Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Андреева Анастасия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Организация дистанционного обучения»
Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и обучающихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
ДО в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.
В основу дистанционного обучения положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие педагога и обучающегося в процессе обучения, предоставляют детям возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.
В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой – непосредственную систематическую обратную связь с педагогом по сети, а также возможность общения в сети со сверстниками.
Такой вид обучения обеспечивает обучающимся быструю и глубокую адаптацию под изменяющиеся социально-экономические условия.
Главной особенностью ДО выступает возможность получения образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, так как все обучение осуществляется путем взаимодействия педагога и обучающихся.
С помощью ДО удается решать следующие задачи:
- формирование у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;
- создание эффективного образовательного пространства;
- развитие у обучающихся критического мышления, способности конструктивно обсуждать различные точки зрения и мыслить.
При организации ДО выделяют следующие направления:
- возможность продолжения обучения при введении карантина;
- обеспечение возможности получения дополнительного образования;
- получение доступа к обширной базе данных;
- обеспечение доступности образования для детей, которые по каким-то причинам не могут посещать образовательные учреждения.
Предлагаем вашему вниманию формы работы педагогов в условиях дистанционного обучения:
Корректировка дополнительной общеобразовательной программы с учетом введения режима дистанционного обучения (внесение изменений в структурные элементы).
Планирование своей педагогической деятельности с учетом формы электронного обучения и применением дистанционных технологий:
изучение образовательных ресурсов для занятий (платформы, сайты, мастер-классы, веб-занятия…). Тестирование работы на платформах (попробовать самим на практике);
подбор необходимых материалов для организации обучения: заданий, видео-лекций, презентаций, мастер-классов, выставок, электронных экскурсий и т.д.;
создание простейших и понятных заданий для учащихся;
разработка системы контроля за деятельностью обучающихся и за освоением ими общеобразовательной программы: оценочные и диагностические материалы;
ВАЖНО! В режиме дистанционного обучения педагогу необходимо выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио - рецензий, устных онлайн консультаций.
Создание целевых групп в социальных сетях, в мессенджерах для оперативной обратной связи с обучающимися и родителями. Организация дистанционного консультирования целевых групп.
Индивидуальное консультирование по всем возникающим вопросам обучающихся и родителей по телефону, через электронную почту.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей и детей с ОВЗ - создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Разработка методических рекомендаций, учебно-методических пособий по изучению отдельных тем программы.
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной общеобразовательной программы.
Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.
Методическая разработка может представлять собой:
разработку конкретного занятия;
разработку серии занятий;
разработку темы (раздела) образовательной программы:
разработку авторской методики преподавания предмета;
разработку общей методики преподавания предмета;
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
Определить цель методической разработки.
Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.
Разработка онлайн-урока.
Общие рекомендации для разработки онлайн урока
- Время проведения урока не более 30 минут;
- Четко поставлены цели и определен результат урока;
- На онлайн-урок возможна выдача опережающего задания на знакомство с новым материалом (текст учебника, веб-ресурс, обучающее видео и пр.);
- Теоретический материал представлен в кратком (сжатом) виде, выделена основная суть;
- Предложены разные виды заданий в ходе урока и для последующей самостоятельной работы дома (задания на рассуждения, выполнение интерактивного задания, прохождение тренажеров, онлайн-голосование и др.);
- Присутствует блок обратной связи, отложенной рефлексии через вопросы/ответы в чате, по электронной почте. Оперативная обратная связь может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к преподавателю в процессе изучения материала.
Создание условий для самостоятельной и исследовательской деятельности обучающихся (разработка творческих заданий; выполнение работ, приуроченных к общероссийским праздникам и знаменательным датам – 8 Марта, День космонавтики, День Победы…..).
Мониторинг дистанционных конкурсов на предмет участия обучающихся в них. Предложение выбранной информации детям и родителям. Дистанционные конкурсы – это уникальная возможность оценки результата деятельности практически каждого ребенка, а также стимулирования его к дальнейшей творческой деятельности.
Организация онлайн выставок работ обучающихся (либо по одной тематике, либо в одной технике выполнения). Выставку работ можно оформить в группе в социальных сетях с возможностью оценки работ любому пользователю.