СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы»

Министерство образования и науки РД

МБОУ «Вержнедженгутайская СОШ»










Методические рекомендации для начинающих репетиторов

по организации занятий с учащимися начальной школы












В- Дженгутай – 2021

Предлагаемое пособие «Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы» представляет собой сборник рекомендаций и методик, используемых при проведении репетиторских занятий основной образовательной программы начального общего образования.


В сборнике представлен примерный план диагностической работы с учащимися на этапе их обращения к репетитору, просветительская работа с родителями, установление личностного контакта с ребятами, оценка уровня школьной мотивации, выбор методов и форм работы, система оценивания.

Учебно-методическое пособие предназначено для начинающих репетиторов- педагогов.



















Гаджиева Мариям Залимхановна, учитель начальных классов МБОУ Верхнедженгутайская СОШ


Данное пособие включает в себя 10 советов (рекомендаций) для начинающих репетиторов начальной школы для грамотной и четкой организации своих занятий.


Совет 1. Установите причину обращения к репетитору.

Опросите родителей и учащегося, так вы сможете понять не только запрос родителей, но и учащегося. Возможно, ребенка все устраивает, и вопросу мотивации нужно уделить больше внимания, нежели обычному натаскиванию.

Опрос можно проводить при первой встрече или даже по телефону, когда родители звонят договориться о встрече. Обязательно попросите принести школьные тетради.

Рекомендованные вопросы для опроса родителей:

  • Какая главная причина обращения?

  • Что нужно подтянуть//исправить?

Не подходит абстрактное «мы хотим подтянуть математику» — подробности все равно есть, просто они выяснятся позже. Обязательно уточнять: примеры, задачи, деление и умножение столбиком и пр. Разумеется, вы в любом случае будете прорабатывать все разделы предмета, но сможете правильно расставить акценты.

  • Выясните суть проблемы.

Спросите родителей, почему ребенку чего-то не хватает и сам ли он так считает. Бывают ситуации, когда родитель говорит: «Дочь пришла и сказала, что не справляется и ей нужна помощь». А иногда говорят: «Мы решили, что ему надо заниматься». Эта деталь скажет вам об уровне мотивации будущего ученика.

  • Какие оценки за четверть / за год?

  • Какие предметы любимые? По каким успевает?

  • Какие уроки ребенок не любит? Почему?

Получив ответы на данные вопросы, вы сможете определить характер и темперамент учащегося. Это поможет верно подобрать формы и методы работы с ним.

  • Ваш ребенок любит читать? Как часто читает?

Чтение - один из надёжных механизмов социализации человека, его приобщения к идеям, ценностям и нормам, в которых нуждается общество. Активно читающие люди: 1)

способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; 2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение; 3) лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; 4) точнее формулируют и свободнее пишут; 5) легче вступают в контакты и приятны в общении; 6) обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социальноценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности людей.

Поэтому стоит уделять этому внимание, даже если к вам пришли с проблемами по математике.

  • Ранее с репетитором занимались?

Если у учащегося есть опыт обращения к репетитору: уточните, какие формы работы ему нравятся, что было сложно, а что давалось легко. Так вы спрогнозируете ваше сотрудничество, и сможете на первом этапе обговорить эти моменты с родителями.

  • Как часто Вы планируете посещать занятия?

Невозможно подготовиться к конрольной работе за одно занятие, учитывая, что первое занятие является диагностическим (оценивающим).

Даже самый успешный ученик за неделю забудет, что изучали неделю назад. Поэтому необходимый минимум два раза в неделю (от 45 минут на занятие).

Если у ребенка слабый уровень и мало времени (обратились в конце года), нужно продумать индивидуальный график. От 3-4 раз в неделю.

Не обещайте родителю моментальный результат. Мы можем только прогнозировать и предполагать, потому что не все зависит от репетитора. Посещаемость, выполнение домашних заданий, нагрузка в школе и во внешкольное время – всё это влияет на результат.

Обсудите кто кому позвонит накануне занятия, чтобы подтвердить встречу.

  • Чем ребенок интересуется?

  • Играет в телефон? Много мультиков смотрит?

Определить круг интересов ребенка очень важно. Используя задания на любимую тематику, ориентируясь в именах героев, вы однозначно наладите контакт с учащимся.

Обязательно запишите ответы, в дальнейшем эти данные помогут в ходе оценки знаний и подбора обучающих форм и методик.


Совет 2. Побеседуйте с классным руководителем.

Поговорив с родителями, оцените настрой классного руководителя.

Уточните ФИО. Очень часто учителя сами рекомендуют родителям обратиться к репетитору. Если это такая ситуация, попросите номер для связи с учителем. Родители не всегда могут компетентно оценить знания и оценки своего ребенка.

А разговор с учителем поможет вам

выявить конкретные проблемы данного ученика.




Примерные вопросы для беседы с классным руководителем:

  • Какие основные проблемы есть у ребенка?

  • Учащийся всегда писал/читал/считал плохо?

  • Какие положительные качества можете отметить?

  • Какое поведение у учащегося?

  • Умеет ли он работать в группе?



Совет 3. Используйте входной контроль знаний.

Использование входного контроля поможет выявить слабые стороны учащегося и гармонично заниматься его развитием. Здесь предлагаем проверять ученика не только в рамках запрашиваемого предмета. Но и дополнительно оценить технику чтения, почерк, записать несколько предложений под диктовку, вставить пропущенные буквы в предложении. Вполне может оказаться, что ребенок пишет медленно или непонятно, в результате чего не успевает за учителем и не усваивает тему.

Достаточно взять простой текст, например:

Белка

Белка живёт в лесу. У неё цепкие коготки и пушистый хвост. Шустрый зверёк ловко скачет по веткам. Белочка любит орешки и шишки. На зиму хлопотливая хозяйка сушит грибы.


Прочитайте текст ребенку один раз. Продиктуйте под запись. Предложите самостоятельно проверить и прокомментировать, почему он так написал.

Данная работа поможет выявить трудности работы с текстом. Уточните написание орфограмм; правила написания заголовка, красной строки, переноса слов; обратите внимание на почерк и правильность соединения букв.

Можно предложить этот текст и для самостоятельного чтения (оценка уровня читательской способности). А уже потом продиктовать.

Так же с математикой. Возьмите простые задания для данного уровня обучения. Если ребенок справляется, всегда можно усложнить предложенные упражнения и оценить уровень.

Используйте задания из разделов: задания на арифметические действия, разрядный состав чисел, сравнение чисел, текстовые задачи, величины и их единицы, уравнения.

Выявленные недочеты представьте родителям. Прикиньте план работы и расставьте приоритеты.


Совет 4. Определите мотивацию вашего ученика.

Для определения степени школьного стимула, рекомендуем использовать анкету Н. Г. Лускановой «Анкета для оценки уровня школьной мотивации».


АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.)

/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г ./ Цель: Определение уровня школьной мотивации.


  • ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

  • нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.


КЛЮЧ

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Установлено пять основных уровней школьной мотивации:


Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно

выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовле- творительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у дос-ки, процесс урока, учебный материал и т.п.


Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной

деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.


Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учении-ками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких де-тей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.


Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.


Пятый уровень. Ниже 10 баллов негативное отношение к школе, школьная

дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во

взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия

ребёнка.


ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребён-ка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может слу-жить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.


ТЕСТ

Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подхо-дящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.


  1. Тебе нравится в школе?

а) не очень б) нравится в) не нравится


  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью


  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу


  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится


  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю


  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы


  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю


  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы


  1. У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей


  1. Тебе нравятся твои одноклассники ?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся


Совет 5. Определите формы и методы работы.

Определяя содержание форм и методов на уроке, необходимо, прежде всего, глубоко осмыслить стратегию современного обучения, его направленность не просто на формирование определенных учебных умений, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, бережного и вдумчивого отношения к знаниям, на становление главного учебного умения- умения учиться.

Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы -

важнейшее условие поддержания внимания учащихся начальных классов.

Сложностью на уроках является мобилизация внимания учащихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение - тяжёлая и неприятная работа. Задача педагога - сделать повторение интересным и полезным. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались.

Существуют психологические проблемы организации внимания на уроках у младших школьников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе урока нужны наглядные средства.

При использовании наглядных пособий репетитору необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.

Наглядность соответствует особенностям мышления детей, способствует лучшей организации внимания младших школьников на уроках.

Использование наглядных пособий - рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль; вносит разнообразие в учебный процесс; дает учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции учащихся,

пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.

Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания,

повышают интерес к учебному материалу.

Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Использование песен на занятии повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята с удовольствием разучивают песни. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда дети устали.

Одним из эффективных средств является использование

стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших по объёму стихов и

рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

Младшие школьники любят сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои. На уроке дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют своих героев, играют в игры, поют и танцуют с симпатичными сказочными героями.

Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Это развивает творческое воображение. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют формированию творческой активности.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Динамично помогают начать урок такие методы, как, “Улыбнемся друг другу”, “Поздоровайся локтями”, “Отправляемся в полет”. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – “физминутки”, танцевальные разминки и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.

Если педагог сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим

детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Приведем несколько примеров, которые позволяют справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад.

На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.

Учащимся предлагаются творческие задания: составление кроссворда по теме, запись слов с картинками-ассоциациями, подчеркивание орфограмм красивыми ручками, выделение частей слова специальными карточками, нахождение грамматической основы и второстепенных членов предложения.

Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее»,

«Найди ошибку», «Закодированный ответ», «Математическое домино»,

«Собери карточку», «Эстафета».

Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.


Какие бы формы и методы вы не использовали, в занятии должна быть

«жизнь». Пошутите, используйте любимых супергероев, расскажите ситуацию из жизни. Это поможет понимать учащемуся тему на доступном уровне. Здорово, если учебный процесс будет иметь дружеский характер. Такой настрой сближает и уменьшает страх ошибок.

Совет 6. Требуйте единого стиля оформления работ. Делайте замечания по поводу почерка.

Обязательно попросите принести школьные тетради. Так вы сможете оценить, как ребенок пишет в классе. Успевает ли за учителем, верно ли оформляет работы, заполняет ли свой дневник.

Одной из главных проблем у учащихся начальной школы является непонятный почерк. Ребенок спешит в классе, потом сам не может разобрать, что написал. Буквы «н, п, и» пишутся одинаково, буквосочетания «ши»,

«иш» не прописываются. Скажите об этом родителям. Предложите работу над почерком или порекомендуйте курсы каллиграфии.

Определяем и придерживаемся единых требований к нормам оформления тетрадей учащихся (ведение школьного дневника, дневника репетиторских занятий, Единый орфографический режим, Единые требования к технике письма -почерка).


Совет 7. Просветительская работа с родителями.

Учебный успех и мотивация ребенка может зависеть от его загруженности вне школы. Если после школьных занятий ему нужно быстро делать домашнее задание. А потом бежать на дополнительные секции, не успев толком отдохнуть, желание учиться может перебиваться усталостью.

Обратите внимание родителей на режим дня их ребенка. Можно рассказать основные правила, либо если родитель заинтересован, предложить памятку.

Хорошие рекомендации дает психолог Сугак Денис Александрович:

«Ваш ребёнок — школьник. Это его детская «работа», и не менее, а может и более напряжённая, чем у взрослых. Правильный распорядок дня, учёт индивидуальных (физических и психических) особенностей ребёнка, следование режиму вот залог его хорошего самочувствия и успеваемости. О том, как правильно составить режим дня для ребёнка — школьника, мы и поговорим.

Что же такое «правильный» режим дня? Если в течение нескольких недель или постоянно ребёнок чувствует себя бодрым, здоровым, он любознателен и весел, с

удовольствием посещает занятия, занимается спортом, гуляет, общается со сверстниками, то можно считать, что распорядок дня составлен правильно.

Если же вы стали замечать, что ребёнок стал вялым, пассивным, постоянно капризничает, не хочет ходить в школу, на уроках отвлекается, а жалобы на то или иное недомогание становятся всё чаще и чаще к концу недели, не спешите бежать к врачу и не ругайте малыша. Посмотрите на его режим. Не слишком ли рано он встаёт? Не слишком ли поздно он ложится? А может, придя домой, он до вечера сидит за уроками? Также он может быть перегружен дополнительными занятиями: теннис и музыка, хореография и рисование, английский язык и плавание, так можно продолжать до бесконечности. А ведь дома нужно сделать ещё и домашнее задание, а так хочется и на компьютере поиграть и мультики посмотреть. Разве может детский организм справиться со всем этим?

Так можно ли сделать, чтобы ребёнок и не уставал, и разносторонне развивался, всё успевал и чувствовал себя хорошо? Конечно можно, если научиться управлять своим временем. Только нужно родителям усвоить некоторые правила и привить их своим детям.

Правило первое, и самое основное. Чётко и неотступно следовать заведённому распорядку дня поправкой на выходные, о которых поговорим чуть ниже).

Правило второе. Не менее 2–3 часов ребёнок должен проводить на воздухе, вне зависимости от погоды.

Правило третье. Не всё свободное время дома надо проводить за выполнением домашнего задания (более подробно расскажем об этом ниже).

Правило четвёртое. Не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями.

Правило пятое. Выходные только для отдыха!

Правило шестое, и самое главное. Ориентируйтесь только на индивидуальные особенности вашего ребёнка. Не заставляйте ребёнка делать что-то насильно. Отвлеките его игрой или другим делом, а потом вместе с ним продолжите. Скорее всего, с мамой или папой малыш уже сделает то задание, на которое раньше даже не хотел смотреть.

Вот и все правила. Их немного, но если их придерживаться, режим вашего ребёнка станет наиболее рациональным.

Режим дня школьника строится с учётом возрастных особенностей и прежде всего с учётом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается её выносливость к большей нагрузке; организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.

Здесь речь у нас пойдёт о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, заражённых глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия и пр., выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

  1. Правильное чередование труда и отдыха.

  2. Регулярный приём пищи.

  3. Сон определённой продолжительности, с точным временем подъёма и отхода ко сну.

  4. Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

  5. Определённое время для приготовления домашних заданий.

  6. Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.»


Совет 8. Используйте оценивание.

Определите удобную для вас и интересную для ребенка форму оценивания результатов обучения. Это поможет мотивировать учащегося к выполнению заданий, стремлению узнать больше. Оценки помогают создать ситуацию успеха. Так же используйте самооценивание, это помогает ребенку сконцентрироваться на своих знаниях и понимать, что он знает.

Удобно использовать, например, дневник занятий (блокнот-оценок или лист оценивания), благодаря ему ученик сможет не только наглядно оценить свои достижения, но и записывать домашнее задание.

Сейчас есть разные пособия для оценки успехов. Приведем в пример самые интересные из них.

Наклейки – самый распространенный

способ. Их вариативность и легкодоступность являются главным плюсом. Для девочек, для мальчиков, со словами похвалы или стимулом. А если немного затратить времени и поискать

на любимую тематику ребенка… Вы попадете в самое его сердце!

Может возникнуть вопрос, когда же клеить наклейку? Мы предлагаем всегда поощрять ребенка, и клеить одну наклейку в конце занятия в специальный блокнот.

А вот если ребенок отличился, работал лучше, чем обычно, что-то у него получалось очень быстро – клеить две наклейки!


Печати и штампы любому ребенку любопытно, как работает печать. А если можно поставить самому – восторг! Можно купить уже готовые штампы или заказать персональные: «Ирина Николаевна

одобряет!», «Дай пять!» и другие. Дайте волю своей фантазии. И единожды потраченное время, на создание или подбор печати, отразится интересом в глазах ваших учащихся.

С печатями работаем по принципу наклеек. Всегда одну печать, за особые заслуги – две печати.

Обговорив с ребенком систему оценивания, можно придумать награду за активную работу. Например, как только у него будет 15 печатей, вы не даете ему домашнее задание или он сам придумывает себе домашнее задание. Спросите ребенка и вы удивитесь, насколько неординарно он может поступить в такой ситуации.


Совет 9. Самосовершенствуйтесь!

Обмен опытом с другими репетиторами, положительный опыт коллег, новые идеи и фишки на занятиях – всё это поможет быть конкурентоспособным и востребованным среди учащихся и их родителей.

Сейчас много платных курсов повышения квалификации и семинаров для репетиторов в Интернете. А мы предлагаем подборку бесплатных ресурсов. Используйте на здоровье!

@oksana_sergeevna_12 02

Оксана Козаченко (г.Приднестровье). Учитель начальных классов. Предлагает подборки заданий, книг и материалов бесплатно.


@larisa.stupenkova.teac her

Лариса Юрьевна Ступенькова (г.Сочи), учитель начальных классов с 20-летним стажем. На ее странице вы можете найти авторские рабочие листы по разным темам и методикам для начальной школы.



@klimanova_repetitor

Надежда Климанова (г. Саратов) - учитель начальных классов. Предлагает интересные методы обучения младших школьников и приемы для легкого запоминания тем.



@treteklashki16

Анастасия Кудрявцева (г. Топки), представляет свою копилку материалов. На этой странице вы найдете рабочие листы и карточки на любую тему.


@vse_dlya_uchitelya_na chalnih

Всё для учителей начальных классов : разработки уроков, методики, полезные ссылки, образцы документации и т.д.


@vse_dlya_nachalki

Канал для учителей начальных классов. Здесь есть разные методические пособия: раскраски, прописи, тесты, контрольные, книги по методике, растяжки, плакаты, раздаточный материал, наглядные пособия.



@urokiuzb @matemvideonach

@chteniyevideo

Видеоуроки:

  • по русскому языку;

  • по математике;

  • по чтению.




Совет 10. Не забывайте о системности.

Пусть все ваши темы будут взаимосвязаны, начинайте занятие с повторения прошлой темы и проверки домашнего задания.

Когда у вас будет отлаженная система занятий, вам будет легче к ним готовиться.


Список рекомендуемой литературы по теме репетиторства
  1. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса / Л. В. Байбородова // Психолого-педагогические проблемы развития современного школьника: коллективная монография. Ульяновск, 2016. – 174 с.

  2. Балакина, Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели / Т. П. Балакина // Экономика образования. – 2012. – № 2. – С. 115–123.

  3. Комарова, М. М. Репетитор как явление в современном образовании / М. М. Комарова // Научный форум: Педагогика и психология. – 2017. – № 7.

– С. 10–13.

  1. Корнилова, М. В. Социальный портрет учителя: идеальная модель и реальность / М. В. Корнилова // Наука через призму времени. – 2017. – № 5. – С. 135–144.

  2. Крылова, Н. Г. Репетиторы выходят из тени / Н. Г. Крылова. – Народное образование. – 2011. – № 5. – С. 180–184.

  3. Моисеева, А. А. «Репетиторство как фактор повышения качества образования» / А. А. Моисеева // Перспективы науки. – 2018. – № 11. – С. 196–199.

  4. О репетиторстве и репетиторах: как россияне относятся репетиторству и в чем его функция? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11527 (дата обращения: 18.10.2021).

  5. Фрумин, И. Д. Частное государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта / И. Д. Фрумин // Российское образование: тенденции и вызовы. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. – С. 235–265.

  6. Шипкова, Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики / Е. Н. Шипкова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. –

№ 2. – С. 39–46.

  1. Яковлева, Н. Г. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга? / Н. Г. Яковлева // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 149–153.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!