Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
БОГДАНОВ
Алексей Александрович,
тренер-преподаватель
Методические рекомендации для тренеров – преподавателей по футболу «Система многолетней спортивной подготовки»
Организационная структура многолетней спортивной основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей №1.
Таблица №1
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ | Основные задачи этапа | Период подготовки |
Спортивно-оздоровительный | Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности | Весь период |
Начальной подготовки | Базовая подготовка | до 3 лет |
Учебно-тренировочный | Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта | до 5 лет |
Спортивного совершенствования | Совершенствование спортивного мастерства | до 3 лет |
Высшего спортивного мастерства | Реализация индивидуальных возможностей | 3 года и более (с учетом возрастного ценза) |
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
а) тестирование детей;
б) сдача контрольных нормативов с целью комплектования учебных групп;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
2.4 Для анализа и корректировки учреждениями своей деятельности рекомендуется использовать следующие критерии
а) на спортивно-оздоровительном этапе.
- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с
основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля
б) на этапе начальной подготовки
- стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся:
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
в) на учебно-тренировочном этапе
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся.
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта:
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
г) на этапе спортивного совершенствования:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях.
- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства
д) на этапе высшего спортивного мастерства
- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и
международных соревнованиях,
- достижение результатов уровня сборных команд России.
Комплектование учебных групп
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности в соответствии с учебной программой.
При отсутствии в утвержденной учебной программе нормативов по наполняемости учебных групп и максимальном объеме учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров приведенных в таблице № 2
Этапы обучения | Период обучения (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел) | Максимальный количественный состав группы (чел) | Максималь- ный объём учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.) |
Спортивно-оздоровительный | весь период | 15 | 30 | до 6 |
Начальной подготовки | первый год | 15 | 30 | 6 |
второй год | 12 | 30 | 9 |
третий год | 12 | 30 | 9 |
Учебно-тренировочный | первый год | 10 | 20 | 12 |
второй год | Устанавливаются учреждением | 20 | 14 |
третий год | 16 | 16 |
четвертый год | 16 | 18 |
пятый год | 16 | 20 |
Спортивного совершенствования | до года | 14 | 24 |
свыше года | 12 | 28 |
Высшего спортивного мастерства | весь период | 8 | 32 |
Таблица №2
Примечания:
1 Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки
2 Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы}, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25 %.
Организация учебно-тренировочного процесса
Учебно-тренировочные занятия школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.
Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Медицинское обслуживание и контроль
В целях предупреждения нарушения здоровья у обучающихся спортивных школ следует предусматривать;
а) диспансерное обследование не менее двух раз в год;
б) дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;
в) контроль за использованием обучающимися фармакологических средств.
Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных результатов, условно можно выделить три компонента подготовки:
Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.
В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый — связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй — предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход — соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится — вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.
Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки.
Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и психологической подготовки.
Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.
Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.
Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма.
Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физической культуры.
При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсменов пользуются следующими понятиями:
а) тренированность: степень биологической приспособленности организма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;
б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность;
в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена.
Третий компонент — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
Только объединенные в целостную систему все перечисленные компоненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тренер) должен искать новое, свое.
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которого отражаются в следующих основных направлениях:
I. Резкий прирост объемов тренировочной работы.
II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.
III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки.
IV. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов.
V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных физических способностей и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям.
VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.
VII. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.
Основные функции и особенности спортивных соревнований
Спорт немыслим без соревнований и состязаний. Спортивная деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику.
Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга.
На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными особенностями спортивных соревнований являются.
1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;
2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;
3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;
4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;
5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;
6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;
7) равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.
Профилактические, реабилитационные и восстановительные
мероприятия в процессе занятия спортом
Итак, начнем с того, что профилактика спортивного травматизма – это комплекс организационно-методических мероприятий, направленный на постоянное совершенствование материально-технического обеспечения, улучшение условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований, постоянное повышение квалификации тренерско-преподавательского состава. В соответствии с различными причинами возникновения травм при занятии спортом выделяют следующие особенности профилактики:
- строжайшее выполнение всех требований общей методики занятий физическими упражнениями;
- составление планов и выбор методики занятий в соответствии не только с программами, но и с состоянием здоровья, с уровнем физического развития и тренированности занимающихся;
- обеспечение полноценной разминки и исключение острой перегрузки на занятиях;
- обеспечение страховки, взаимостраховки и самостраховки;
- правильное размещение занимающихся в спортивном зале, на площадке, стадионе;
- строгое выполнение инструкций и правил безопасности;
- применение «опасных» упражнений в форме учебных схваток, игр;
- контроль за состоянием и строительством спортивных сооружений и других мест занятий;
- систематический контроль за спортивным оборудованием, снаряжением, одеждой; систематическое проведение инструктажа работников спортивных сооружений и занимающихся.
- строгое выполнение врачебных рекомендаций, повышение уровня медицинской грамотности преподавателей, тренеров и спортсменов, хороший контакт в их работе с врачом.
Методика обучения техническим приёмам в спортивных играх
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и занимающихся, направленные на решение задач.
Наиболее распространённые методы, используемые в тренерской деятельности:
методы наглядности, словесности.
Методы практических упражнений – игровой и соревновательный.
Методы формирования двигательных навыков – целостного обучения, расчленённый, комплексный.
Средствами обучения являются физические упражнения:
Общеразвивающие упражнения.
Специальные упражнения.
Игровые и соревновательные упражнения.
Принципы обучения:
Принцип сознательности.
Активности.
Наглядности.
Доступности.
Систематичности.
Прочности.
Этапы обучения
Ознакомление с техническим приёмом.
Первичное освоение приёма в упрощённых условиях.
Овладение техническим приёмом в постепенно усложняющихся условиях.
Завершение формирования двигательного действия.
Совершенствование спортивного мастерства.
ПЛАН–КОНСПЕКТ
учебно-тренировочного занятия по футболу
«__» ___________ 200 г. Группа ____________ Тренер _____________
Количество обучающихся _________ Место занятия ________________________
Инвентарь: мячи, фишки
ТЕМА: Технико-тактическая подготовка.
ЗАДАЧИ:
Совершенствование техники владения мячом (ведение и остановка мяча, удар по мячу)
Совершенствование технико-тактических взаимодействий
Организационные моменты:
проверить состояние места занятий;
проверить готовность учащихся к занятиям.
мотивация
Ход учебно-тренировочного занятия:
| Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
I | Подготовительная часть: | 5 мин. | |
| 1. Бег с ведением мяча | | |
| 2. Передача мяча внутренней стороной стопы | | В парах (1 мяч на 2 игрока, расстояние между партнерами 15м.) |
| 3. Передача головой | | В парах (расстояние 5м.) |
| 4. Ведение мяча с выполнением скрещивания | | В парах |
II | Основная часть: | 36 мин. | |
| 1. Ведение мяча по линии штрафной площади с выполнением скрещивания и удара по воротам | 8 мин. | В парах (расстояние 20м.). Обратить внимание на постановку опорной ноги. После выполнения удара партнеры меняются местами. |
| 2. Удар средней частью подъема | 8 мин. | Игрок №1 передает мяч на свободное место игроку №2. Игрок №2 останавливает мяч на линии штрафной площади подошвой. Игрок №1 производит удар по воротам. Затем оба игрока бегут на добивание мяча (расстояние между партнерами 15м.). После проведения удара партнеры меняются местами. |
| 3. Игровое упражнение 4х2; 4х1 | 10 мин. | 1-2 касания |
| 4. Учебная игра 9х9 | 10 мин. | Гол засчитывается, если атакующая команда полностью перешла на половину поля соперника |
III | Заключительная часть Подведение итогов Рефлексия | 4 мин. | |