанской войны;
  • отражена великая роль русского народа, решившего исход войны 1812 г;
  • раскрыты актуальные вопросы 60-х г. 19 в. о роли дворянства в государстве,
  • о роли истинного гражданина;
  • проблема народных масс в личности и истории;
  • вопрос о передовых деятелях эпохи (на примере образов Пьера Безухова и Андрея Болконского);
  • проблема критики правителей;
  • об эмансипации женщин.

Смысл названия романа, герои, композиция

Заглавие романа образно передает его смысл:

Композиция:

Мир – это не только жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

Война – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Обилие глав и частей, имеющих сюжетную законченность.

Повествование перемещается во времени и пространстве, представлены сотни эпизодов.

Герои предстают всегда в настоящем времени.

Повествование в эпилоге обрывается на завязке новых конфликтов: П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ, а Н. Ростов -его политическим антагонистом. По существу, можно начинать новый роман об этих героях.

Идея:

Жанр:

«Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды» (Луначарский).

роман-эпопея

(признаки романа: развитие сюжета, где есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера;

признаки эпопеи: эпоха больших исторических событий, идейное содержание, сложность композиции, стремление автора к национально-историческому обобщению.)

Герои :

1 группировка: Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов (ненавидят войну, ложь, лицемерие, эгоизм);

2 группировка: Курагины, Наполеон, Александр 1 (несут разъединение, вражду, эгоизм, аморальность).

Всего в романе свыше 550 лиц.

Вечер в салоне А.П.Шерер.   Петербург. Июль 1805г.  Действие начинается в салоне А.П. Шерер. Показаны представители придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль, «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.  Отрицательное отношение к героям у Толстого проявляется в том, что он показывает их фальшь, пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм.  Для разоблачения фальши и неестественности этих людей автор использует прием «срывания всех и всяческих масок».  Выделяются в салоне два человека, к которым у Толстого другое отношение – Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Вечер в салоне А.П.Шерер. Петербург. Июль 1805г.

Действие начинается в салоне А.П. Шерер. Показаны представители придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль, «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение к героям у Толстого проявляется в том, что он показывает их фальшь, пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм.

Для разоблачения фальши и неестественности этих людей автор использует прием «срывания всех и всяческих масок».

Выделяются в салоне два человека, к которым у Толстого другое отношение – Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Именины у Ростовых  Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывают восхищение и патриотизм «ростовской породы».  В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, любви, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

Именины у Ростовых

Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывают восхищение и патриотизм «ростовской породы».

В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, любви, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

Лысые горы  Это имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ждут  отправляющегося на войну князя Андрея. Жизнь семьи Болконских  в чем-то сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи,  та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, близость к  народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми.   Отличия от семьи Ростовых:  глубокая работа мысли, высокий   интеллект всех членов семьи, гордость.   Аристократизм, ум, глубина душевного мира, скрыва- емая от глаз посторонних, - вот характерные особен- ности семьи Болконских, видимые через их портреты.

Лысые горы

Это имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ждут

отправляющегося на войну князя Андрея. Жизнь семьи Болконских

в чем-то сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи,

та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, близость к

народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми.

Отличия от семьи Ростовых:

глубокая работа мысли, высокий

интеллект всех членов семьи, гордость.

Аристократизм, ум, глубина душевного мира, скрыва-

емая от глаз посторонних, - вот характерные особен-

ности семьи Болконских, видимые через их портреты.

Изображение войны  1805-1807г.  Повествование переносится на поля сражений в Австрию. Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.   Появляются новые герои: Александр 1, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион и Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры, солдаты, гусары Денисова, пехота (рота Тушина), гвардия.   Кутузов считал войну ненужной.

Изображение войны 1805-1807г.

Повествование переносится на поля сражений в Австрию. Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.

Появляются новые герои: Александр 1, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион и Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры, солдаты, гусары Денисова, пехота (рота Тушина), гвардия.

Кутузов считал войну ненужной.

Шенграбенское сражение

Шенграбенское сражение

  • Вся Рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Рота выручила всех, взяла пленных и трофеи.
  • На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. В этом трудном бою Тушин не испытывал страха, хотя его батарея была забыта. После боя он не сумел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознагражденным.
  • Скромность, самоотверженность, решительность, мужество, чувство долга – это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.
АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ   Без знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном...

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ

Без знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном... "Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? — было первою его мыслью. — И страдания этого я не знал также,— подумал он. — Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?"

Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собою не перестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты.

Аустерлиц – эпоха позора и разочарования  Андрей приходит к отрицанию войны, военного дела, политики.  Толстой подвёл героя к мысли о ничтожности стремления к личному счастью, если оно не связано с «большим чистым небом». Аустерлиц – эпоха позора и разочарования не только России, но и отдельных его героев. Женитьба Пьера на Элен – это его Аустерлиц – время его позора и разочарования. Всеобщий Аустерлиц – итог 1 тома Причины поражения

Аустерлиц – эпоха позора и разочарования

  • Андрей приходит к отрицанию войны, военного дела, политики.
  • Толстой подвёл героя к мысли о ничтожности стремления к личному счастью, если оно не связано с «большим чистым небом».
  • Аустерлиц – эпоха позора и разочарования не только России, но и отдельных его героев.
  • Женитьба Пьера на Элен – это его Аустерлиц – время его позора и разочарования.
  • Всеобщий Аустерлиц – итог 1 тома

Причины поражения

  • Отсутствие нравственного стимула для ведения войны
  • Непонимание её целей солдатами
  • Недоверие между союзниками
  • Неразбериха в войсках
Поиски плодотворной деятельности  П.Безухова и А.Болконского       «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (Л. Толстой)   Любимые герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. При всех этих противоречиях у них всегда остается неудовлетворенность собою, они постоянно ищут смысла жизни и настоящего места в ней.

Поиски плодотворной деятельности П.Безухова и А.Болконского

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (Л. Толстой)

Любимые герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. При всех этих противоречиях у них всегда остается неудовлетворенность собою, они постоянно ищут смысла жизни и настоящего места в ней.

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа  Толстой изображает жизнь поместного  дворянства:  охоту, святочные развлечения, поездку Наташи к  дядюшке, сцену его пения и танца девушки,  домашний уклад жизни Ростовых. Во всех сценах видна  близость к природе и простому народу, радушие,  гостеприимство, естественность.  Вторая тема – любовь. Переживают любовь  Андрей, Наташа, Пьер, Долохов, Денисов, Николай  Ростов, Соня, Берг, Борис, Друбецкой…  Любовь помогает лучшим из героев понять и полюбить жизнь, Найти свое место в ней.

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

Толстой изображает жизнь поместного

дворянства:

охоту, святочные развлечения, поездку Наташи к

дядюшке, сцену его пения и танца девушки,

домашний уклад жизни Ростовых. Во всех сценах видна

близость к природе и простому народу, радушие,

гостеприимство, естественность.

Вторая тема – любовь. Переживают любовь

Андрей, Наташа, Пьер, Долохов, Денисов, Николай

Ростов, Соня, Берг, Борис, Друбецкой…

Любовь помогает лучшим из

героев понять и полюбить жизнь,

Найти свое место в ней.

Война…  А в свете все по-прежнему

Война… А в свете все по-прежнему

Отечественная война 1812 г.   Философия войны в романе Толстой считал, что историю делают не отдельные личности, а народ. Исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. По Толстому стихийность движения массы не поддается руководству. Человек должен покориться перед судьбой. (Эта теория ошибочна). Основная мысль Толстого - только тогда отдельный человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа.  В Ш томе показан общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе

Толстой считал, что историю делают не отдельные личности, а народ.

Исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. По Толстому стихийность движения

массы не поддается руководству. Человек должен покориться перед судьбой. (Эта теория ошибочна). Основная мысль Толстого - только тогда отдельный человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа.

В Ш томе показан общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с

захватчиками.

Изображение войны 1812г.  Толстой признает и оправдывает оборонитель-ную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей, хотя война – «это самое гадкое дело в жизни». Когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. «Каждый русский человек…на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…-… делало просто… то великое дело, которое спасло Россию».

Изображение войны 1812г.

Толстой признает и оправдывает оборонитель-ную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей, хотя война – «это самое гадкое дело в жизни». Когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

«Каждый русский человек…на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…-… делало просто… то великое дело, которое спасло Россию».

Бородинское сражение   Это кульминация всего действия, т.к.  т.к. Бородинское сражение было  поворотным моментом, после  которого французское наступление  захлебнулось, и, во-вторых, это  точка пересечения судеб всех героев.   «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои… Надо их казнить».

Бородинское сражение

  • Это кульминация всего действия, т.к.
  • т.к. Бородинское сражение было
  • поворотным моментом, после
  • которого французское наступление
  • захлебнулось, и, во-вторых, это
  • точка пересечения судеб всех героев.

«Французы разорили мой

дом и идут разорить Москву,

оскорбили и оскорбляют меня

всякую секунду. Они враги мои…

Надо их казнить».

Героизм русских людей

Героизм русских людей

  • Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости и героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не надо было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти и отстоять.
Бородинское сражение  Для Наполеона сражение – игра, которую  непременно надо выиграть, и для этого  необходимо правильно расставить шахма- шахматы-войска. надо Для русских - это справедливая война, «За «За нами – Москва».   Природа созвучна событиям: утром  «солнце бьет косыми лучами в лицо  Наполеона, в конце сражения тучи  закрыли  солнце, стал накрапывать дождь… На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной  кислотой селитры и крови»

Бородинское сражение

Для Наполеона сражение – игра, которую

непременно надо выиграть, и для этого

  • необходимо правильно расставить шахма- шахматы-войска.
  • надо Для русских - это справедливая война, «За «За нами – Москва».
  • Природа созвучна событиям: утром
  • «солнце бьет косыми лучами в лицо
  • Наполеона, в конце сражения тучи

закрыли

солнце,

стал накрапывать дождь…

На поле «стояла теперь

мгла сырости и дыма и пахло странной

кислотой селитры и крови»

Несколько десятков тысяч человек лежало мёртвыми … стал накрапывать дождик на убитых, на раненых… Как будто он говорил: « Довольно, довольно, люди. Перестаньте… опомнитесь. Что вы делаете?»

Несколько десятков тысяч человек лежало мёртвыми … стал накрапывать дождик на убитых, на раненых… Как будто он говорил: « Довольно, довольно, люди. Перестаньте… опомнитесь. Что вы делаете?»

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. - Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки !

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

- Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки !

Кутузов и Наполеон  в романе «Война и мир» Эти люди – нравственные полюсы романа-эпопеи: Толстым утверждается величие Кутузова (это истинный вождь, избранный народом) и развенчивается Наполеон (олицетворение антинародных интересов, законов, командующий армии грабителей, мародеров и убийц).

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»

Эти люди – нравственные полюсы романа-эпопеи: Толстым утверждается величие Кутузова (это истинный вождь, избранный народом) и развенчивается Наполеон (олицетворение антинародных интересов, законов, командующий армии грабителей, мародеров и убийц).

Проницательность Кутузова  Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а как-то особо, говорит:  — Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой...  Для Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.

Проницательность Кутузова

Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а как-то особо, говорит: — Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой... Для Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.

Наполеон  Наполеон деятелен, порой суетлив. Он пишет приказы, получает подарки, завтра-кает. Он радостно возбужден перед решительным боем. Ему предрекают взятие Москвы: “Через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидеть азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие”.  Для Наполеона — это очередная победа, которая сделает его владыкой полумира.

Наполеон

Наполеон деятелен, порой суетлив. Он пишет приказы, получает подарки, завтра-кает. Он радостно возбужден перед решительным боем. Ему предрекают взятие Москвы: “Через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидеть азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие”.

Для Наполеона — это очередная победа, которая сделает его владыкой полумира.

Ответственное решение  Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии. Он так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть!”. После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокоман-дующий знает, что есть что-то сильнее его воли,— это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”.  Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдачи Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию.

Ответственное решение

Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии. Он так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть!”. После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокоман-дующий знает, что есть что-то сильнее его воли,— это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”.

Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдачи Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию.

Партизанская война Партизанская война – это возмездие за  разорение и гибель, это дубина, которая  «со всею своей грозною и величественной  силой …поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления  и мести».  Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тихон говорит: «Мы французам худого не делаем… мародеров только десятка два побили…» Французского мальчика Венсана Босса кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось…жалостью».

Партизанская война

Партизанская война – это возмездие за

разорение и гибель, это дубина, которая

«со всею своей грозною и величественной

силой …поднималась, опускалась и

гвоздила французов до тех пор, пока не

погибло все нашествие», это

воплощение «чувства оскорбления

и мести».

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тихон говорит: «Мы французам худого не делаем… мародеров только десятка два побили…» Французского мальчика Венсана Босса кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось…жалостью».

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототип - Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии).  «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой.

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототип - Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии).

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой.

Москва в огне…  Одержав победу в Бородинской битве, Кутузов решает оставить Москву, чтобы сохранить армию. Москва пуста, почти все люди покинули ее.  Город горит… Французы мародерствуют… Провианта нет…  Наполеон понял, что с падением столицы русские не сдались. Французская армия ослаблена…   Надо отступать…

Москва в огне…

Одержав победу в Бородинской битве, Кутузов решает оставить Москву, чтобы сохранить армию. Москва пуста, почти все люди покинули ее.

Город горит… Французы мародерствуют… Провианта нет…

Наполеон понял, что с падением столицы русские не сдались. Французская армия ослаблена…

Надо отступать…

Бегство французов из России  Описание войны Толстой заканчивает изгнанием французов с русской земли. Наполеон полон тщеславия, он занимает Москву... потом бежит из России, бросив свою армию. Это авантюрист, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность. И как итог его бездумной политики - бесславная гибель французской армии и самого Наполеона.

Бегство французов из России

Описание войны Толстой заканчивает изгнанием французов с русской земли. Наполеон полон тщеславия, он занимает Москву... потом бежит из России, бросив свою армию. Это авантюрист, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность. И как итог его бездумной политики - бесславная гибель французской армии и самого Наполеона.

Последний период войны  и её воздействие на героев   Чувство мести русского народа удовлетворено. Французы стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам была ненависть, то к побежденным – милосердие: «Тоже люди». И пленный итальянец сказал Пьеру: «…воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие…от французов, …даже злобы не имеете против них».

Последний период войны и её воздействие на героев

Чувство мести русского народа удовлетворено. Французы стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам была ненависть, то к побежденным – милосердие: «Тоже люди». И пленный итальянец сказал Пьеру: «…воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие…от французов, …даже злобы не имеете против них».

Кутузов – добрый гений  Кутузов довел порученное ему дело до конца. После изгнания французов из России он умер, но в сердцах всех поколений россиян он останется победителем и освободителем России, ее добрым гением.

Кутузов – добрый гений

Кутузов довел порученное ему дело до конца. После изгнания французов из России он умер, но в сердцах всех поколений россиян он останется победителем и освободителем России, ее добрым гением.

Мысль народная в романе  «Война и мир» «Народная мысль», которую так любил в своем романе Л. Толстой, раскрывается в 2-х аспектах:

Мысль народная в романе «Война и мир»

«Народная мысль», которую так любил в своем романе Л. Толстой, раскрывается в 2-х аспектах:

  • в историко-философском плане – в утверждении, что народ- ведущая сила истории;
  • в морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Простой народ как ведущая сила исторический событий и источник настоящих норм морали

Толстой утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с мародерами они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Родины.

В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи, ее братьев, Пьера, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова и др. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства.

Способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, неприхотливость, жизнерадостность – все эти качества видны в солдатах. Тихоне Щербатом, Платоне Каратаеве, в котором доброта становится всепрощением (и к врагам тоже) – это качества русского крестьянства.

Образ Наташи Ростовой  «Сущность её жизни - любовь» - пишет Толстой.   Первый бал для Наташи – это начало любви её и князя Андрея. Любви, которая вынуждена прерваться из-за увлечения ее Анатолем Курагиным.

Образ Наташи Ростовой

«Сущность её жизни - любовь» -

пишет Толстой.

Первый бал для Наташи – это начало любви её и князя Андрея. Любви, которая вынуждена прерваться из-за увлечения ее Анатолем Курагиным.

Наташа много пережила. Душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным. Да, женщина, которая предстаёт перед нами в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л.Н.Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё ничего нет ничего. А её отношение к мужу? Не всё понимала она в деятельности Пьера, но он для неё –самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет, «взявшись рука с рукою с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, оставив всё, поедет за нимё в Сибирь. И хотя мы не во всё согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться к Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей .

Наташа много пережила. Душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.

Да, женщина, которая предстаёт перед нами в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л.Н.Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё ничего нет ничего.

А её отношение к мужу? Не всё понимала она в деятельности Пьера, но он для неё –самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет, «взявшись рука с рукою с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, оставив всё, поедет за нимё в Сибирь.

И хотя мы не во всё согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться к Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей .

Нравственные искания  Андрея Болконского и Пьера Безухова  Пьер Безухов и Андрей Болконский -любимые герои Толстого, хотя натуры их совсем разные. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное – силой воли и  твердостью характера. Но их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и близки по духу. Пьеру и Андрею интересно вместе, они доверяют друг другу и безгранично уважают. Но герои эти мыслят по-разному. Если у Андрея  рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать .

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Пьер Безухов и Андрей Болконский -любимые герои Толстого, хотя натуры их совсем разные. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное – силой воли и твердостью характера. Но их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и близки по духу. Пьеру и Андрею интересно вместе, они доверяют друг другу и безгранично уважают. Но герои эти мыслят по-разному. Если у Андрея рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать .

Пьер Безухов  Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.    В молодости он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна ложь светского общества.   .Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. Эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но некоторые события в их  жизни идентичны. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

Пьер Безухов

Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

В молодости он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна ложь светского общества.

.Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. Эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но некоторые события в их жизни идентичны. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

Андрей Болконский

Андрей Болконский

  • В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, решает, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.
  • Пьер, получив богатство и титул, приобретает расположение и уважение света, женится на самой красивой и глупой женщине - Элен Курагиной. В свое время Андрей тоже неудачно женился. Он был несчастлив в семейной жизни, потому что он чувствовал внутреннюю пустоту жены. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни .
Пьер решает облегчить участь крепостных, от этого чувствует себя счастливым. Позже он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.  Природа возродила князя к жизни. Встреча с дубом закрепила в нем мысль, что «жизнь не кончена».     Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.  Болконский осознает, что надо жить, помогая людям, приносить им пользу.  Смерть перечеркивает все его планы...

Пьер решает облегчить участь крепостных, от этого чувствует себя счастливым. Позже он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Природа возродила князя к жизни. Встреча с дубом закрепила в нем мысль, что «жизнь не кончена».

Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Болконский осознает, что надо жить, помогая людям, приносить им пользу.

Смерть перечеркивает все его планы...

Типичность героев  Но его эстафету подхватывает Пьер. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер и составилось течение декабристов, они остались верны своей родине.  Любимые герои Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести

Типичность героев

Но его эстафету подхватывает Пьер. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер и составилось течение декабристов, они остались верны своей родине. Любимые герои Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести

Семья в романе «Война и мир»  «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»  Л.Н. Толстой  Толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

Семья в романе «Война и мир»

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»

Л.Н. Толстой

Толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

Ростовы, Наташа  Главные же человеческие объединения - это семьи.  Характеристика главных героев через их семьи - один из основных приемов характеристики у Толстого. Ростовы с их теплотой и сердечностью создают фон для Наташи. Умные интеллектуалы Болконские – для Андрея. Курагины с их аморальностью и бездушием – для Элен.  Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характери-зуют любимых героев Толстого.  Наташа похожа на мать и как та, будучи замужем, проявляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца - доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры.

Ростовы, Наташа

Главные же человеческие объединения - это семьи.

Характеристика главных героев через их семьи - один из основных приемов характеристики у Толстого. Ростовы с их теплотой и сердечностью создают фон для Наташи. Умные интеллектуалы Болконские – для Андрея. Курагины с их аморальностью и бездушием – для Элен.

Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характери-зуют любимых героев Толстого.

Наташа похожа на мать и как та, будучи замужем, проявляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца - доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры.

Болконские, Андрей  Всех Болконских характеризует особая талантливость, незауряд-ность. Дети унаследовали страстность и глубину натуры отца. Они проницательны, глубоко понимают людей, сострадают им. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болконских - знак их одухотворенности. Люби-мые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей.  У всех есть дети. У Элен их нет…  Для Толстого главное - семейная жизнь его героев. Сложные взаимоотношения князя Андрея с Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого. Семья Пьера и Наташи в эпилоге - пример для Толстого и его жены, модель, которую Толстой хотел бы видеть в своей семье.

Болконские, Андрей

Всех Болконских характеризует особая талантливость, незауряд-ность. Дети унаследовали страстность и глубину натуры отца. Они проницательны, глубоко понимают людей, сострадают им. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болконских - знак их одухотворенности. Люби-мые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей.

У всех есть дети. У Элен их нет…

Для Толстого главное - семейная жизнь его героев. Сложные взаимоотношения князя Андрея с Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого. Семья Пьера и Наташи в эпилоге - пример для Толстого и его жены, модель, которую Толстой хотел бы видеть в своей семье.

Идеальная семья

Идеальная семья

  • Семья Николая и княжны Марьи - идеальная семья, пример семейного счастья вообще. Недаром к ним тянутся все, и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский... Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир. Так народная мысль соединяется с мыслью семейной, что и составляло цель автора.
Главная мысль романа  Главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить.  Л.Н. Толстой показывает два пути:  Внешнее благополучие, богатство, карьера.  Духовные ценности, т.е. жизнь не только для себя. Ценности для  князя Андрея – потребность выразить себя, совершить что-то большое; Княжны Марьи – делать добро; Наташи – любить; Пьера – счастье в слиянии общественной деятельности и семейной жизни.

Главная мысль романа

Главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить.

Л.Н. Толстой показывает два пути:

  • Внешнее благополучие, богатство, карьера.
  • Духовные ценности, т.е. жизнь не только для себя.

Ценности для

князя Андрея – потребность выразить себя, совершить что-то большое;

Княжны Марьи – делать добро;

Наташи – любить;

Пьера – счастье в слиянии общественной деятельности и семейной жизни.

Эпилог романа  Показана жизнь, о которой мечтали герои. Все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким.  Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растет достойный отца Николенька Болконский.  Наташа подурнела… Но жизнь ее воплощает заветный идеал Толстого: «Цель супружества – семья». В ее семье царит любовь и духовная связь с мужем. Пьер «попростел», но «улыбка радости жизни» не сходит с его лица.  Николай Ростов стал отличным хозяином, его жена Марья служит семье. Николенька Ростов думает жить так, чтобы им был бы доволен отец, если бы был жив, и дядя Пьер.  Жизнь продолжается…

Эпилог романа

Показана жизнь, о которой мечтали герои. Все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким.

Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растет достойный отца Николенька Болконский.

Наташа подурнела… Но жизнь ее воплощает заветный идеал Толстого: «Цель супружества – семья». В ее семье царит любовь и духовная связь с мужем. Пьер «попростел», но «улыбка радости жизни» не сходит с его лица.

Николай Ростов стал отличным хозяином, его жена Марья служит семье. Николенька Ростов думает жить так, чтобы им был бы доволен отец, если бы был жив, и дядя Пьер.

Жизнь продолжается…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!