СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки уроков внеклассного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного «Рассказы Б. Житкова о животных»урок внеклассного чтения. Подарки природы. Рассказ К. Г. Паустовского «Подарок», урок внеклассного чтения по теме «Необычный календарь» (В. Бианки «Лесная газета»)

 

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков внеклассного чтения»

Урок внеклассного

«Рассказы Б. Житкова о животных»


Цель: знакомство учащихся с творчеством Б.С. Житкова и его произведениями о животных.

Задачи: 1) отрабатывать навыки чтения;

2) совершенствовать умения работы с книгой-сборником;

3) учить скоростному поиску информации в книге и в словаре.

Оборудование: портрет Б.С. Житкова, выставка книг Б. С. Житкова, книга-сборник «Храбрость» (рассказы), толковый словарь В. И. Даля в четырёх томах.


Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение нового материала.

Учитель:- Ребята, сегодня мы познакомимся с произведениями необычного писателя. Его можно назвать «живым справочником». Знал он, казалось, решительно всё: ремёсла, инструменты, технические термины, звёзды, реки, озёра, животных, насекомых, рыб. Как что делается, где что происходит - всё ему было известно. Это необычный человек – Борис Степанович Житков. (Портрет писателя)

Познакомит вас с биографией этого замечательного писателя и его книгами ученик нашего класса.

Ученик: - Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде в интеллигентной семье. Отец был преподавателем математики, мать - пианисткой. Будущий писатель получил прекрасное образование. Он превосходно знал французский язык, математику, астрономию, физику, много читал литературы.

Борис Житков был юнгой, помощником капитана, ихтиологом, штурманом парусника, рабочим-металлистом, морским офицером, преподавателем физики и черчения, руководил техническим училищем. Объездил почти весь свет. Всего им написано около 200 произведений. Это истории, пьесы, повести, рассказы, сказки, научно-художественные произведения. Отношение Бориса Житкова к животным раскрывается в его книгах. О ком только не прочитаешь! Писатель рассказывает о воспитании волка в домашних условиях («Про волка!»), о шалостях маленькой обезьянки Яшки (« Про обезьянку»), о диковинных зверьках («Мангуста») или о кошке («Беспризорная кошка»). (Выставка книг)

Учитель: - К сегодняшнему уроку две ученицы из нашего класса принесли из школьной библиотеки сборник рассказов Б. Житкова «Храбрость». Сейчас они раздадут каждому этот сборник, и мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее?» Вам необходимо будет по моей команде найти в нём рассказ «Про слона», с которым мы будем работать на уроке. Победителями будут первые пять человек.

- Молодцы! Победители, расскажите, как вы действовали.

Дети: - Сначала мы нашли в сборнике содержание. Оно оказалось в конце книги. В содержании все рассказы разделены на три раздела: «Рассказы о животных», «Морские истории», «Что бывало». В разделе «Рассказы о животных» нашли рассказ «Про слона» и номер страницы.

  1. Словарная работа. Работа в группах.

Учитель: - В тексте встретятся незнакомые слова: палуба, иллюминатор, вахта, порт, артельщик, штабель. Как узнать, что они обозначают?

Дети: - Надо воспользоваться толковым словарём.

Учитель: - Правильно. Сегодня вы поработаете с толковым словарём В.И.Даля. Этот словарь состоит из четырёх томов. Вы сейчас разделитесь на три группы. Каждая группа должна будет найти значение двух слов, которые указаны на карточке.

Учитель: - Проверим, что у вас получилось. Расскажите, как вы действовали, чтобы найти нужные вам слова.

1-ая группа: - Мы должны были найти значение слов артельщик и вахта. Поскольку первое словоартельщик начинается на букву а, стало понятно, что нам понадобится первый том словаря. Далее по алфавиту нашли и второе слово вахта.

Артельщик – товарищ по артели. Артель – товарищество для работы сообща, где все за одного, один за всех.

Вахта – очередной караул на военном судне, для управления им.

2-ая группа: - Наша группа искала значение слов палуба и порт. Мы воспользовались третьим томом словаря, так как в нём расположены слова на буквы П – Р.

Палуба – помост на водоходных судах. На кораблях бывает до четырёх палуб.

Порт – пристань, гавань, место для прихода и стоянки кораблей.

3-я группа: - Нашей группе понадобились второй и четвёртый тома. Во втором томе слова на буквы И – О. В нём мы нашли слово иллюминатор, в четвёртом на буквы С - Я – штабель.

Иллюминатор – толстое стекло, в виде отрезка шара, вставляемое в палубу и в борта судов для света.

Штабель – сложенные в порядке строительные и другие припасы.

  1. Работа с текстом.

  • Чтение текста

  • Вопросы по содержанию

  1. Работа в парах.

Учитель: - Ребята, сейчас вы будете работать в парах. В этом сборнике есть ещё рассказы о животных. У вас на партах карточки с заданием. На них записаны отрывки из этих рассказов. Вам по данным отрывкам нужно будет найти рассказ. Работаем на время. Победителями будут первые три пары.

Карточка

«…Раз слышу – будто ребенок плачет. Я вскочил, гляжу: катит Мурка с обрыва. В зубах у ней что- то болтается. Подбежал, смотрю – в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок дрыгал лапками и кричал, совсем как маленький ребенок. Я отнял его у кошки. Обменял на рыбу…»

« …слон уже повернулся , схватил хоботом тигра поперек живота . сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами»

  1. Проверка.

Учитель: - Ребята, расскажите, как вам удалось быстро найти нужные рассказы.

Дети: - Нам помогли ключевые слова. В первом отрывке – слово Мурка. Стало понятно, что говорится о кошке. В содержании нашли рассказ «Беспризорная кошка» и в нём этот отрывок. Во втором - слово слон. Стали искать название, в котором есть это слово. Это рассказ

« Как слон спас хозяина от тигра».

  1. Итог.

Учитель: - Давайте подведём итог урока.

- Как найти в книге-сборнике нужный рассказ?

Дети: - Найти в книге содержание или оглавление. В нём нужный рассказ и посмотреть номер страницы.

Учитель: - Как найти рассказ по отрывку из него?

Дети: - Найти ключевое слово в отрывке и по нему искать нужный рассказ.

  1. Домашнее задание.

Учитель: - В домашней библиотеке найдите сборник рассказов. Выпишите отрывки из них. Поиграйте со своими членами семьи, предложив им найти эти рассказы на время.



Урок внеклассного чтения. Подарки природы.

Рассказ К.Г.Паустовского «Подарок».

Цели урока: 1. Работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”.

2. Развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героев произведения.

3. Воспитание нравственности, чувства бережного и внимательного отношения к природе, привитие интереса к процессу осмысленного чтения.

Ход урока:

  1. Работа над названием.

–Поднимите руки те, кто любит получать подарки.

- Сегодня мы с вами будем читать рассказ, который называется «Подарок».

- Объясните значение этого слова.

1. Вещь, которую дарят, подарили.

2. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).

- Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе с таким названием?

- Рассказ «Подарок» написан русским писателем Паустовским. Уточните ваши предположения о сюжете рассказа.

2. Чтение до слов «Однажды Ваня принёс…» (Аудиозапись рассказа)

- В какое время года происходят события в рассказе?

- О чем сожалеет герой- рассказчик? Подтвердите текстом.

- С кем сравнивает рассказчик осень? Для чего использовано это сравнение? (Промелькнувшая за окном золотая птица. Осень - красивое и яркое время года, но оно быстро проходит, и наступает зима.)

- Что мы узнаем о мальчике Ване Малявине, герое этого рассказа? (Добрый, внимательный, любознательный)

- Что вы знаете о журнале «Вокруг света»? (Учитель показывает электронную версию журнала).

- Первый номер журнала, датированный 1861 годом, поступил в продажу ещё в декабре 1860 года. Он имел подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений».

- Что нового мы можем сказать о характере мальчика и рассказчика, зная, что они читали или читают этот журнал? (Это журнал о путешествиях, тайнах мира, значит, наши герои – любознательные, мечтательные, любят путешествовать и открывать что-то новое в мире).

- Выскажите свои предположения, что именно принес Ваня рассказчику?

3. Чтение до слов «Мы не замечали у нее никаких признаков увядания»

- Для чего Ваня принес березку?

- Как и почему Рувим называет Ваню? (Чудак)

(Фраерман Рувим Исаевич - русский советский писатель. Участник Гражданской войны на Дальнем Востоке и Великой Отечественной войны. Событиям Гражданской войны, жизни малых народов Дальнего Востока посвящены повести, преимущественно для детей: «Огнёвка», «Буран», «Васька- гиляк» , «Вторая весна» , роман «Золотой василёк» . По повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» создан одноименный фильм)

- Какие средства выразительности использует автор, описывая березку? (Эпитет- тоненькие листья, олицетворения – листья оставались живыми, она повеселела, молодела).

- Как вы думаете, что чувствует в это время березка? Расскажите от первого лица. - А что в это время происходит в саду? («Горели темным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди, как первая седина у нестарого человека».)

- Какие чувства вызывает у вас увядающий осенний сад в описании Паустовского? (Мы сожалеем об уходящем лете, но осень – красивое время года, и мы вместе с автором любуемся этой красотой)

- Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? Чего бы вам хотелось? (Чтобы березка простояла всю зиму)

4. Чтение до слов «Последняя память о лете исчезла»

- Эта часть начинается с описания первого заморозка – предвестника наступающих холодов, морозной зимы.

Какие средства выразительности использованы автором для описания этого явления? Снова олицетворения.

Почему так часто автор использует этот прием? (Природа живая)

- Описание приближающейся зимы должно было, наверное, усилить ощущение грусти от расставания с летом?

Можно ли назвать этот отрывок мрачным, печальным? Почему? (Автор снова отмечает красоту природы в любое время года и суток, а природа даже рада зиме!)

- Сейчас я прочитаю вам отрывок из другого рассказа Паустовского «Прощание с летом».

Скажите, каково отношение автора к зиме по этому отрывку? («Я открыл глаза… до слов «Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту».)

- Вернемся к нашему рассказу. Почему пожелтела березка?

5. Чтение до конца

-Как объясняют, почему пожелтела березка, лесник и дед Митрий?

- Как вы думаете, на чьей стороне автор, чья позиция ему ближе? (Слова автора «Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг»)

Почему же такое ненаучное объяснение необразованного деда Митрия разделяет и автор? (Природа живая, к ней нужно относиться бережно и внимательно как к живому существу, а не как к вещи, которую можно использовать)

- Перечитайте 2 последних абзаца.

Как вы думаете, зачем автор еще раз упоминает журнал «Вокруг света»?

Какая связь между листьями березы и журналом? (Листья березы - это еще одна история о путешествии в мир природы, еще одно открытие мира для человека)

- Сопоставьте первое и последнее предложение рассказа.

Какое впечатление вызвал у вас финал рассказа?

Вернитесь к названию, что именно считает Паустовский подарком?

- «И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла».

Как вы понимаете эти слова Паустовского? (В природе все устроено не так, как нам хотелось. Мы не можем изменить существующий ход вещей, но мы должны относиться к каждому мгновению, изменению в природе как к бесценному подарку) 6. Слушание песни «У природы нет плохой погоды» (слова Эльдара Рязанова, музыка Андрея Петрова, исполняет Алиса Фрейндлих) и просмотр презентации «Времена года». - Что объединяет песню и рассказ Паустовского?

7. Составление синквейна (на листочках в форме снежинки, цветка, зеленого или желтого листка)

-Запишите синквейн о любимом времени года.

Сегодня мы говорили о подарках природы, но и люди, делая друг другу подарок, таким образом проявляют внимание и оставляют память (Э.Григ «Корзина с еловыми шишками», «Теплый хлеб» Филька).

Если хотите, можете подарить свой синквейн с пожеланиями любому человеку в классе на память о себе, об этом времени года, об уроке.

Не забудьте на другой стороне написать обращение: Дорогой друг! Дорогой учитель! И подписаться под вашим пожеланием!

8. Чтение синквейнов.

Природа

Живая, безграничная

Растёт, замирает, возрождается

Каждое творение природы чудесно

Шедевр

9. Домашнее задание (по выбору).

Творческая работа о весне (рассказ, сказка, стихотворение):

А) Чем пахнет весна?

Б) Разговор ландыша и берёзки

В) История, рассказанная … (бабочкой, ветром, камнем, рекой и т.д.)







Урок внеклассного чтения по теме «Необычный календарь»

(В. Бианки «Лесная газета»)

Цели: 1) познакомить обучающихся с творчеством В. Бианки;

           2) расширить знания детей о природе;

           3) воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Оргмомент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

II. Кроссворд

- Чтобы узнать фамилию писателя, о чьих книгах сегодня мы поговорим, нужно

разгадать кроссворд.  


1








2







3









4











5











6












1. Русский мореплаватель, чьим именем названо одно из морей. (Беринг)

2. Один из авторов славянской азбуки. (Кирилл)

  - Назовите имя второго брата – соавтора. (Мефодий)

3. Первый космонавт. (Гагарин)

  - Когда был совершен первый космический полет? (12 апреля 1961 года)

4. Художник – автор картины «Три богатыря». (Васнецов)

5. Великий русский композитор. (Чайковский)

  - Какой рассказ о нем читали? («Скрипучие половицы»)

  - Кто его автор? (К. Паустовский)

6. Кто автор строк:

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром. (Есенин)

- Люди разных эпох – писатели и поэты, композиторы, художники, космонавты прославили свои имена и оставили след в истории нашей страны.

- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся?

(Виталий Валентинович Бианки)

III. Слово об авторе

       Биолог, исследователь, охотник Виталий Бианки писал рассказы, сказки, повести о жизни животных.

       Еще мальчиком В. Бианки проводил в лесу все свое свободное время, с жадностью слушал рассказы старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли так не похожи на лапы крота, почему одни животные строят домики на деревьях, а другие – на воде или под водой.

       Его первая книга «Путешествие красноголового воробья» вышла в журнале «Воробей» в 1923 году. Через год вышли его книги «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Первая охота».

       За годы своего творчества писатель издал более 120 книг, в которые вошло свыше 200 произведений.

IY.Знакомство с выставкой книг

- Какие книги представлены на выставке?

- Что их объединяет?

- Какая книга вышла в свет раньше других?

- Книги  каких серий вы читали?

- А теперь наступило время проверить, какие вы внимательные читатели.

Y. Работа с книгой.  Выборочное чтение

- Чем поет выпь?

- А как саранча музицирует?

- А где устраивает свой домик иволга?

- Где живет пеночка?

- Для чего рыбе хвост?

- Из каких рассказов об этом узнали?

YI.  Чтение по ролям рассказа «Чей нос лучше?»

- Кто участвует в споре?

- Чей же нос оказался лучшим?

YII. Игра «Из какого рассказа отрывок?»

1.   Летал жаворонок высоко над землей, под самыми облаками. Поглядит вниз – сверху ему далеко видно – и поет:

                                        Я ношусь под облаками,

                                        Над полями и лугами,

                                        Вижу всех, кто подо мной,

                                        Всех под солнцем и луной.

      Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать. («Чьи это ноги?»)

2.   Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

      Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

      Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. («Кто чем поет?»)

3.   Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки- береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.  

      Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было- от всех увертывается.

      Погонится за ней пятнашка, а она – туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь - только крылышки мелькают. («Лесные домишки»)

4.   Надоело Щенку гонять кур по двору.

«Пойду - ка,- думает,- на охоту за дикими зверями и птицами».

Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.

      Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.

Выпь думает: «Я его обману!»

Удод думает: «Я его удивлю!»

Вертишейка думает: «Я его напугаю!»

Ящерка думает: «Я от него вывернусь!»

Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»

«А я его прогоню!»- думает Жук-Бомбардир.

«Мы все за себя постоять умеем каждый по – своему!» - думают они про себя. («Первая охота»)

YIII. Викторина по книге «Лесная газета».

       Книгу «Лесная газета» писатель посвятил своему отцу валентину Львовичу Бианки. В «Лесной газете» 12 номеров – по числу месяцев в году. К каждому номеру газеты приложена викторина «Тир».

1. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперенья? (Куропатка)

2. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими)

3. У каких наших певчих птиц самцы красные, а самки – зеленые? (У клестов)

4. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)

5. Сколько ног у паука? (8)

6. Какая птица достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка)

7. Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит через поры скорлупы)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинаковая)

9. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

10. Почему кошка чистоплотнее собаки? (Кошки ловят добычу прыжком из засады. Иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали)

11. Что ест зимой жаба? (Ничего. Она спит)

12.тКаких зверей зовут «шатунами»? (Медведей)

13. Все ли зайцы зимой белые? (Нет. Русаки остаются серыми, а беляки – белыми)

14. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру, норку, они истребляют рыбу)

15. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных)

16. Растет ли дерево зимой? (Нет, замирает)

17. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, рябчики, тетерева)

18. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Нет, птенцов не выводят)

19. След какого хищного животного похож на человечий? (Медведя)

20. Где раки зимуют? (В норках по берегам рек и озер)

21. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой? (Белая полярная сова)

22. Одинаковы ли глаза у кошки днем и ночью? (Нет, днем зрачки меньше)

23. Какие птицы делают себе запасы на зиму? (Совы – мышей, сойки – желуди, орехи)

24. У какого зверя осенью в листопад еще рождаются детеныши? (Зайцы - листопаднички)

25. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена)

26. Отчего старых лосей называют «сохатыми»? (Рога похожи на соху)

27. Куда осенью деваются бабочки? 9Гибнут, некоторые зимуют в щелях0

28. Какие звери летают? (Летучие мыши, белка- летяга)

29. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

30. У кого уши на ногах? (У кузнечика)

Итог

 - Чему удивились на уроке?

    Красоте русской природы посвящали свои полотна художники И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, В. Поленов.  (Экспозиция картин)

    А закончить наш урок мне хочется словами писателя М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы. И она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». И эти сокровища надо охранять и открывать. Читайте книги и вы узнаете много интересного.

























В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; создать условия для раскрытия смысла художественного произведения; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям посредством работы с текстом; воспитывать любовь к чтению

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»;

научатся: раскрывать главную мысль рассказа, делать выводы на основании анализа поступков героя, формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке

Метапредметные:

Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста, основную мысль и тему эпизода.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать свое высказывание, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Коммуникативные: строить речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним, опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий

Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где еще может пригодиться данное умение

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.


– Чем вам понравился Дениска?

– Хотелось бы вам иметь такого друга?
Почему?

– Мы с вами пофантазировали и решили написать письмо Дениске. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

На доске план:

1. Приветствие.

2. Представление.

3. Что тебе понравилось в Дениске?

4. А что не очень?

5. За что бы ты хотел похвалить Дениску?

6. А за что поругать?

7. Что бы ты хотел рассказать Дениске
о себе?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку письма Дениске. Составляют вопросный план к сочинению-письму.

«Привет, Денис!

Меня зовут Надя. Мне восемь лет. Мы с классом на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о себе.

Итак, что я люблю?..

Я люблю своих родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет.

А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравится есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей.

Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю.

Пиши мне! До свидания! Надя»

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушатьв соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Внимательно прослушайте стихотво-
рение.


– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

– Прочитайте тему урока.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение? Давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел»? Какому человеку?

– Что думают о мальчике окружающие?

– Ребята, вы знаете, что такое горчица? Какая она на вкус?

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
В. В. Голявкина

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Все для всех» Юлиана Тувима
(перевела с польского Елена Благинина). (См. ресурсный материал.)

– Мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд – учеба и т. д.




– Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

– Человеку, у которого выражение лица «горькое», чело-
веку, у которого грустное выражение лица, человеку грустно... Герой, скорее всего, мальчик.

– Его обидел кто-то. Не хотел учиться.

– Горчица горькая, ее просто так есть не будешь, ее намазывают тонко на хлеб и др.

– Надо выявить причины грустного настроения героя.

Цель урока: выяснить, почему мальчику грустно, и почему ему сказали, что он наелся горчицы?

Гипотеза: Кто-то обидел героя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство

с биографией В. Голявкина

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

(См. ресурсный материал.)

– Виктор Голявкин – писатель, а еще кто?

– Откуда автор брал сюжеты для рассказов?

– Продолжите предложение: «Чаще всего героями рассказов Голявкина являются…»

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.



– Виктор Голявкин – художник и писатель.

– Сюжеты для рассказов брал из жизни.


– Героями чаще всего являются мальчики

Выделять последовательность развития сюжета

IV. Работа над содер-жанием текста.

Работа с толковым словарем.












Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Прочитайте слова, читая только подчеркнутые буквы:

Экпасмкаунвтабтыор (экскаватор).

Эмкслкывавунащтопфрщсиок (экскаваторщик).

Забрчерерапышватаелт (зачерпывает).







– Посмотрите на картинку с изображением экскаватора. Для чего используются эти машины?

– Придумайте предложение с прочитанными словами.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись к нему?

– Как вы думаете, они догадались о том, что он прогульщик?

– Почему в ясный, солнечный день ему было скучно?

– Чему учит рассказ В. Голявкина?

– Какой по настроению рассказ вы услы-шали?

– Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему?

– Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»?

– Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите.

– Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать: «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся»?

– Попробуйте изобразить его мимикой.

– Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение?! Давайте перечитаем рассказ частями по ролям заполним таблицу и выясним это

Работают с толковым словарем.

Экскаватор – машина, которую используют при земляных работах, она ковшом вычерпывает землю и др.

Проспект – это большая широкая улица в городе.

Строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения).

Патент – документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением.

Штукатурить – покрывать (стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки.

– Экскаватор ковшом зачерпывает землю.





Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.




Доказывают, аргументируют свою точку зрения.



– Веселый рассказ.















– Название рассказа – это слова мальчика из текста.




– Когда объелся горчицы, то выражение лица – горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное…





Читают рассказ и заполняют таблицу

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Читать рассказ будем по частям и составлять по ходу чтения план. Прочитаем первую часть с начала рассказа до слов «…ходи себе и ходи».

– Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения
в тексте.

– Как можно его назвать, если он прогуливает занятия?

– Как вы думаете, что могло произойти дальше?

– Что даст ему встреча?

– Проверим наше предположение. Читаем рассказ дальше и составляем план.

– Прочитаем вторую часть по ролям до слов «вздохнул и дальше пошел».

– С кем встретился мальчик?

– Чем закончилась встреча с шофером?
Почему?

– Заполните таблицу по разделам.

– Прочитаем третью часть по ролям до слов «значит, я опоздал немножко…».

– С кем заговорил мальчик?

– Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое?

– Как они отнеслись к мальчику?

– Какие чувства он испытал?

– Прочитаем четвертую часть по ролям до слов «метлы даже жалко».

– Почему дворник прогнал мальчика?

– Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик?

– Заполните таблицу по разделам.

– Прочитаем пятую часть до слов «рабочие на лесах штукатурят, красят».

– Заполните таблицу по разделам.

– Прочитаем шестую часть по ролям до слов «неудобно как-то».

– Как удалось кондуктору разоблачить мальчика?

– Заполните таблицу по разделам.

– Прочитаем седьмую часть по ролям до конца.

– Заполните таблицу по разделам.


Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.














– Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?


– Но почему мальчик прогуливает занятия в школе?

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.


– Хотелось петь, испытывал радость.




– Прогульщик.


– Его могут отругать, сделать замечание и т. д.







– Мальчик встретился с шофером.

– Шофер его прогнал.





– Эти двое были изобретателями.


– Метла для работы.


– По выражению лица мальчика кондуктору удалось разоблачить его.


Заполняют таблицу во время чтения по частям.

Название части

Какие чувства испытывал
герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми он встретился

Вывод. Чему встреча должна научить мальчика?

Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе



Шофер

Вздохнул и дальше пошел

Прогнал («Не умеешь, не надо»)

Делай то, что умеешь

Изобретатели

Удивление, обиду, возмущение

Смеются над ним, иронизируют

В мире много непознанного. Познай!

Дворник

Нечем заняться, скучно, обида

Злится, прогнал. «Метла для
работы»

Не мешай другим работать

Строители

Удивление, ин-терес («головой верчу во все стороны»)

Прогнали, накричали

Знай правила безопасного поведения

Кондуктор

Усталость, испуг, стыд, страх

Определила, что он прогульщик, разоблачила

Тайное становится явным

Экскава-торщик

Удивление, желание работать на экскаваторе

Не захотел разговаривать

Учиться надо, чтобы стать профессионалом

– Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, потому что не хочет учиться.

– Ленится, не выучил уроки, может быть, ему трудно
учиться

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения раз-

личных ком-муникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализации

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося (рассмешившего) эпизода, готовиться к чтению по ролям. Нарисовать подробную карту маршрута мальчика. Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика. Подобрать пословицы или крылатые выражения. Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика». Продолжить фразу: «Школу прогуливать нельзя, потому что…»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Так почему же испортилось настроение мальчика?



– Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали?

– Какие выводы мы сделали?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.












– Мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, так как не хочет учиться.

– Это поучительный рассказ

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности






Ресурсный материал к уроку

ВСЕ ДЛЯ ВСЕХ

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Стало быть, так и выходит,

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Юлиан Тувим (перевела с польского Елена Благинина)


БИОГРАФИЯ В. В. ГОЛЯВКИНА

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом – институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия художеств) по специальности театрально-декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года – в журнале «Костер» был напечатан рассказ «Как решался сложный вопрос». В 1959 году вышла первая книга рассказов «Тетрадки под дождем». Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых «Привет вам, птицы!». Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин – признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: «Валька-Руслан и его друг Санька» (по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа», «Боба и слон». Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!