СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия на тему ": "Предмет Психологии"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методиченские рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия на тему: "Предмет Психологии"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретического занятия на тему ": "Предмет Психологии"»

«Пожарно- спасательный колледж»



















Методические рекомендации

для преподавателя

по проведению теоретического занятия



тема: «Предмет  психологии».

по дисциплине:  « Психология»    

специальность:   «Сестринское дело»                                                

                                курс        3

                               













































Сунжа

2016г.

Мотивация

Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

   Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись и Вам как будущим медицинским работникам;  умения убедить, объяснить, рассказать, воздействовать на психику пациента, умения регулировать собственные эмоциональные состояние, противопоставить себя стрессовым ситуациям, развиваться как профессионал, специалист – это далеко не полный список различных видов деятельности медицинского работника, связанных с психологией. 
 Для успешной эффективной профессиональной деятельности медицинского работника необходимо знание особенностей пациента (не только физиологических, но и психологических), для установления контакта и оказания медицинской помощи.



I. Цели:

1.1. Дидактические:

  • ознакомить студентов с историей психологии;

  • сформировать понятия психики, отраслей и методов психологии;

  • рассмотреть основные факторы развития психики в социуме;  

  • изучить структуру психики.

1.2.  Развивающие:

  • развивать  интерес к психологии  как науке;

  • развивать внимание, память, мышление, воображение;

  • развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии.

1.3 . Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, выдержку, чувство ответственности;

  • воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

1.4. Методические:

  • добиться эффективного усвоения  учебного материала на I –II уровне;

  • обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя.

 

II. Методы:

2.1. Метод формирования интереса:

  • использование различных источников получения информации: журналы, тематические папки, интернет;

  • использование методического материала.

2.2. Метод использования ТСО:

  • усиление предлагаемой информации.

III. Продолжительность:  90 мин.

IV. Место проведения:  учебная аудитория

Карта межпредметных связей

Дисциплина

Тема

Основы латинского языка и медицинской терминологии

Терминология.

Обществоведение

  1. Философские и психологические знания о человеке.

  2. Духовная культура личности.

Обеспечивающие:

 

Обеспечиваемые:

Дисциплина

Тема

Основы  социологии  

  1. Личность и общество.

  2. Социология наука и учебная дисциплина.

Основы  философия

  1. Сознание его происхождение и сущность.

  2. Человек как объект философского осмысления.

Карта внутрипредметных связей

Обеспечивающие темы

связь

Обеспечиваемые темы



  1. Познавательные процессы



  1. Личность



  1. Формирование и развитие личности

пп

                Вид

    Наименование

ТСО

Мультимедийный проектор «BENQ», ПК, экран

Наглядности

  1. Презентация «Предмет  психологии»





  1. Видео :

  • Дети  Маугли

№ п/п

Этапы занятия

время

в мин.

Организационный момент.

1

Мотивация темы, цели занятия ВПС. План лекции.

2

Вопросы для актуализации опорных знаний.

3

Изложение нового материала.

65

Закрепление изложенного материала.

10

Систематизация и обобщение изученного материала.

6

Подведение итогов лекции. Задание на дом.

2

Заключительный момент занятия. Реализация целей.

1





  1. Плакаты с высказываниями о психологии:

  • Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.

                                                           Джон Голсуорси 

  • Много говорит тот, кто мало знает. Кто много знает, тот больше молчит.

                                                     Ж-Ж. Руссо

Карта ТСО и наглядностей.

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

ЛИТЕРАТУРА   

  1. Общая психология. – СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г.

  2. Введение  в  общую  психологию.   Курс   лекций.   -   М.:”Черо”, 2006,

              Гиппенрейтер Ю.Б.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. http://all-psychology.ru/vvedenie/predmet.html

  2. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/predmet_psichologii_ee_zadachi_i_metodi.html

  3. http://www.anypsy.ru/content/opredelenie-psikhologii-kak-nauki-predmet-i-zadachi-psikhologii

  4. http://www.youtube.com/watch?v=nYcAIBx9CC8

  5. http://www.0zn.ru/referaty_po_psixologii/referat_predmet_psixologii_ee_zadachi_i.html
























ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: «Предмет психологии»

ВОПРОСЫ

для актуализации опорных знаний

  1. В недрах какой науки зародилась психология?

  2. Как  Вы думаете, что изучает психология?

  3. Как  Вы думаете, для чего нужна психология?

  4. Каких известных психологов Вы знаете?

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Введение

  2. Этапы развития психологии

  3. Отрасли психологии

  4. Методы психологии

  5. Понятие психики

  6. Основные факторы развития психики в социуме

  7. Структура психики человека

  8. Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга



ВВЕДЕНИЕ

Что изучает психология? Что это за наука? За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

   С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

  Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе. 

    Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии: Эрос, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

   Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.









КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИИ

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон

Родоначальником идеализма явился Платон (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам — разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности

Аристотель

Продолжателем дела Платона был Аристотель. Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.

   Что касается слова психология, образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука,), но оно впервые появилось только в ХVIII веке в работе немецкого философа Кристиана Вольфа.











ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

 Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем:

• житейские знания более конкретны, они связаны с конкретными ситуациями, научная же психология направлена на обобщения, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;
• в научной психологии в отличие от житейской используется более обширный  инструментарий для получения информации.
• Житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, приобретаются чаще всего путем практики, а научные – более рационально, осознанно и целенаправленно;
• научная психология располагает собственным большим фактическим материалом;
• житейская психология в отличие от научной имеет малые возможности для передачи информации, так как житейский опыт - конкретный и интуитивный.

Основные задачи психологии – это:

1) качественное изучение психических явлений;
2) анализ формирования и развития психических явлений;
3) изучение физиологических механизмов психических явлений;
4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

   I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Источником знаний  о  психике  в  донаучной психологии выступают:

         . личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и  

           самим   собой;

         . общественный опыт, который представляет собой традиции,  обычаи,

           представления, передаваемые из поколения в поколение.

  II этап - психология как наука о сознании. Возникает в  ХVII веке в связи с развитием естественных наук.

      Философская психология  –  знание  о  психике,  полученное  с  помощью

умозрительных  рассуждений.  Знания  о  психике  либо  выводятся  из   общих философских принципов, либо являются результатом  размышления  по  аналогии.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке.  Задача  психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психологию определяют как научное исследование поведения  внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

   Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.





ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

   Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

   Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

  Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

 Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

   Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

   Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

 Инженерная психология  изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

  Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

 Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности медработника и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

   Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.  

  Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

 Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.  

 Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

  Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

 Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.

 Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.





МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

   Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

 Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

   Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты.

   Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

      В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза.

Анамнез (от лат. «по памяти») сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц.

Одна из разновидностей наблюдения—самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

   Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие  математико - статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

   Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.





ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ

  Традиционно дают определение понятию психики — как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

  Психика человека развивается и меняется с возрастом.  Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо идентифицируется с обществом, либо отторгается. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок направлен на включение в социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у него формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.

Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, он включает 8 стадий развития личности.

   На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка возникает базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать, динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка,

  2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

   В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, у ребенка формируется чувство предприимчивости, которое закладывается в игре. С помощью игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка,

4-я стадия – школа подготавливает ребёнка к будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

  В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения.

   На 6-й стадии (молодость) - актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивание, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Но если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

   7-я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей – они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

   После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, проявляет мудрость.

Психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Есть ещё одна очень важная особенность психики человека - она не даётся человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребёнок изолирован от людей.

Только в процессе общения и взаимодействия ребёнка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, у ребёнка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).

  • Видео «Дети – Маугли»

Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и прочие), человеческая психика формируется v человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.



СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

 1) психические процессы,

2) психические состояния,

3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются на

  • познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение,

  •  эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
4) характер как систему отношений и способов поведения.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ




      Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.    
    Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличающие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы. 
    Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека. 
  Различают макро-,мезо-  и микро-  факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. 
К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др. 
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок. 
  Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности: 
роль члена семьи, член коллектива, роли потребителя, гражданин своего отечества и т. д .






Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Функции  полушарий головного мозга весьма различны: в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

 Если человек остаётся на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьётся. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с её пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создаёт физиологическую основу для творчества.

Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции - результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.

                                                                                                               Приложение №  2

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Ответить на контрольные вопросы:

  1. Что такое психология

  2. Что изучает психология?

  3. Основная задача психологии.

  4. Перечислите этапы развития психологии.

  5. Назовите отрасли психологии.

  6. Что называется психикой?

  7. Что называется эгоидентичностью?

  8. Какие методы использует психология?

  9. Назовите основные формы проявления психики.

  10. Что относится к психическим процессам?

  11. Назовите состояния психики.

  12. Какова специализация левого и правого полушария?

  1. Пройти тест, «Какой Вы психолог ?»

Тест «Какой вы психолог?»

Не слишком задумываясь, выберите один из вариантов, запишите номер вопроса и рядом — очки, затем суммируйте их.

  1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

— вежливы, приятны в обращении — 2 очка;

— строго воспитаны — 4 очка;

— просто скрывают свой истинный характер — 1 очко.



  1. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По-вашему:

— они счастливы — 2 очка;

— равнодушны друг к другу — 1 очко;

— у них нет доверия друг к другу 4 очка.



  1. Вы впервые видите человека и он сразу начинает рассказывать вам анекдоты, острить. Вы решите, что он:

— остряк — 1 очко;

—он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния — 2 очка;

— хочет произвести на вас приятное впечатление — 3 очка.



  1. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете что он:

— волнуется 4 очка;

— неискренен —1 очко.

  1. Вы решили получше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:

— пригласить его в какую-либо компанию — 1 очко;

— понаблюдать его в деле — 2 очка.



  1. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены:

— он хочет произвести впечатление —4 очка;

— ему нужно расположение официантки — 2 очка;

— это от щедрости души —1 очко.



  1. Если человек никогда не начинает разговор первым, то вы считаете:

-    он скрытничает или не хочет разговаривать — 2 очка;

— он слишком робок — 4 очка;

— он боится быть непонятым — 1 очко.



  1. По вашему мнению, низкий лоб человека означает:

— глуповатость — 1 очко;

— упрямство — 2 очка;

— не можете сказать о человеке что-либо конкретное —4 очка.



  1. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза:

— у него комплекс неполноценности — 1 очко;

— он неискренен —4 очка;

— он слишком рассеян —2 очка.



  1. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете:

— он бережлив — 4 очка;

— он скромен — 2 очка;

— он скряга — 1 очко.



Сумма набранных очков сравнивается с интерпретацией

35 и более очков. Вам очень легко составить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Кроме того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как убеждены, что не ошиблись. Но даже если это и так, поразмышляйте; разумно ли говорить каждому, что вы о нем думаете? Этим вы вряд ли что-то измените, скорее вызовете раздражение. Или вы хотите показать, что вас никто не сможет «водить за нос»?

От 26 до 34 очков. Вы умеете объективно оценивать ситуации и окружающих, У вас действительно есть «нюх» на людей, и для вас не составит сложности угадать характер человека. Из вас вышел бы отличный психолог. Вы не позволяете себе принимать на веру чужое мнение, предпочитаете сами убедиться, каков человек, которого вы оцениваете. Это очень хорошее качество для педагогов и руководителей. Если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать этого.

От 16 до 25 очков. Вы как правило не бываете уверены в своем мнении, легко принимаете постороннюю точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется и все это в конце концов может привести к тому, что вы вообще не сможете сформулировать свое самостоятельное мнение. Попытайтесь хоть раз по-своему оценить другого человека.

15 и менее очков. Вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. Вы чрезвычайно доверчивы и судите о людях лишь по внешним признакам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка была совершенно ошибочной, вы изумляетесь и расстраиваетесь. Вас ждут ошибки, которые вы совершите по одной и той же причине — из-за неверной оценки людей...



ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

  1. Ознакомится с материалом лекции.

  2. Подготовить реферат по теме «История психологии».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!