Жвакина Татьяна Геннадьевна
1 класс
Тема: Особый (сказочный) ход – рокировка.
Цель: научить учащихся выполнять шахматную рокировку.
Задачи:
Развивать интерес учащихся к шахматам.
Ввести понятие о шахматной рокировке.
Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки.
Научить учащихся производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.
Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти учащихся.
Воспитывать смелость, уверенность, в усвоении новых приёмов игры в шахматы.
Научить учащихся эффективным приемам учебного сотрудничества.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, электронная презентация урока, демонстрационная магнитная доска, комплекты шахмат для учащихся, напольный квадрат 8Х8 с расчерченными черными и белыми полям.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Они сильнее многих увлечений,
В них места нет ни скуке, ни тоске,
Ведь происходит столько приключений
За полчаса на шахматной доске!
Здесь короли, укрывшись в рокировке,
Командуют сражением фигур.
Слоны и кони, как на стометровке,
Пытаются сбежать от грозных тур.
А пешки, превращаясь в королевы,
Из пехотинцев - рядовых солдат,
К чужому королю пылая гневом,
Ему вдруг объявляют шах и мат.
Актуализация знаний. Игровая разминка.
Дидактическая игра «Мешочек». Дети поочередно достают из мешочка шахматную фигуру, называют ее и объясняют, как она ходит.
Дидактическая игра «Расставь фигуры». Дети делятся на команды «Белые» и «Черные». Каждый ученик в форме эстафеты ставит одну из фигур в начальную позицию на своем поле. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро и правильно расставят фигуры на шахматной доске.
Согласны ли вы, что:
Диагоналей больше, чем вертикалей? (да)
Пешка передвигается по горизонтали? (нет)
Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)
Король может бить защищённую фигуру? (нет)
Ферзю ставят шах? (нет)
Цель игры – поставить мат? (да)
Мат – это шах, от которого нет защиты? (да)
Лучше побить ферзя, чем объявить мат? (нет)
Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски? (да)
Если в партии нет победителя, то это ничья? (да)
Если на короля не напали, но ему некуда пойти – это мат? (нет)
Шахматную партию начинают… (белые).
Стороны делают ходы поочерёдно, каждым ходом перемещая одну… (фигуру).
Цель каждого игрока – атаковать… (короля партнера) таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных… (ходов), которые позволяют избежать "взятия" короля на следующем ходу.
Если коснулся рукой фигуры – делай… (ход).
Партия выигрывается игроком, который поставил… (мат) королю партнера.
Выход на новую тему.
Учитель:
Ребята, посмотрите на экран и разгадайте ребус.
(Рокировка)
Учитель:
Итак, ребята, что мы сегодня узнаем и чему научимся?
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое ……
Сегодня на уроке мы научимся ……
Изучение новой темы.
Что такое рокировка?
Это маленькая сказка,
почему – да вот смотри:
в ход идут король, ладьи.
Учитель:
Друзья, вы конечно знаете, как ходит король – на 1 поле (клетку) в разные стороны – потренируемся.
Все вспомнили ход короля?
Как ходит ладья ходит (по вертикали и горизонтали), тоже попробуем.
Все вспомнили ход ладьи?
Так они ходят по отдельности.
Но один раз в партии происходит чудо - ход, и даже сказка:
король и ладья одновременно начинают двигаться по направлению друг к другу, при этом ладья «перепрыгивает» короля и встает к нему рядом (вплотную, впритык),
но даже здесь, (при рокировке)
король, как самый важный,
идёт вперёд,
ведь он отважный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Раз – согнулись, разогнулись.
Два – в ладоши два хлопка.
Три – головою три кивка.
На четыре – руки шире!
Наклониться вправо, влево,
И садиться вновь за дело.
Учитель:
Рокировку могут сделать всего 1 раз в партии: как белые, так и чёрные.
Для белых фигур сказочное действо можно прописать следующим образом:
Говорит король друзьям, всем фигурам и ладьям:
Я - король на е1, всем фигурам господин.
У меня есть фланга два, там я тоже голова,
Слева – фланг мой ферзевой,
Справа - королевский.
Два слона и два коня, слушайте внимательно:
Чтобы мне с ладьёй сходить,
Вы должны освободить это место между нами,
Ну а слева от меня – ферзь,
Я тебя прошу учесть:
Ты сойди с горизонтали
Чтобы нас не обыграли.
Ты ладья на а1 – (смотрит налево),
ну а ты на h (аш)1 – (смотрит направо)
Вам я главный господин.
Вы готовы к рокировке?
Это легче стометровки.
Я схожу на 2 полЯ:
Влево, вправо – без труда.
Слева – три полЯ меж нами,
Это будет длинная.
Справа – только два,
Это есть короткая.
Говорит король ладье:
«Ты сейчас пойдёшь ко мне,
Перепрыгнешь ты меня,
Встанешь рядом – как стена».
В результате мы стоим на с1 и д1, а другая сторона – эф1 и жэ1.
Учитель:
Ребята, попробуем вместе провести рокировку за чёрных, повторим несколько раз.
Запомнили, у кого получилось? Где (на каких полях) стоят чёрные ладьи и король до рокировки и после?
Посмотрите, как будут выглядеть позиции после рокировки у белых и у чёрных фигур.
Правила выполнения рокировки.
Учитель:
Ребята, а когда можно делать рокировку?
Чтобы сделать рокировку
Нужно помнить, лучше знать
Есть условия простые
Важно их не нарушать.
Если ваш король под шахом, то важно защититься,
Рокировку в это время делать… (не годится).
Если ваш король при ходе (рокировке)
попадает под удар –
Значит, сделать это страшно –
Здесь уже идёт… (пожар!!!)
Если ваш соперник рьяно
Нападает на ладью,
Будь тогда и ты упрямым
Ход проходит: всё… (адью!)
Если вы хоть раз ходили королем или ладьёй,
То они у вас «забыли», как меняться меж собой.
Закрепление изученного материала.
Учитель:
Ребята, давайте расставим фигурки на шахматной доске так, чтобы показать (проиллюстрировать) все эти 4 правила.
Покажите мне, какая фигура может напасть на короля, поставить ему шах, покажите на своих досках, за белых и за чёрных. Видите – любая фигура и даже пешка.
Ребята, покажите снова, какая фигура может помешать королю выполнить рокировку, при этом король попадает под удар, покажите на своих досках, за белых и за чёрных. Видите – любая фигура и даже пешка.
Ребята, посмотрим на фигуры, которые нападают на ладью, если они рядом, то они мешают рокировке, а если далеко (слон и ферзь), то рокировка возможна, если не нарушаются предыдущие правила; если пешка нападает на ладью, то рокировку не выполнить.
Ребята, посмотрите, если король или ладья на доске стоят не на своих начальных местах (положениях), то значит, что они уже ходили и рокировка также невозможна. Покажите в парах на своих досках эти позиции друг другу, а я подойду и помогу, а заодно и проверю.
Игра в квадрате 8 х 8: дети берут в руки изображения фигур.
Простая: команда 1 цвета – белого или черного (можно по цвету волос или глаз) мальчик (король) и 2 девочки (ладьи) встают в «начальное положение на доске» и выполняют рокировку влево, а затем - вправо, или наоборот.
Смена цвета – рокировка выполняется другой командой;
Усложнённая – команды 2 цветов – белого и чёрного. 1 команда пытается сделать рокировку, а другая своими фигурами или пешками помешать. Дети смотрят и оценивают возможности выполнения рокировки. Одновременно в квадрате участвуют не более 6 человек. Игру можно повторить несколько раз, придумывая новые препятствия и возможности для рокировки по мере того, как успешно осваивается данная тема.
Подведение итогов. Проверочная работа.
Учитель:
Ребята, продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…..
Сегодня на уроке я научился…..
А) Через сколько полей прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______.
Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через _______.
В) Сколько фигур участвует в рокировке? ____.
Учитель:
Ребята, если вы согласны, то ответ запишите на листочках словом «да», если нет, то словом «нет».
А) Рокировка - это одновременный ход короля и ладьи?
Б) Ферзь, слон и конь могут рокировать?
В) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое?
Г) При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______
Д) Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход?
Е Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку?
Ж) Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон?
Домашнее задание.
Учитель:
Ребята, дома, повторите (выучите) правила рокировки.
Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.
Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии.
Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.
Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.