Мнемотехника - система методов и приемов, способствующая учителю-логопеду в коррекционной работе над исправлением звукопроизношения, развитию связной речи, внимания, воображения, памяти детей с различными нарушениями речи. А в работе с детьми с легкой умственной отсталостью помогают еще и в формироании и развитии психических процессов тесно связанных с речью. Работать с мнемотаблицами детям очень интересно.
Просмотр содержимого документа
«"Методические разработки по использованию мнемотехники в коррекционной работе с детьми с легкой умственной отсталостью"»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Выполнила: учитель-логопед
Джарты И.Д.
Проблемы речи детей с умственной отсталостью:
- Односложная, состоящая лишь из словосочетаний или простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике: - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Одним из методов активизации творческого мышления ребенка является символическая аналогия.
- Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта.
- Символическая аналогия может быть :
- графической;
- словесной.
Виды мнемообозначений:
- мнемоквадраты;
- мнемодорожки:;
- мнемотаблицы
Рассказ о насекомых по мнемодорожке
Мнемотаблица к стихотворению
- у детей увеличивается круг знаний и представлений об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов, чистоговорок, потешек;
- Развивается память, внимание, мышление;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Результаты
«Даже мгновенное озарение
может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя
творческого поиска»
В. Шаталов
Успехов в работе!