СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для выполнения практических работ ОГСЭ.01 Основы философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для выполнения практических работ ОГСЭ.01 Основы философии

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для выполнения практических работ ОГСЭ.01 Основы философии»

Автономное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский политехничексий колледж»

Структурное подразделение - 2











Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии




Для студентов очной формы обучения


Специальность: 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей




Наименование профиля: технический












Сургут, 2019

Методические рекомендации по выполнению практических работ

по дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей



Составитель:


Л.В. Зуева, преподаватель общественных дисциплин и истории








Предназначено для студентов и преподавателей средних профессиональных учебных заведений и соответствует действующей программе.

Данное пособие содержит методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии.
























Пояснительная записка

Целью практической работы является овладение фундаментальными зна­ниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дис­циплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом.

Практическая работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Формы самостоятельной работы студентов включают в себя заполнение таблиц и схем, чтение исторических источников.

На выполнение одной практической работы отводится 80 минут (2 академических часа).

Критериями оценки результатов практической работы студента являются: обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос, правильность и грамотность заполнения граф и колонок.

































Список практических работ





Название работы

Количество часов

Основные идеи и этапы развития русской философии . Анализ текстов философов.

2

Бытие. Работа с философскими текстами.

2

Итого:

4



































Указания по выполнению практических работ


Практическая работа №1

Тема : Основные идеи и этапы развития русской философии.


ВАРИАНТ-1

1. В работе "Кризис западной философии" Вл. Соловьев писал:

"Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему…

Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим.

Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность — субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?"

а) В чем, по мнению Вл. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?

б) Чем, по его мнению, должна заниматься философия?

в) В чем отличие русской философии от западной, помимо указанного автором текста?


2. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.

Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.



ВАРИАНТ-2



1. «Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни… Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого».1

а) Почему Н.А. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?

б) Какими мотивами объясняет Н.А. Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем?



2. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». 

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?





Практическая работа № 2

Тема: Бытие.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


Вариант-1.

Существование — универсальная характеристика бытия.

«Что значит открытость вопроса бытия за границами нашего поля зрения? Значит ли это, что мы подвергаем сомнению существование вещей, которые находятся вне поля нашего зрения; и тех вещей, которые нельзя видеть принципиально. «Когда мы говорим о бытии, и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть, существуют. В единстве этого бытия, — а не в каком-либо ином единстве, — они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или необщих свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо, как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам общее бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас же перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах…

Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения»2. Ф.Энгельс.

Вопросы:

  1. В каком смысле Энгельс употребляет термин «единство» бытия?

  2. Что означает различие бытия? Чем оно вызвано?


Вариант-2.

Бытие как следствие способности мыслить.


Декарт (1596–1650) — французский философ, представитель классического рационализма.3

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  1. Значит ли, по Декарту, что мысль есть условие всякого существования? В чем рациональный смысл связи бытия и мысли у Декарта?

  2. В каком смысле существование мышления есть обоснование существования бытия?

  3. Можно ли из положения «я существую» делать вывод о существовании тела человека, земли, неба и Бога?

  4. Существует ли, по Декарту, небытие для мыслящего «Я»?

«Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно





Печатные издания:

1. Горелов А.А. Основы философии. Изд. 18-е. Учебник. – М. Академия, 2018 -320с.


Электронные издания, электронные ресурсы:

  1. Библиотека философии и религии [Электронный ресурс], режим доступа http://filosofia.ru/

  2. История философии. Курс лекций в конспективном изложении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Акулова [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2017.- 98 c, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30405.html.- ЭБС «IPRbooks»

  3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга вторая. Философия XV-XIX вв.[Электронный ресурс]: учебник для вузов/ А.Б. Баллаев [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Академический Проект, 2017.- 495 c.- [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36372.html.- ЭБС «IPRbooks»

  4. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Основы философии" - [Электронный ресурс], режим доступа: www.alleg.ru/edu/philos1.htm

  5. Основы философии: курс лекций/ - Электрон. текстовые данные.- Волгоград [Электронный ресурс]: Волгоградский институт бизнеса, 2019.- 88 c. -, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56022.html.- ЭБС «IPRbooks»

  6. Сафонова, А.И. Основы философии.- Волгоград [Электронный ресурс]: Волгоградский институт бизнеса, 2017, режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35536.- ЭБС «IPRbooks»

  7. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс], режим доступа http://filosof.historic.ru/ -

  8. Университетская библиотека [Электронный ресурс], режим доступа http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif online

  9. Электронно-библиотечная система [Электронный ресурс], режим доступа http://lanbook. сom


Дополнительные источники:


1. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017.-288 с.

2. Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2018. - 256 с.

3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи.-М.: Эксмо, 2017. - 318 с.

4. Сорокин П.А. Кризис нашего времени П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Дашков и К.,2017. - 293 с.

5. Сычев А.А. Основы философии : учеб. пособие / А.А. Сычев.- М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2018.-368 с.



1

2


3мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, я мыслю, следовательно, я существую, истинно».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!