СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические особенности физкультурно-оздоровительной работы детей 10-13 лет в классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕФЕРАТ по вариативному модулю «Организация спортивно-массовой работы в школьном и студенческом спортивном клубе»

на тему: «Методические особенности физкультурно-оздоровительной работы детей 10-13 лет в классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края»

 

Просмотр содержимого документа
««Методические особенности физкультурно-оздоровительной работы детей 10-13 лет в классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края»»


М И Н И С Т Е Р С Т В О С П О Р Т А Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»



факультет повышения квалификации и переподготовки кадров








РЕФЕРАТ


по вариативному модулю «Организация спортивно-массовой работы в школьном и студенческом спортивном клубе»

на тему: «Методические особенности физкультурно-оздоровительной работы детей 10-13 лет в классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края»




Выполнил:

Самовик Александр Викторович





Проверил:

к.п.н., доцент С.П.Аршинник

Оценка: _______________

_______________________

(подпись)

«___» ___________ 2021г.








Краснодар 2021





ВВЕДЕНИЕ


Важным условием эффективной и результативной работы образовательного учреждения по физическому воспитанию обучающихся является общий фон и общая атмосфера отношения к проблеме физического воспитания. С целью организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных школах необходимо создавать ШСК, которые бы стали приоритетной формой внеклассной работы с обучающимися, педагогами, родителями, волонтёрами др. заинтересованными лицами.

В своей деятельности детско-юношеские спортивные школы используют только физкультурно-спортивную базу общеобразовательных учреждений, чего явно недостаточно для достижения положительного оздоровительного и тренировочного эффекта.

В то же время, в силу исторически сложившихся обстоятельств, в первую очередь в результате чрезмерной идеологизации спорта в ХХ веке, погони за медалями любой ценой на всех уровнях, страна отодвинула воспитание массовой физической культуры, как средство укрепления здоровья нации – на второй план. В результате учителя физической культуры по-прежнему в большей части нацелены не на планомерное решение образовательных задач в области физической культуры всех обучающихся, а на «натаскивание» группы сильнейших спортсменов на победу в соревнованиях. В связи с этим интеграция между урочными и внеклассными формами физического воспитания всё чаще приобретает некорректные формы. В ряде случаев школьные уроки превращаются в придаток, продолжение тренировочных занятий, образовательная составляющая уроков игнорируется.

Данная ситуация не может удовлетворить ни родителей, ни педагогическую общественность, ни детей и вынуждает искать более эффективные формы дополнительного и основного физического воспитания школьников.

Практика ряда регионов России свидетельствует, что наиболее приемлемыми являются условия, когда вся массовая спортивно-физкультурная деятельность школьников осуществляется непосредственно в школе, однако попытки открытия «филиалов» ДЮСШ в общеобразовательных школах себя не оправдала по той причине, что в настоящее время директор школы, как правило, не имеет рычагов управления тренерами спортивных школ и педагогами дополнительного образования, а так же не заинтересован в обеспечении спортивной базы для «чужих» детей.

Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что школа является главным

«создателем» общества и самым организованным плацдармом для совершенствования этого общества с огромной армией кадров организаторов образовательного процесса, педагогов и родителей. Именно на базе общеобразовательной школы возможно воспитать молодёжь физически здоровой и гармонично развитой, с высоким уровнем физической культуры.

Физическая культура – это основополагающая, фундаментальная отрасль человеческих благ и престижа Краснодарского края. На данный момент она отстаёт в своём развитии, поскольку современная государственная структура управления и финансирования детского спорта и воспитания физической культуры школьников, полученная в наследство от советских времён, в нынешних условиях не эффективна. С учётом данных обстоятельств необходимо поддержать идею создания в общеобразовательных организациях школьных спортивных клубов (ШСК).

В общеобразовательных учреждениях Краснодарского края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры, в том числе и культуры кубанского казачества. Поэтому в целях сохранения и возрождения казачьих традиций, привития навыков военной службы, физического совершенствования учащихся   в школах на базе казачьих классов создаются кружки внеурочной деятельности, клубы, секции ШСК. Создание кружков, клубов, секций в классе казачьей направленности поможет ученикам, получить все необходимые знания по истории и культуре родного края, привить уважение к ратному труду казаков, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению истории казачества, быта, традиций, обрядов, промыслов и ремесел казаков.


1. Нормативно-правовая база реализации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, в составе которых существуют классы и группы казачьей направленности


При создании школьного спортивного клуба, кружков внеурочной деятельности необходимо руководствоваться:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 года № 30235 «О порядке осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»;

Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 года № МД-1077/19 (НП-02-07/4568);

Постановление главы администрации Краснодарского края от 18.11.2002 № 1307 «О деятельности военно-патриотических центров обучения казачьей молодежи основам военной службы»;

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.07.2008 № 644 «Об утверждении Концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества» - Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.12.2011 № 1828- «О совершенствовании работы по обучению и воспитанию на основе историко-культурных традиций кубанского казачества в Краснодарском крае»;

Приказ министерства образования науки и молодежной политики. департамента по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края от 01.09.2016 года № 4177176 «06 утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края».  

Положение о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края.

Примерным положением «О школьном спортивном клубе».

Деятельность клуба регламентируется локальными актами общеобразовательной организацией. Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательной организации или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей с учётом интересов обучающихся.

Авторские и модифицированные программы педагогов.

В крае накоплен большой практический опыт создания авторских или модифицированных программ. Так, например, можно выделить следующие образовательные программы дополнительного образования детей: «Возрождение традиций войска кубанского», «Игры и забавы кубанских казаков», «Ратная доблесть Кубани», «Стрелковая подготовка», «Рукопашный бой», «Строевая подготовка», «Основы конной верховой езды и джигитовки» и другие. Каждое образовательное учреждение определяет перечень программ по данному направлению самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов.

2. Разнообразие военно-спортивных дисциплин


С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система военно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением показывает, что основными направлениями его военно-патриотического воспитания являются:

  • воспитание в семье;

  • воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;

  • воспитание внешкольными формами обучения на основе культуры и заповедей казачества.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. Групповые подвижные казачьи игры, дают школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Казачьи игры имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников.

Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных казачьих играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

В настоящее время мы можем выделить следующие средства физического воспитания казачат, которые в неизменном или реконструированном виде дошли до наших дней. Приведем их с учетом требований теории и методики физического воспитания, которая выделяет, в качестве таковых: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

Физические упражнения:

Военно-прикладные:
-Конная подготовка: скачки, джигитовка, рубка лозы, борьба верхом и др.
-Единоборства: «в грудки», «на крест», кулачные бои, «стенка на стенку», а также различные реконструкции в области рукопашного боя;
-«Работа» холодным оружием: шашкой, кинжалом, пикой, «кошкой», перначем, боевой косой, нагайкой от «фехтования» до метания в цель;
-Стрельба из различного оружия и в различных условиях;
-Водные виды: плавание, гребля, парусный и др.
-Легкоатлетические: «казачья верста», полоса препятствий и др.

Бытовые:
-Использование инструментов быта в целях самообороны: лопата, оглобля, мотыга (тяпка), арапник и др.

Особое место занимают походы, ориентирование, системы выживания с использованием традиционных средств казаков. Это обустройство лагеря, оборудование убежища, приготовление пищи, казачьи знания по оказанию помощи больным и раненым.

Казачьи танцы («казачок», «гопак») и игры занимали важное место в системе традиционной физической культуры, так как в них заложены основные базовые движения при овладении двигательной культурой; танцы и игры являлись средством проверки уровня развития физической выносливости и координации движений.

Примеры казачьих игр, в основном, военно-прикладной направленности: игры с коновязью - «скаканье» и «рубка» деревянными шашками или прутиками, перевороты, перескоки, хождение и беганье по коновязи; чехарда; схоронички (прятки)»; городки; ножички; «прыгалка» через верёвку»; возня-борьба - только за руки, только за шею, только за пояса; игры с нагайкой; Игры с шашкой (кинжалом) – рубка струи, лозы и т.д.; катание на лошадях; лазание по деревьям; «куколка» и др.


Оздоровительные силы природы.


Эмпирическое знание и использование природных сил всегда было свойственно народному мировоззрению, и использовалось, да и до сих пор используется в практических целях. Пусть эти знания пока еще не может объяснить современная наука, но практическая их ценность очень велика. Например, купание в крещенской проруби и оздоровительный эффект; или целебные свойства источников.



Гигиенические факторы, содействующие укреплению здоровья.

У казаков было и сохраняется свое понимание:
чистота тела: тело – храм души, чистота тела и души неделимы.
Чистота мест занятий и воздуха – воспринималась как отсутствие негативных факторов, под которыми подразумевалось, в том числе, влияние неблагоприятных для человека мест.

Общий режим дня, режим двигательной активности, режима питания и сна соответствовали природным закономерностям и регламентировались народным календарем.

Таким образом, традиционные средства физического воспитания казаков:

- доказали свою жизненность и эффективность на протяжении многих веков;

- учитывают все многообразие навыков и знаний в области физического (и не только) воспитания, сложившихся исторически на нашей земле (Кубани);

- обладают достаточной гибкостью и адаптивностью, поэтому применимы и в настоящее время с учетом современных реалий;

- в своих целях соотносятся с целями современными – формирование «физически совершенного человека»;

- способны обеспечить общую, профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую подготовку подрастающего поколения в соответствии со специфическими требованиями трудовой и государственной военной деятельности.

И главное – они пронизаны духом кубанского казачества как носителя, хранителя и защитника народных знаний и ценностей. Эти ценности остаются неизменными: здоровье народа, возделывание родной Земли и ее защита от любых посягательств, жизнь в согласии с духовными и природными традициями, их осознание и передача последующим поколениям.

Многие из приведенных средств физического воспитания казаков применяются в клубах, секциях, классах казачьей направленности, работающих на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, казачьих обществ, а в настоящее время, входят в программу курса спортивно-педагогического совершенствования при подготовке будущих специалистов физического воспитания.



















Используемая литература



1. Б.В. Горбунов  Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое исследование. М: Коорд.-мет.центр раэв-я пркл. этногр. Ин-та этнолог, и антрополог. РАН, 1997. -170 с.

2. Господь – знамя мое! Серия : Духовно-нравственные и исторические традиции Русской армии. М.: «Светоч», 2006 г. – 240 стр. (книга 1 и 2)

История казачества России: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2001. – 256с.: ил.

3.Олейник В.В., Никишин И.И. Культура традиции терских казаков. Учебное пособие для учащихся лицеев и гимназий 5-7 классов. Минеральные Воды 1997 .- 85 стр.

4. Ремчуков В.Н. Толковый казачий словарь. Волгоград: Станица – 2, 2003-224 стр.

Савченко В. Атаманы казачьего войска. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – 416 с. – (Казачья слава)

5. «Энциклопедия выживания» Б. Кудряшов, Краснодар., «Советская Кубань».


6. Федин Р.И. «Здороваться. Техника владения холодным оружием»;

7. Карпухин А.П. «Казачья верховая борьба»,

8. Александров С. Г. «Систематизация народных игр кубанского казачества для детей старшего школьного возраста» 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!