СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы для подготовки учащихся к ОГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие предназначено для обущающихся 9 класса.  В нем содержится разбор заданий и алгорит их выполнения.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы для подготовки учащихся к ОГЭ по географии»


Методические приемы для подготовки учащихся к ОГЭ по географии.

Бражник Ольга Павловна,

учитель географии МКОУ СОШ №20

с. Новая Деревня Кочубеевский район

Ставропольский край

Задачей методических приемов является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение ОГЭ по географии.

Экзамен по географии не является обязательным. Как правило, его выбор обусловлен положительными результатами обучения по географии, решением родителей, в лучшем случае, сложившимися отношениями с учителем. В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом является личная беседа о предстоящем экзамене, цель которой выявить отношение к экзамену, мотив, установить самооценку готовности.

Географию в основном, к сожалению, сдает тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому географию они считают шансом успешно закончить основную школу. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников, и психологическая готовность самого учителя работать в таких условиях.

Подготовка к ОГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 9 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии.

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала — вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

Мониторинг динамики готовности учащихся к экзамену является важнейшим слагаемым успешной подготовки. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В конце сентября проведен мониторинг готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ.

Мониторинг предполагал следующие этапы изучения:

-информационная готовность (работа классного руководителя по информированию учащихся о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков);

-предметная готовность или содержательная (проведение входного тестирования по географии в 9 классе);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой").

Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность в подготовке, настроив ребенка на успех.

В школе ведутся индивидуальные и групповые консультации по географии.

Один раз в неделю проводятся групповые консультации, а индивидуальные каждый день по личному запросу учащихся.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

2. Обзор экзаменационной работы.

2.1. Структура экзаменационной работы по предмету.

Работа по географии состоит из 30 заданий. На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут).

Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям должен записываться в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Так же работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр.

Работа содержит еще 3 задания (15, 20 и 23), на которые следует дать полный развернутый ответ.

Каждое задание относится к определенной теме, изученной на уроках в школе.

Задания 1. Гео­гра­фи­че­ские особенности при­ро­ды и на­ро­дов Земли

Задания 2. Гео­гра­фи­че­ское положение России

Задания 3. Осо­бен­но­сти природы России

Задания 4. Гео­эко­ло­ги­че­ские проблемы

Задания 5. От­рас­ли хозяйства России, осо­бен­но­сти размещение

Задания 6. При­род­ные ресурсы, их ис­поль­зо­ва­ние и охрана

Задания 7. Осо­бен­но­сти населения России

Задания 8. Тер­ри­то­ри­аль­ная обеспеченность ресурсами

Задания 9. Раз­ные территории Земли, их обес­пе­чен­но­сти природными и че­ло­ве­че­ски­ми ресурсами

Задания 10. Гео­гра­фи­че­ские явления и про­цес­сы в геосферах

Задания 11. Раз­ные территории Земли: ана­лиз карты

Задания 12. При­род­ные и ан­тро­по­ген­ные причины воз­ник­но­ве­ния геоэкологических проблем

Задания 13. Су­ще­ствен­ные признаки гео­гра­фи­че­ских объектов и явлений

Задания 14. Гео­гра­фи­че­ские координаты

Задания 15. Гео­гра­фи­че­ские явления и про­цес­сы в гео­сфе­рах (C1)

Задания 16. Гео­гра­фи­че­ские объекты и явления

Задания 17. Раз­ные территории Земли: ана­лиз карт

Задания 18. Рас­сто­я­ние на карте

Задания 19. На­прав­ле­ние на карте

Задания 20. Чте­ние карт раз­лич­но­го содержания (C2)

Задания 21. Чте­ние и ана­лиз карт

Задания 22. Гео­гра­фи­че­ские объекты и явления

Задания 23. Раз­ные территории Земли, их обес­пе­чен­но­сти природными и че­ло­ве­че­ски­ми ресурсами (C3)

Задания 24. Опре­де­ле­ние поясного времени

Задания 25. Осо­бен­но­сти природы, населения, ос­нов­ных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и рай­о­нов России

Задания 26. Гео­гра­фи­че­ские явления и про­цес­сы в геосферах

Задания 27. Ана­лиз информации о раз­ных территориях Земли

Задания 28. Вы­яв­ле­ние эмпирических зависимостей

Задания 29. Гео­гра­фи­че­ские следствия дви­же­ний Земли

Задания 30. Вы­яв­ле­ние существенных при­зна­ков географических объ­ек­тов и явлений

Работу по подготовке к ОГЭ необходимо начинать со знакомства учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов, а также с необходимыми учебными пособиями, материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ» , «Решу ОГЭ»).

2.2. Наиболее распространенные ошибки в заданиях

Ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание

Анализ первого пробного ОГЭ в классе показал:

  1. Неумение работать с картами и получать из них необходимую информацию (67% от общего количества учащихся, выбравших предмет)

3. Незнание основных закономерностей в природе (67%)

4. Проблемы с математическими расчетами (50%)

Результаты каждого ученика вносятся в индивидуальную карту ученика.

Затем разрабатывается индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаются пробелы в знаниях по темам, указываются §, которые необходимо повторить ученику и затем по данной теме предлагается ученику решить ряд тестов для закрепления данной темы. Эту работу можно проводить как на уроке, так и на консультациях, так и во время выполнения домашних заданий.

Важное значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Вначале проводится диагностика и затем выстраивается график, который наглядно показывает какое количество баллов было набрано учеником за 1, 2 и последующие работы. Первая работа дается в виде демоверсии ОГЭ. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая демоверсию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету.

Данный график даёт возможность увидеть не только сколько баллов набрал ученик, но и какие задания у него не получаются, что даёт возможность ещё раз проработать проблемные вопросы. С помощью графика можно показать учащимся и их родителям объективную картину подготовки к ОГЭ. Что даёт дополнительный стимул к дальнейшей работе по предмету.

3. Методы и формы подготовки учащихся к ОГЭ.

3.1. Наиболее эффективные формы обучения.

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решать и разбирать задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.

Формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, массовые)

Наиболее эффективной формой обучения при подготовке учащихся к ОГЭ является групповая или индивидуальная.

Использование групповых форм обучения позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.

Очень большую роль играет умение учащихся правильно задавать вопросы и отвечать на них, выражать свое мнение (пусть даже ошибочное), умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать, вести диалог и выступать с речью. Все это применимо к групповой форме обучения и очень хорошо развивает мышление и память, а также познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).

Формы организации учебных занятий (традиционный урок, лекция, дискуссия, беседа, тренировочное тестирование и др.)

В качестве формы организации учебного занятия традиционный урок уже не подходит. Более приемлемыми формами организации учебных занятий являются уроки повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, а также урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (в форме тестов ОГЭ).

3.2. Особенности методики обучения (в каком порядке разбираются экзаменационные задания: от первого вопроса до последнего, по темам, по разделам). Преимущества выбранного способа.

Особенность методики обучения строится на результатах проведения первоначального тестирования.

В начале учебного года, ученики, сдающие ОГЭ, пишут тестирование в форме ОГЭ. На основании их ошибок, составляются темы, которые нуждаются в отработке (в географии каждый вопрос соответствует определенной теме 2.1.«Структура экзаменационной работы по предмету»). Изначально разбирается каждая тема отдельно. Затем, в феврале, проходит повторное тестирование, которое показывает результаты повторения, обобщения и систематизации ранее изученного материала. После чего учащиеся тренируются, последовательно отвечать на все вопросы тестирования (так, как будет на экзаменах).

3.3. Наиболее эффективные принципы обучения

Из наиболее эффективных принципов обучения можно выделить сознательность, активность, самостоятельность в обучении и прочность овладения знаниями, умениями и навыками.

Очень большую роль в географии играет наглядность обучения, так как на 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Фундаментом географической подготовки является работа с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – главное требование к учащимся. Поэтому большое внимание уделяется работе с картами (7,8,9 класс). Систематичность, последовательность и комплексность в обучении характерно для традиционных уроков и в данном случае становятся не актуальными.

3.4. Наиболее эффективные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Вначале учащимся необходимо показать образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, напомнить как пользоваться транспортирами, линейками, решать задачи на проценты, строить графики, округлять числа.

При подготовке применять информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель. Александр Пятигорский, русский философ сказал: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

4. Применение инструкций- алгоритмов и сайтов для подготовки.

Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаются инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам. Для учащихся разработаны «Алгоритмы решения заданий ОГЭ по географии». Наличие готовых памяток, инструкций, схем и алгоритмов значительно сокращает использование учебного времени в повторении или изучении нового материала и является прекрасным наглядным пособием для запоминания учебного материала.

Составляя план подготовки учащихся к экзаменам по географии необходимо включать в него материалы сайтов «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ».

Преимущества данных сайтов:

  • Возможность работы без регистрации;

  • Возможность бесплатного пользования;

  • Возможность распечатать материал для работы на уроке и подготовительных занятиях;

  • Возможность отслеживать результаты учеников;

  • Ежемесячное обновление готовых тестов

  • Возможность посмотреть пояснение к типовым заданиям;

  • Возможность узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов.

Хорошим подспорьем для подготовки к итоговой аттестации обучающихся со слабой учебной мотивацией (а таких с каждым годом становится всѐ больше), за курс основной школы по географии, может стать некоммерческий социальный проект: «Мульти - Россия» - познавательная виртуальная экскурсия. Это цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России. Каждый фильм – это автономное сюжетное произведение, рассчитанное на самостоятельный показ и посвященное одному российскому региону и рассказывающее о том, чем он уникален. Информация хорошо усваивается обучающимися и может стать достойным рефлексивным моментом занятий по подготовке к итоговой аттестации. Информационные технологии являются важным инструментом в достижении этой цели при правильном использовании в учебном процессе.

Учащиеся получают список интернет ресурсов, которые они могут использовать при подготовке к ОГЭ по географии:

  1. geo.ege.sdamgia.ru

  2. 4ege.ru

  3. examen.ru

  4. ru.wikipedia.org

  5. wildberries.ru

  1. Вывод

Судя по внутреннему репетиционному тестированию, у учащихся сформировались навыки, которые должны обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации. Учащиеся научились:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

Следовательно, цель курса - обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к успешному прохождению итоговой аттестации – выполнена.

5.1 Система отработки ошибок.

Репетиционные работы выявляют следующие недоработки:

Сложности использования географических карт при ответах на вопросы.

Действительно, оказалось очень большой проблемой для учащихся – это найти карту, которая поможет ответить на заданный вопрос! В связи с этим необходимо еще несколько раз просмотреть атлас. Рассмотреть общегеографические и тематические карты, которые в них находятся. Объяснить учащимся, на какие вопросы с помощью этих карт можно ответить и привести конкретные примеры из заданий ОГЭ.

На некоторые темы, например, «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) использовать пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города, где действует циклон (антициклон)

Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города, в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта» (№18,19,20)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, чтобы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

В заданиях КИМ есть вопросы, которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно, потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например, определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2. Факторы размещения промышленных предприятий. (№23, №5)

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10, №11)

3.Невнимательность.

Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях. Учащиеся путают «больше-меньше», «моложе-старше» и т.д.

В заключении отметим, что подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ дает хороший результат лишь при системном подходе к данной проблеме.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!