СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Использование учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности в музыкальных объединениях МБУДО «ДДЮТ".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Использование учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности в музыкальных объединениях МБУДО «ДДЮТ".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

Тульская область, город Ефремов









Методические рекомендации по теме

«Использование учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности в музыкальных объединениях МБУДО «ДДЮТ».





АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Панина Светлана Викторовна,

методист, педагог дополнительного образования.





















г. Ефремов, 2023г.

Достаточно часто можно я слышу от детей разного возраста «Зачем нам нужна музыка?»

Отвечая на этот вопрос, стараюсь убедить их, что знания в области музыки, искусства пригодятся им в дальнейшей жизни. Ведь, поступив после окончания школы в высшие учебные заведения, специальные учебные заведения особенно в крупных городах, они попадают в совершенно другую социальную и культурную среду.

Возможность посещения разных музеев, театров, концертов - всё это формирует музыкальный кругозор молодых людей, развивает их музыкально-эстетический вкус.

Дети из провинциальных городов, таких как Ефремов, недополучают эту информацию ввиду отсутствия столь разнообразной культурной жизни города. Чтобы именно такие дети не потерялись в этом огромном потоке музыкальной информации, смогли легко адаптироваться и свободно функционировать в конкретной культурной среде, очень важно формировать функциональную грамотность.

Этому как раз способствуют занятия в музыкальных объединениях Дворца творчества. Данная направленность обладает своей спецификой, и здесь стоит говорить о формировании музыкальной грамотности (не путать с музыкальной грамотой). Ее формирование будет эффективным, если внедрять компетентностный подход к обучению:

  • обновлять методику преподавания;

  • включать в занятия различные творческие учебно-игровые и развивающие задания;

  • использовать ИКТ;

  • разнообразить формы организации занятий;

  • использовать различные средства активизации восприятия музыкальных произведений и формировать у обучающихся потребности в самовыражении, рефлексии своей деятельности.

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно только в том случае, если обучающиеся будут проявлять интерес к предмету, активность в его изучении, а педагогу умело, грамотно сочетать различные современные педагогические технологии, создавать учебные ситуации и использовать учебные задания.

Расскажу о некоторых, которые я применяю в своей педагогической практике и рекомендую для использования педагогам.

В учебных планах дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ « Детский эстрадный вокал», «Сольные голоса» есть раздел «Музыкально-образовательные беседы. Слушание музыки». Большую часть материала данного раздела я предлагаю обучающимся в видеоформате. С одной стороны, это облегчает восприятие самой музыки, с другой – позволяет не только услышать ее, но и увидеть процесс её зарождения и развития, музыкальные инструменты, на которых она исполняется, самих музыкантов и их эмоции. Каждый ребёнок при этом хорошо представляет, как выглядит концертное выступление на сцене пианиста, гитариста или вокалиста, оркестра. Но вот вопрос, касающийся практического применения этих знаний – например каким местам в зале отдать предпочтение при покупке билета на тот или иной концерт – вызывает у ребят затруднения.

Вот одно из творческих заданий формирующее функциональную грамотность. Можно предложить детям продумать варианты самой удобной рассадки в зале на концертах фортепианной, инструментальной музыки, концертах симфонического или народного оркестров.

Дети, работая в группах, или индивидуально пытаются найти правильные ответы и аргументировать их, прийти к верному решению. Попав в ситуацию, когда нужно будет приобрести билет, дети будут точно знать, что на концерте пианиста лучше сидеть в левой половине концертного зала, так как правую часть сцены закрывает рояль. На концерте симфонического или народного оркестров нежелательно сидеть по центру зала, так как в этом случае придется смотреть в спину дирижёра, не видя его эмоций, его контакта с оркестром.

Для покупки билетов в театр надо хорошо знать устройство зрительного зала - что такое партер, амфитеатр, бельэтаж, балконы, ложа, галёрка, а также иметь представление о самых удобных для просмотра спектаклей местах.

В процессе музыкально-образовательных бесед, большой интерес у обучающихся вызывает вопрос о правилах поведения в театре и на концертах. Это и дресс-код (одежда), и тот запас времени, с которым надо приходить в концертный зал, и поведение во время концерта или антракта, и, пожалуй, самое важное, - «золотое правило» аплодисментов.

Закрепить знания и грамотно подойти к данным культурным событиям пока помогают памятки «Правила поведения на концертах классической и эстрадной музыки», «Правила поведения в театре, кинозале», которые обязательно пригодятся им в жизни.

Являются ли данные учебные ситуации заданиями по формированию функциональной грамотности? Да, являются, так как задачи, поставленные вне предметной области, решаются с помощью предметных знаний по музыке. Их контекст близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни (какой приобрести билет, как вести себя на концертах, на мероприятиях, в театре). Знания, полученные на занятиях в музыкальных объединениях, дети смогут применить при походе в театр или на концерт.

Для более взрослых учащихся интересной формой работы на занятиях становится просмотр фрагментов художественных и документальных фильмов о творчестве выдающихся композиторов, а также фильмов с музыкой известных композиторов с последующим обсуждением. Учащиеся видят историческую эпоху, в которую происходят события, культурную жизнь той или иной страны, в фильме показывается внешний вид и внутренний облик главных героев – композиторов, музыкантов, их творческие поиски, неудачи и победы. И, что немаловажно, в фильмах звучит много музыки в хорошем качестве.

Актуальными становятся и мини-проекты, связанные с информацией о каком-либо исполнителе, музыканте. XXI век дал нам целую плеяду талантливых исполнителей, чьих имен пока что нет в учебниках по музыке. Это дирижёр Валерий Гергиев, пианист Денис Мацуев, вокалисты Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, гитарист Виктор Зинчук, хореограф Алла Сигалова и многие другие. Мини-проекты помогают познакомиться с творчеством этих известных деятелей искусств, послушать в хорошем качестве музыку в их исполнении, посмотреть видеозаписи их концертов.

Стараясь идти в ногу со временем, я стараюсь давать задания, связанные с событиями, происходящими в нашей стране и в мире. Например, ответить на такой вопрос «Какое музыкальное произведение великого русского композитора звучало на награждении наших спортсменов на Зимних олимпийских играх в Пекине в 2022 году вместо гимна РФ?» (концерт фортепиано с оркестром №1 Петра Ильича Чайковского.) Как вы считаете, почему выбрали именно эту музыку? (Первый концерт Чайковского является нашей гордостью, безусловно, но это и мировая культура. Это не только Россия и ее наследие — это целый мир).

Большой интерес представляют и вот такие креативные задания: создание индивидуальной тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания (классической музыки, современной); создание программы и афиши концерта группы, солиста, участие во всеобщих музыкальных диктантах.

Вывод: на занятиях музыкальным творчеством я стремлюсь дать обучающимся систему знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих базу для их дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, базу для музыкального самообразования и самовоспитания, дать возможность свободно функционировать в конкретной культурной среде, найти своё место в жизни. Безусловно, это будет способствовать художественно-эстетическому развитию подрастающего поколения.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!