СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приёмы преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Особый (сказочный) ход - РОКИРОВКА.

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации ФГОС»

Жвакина Татьяна Геннадьевна

1 класс

Тема: Особый (сказочный) ход – рокировка.

Цель: научить учащихся выполнять шахматную рокировку.


Задачи:

  • Развивать интерес учащихся к шахматам.

  • Ввести понятие о шахматной рокировке.

  • Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки.

  • Научить учащихся производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти учащихся.

  • Воспитывать смелость, уверенность, в усвоении новых приёмов игры в шахматы.

  • Научить учащихся эффективным приемам учебного сотрудничества.


Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация урока, демонстрационная магнитная доска, комплекты шахмат для учащихся, напольный квадрат 8Х8 с расчерченными черными и белыми полям.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Они сильнее многих увлечений,

В них места нет ни скуке, ни тоске,

Ведь происходит столько приключений

За полчаса на шахматной доске!

Здесь короли, укрывшись в рокировке,

Командуют сражением фигур.

Слоны и кони, как на стометровке,

Пытаются сбежать от грозных тур.

А пешки, превращаясь в королевы,

Из пехотинцев - рядовых солдат,

К чужому королю пылая гневом,

Ему вдруг объявляют шах и мат.


  1. Актуализация знаний. Игровая разминка.

  • Дидактическая игра «Мешочек». Дети поочередно достают из мешочка шахматную фигуру, называют ее и объясняют, как она ходит.


  • Дидактическая игра «Расставь фигуры». Дети делятся на команды «Белые» и «Черные». Каждый ученик в форме эстафеты ставит одну из фигур в начальную позицию на своем поле. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро и правильно расставят фигуры на шахматной доске.


  • Игра «ДА» или «НЕТ».

Согласны ли вы, что:

  • Диагоналей больше, чем вертикалей? (да)

  • Пешка передвигается по горизонтали? (нет)

  • Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

  • Король может бить защищённую фигуру? (нет)

  • Ферзю ставят шах? (нет)

  • Цель игры – поставить мат? (да)

  • Мат – это шах, от которого нет защиты? (да)

  • Лучше побить ферзя, чем объявить мат? (нет)

  • Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски? (да)

  • Если в партии нет победителя, то это ничья? (да)

  • Если на короля не напали, но ему некуда пойти – это мат? (нет)


  • Дидактическая игра «Закончи предложение».

  • Шахматную партию начинают… (белые).

  • Стороны делают ходы поочерёдно, каждым ходом перемещая одну… (фигуру).

  • Цель каждого игрока – атаковать… (короля партнера) таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных… (ходов), которые позволяют избежать "взятия" короля на следующем ходу.

  • Если коснулся рукой фигуры – делай… (ход).

  • Партия выигрывается игроком, который поставил… (мат) королю партнера.


  1. Выход на новую тему.


Учитель:

Ребята, посмотрите на экран и разгадайте ребус.



(Рокировка)

Учитель:

  • Итак, ребята, что мы сегодня узнаем и чему научимся?

  • Сегодня на уроке мы узнаем, что такое ……

  • Сегодня на уроке мы научимся ……


  1. Изучение новой темы.

Что такое рокировка?

Это маленькая сказка,

почему – да вот смотри:

в ход идут король, ладьи.


Учитель:

  • Друзья, вы конечно знаете, как ходит король – на 1 поле (клетку) в разные стороны – потренируемся.

  • Все вспомнили ход короля?

  • Как ходит ладья ходит (по вертикали и горизонтали), тоже попробуем.

  • Все вспомнили ход ладьи?

  • Так они ходят по отдельности.

  • Но один раз в партии происходит чудо - ход, и даже сказка:

король и ладья одновременно начинают двигаться по направлению друг к другу, при этом ладья «перепрыгивает» короля и встает к нему рядом (вплотную, впритык),

но даже здесь, (при рокировке)

король, как самый важный,

идёт вперёд,

ведь он отважный.

  • Рокировка считается одним ходом.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь тихонько встали,

Руки медленно подняли.

Раз – согнулись, разогнулись.

Два – в ладоши два хлопка.

Три – головою три кивка.

На четыре – руки шире!

Наклониться вправо, влево,

И садиться вновь за дело.


Учитель:

  • Рокировку могут сделать всего 1 раз в партии: как белые, так и чёрные.

  • Для белых фигур сказочное действо можно прописать следующим образом:

Говорит король друзьям, всем фигурам и ладьям:

Я - король на е1, всем фигурам господин.

У меня есть фланга два, там я тоже голова,

Слева – фланг мой ферзевой,

Справа - королевский.

Два слона и два коня, слушайте внимательно:

Чтобы мне с ладьёй сходить,

Вы должны освободить это место между нами,

Ну а слева от меня – ферзь,

Я тебя прошу учесть:

Ты сойди с горизонтали

Чтобы нас не обыграли.

Ты ладья на а1 – (смотрит налево),

ну а ты на h (аш)1 – (смотрит направо)

Вам я главный господин.

Вы готовы к рокировке?

Это легче стометровки.

Я схожу на 2 полЯ:

Влево, вправо – без труда.

Слева – три полЯ меж нами,

Это будет длинная.

Справа – только два,

Это есть короткая.

Говорит король ладье:

«Ты сейчас пойдёшь ко мне,

Перепрыгнешь ты меня,

Встанешь рядом – как стена».

В результате мы стоим на с1 и д1, а другая сторона – эф1 и жэ1.


Учитель:

  • Ребята, попробуем вместе провести рокировку за чёрных, повторим несколько раз.

  • Запомнили, у кого получилось? Где (на каких полях) стоят чёрные ладьи и король до рокировки и после?

  • Посмотрите, как будут выглядеть позиции после рокировки у белых и у чёрных фигур.


  1. Правила выполнения рокировки.


Учитель:

  • Ребята, а когда можно делать рокировку?

Чтобы сделать рокировку

Нужно помнить, лучше знать

Есть условия простые

Важно их не нарушать.

  1. Если ваш король под шахом, то важно защититься,

Рокировку в это время делать… (не годится).

  1. Если ваш король при ходе (рокировке)

попадает под удар –

Значит, сделать это страшно –

Здесь уже идёт… (пожар!!!)

  1. Если ваш соперник рьяно

Нападает на ладью,

Будь тогда и ты упрямым

Ход проходит: всё… (адью!)

  1. Если вы хоть раз ходили королем или ладьёй,

То они у вас «забыли», как меняться меж собой.


  1. Закрепление изученного материала.


Учитель:

  • Ребята, давайте расставим фигурки на шахматной доске так, чтобы показать (проиллюстрировать) все эти 4 правила.

  • Покажите мне, какая фигура может напасть на короля, поставить ему шах, покажите на своих досках, за белых и за чёрных. Видите – любая фигура и даже пешка.

  • Ребята, покажите снова, какая фигура может помешать королю выполнить рокировку, при этом король попадает под удар, покажите на своих досках, за белых и за чёрных. Видите – любая фигура и даже пешка.

  • Ребята, посмотрим на фигуры, которые нападают на ладью, если они рядом, то они мешают рокировке, а если далеко (слон и ферзь), то рокировка возможна, если не нарушаются предыдущие правила; если пешка нападает на ладью, то рокировку не выполнить.

  • Ребята, посмотрите, если король или ладья на доске стоят не на своих начальных местах (положениях), то значит, что они уже ходили и рокировка также невозможна. Покажите в парах на своих досках эти позиции друг другу, а я подойду и помогу, а заодно и проверю.


Игра в квадрате 8 х 8: дети берут в руки изображения фигур.

  1. Простая: команда 1 цвета – белого или черного (можно по цвету волос или глаз) мальчик (король) и 2 девочки (ладьи) встают в «начальное положение на доске» и выполняют рокировку влево, а затем - вправо, или наоборот.

  2. Смена цвета – рокировка выполняется другой командой;

  3. Усложнённая – команды 2 цветов – белого и чёрного. 1 команда пытается сделать рокировку, а другая своими фигурами или пешками помешать. Дети смотрят и оценивают возможности выполнения рокировки. Одновременно в квадрате участвуют не более 6 человек. Игру можно повторить несколько раз, придумывая новые препятствия и возможности для рокировки по мере того, как успешно осваивается данная тема.


  1. Подведение итогов. Проверочная работа.


Учитель:

  • Ребята, продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал…..

  • Сегодня на уроке я научился…..


  • А сейчас запишите на листочках ответ цифрой.

А) Через сколько полей прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______.

Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через _______.

В) Сколько фигур участвует в рокировке? ____.


Учитель:

  • Ребята, если вы согласны, то ответ запишите на листочках словом «да», если нет, то словом «нет».

А) Рокировка - это одновременный ход короля и ладьи?

Б) Ферзь, слон и конь могут рокировать?

В) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое?

Г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______

Д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход?

Е Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку?

Ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон?


  1. Домашнее задание.


Учитель:

  • Ребята, дома, повторите (выучите) правила рокировки.

Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.

Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии.

Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.

Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!