СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для обучающихся 9 классов по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для обучающихся 9 классов по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для обучающихся 9 классов по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему»

Конструктор сочинения 13.1 ОГЭ по русскому языку

В таблице отражены композиционные части сочинения 13.1, речевые клише для каждой части сочинения и образец сочинения.

Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично.

Композиционные части сочинения-рассуждения

Цель

Речевые клише

Образец сочинения-рассуждения 13.1

1.

Тезис и рассуждение на его основе

Сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе

  1. Тезис

  2. Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».

  3. Рассуждение на его основе

  4. Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: / Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о…

Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

  1. Тезис

  2. Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».

  3. Рассуждение на его основе.

  4. Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

2.

Аргументация

Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:

- Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании.
- Найдите примеры данного явления в тексте.
- Выпишите их или укажите номер предложения.
- Укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове.
- Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Аргумент 1

  1. Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…

  2. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

  3. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.

  4. Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….

  5. Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…

  6. Рассмотрим предложение…

  7. Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

Аргумент 2

  1. Также убедительным аргументом может стать…

  2. В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения …

  3. Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

Аргумент 1

Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (предложение 20) в корне –нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени –л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание –а указывает на форму единственного числа женского рода.
Аргумент 2

Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня -сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс –ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.

3.

Вывод (заключение)

Пишем заключение:

  1. Подведите итог своему рассуждению.

  2. Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.

  1. Итак, мы смогли доказать, что…

  2. Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.

  3. Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …

  4. Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста … верно (справедливо, бесспорно).

Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н. Тихонова справедливо.





Конструктор сочинения 13.2 ОГЭ по русскому языку


Конструктор сочинения представляет собой таблицу, в которой представлены композиционные части сочинения, речевые клише для каждой части и образец сочинения.

Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично. Объём сочинения не менее 70 слов.

Композиционные части сочинения-рассуждения

Цель

Речевые клише

Образец сочинения-рассуждения 13.2

1.

Вступление. Тезис.
Формулировка тезиса о смысле фразы текста.
Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.

Процитировать обозначенное в задании 13.2 предложение и тезисно объяснить его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать.

Варианты вступления

  • Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так: …

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

  • Эти строки говорят о том, что …

  • Текст (автор) заканчивается словами: "…".

На мой взгляд, речь идет о том, что …

  • Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: … .

  • Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … .

  • В этом отрывке автор говорит о том, что…

  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Переходные фразы-связки:

  • Докажу своё суждение примерами из текста (автор).

  • Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор).

  • Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).

  • Вступление. Тезис. Комментарий к тезису.

  • « - Собаки не ошибаются, не ошибаются... - бурчал себе под нос инженер Молчанов». Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: инженер Молчанов считает, что собаки обладают способностью чувствовать человека: хороший он или плохой, можно ему доверять или нет. Докажу своё суждение примерами из текста В.К. Железникова.


2.

Основная часть. Аргументация

В основной части сочинения аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;
Примеры должны

  • соответствовать тезису;

  • иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать вводные слова во-первых, во-вторых и т.д., следующие речевые клише:

  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям ... .

  • Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: … .

Аргумент 1
Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).

Аргумент 2
Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).

3.

Заключение. Вывод.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод
Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.

Конструктор сочинения 13.3 ОГЭ по русскому языку

Конструктор сочинения представляет собой таблицу, в которой представлены композиционные части сочинения, речевые клише для каждой части и образец сочинения.

Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично. Объём сочинения не менее 70 слов.

Композиционные части

цель

Речевые клише

образец

1

Вступление.

1)Определение понятия.

2)Развертывание тезиса с помощью комментария к нему

3)Переход – фраза, позволяющая логично и органично перейти к доказательствам.

Дать определение понятию (личностному качеству, общественно-значимому явлению и др.), обозначенному в задании 9.3. Комментарий: данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Варианты вступления

Что такое… (назвать понятие, которое необходимо объяснить). Каждый может объяснить это понятие по-своему. Я понимаю его так:…

(Понятие) я понимаю так: …

Нужно помнить, что существуют разные способы толкования лексического значения:

1.Понятийный (родо-видовая характеристика слова: доброта – душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро окружающим);

2.Синонимичный (через синонимы: доброта - отзывчивость);

3.Описательный (доброта – все положительное, полезное, хорошее);

4.Комбинированный (доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро людям).


Переходные фразы-связки: Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение. Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к конкретным примерам.

Проиллюстрировать это мнение можно следующими примерами.

Вступление. Тезис. Комментарий к тезису. Переход

Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях. Смелый человек не боится рискнуть собственной жизнью, понимая, что от его действий зависит спасение жизни людей или других живых существ. Человек, у которого есть такое внутреннее качество, как смелость, не думает о возможных последствия относительно самого себя. Пока все остальные думают о том, как же лучше поступить, чтобы не подставиться под удар смелые люди уже бросаются на помощь, даже не думая о том, что могут пострадать сами. Таким людям важно оказать помощь тому, кто находится в опасности. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

2

Основная часть.

Аргументация

В основной части сочинения аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента: 1- из указанного текста; 2 – из собственного опыта.

Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать мнение о смысле понятия; развиваться в заданном темой направлении. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Приведите пример-аргумент №1 из текста, подтверждающий правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Приведите пример-аргумент №2 из личного опыта, произведений литературы или общественной жизни. Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.

Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…

Кто из нас не наблюдал, как ...

Нечто подобное было и в моей жизни: …

Мне кажется, данный случай убеждает нас в том, что …

Я вспоминаю, что когда-то и мой отец (дедушка, дядя, друг и др.) рассказывал о том, как…

В моей жизни был эпизод, когда…

Наблюдая за окружающими, я не раз замечал, что…

Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а), что в народе давно сложилась традиция (указать, какая и как она связана с темой сочинения)

Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) говорит пословица (поговорка):…

Попытаюсь доказать это, обратившись к примеру из художественной литературы. Вспомним, например,…

Эту мысль (истину) подтверждает и опыт русской литературы. Так,…

Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся за доказательством к произведению (автор, название)…

В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести эпизод (судьбу героя) из известного произведения … (автор, название)……

Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

В известном произведении … (автор, название) герой также (проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора и т.п.…

Аргумент 1 Обратимся к тексту советского писателя Леонида Пантелеева. Герой рассказа проявляет настоящую стойкость и храбрость, перевозя людей через реку под осколками от зенитных снарядов. Даже когда у взрослых людей не выдерживают нервы, мальчик не показывает испуга. По-настоящему смелый человек усмиряет все свои страхи и идет навстречу опасности, рискуя своей жизнью (предложения 23-25).

Аргумент 2 Образец смелого человека можно найти в русской литературе. Достоин уважения поступок Петра Гринева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: даже под страхом смерти он верен присяге, не переходит на сторону Пугачева. Он не боится погибнуть, даже не помышляет об измене, о предательстве. Нужно быть смельчаком, сильным духом человеком, чтобы выступить против врага, когда его численность преобладает.

3

Заключение

Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами: значит,

итак,

следовательно,

таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу,

подводя итог,

делая выводы из вышеизложенного и т.д.


Вывод Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!