СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителей начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация носит содержание методических рекомендаций на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ". 

Методические рекомендации адресуются учителям начальных классов, а также студентам педагогических ОУ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей начальных классов.»

М инистерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»



























Методические рекомендации по организации проектной деятельности для учителей начальной школы

МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы начальных классов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ






Красноярск, 2023






Лушникова М.В.

Студент группы 20П-7

Отделение: «Преподавание в начальных классах»





Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).

Автор: Лушникова Маргарита Владимировна - студентка 20П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектной деятельности для учителей начальной школы / Лушникова М. В., Яковец О. С. Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023 г.











Аннотация

Методическое пособие адресовано учителям начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующим данную проблему, а также родителям обучающихся начальной школы.

В данных методических рекомендация предложены материалы, способствующие помощи в выборе темы исследования и проектной работы, а также, какое содержание должны иметь данные работы, какие бывают наиболее распространенные ошибки при организации данной деятельности, примеры паспортов исследования и сценарий проектной работы.



Содержание



Содержание 3

Пояснительная записка 4

Глава 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования. 8

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 10

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования 13

Глава 2. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 15

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 15

2.1.1. Сравнительная таблица «Проект и проектная задача», примеры исследовательского проекта и проектной задачи – вида проектной деятельности 18

Заключение 32

Библиографический список 33











Контактная информация:

email: l.rita.02@mail.ru

Пояснительная записка



Обучение путем исследований в современной образова­тельной практике рассматривается как один из эффектив­ных способов познания окружающего мира ребенком. Ре­шить практические задачи исследовательского обучения младших школьников поможет данное пособие. Проектная деятельность обучающегося – совместная учебнопознавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализация проекта, включая эго осмысление и рефлексию результатов деятельности [1].















Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.



Савенков А. И. утверждал, что современный мир очень активен, следовательно, меняется стремительно. Это заставляет «современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования» [2]. Таким образом, необходима исследовательская работа учащихся в начальном образовании.

Савенков А. И. разделяет «исследовательскую деятельность» на два понятия: «проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского ргоjectus - «брошенный вперед», а «исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека [2].

В статье Зубовой О. А. определены цели и задачи проектной деятельности:

«главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху» [4, с. 1].

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс [4, с. 1-2].

Зубова О. А. выделяет задачу учителя в проектной деятельности. Автор утверждает, что учителю необходимо помогать обучающимся найти себя в будущем, помочь им стать более самостоятельными, творческими и уверенными в себе, умеющими взаимодействовать с социумом [4].

Таким образом, важное место в учебном процессе занимает процесс привития интереса и мотивации к разнообразным областям науки и техники. К тому же, необходимо дать обучающимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей [4].

Автор также описывает главное правило участия в исследовательской деятельности – «никакого насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость – вот залог успеха» [4, с. 1].

Таким образом, делаем вывод, что проектная деятельность является возможностью для обучающегося осознать свою значимость, развивать познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Малиновская Е. А. проектную деятельность делит на два этапа. К первому «структура и логика исследовательской работы» относит следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику [3].

Второй этап «процедура защиты» понимается как представление результатов работ на конференции в публичном формате. Задачей докладчика является максимально точно и достаточно эмоционально изложить саму суть проделанного исследования. Необходимо учитывать, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут, в связи с этим, при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное [3].

Таким образом, делаем вывод, что проектная деятельность в современном образовании начальных классов важна и эффективна. Учитель является консультантом, подсказывает направления, редактирует текст. Обучающие приобретают определенные навыки, что позволяет им существовать в современном мире, взаимодействовать с социумом.








1.2. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования



Многие педагоги описывают проблемы выбора темы исследования. Мы опираемся на следующие способы выбора темы:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Исходя из вышеуказанных данных, делаем вывод, что существуют следующие проблемы:

  • нехватка жизненного опыта;

  • неосознанность конкурсных условий;

  • навязанное мнение взрослых;

  • выбор слишком обширной темы;

Чтобы избежать данных проблем, педагоги советуют следовать следующим рекомендациям:

  1. необходимо найти проблему, которую ребенку хотелось бы разрешить и изучить;

  2. действовать по принципу: «главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым»;

  3. научить обучающихся смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения;

  4. использовать анкету с целью уточнения волнующей темы обучающегося:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

  1. необходимо помнить о том, что все темы можно объединить в три группы:

  • фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

  1. Формулировать тему исследования в виде вопроса.

Таким образом, мы делаем вывод, что проблема выбора темы исследования весьма значительна. Ведь тема является отправной точкой исследовательской деятельности. Именно тема способна вызвать интерес и открыть познавательный интерес обучающегося, к тому же от темы зависит само содержание работы.

Выбор и формулировка темы исследования имеет несколько критериев: доступность, полезность, интерес, присутствие образовательного ресурса, с помощью которого будут достигнуты все планируемые (предметные, метапредметные, личностные) результаты.






1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования



Определить цель исследования – один из самых важных этапов в исследовании, это значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Важно указать, что цель указывает общее направление деятельности.

К постановке цели предъявляют следующие требования:

1. конкретна, определяет результат деятельности;

2. формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать);

3. достижима;

4. измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема;

5. определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

В связи с этим в литературе выделяют некоторые недостатки формулировки цели:

1. цели исследования завышены;

2. несоответствие цели теме и проблеме исследования;

3. неясность, неточность формулировки целей.

Отсюда появляются типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования:

1. трудность при выборе темы;

2. рассогласование между названием темы, структурой научной работы;

3. несоответствие темы исследования и объектной области;

4. отсутствие в теме объяснения цели исследования;

5. цель не связана с рассматриваемыми научными противоречиями;

6. формулировка цели предполагает получение уже известного знания;

7. формулируется большое количество задач, что может привести к проблемам во время защиты исследования;

8. несоответствие требований формулировки гипотезы.

Определить цель исследования – значит достичь определенных поставленных задач.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Не менее важно умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Педагоги сформулировали требования к гипотезе следующим образом, она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

Таким образом, мы делаем предположение, что грамотная формулировка цели, задач и гипотезы исследования зависит на качество проделанной работы. Частой ошибкой может являться постановка цели самим педагогом, в связи с чем, исследовательская деятельность может не произойти, поскольку ребенком не будет осознаны проблема, гипотеза и задачи.













1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования



Изучив литературы, нами выяснено, что могут быть два вида ошибок, допускаемые при отборе методов исследования:

• Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;

• Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.

Зачастую для проверки гипотезы, а, следовательно, и для реализации исследования, используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Виды наблюдения:

-Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

-Структурированное (наблюдение по плану)

-Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

-Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

-Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

-Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

-Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

-Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

-Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).    

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

Таким образом, становится очевидно, что выбор и применение методов является обязательным условием реализации исследования.


Глава 2. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.5. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Для того, чтобы понять, как организовать проектную деятельность учащихся, важно разобраться в классификации проектов. Сергеев И.С. в своей работе выделяет несколько видов проектов:

1.Практико-ориентированный проект. Он нацеливается на «социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика». Продукт определяется заранее.

2.Исследовательский проект. Данный вид по структуре напоминает научное исследование, который включает в себя «обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов». Также необходимо применять методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект. Направляется на «сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории». Продуктом такого проекта может являться выход в СМИ и т.д.

4.Творческий проект. Максимально свободный вид проектов, который может предполагать самые удивительные результаты, например, альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Считается наиболее сложным проектов в разработке и реализации. Участники проекта берут на себя роли различных персонажей. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Также автор выделяет проекты по комплектности (иначе говоря, по предметно-содержательной области):

1) Монопроекты, которые реализуются в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты, которые реализуются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Также проекты могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Основные требования к проекту:

На наш взгляд, метод проектов является достаточно сложным в реализации и проведении. Реализуя данную педагогическую деятельность, учить должен быть осведомлен и иметь высокий уровень квалификации.

Сергеев И.С. выделяет основные требования к проекту:

1. Наличие проблемы. Данное требование предполагает разрешение поставленной проблемы.

Сергеев И.С. высказал свое мнение по поводу данного требования: «Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд¬ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру¬ководителю проекта вместе с учащимися – проектантами».

2. Наличие действий по разрешению проблемы, куда входит проектирование самого проекта, определение вида продукта и формы презентации. Необходимо сформулировать перечень конкретных действий, а также указать сроки и ответственных.

3. Наличие исследовательской работы участников проекта. Участникам необходимо найди информацию, обработать ее, осмыслить и представить.

4. Наличие результата работы – выхода проекта, то есть продукта. Участникам проекта необходимо разработать средство, с помощью которого разрешится поставленная проблема.

5. Наличие подготовленного продута, который представляется заказ¬чику и (или) представителям общественности. Представление должно быть достаточно убедительным – в виде конкретного средства решения проблемы.

Сергеев И.С. делает вывод, что проект – это «"пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.».

Таким образом, важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана, он требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Проектная задача является видом проектной деятельности, в связи с этим, мы анализируем сравнение проекта и проектной задачи, а также приводим пример проектных задач:

Таблица 1. Сравнение метода проектов и проектной задачи

Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

Формирование различных ключевых компетенций, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности.

Цель детская

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

2

продолжительность

От урочных до годичных

1-2 урока; 1-3 часа и т.д.

3

Форма организации

Индивидуальные или групповые

Только работа в группе, в паре

4

структура

Проблема (целеполагание) — Проектирование (планирование) —

Поиск информации — Продукт —

Презентация.

Проблема (целеполагание) — Проектирование (планирование) —

Поиск информации — Продукт —

Презентация.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны

Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

+

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Должно происходить качественное изменение учащегося

Не предсказуем

Предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный детский «продукт», который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

-рефлексировать

-целеполагать

-планировать

-моделировать

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Большой объём разнородного материала предоставляет учитель

9

Возраст участников

Старшеклассники

Подростковая школа

1-4 класс

Подростковая школа

Таблица 2. Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи

«В гости к сказке».

Тип проектной задачи

Метапредметная (математика, литература, технология).

Место проектной задачи

2-3 класс.

Дидактические цели

1. Создание условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

2. Развитие умения анализировать материал, использовать знания в нестандартных ситуациях.

3. Развитие рефлексивных и творческих способностей учащихся.

4. Создание рецепта блинов.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

Литература: работают с текстом; находят необходимую информацию в тексте.

Математика: решают задачи: цена, количество, стоимость; решают задачи одновременного встречного движения двух объектов; решают задачи в несколько действий; выполняют действие с величинами; решают задачи в одно действие; находят ошибки в решении задач.

Технология: оформляют рецепт блинов в виде аппликации.

Метапредметные:

Познавательные: выполняют логические операции: анализ, синтез; осуществляют поиск необходимой информации, необходимая для решения задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; принимают чужую точку зрения, представляют и аргументируют свою

Личностные:

Применяют умение оценивать собственные действия в совместной деятельности.

Планируемый педагогический результат

Умения, работая в группе, создать конечный результат: рецепт блинов.

Критерии оценивания

При подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом,

-правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом,

-умение действовать согласно инструкции,

-выполнять самооценку своих действий.


Замысел проектной задачи:

Дети работают в группах по 3-4 человека, выполняя 6 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: рецепт блинов. Решение задачи начинается с предыстории о том, как сказочный герой Маша пришла в гости в Медведю и случайно разбила любимую вазу Мишки.

Содержание проектной задачи:

Маша пришла к Мише в гости и захотела подмести полы. Но отвлеклась на зайчонка, который воровал морковку в огороде и случайно разбила любимую Мишкину вазу.

















Рассердился Мишка. "Ну прости меня пожалуйста" умоляла Маша. Миша смягчился и сказал: "Я прощу тебя, если испечешь мне блины по бабушкиному рецепту". "Но я не знаю рецепта"- ответила Маша. "Я дам тебе рецепт, но для этого тебе придётся помочь моему племяннику решить домашнюю работу". Ответами всех заданий и будет являться рецепт блинов.



Чтобы узнать, сколько мл молока тебе потребуется для приготовления блинов, необходимо решить задачу:

1) На рынке Мишка купил 20 пакетов молока для себя и своих друзей. За один пакет молока Мишка заплатил 25 рублей. Сколько рублей потратит Мишка на всю покупку?



Тебе уже известно сколько мл молока тебе нужно, чтобы приготовить блины. Но неизвестно, сколько потребуется яиц.

  1. Р асстояние между домом Мишки и его лучшим другом Тигром 90 км. Одновременно навстречу друг к другу Мишка и Тигр вышли из своих домов. Сколько часов им понадобиться чтоб встретиться, если скорость первого 20км/ч, а второго 25 км/ч.













Решив данное задание, ты узнаешь, сколько г муки тебе потребуется в рецепт.

3) Мишка хочет позавтракать в кафе. Меню показано на рисунке. Мишка выбрал салат, блины и коктейль и отдал продавцу 500 сумов. Сколько сумов сдачи он должен получить?

4) Совсем пригорюнился панда, не может решить числовое выражение.



1км- 998м= _______ м



Теперь ты знаешь, сколько столовых ложек масла потребуется, чтобы испечь блины.



Все любят сладкие блины! Но сколько чайных ложек сахара потребуется в рецепт блинов? Реши задание и узнаешь!

5) Добираясь в гости к медведю Маша, Заяц и Волк вместе проехали 3 км. Сколько км проехал каждый из них?



Ты почти собрал весь рецепт блинов. Рассмотри внимательно решение задачи. Узнав, сколько ошибок в решении задачи, ты поймешь, сколько щепоток соли потребуется для рецепта блинов.

6) Маша испекла пирожки. За 20 минут она пекла 4 пирожка. Сколько пирожков она испекла за 40 минут?

Решение:
1) 20:4=5 (мин) - пекла 1 пирожок

2) 40·5=8 (п)

Ответ: 8 пирожков Маша испекла за 40 минут.





Отлично!!! Ты помог Маше узнать рецепт приготовления блинов. Но вот проблема, Маша забыла все ингредиенты. Помоги Маше составить рецепт, чтобы она пошла печь блины. Для этого возьми альбомный лист и фломастеры (можно и цветные карандаши). Ты можешь использовать все иллюстрации, которые находятся на данных листах.





Рефлексивная таблица:

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Выходной день».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет

Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные иллюстрации помогут создать тебе свой рецепт:



Пример исследовательского проекта:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Тайны соленой воды

2

Актуальность исследования

Два друга прочитали статью. «Все океаны и моря очень соленые: в каждом килограмме воды содержится около 35 граммов соли [1, 34]. Это, как если бы большую ложку соли высыпали в полведра воды! Соль белого цвета, соленая на вкус, состоит из кристаллов, растворяется в воде, скрипит. Мертвое море в Азии соленое настолько, что, когда солнце превращает его воду в пар, соль остается в виде твердых белых бугорков. Откуда же берется соль? Вулканы на суше и на морском дне добавляют воде соль, когда выбрасывают горячий газ и расплавленный камень. Реки вымывают соль из земли и несут ее в моря и океаны [2, 194]». Друзья поспорили. Рома говорит, что в соленом море научиться плавать гораздо проще, чем в пресной реке. Вова говорит, что на море плавать очень сложно, ведь там большие волны, а на озере тихо и спокойно.

3

Проблема исследования

Необходимо выяснить, в какой воде легче плавать: в соленой или пресной.

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

В ходе исследования сравнить плотность соленой и пресной воды.

Сформировать представление об этапах и структуре исследования, продолжить развитие умения работать с таблицей

6

Задачи исследования

  1. Проанализировать литературу и интернет - источниках по теме.

  2. Проверить свою гипотезу о возможности соленой воды удерживать предметы и тела на поверхности, в связи с этим, в такой воде плавать легче.

  3. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

7

Гипотеза исследования

В соленой воде легче научиться плавать.

8

Методы исследования

Анализ, опыт.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс исследование.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный: приветствие, анализ текста – выявление проблемы, гипотезы и цели и задачи исследования.

Основной: работа в парах над текстом «Почему вода в некоторых водоемах (морях, океанах) становится соленой?», проведение опыта, формулировка выводов.

Итоговый: создание плаката «Как научить яйцо плавать?».

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, соль, 2 сырых яйца, 2 емкости для жидкости.

12

Продукт исследования

Создание буклета « Как научить яйцо плавать?»

13

Перспектива исследования

Знания о том, в какой воде лучше учиться плавать.

14

Используемые источники

1. Е. В. Комиссарова / Занимательная химия – научно-познавательная литература для младшего и среднего возраста. Пер. с английского.

2. Д. Селиверстовой / Юный эрудит, современная энциклопедия окружающего мира – для самых любознательных от 5 до 9 лет. Эксмо, 2008-328, перевод.



Ход занятия:

Подготовительный:

Здравствуйте, какое у вас настроение? (СЛ.1)

-

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы оно было еще лучше.

-

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ВАШУ ОСАНКУ

Посмотрите на стол, какое оборудование вы видите? Как думаете, для чего нам эти материалы?

-

Объединитесь в группы. Перед вами текст. Прочитайте, что нового вы узнали? Как думаете, что будем исследовать? Какая проблема возникла у мальчиков? Какую проблемы мы будем решать? (СЛ.2)

Текст:

Два друга прочитали статью. «Все океаны и моря очень соленые: в каждом килограмме воды содержится около 35 граммов соли [1, 34]. Это, как если бы большую ложку соли высыпали в полведра воды! Соль белого цвета, соленая на вкус, состоит из кристаллов, растворяется в воде, скрипит. Мертвое море в Азии соленое настолько, что, когда солнце превращает его воду в пар, соль остается в виде твердых белых бугорков. Откуда же берется соль? Вулканы на суше и на морском дне добавляют воде соль, когда выбрасывают горячий газ и расплавленный камень. Реки вымывают соль из земли и несут ее в моря и океаны [2, 194]». Друзья поспорили. Рома говорит, что в соленом море научиться плавать гораздо проще, чем в пресной реке. Вова говорит, что на море плавать очень сложно, ведь там большие волны, а на озере тихо и спокойно.

-

Верно, мы выясним, в какой воде легче плавать. (СЛ.2-1)

Тогда какую цель мы можем поставить? (СЛ.3)

- Выяснение того, в какой воде легче плавать: в соленой или пресной? (СЛ.3-1)

Отлично, а сейчас попробуем сформулировать гипотезу. Вы можете использовать слова помощники, которые видите на слайде. (СЛ.4)

-В соленой/пресной воде легче научиться плавать. (Если обычную пресную воду посолить, то она будет удерживать предметы и тела на поверхности, так как соль изменяет состав воды, значит в соленой воде плавать легче, чем в пресной).

Давайте попробуем составить план нашего занятия. На доске перепутанный план.

Прочитайте пункты плана, что не так? Кто может восстановить последовательность? Отлично, молодцы.

Скажите, есть ли пункты плана, которые мы уже выполнили? Давайте отметим его галочкой.

Определить гипотезу исследования.

Узнать, почему вода в водоемах становится соленой.

Провести опыты с целью проверки поставленной гипотезы.

Описать результаты опытов и сделать выводы.

Создать памятку «Как научить яйцо плавать».

РЕБЯТА, ВНИМАНИЕ НА ОСАНКУ, НОГИ НА ПОЛУ, СПИНЫ РОВНО.

Основной:

А сейчас вам нужно будет поработать в парах над текстом и дать ответ на вопрос: «почему вода в водоемах становится соленой?». Что еще интересного вы узнали из текста?

Почему вода в водоемах становится пресная?

Давным-давно, когда наша планета еще не была похожа на ту, какой мы теперь знаем её, формирующаяся планета Земля, имела ну очень бурную вулканическую деятельность. В результате этого, вулканы выбрасывали в уже появившийся мировой океан, различные химические элементы. Взаимодействуя друг с другом, эти элементы образовывали различные минералы и соли. Так океан получил свою первоначальную "соленость".

Но на этом, история не заканчивается, ведь со временем, соли, оседают на дно, а значит, океан должен был за миллиарды лет стать преснее. А становится он лишь солёнее. Как так получается?

А вот здесь в игру вступают реки. Да, те самые реки, которые пресные. Но как пресные реки, делают морскую воду солёнее?

Вспомним круговорот воды в природе. Солнышко выпаривает из океана воду, и потом эта вода проливается в виде дождя. Разумеется, выпаривает солнце воду без солей и прочих примесей. Такой она проливается и с неба. И если дождь прошел над океаном, то тут все просто - вода просто вернется обратно. Но если дождь пролился над сушей?

А здесь её ждет куда более интересный процесс. Пролившись над сушей, вода впитается в почву, попадет в подземные пласты, и в конечном итоге, рано или поздно, найдет выход на поверхность, излившись родниками, которые превратятся в реки. Но прежде чем это произойдет, пропутешествовав под землей, вода вымоет из минералов различные примеси в виде солей, которые и понесет с собой на поверхность.

Да, солей там будет слишком мало, чтобы сделать её соленой. К тому же, в реках вода не задерживается. Она течет и в конце концов, впадет в океан. В океан она принесет и те самые соли. Да, пусть их с собой у нее не много. Но попадает то она туда с ними, а выпаривается потом в атмосферу уже без них, оставляя все что принесла прошлый раз в море. Поскольку процесс продолжается миллиарды лет бесконечно, а соли оттуда деться некуда, морская вода становится лишь солёнее.

В пользу этой гипотезы, говорит и наличие соленых озер, которые никогда не контактировали с океанами. Такие озера появляются лишь в том случае, если из них не вытекают реки, которые несли бы всю эту соль дальше.



Как вы думаете, что нам понадобится для первого эксперимента?

-Вода, соль, емкость, 4 яйца.

Верно, есть ли у вас предположения, как будет проходить этот эксперимент?

-

Мы попытаемся выяснить, что будет если обычную пресную воду посолить: будет ли она удерживать предметы и тела на поверхности, и с чем это связано. Да, в одном стакане мы растворим соль, во втором – оставим пресную воду. Поместим в оба стакана сырое яйцо и будем наблюдать за ними. Кто поможет в реализации этого эксперимента?

Проводится эксперимент.

У нас есть большая таблица, ее мы будем заполнять по мере выполнения опыта.

Количество растворенной соли

Описание (что наблюдаем)

1 чайная ложка


2 чайные ложки








Что мы выяснили, какие выводы можем сделать?

-В стакан с пресной водой погрузил яйцо, и оно утонуло. В стакане с соленой водой яйцо осталось на поверхности. Это доказывает, что соль делает воду более плотной и не пропускает предметы на дно.

А если я положу в этот стакан монетку?

-Монета упала на дно.

Что это может значить?

-Есть предметы, которые тяжелее любой воды: как пресной, так и соленой.

Завершающий:

Ребята, кто помнит, какую гипотезу мы ставили?

-Почему соль помогает легче плавать?

Какой вывод делаем?

-Гипотеза подтвердилась. Когда вода соленая, плотность ее увеличивается, поэтому плавать легче в соленой воде.

Давайте вернемся к первому опыту, объединимся в группы и создадим плакат «Как научить яйцо плавать?». У вас могут быть самые разные идеи, после чего представите свои работы.

Но сначала предлагаю создать критерии, по которым вам нужно будет создать плакат.

-Красочность и яркость, достоверность, грамотное публичное выступление.

-

Спасибо за ваши прекрасные памятки, ребята, скажите, а в каком ключе вы бы хотели продолжать данное исследование?

-А СЕЙЧАС Я ППЕДЛАГАЮ ВАМ САМОТСОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ, НАСКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ, В КАКОЙ ВОДЕ ЛЕГЧЕ ПЛАВАТЬ. Перед вами шкала, отметьте крестиком самый ее верх, если вы точно знаете, в какой воде легче плава. Середина обозначает, что вы не до конца поняли материал и т.д.

Спасибо за занятие.

Раздаточный материал:


Текст №1:

Два друга прочитали статью. «Все океаны и моря очень соленые: в каждом килограмме воды содержится около 35 граммов соли [1, 34]. Это, как если бы большую ложку соли высыпали в полведра воды! Соль белого цвета, соленая на вкус, состоит из кристаллов, растворяется в воде, скрипит. Мертвое море в Азии соленое настолько, что, когда солнце превращает его воду в пар, соль остается в виде твердых белых бугорков. Откуда же берется соль? Вулканы на суше и на морском дне добавляют воде соль, когда выбрасывают горячий газ и расплавленный камень. Реки вымывают соль из земли и несут ее в моря и океаны [2, 194]». Друзья поспорили. Рома говорит, что в соленом море научиться плавать гораздо проще, чем в пресной реке. Вова говорит, что на море плавать очень сложно, ведь там большие волны, а на озере тихо и спокойно.

Текст №2. Почему вода в водоемах становится пресная?

Давным-давно, когда наша планета еще не была похожа на ту, какой мы теперь знаем её, формирующаяся планета Земля, имела ну очень бурную вулканическую деятельность. В результате этого, вулканы выбрасывали в уже появившийся мировой океан, различные химические элементы. Взаимодействуя друг с другом, эти элементы образовывали различные минералы и соли. Так океан получил свою первоначальную "соленость".

Но на этом, история не заканчивается, ведь со временем, соли, оседают на дно, а значит, океан должен был за миллиарды лет стать преснее. А становится он лишь солёнее. Как так получается?

А вот здесь в игру вступают реки. Да, те самые реки, которые пресные. Но как пресные реки, делают морскую воду солёнее?

Вспомним круговорот воды в природе. Солнышко выпаривает из океана воду, и потом эта вода проливается в виде дождя. Разумеется, выпаривает солнце воду без солей и прочих примесей. Такой она проливается и с неба. И если дождь прошел над океаном, то тут все просто - вода просто вернется обратно. Но если дождь пролился над сушей?

А здесь её ждет куда более интересный процесс. Пролившись над сушей, вода впитается в почву, попадет в подземные пласты, и в конечном итоге, рано или поздно, найдет выход на поверхность, излившись родниками, которые превратятся в реки. Но прежде чем это произойдет, пропутешествовав под землей, вода вымоет из минералов различные примеси в виде солей, которые и понесет с собой на поверхность.

Да, солей там будет слишком мало, чтобы сделать её соленой. К тому же, в реках вода не задерживается. Она течет и в конце концов, впадет в океан. В океан она принесет и те самые соли. Да, пусть их с собой у нее не много. Но попадает то она туда с ними, а выпаривается потом в атмосферу уже без них, оставляя все что принесла прошлый раз в море. Поскольку процесс продолжается миллиарды лет бесконечно, а соли оттуда деться некуда, морская вода становится лишь солёнее.

В пользу этой гипотезы, говорит и наличие соленых озер, которые никогда не контактировали с океанами. Такие озера появляются лишь в том случае, если из них не вытекают реки, которые несли бы всю эту соль дальше.

Таблица для эксперимента:

Количество растворенной соли

Описание (что наблюдаем)

1 чайная ложка


2 чайные ложки




Заключение



Анализируя вышесказанное, мы делаем вывод, что проектно-исследовательская деятельность необходима в начальной школе. На наш взгляд, данная деятельность занимает большое место в учебной процессе и образовании в целом.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся достигать определенных результатов, которые невозможно приобрести при традиционных методах.

Используя проектно-исследовательскую деятельность, педагог развивает у обучающихся компетентности, с помощью которых учащиеся с легкостью могут взаимодействовать с социумом.

Также хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность – это непрерывный процесс, который выполняет условие достижения современного качества образования.















Библиографический список



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2016.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80с

3. Малиновская Е. А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. (электронный ресурс) https://urok.1sept.ru/articles/210579

4. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы). (электронный ресурс) http://urok.1sept.ru/

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!