СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Экологические основы природопользования"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка самостоятельной работы студентов при изучении «Экологических основ природопользования» составлена для студентов СПО, в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Экологические основы природопользования"»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»



Колледж коммерции, технологий и сервиса





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫпОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Экологические основы природопользования























Разработчик: М.В.Сотникова – преподаватель,

колледжа коммерции, технологий и сервиса

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»







Курск 2020


Пояснительная записка


Методическая разработка самостоятельной работы студентов при изучении «Экологических основ природопользования» составлена для студентов по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)(бухгалтер), в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Предлагаемая система методических указаний призвана помочь студентам сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной литературой, отвечать на поставленные вопросы, умение структурировать изученное, решать качественные и количественные задачи.

Цель данной методической разработки – ознакомить с общими положениями организации самостоятельной работы при изучении нового материала, при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

Самостоятельная работа студентов реализуется:

1) непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и практических занятиях;

2)путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний;

3) в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий;

4) в библиотеке, дома.









Методические рекомендации по планированию и организации

времени, необходимого для изучения дисциплины

Содержание программы основывается на основных положениях и задачах экологических основ природопользования и состоит из двух разделов. Все разделы разбиваются на темы,

раскрывающие более подробно изучаемый вопрос.

Рекомендуется организовать время следующим образом:

-Изучение конспекта лекции в тот же день (10 – 15 минут).

-Изучение конспекта лекции за день перед лекцией (10-15 минут).

-Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту (1,5 часа в неделю).

- Подготовка к практическому занятию (1 час ).

Дополнительно потребуется планировать время для выполнения заданий

самостоятельного изучения.

Программа построена на основании следующих принципов:

1. Принцип научности и доступности.

2. Принцип прагматичности.

3. Принцип креативности.

4. Принцип гуманности.

5. Принцип структурности.

6. Принцип междисциплинарности.

7. Принцип проблемности.

Итоговая аттестация - зачет.


Требования к составлению конспекта или плана к тексту учебника

1. Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.

2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.

5. Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.

Правила написания доклада (сообщения)

1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.

2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.

3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).

4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.

Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Требования к языку реферата. Должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и

простотой.

Структура реферата.

1. Титульный лист (заполняется по единой форме).

2. Оглавление (на отдельной странице). Указываются названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. Введение. Аргументируется актуальность исследования, т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками, перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Обязательно формулируются цель и задачи реферата.

4. Основная часть. Подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала.

5. Заключение. Последняя часть научного текста. В краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования.

6. Приложение. Может включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография (список литературы). Указывается реально использованная для написания реферата литература. Названия книг располагаются по алфавиту с указанием их выходных данных.

Требования к оформлению реферата

1. Реферат пишется на белой бумаге стандарта А-4, с расположением текста только с одной стороны листа.

2. Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта.

3. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см.

Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.

4. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур.

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает выполнение текущих контрольных заданий по темам теоретического курса: водные ресурсы; земельные ресурсы; минеральные ресурсы;

антропогенное воздействие на биосферу; принципы мониторинга окружающей среды.

4. Методические рекомендации по подготовке к промежуточной

аттестации зачету.

Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» завершается дифференцированным зачетом. Дифференцированный зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В период подготовки к дифференцированному зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу.

При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые.

Подготовка студента к дифференцированному зачету включает в себя три этапа:

- самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

- подготовка к ответу на вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Студент вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.

Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал.

По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы.

На подготовку к ответу студенту дается 30 минут.

Результаты объявляются студенту после окончания ответа в день сдачи.

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Оценка «отлично».

Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Способен самостоятельно интегрировать, новые знания в систему собственных знаний. Умеет проектировать новые способы решения.

Оценка «хорошо».

Учащийся освоил идеи и методы работы в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания при-лежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетель-ствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учаще-гося, способен активно использовать знания в знакомой ситуации.

Оценка «удовлетворительно».

Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что поз-воляет ему достаточно успешно решать простые задачи по алгоритму.

Оценка «неудовлетворительно»

ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недо-чётов, чем необходимо для оценки «3».

Критерии оценки по видам работ

1. Критерии оценки подготовки информационного сообщения

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• наличие элементов наглядности.



2. Критерии оценки подготовки реферата

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• соответствие оформления реферата требованиям.



2. Критерии оценки написания конспекта первоисточника

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы

• автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.



3. Критерии оценки составления опорного конспекта

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• соответствие оформления требованиям;

• аккуратность и грамотность изложения;

• работа сдана в срок.



4. Критерии оценки составления сводной (обобщающей) таблицы по теме

• соответствие содержания теме;

• логичность структуры таблицы;

• правильный отбор информации;

• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

• соответствие оформления требованиям;


Темы рефератов, докладов, сообщений:

  1. Экология и её задачи.

  2. Основные принципы рационального природопользования.

  3. Экологические системы.

  4. Биосфера и её составные части.

  5. От биосферы к ноосфере.

  6. Природные ресурсы и их классификация.

  7. Природные ресурсы Курской области.

  8. Растительный и животный мир.

  9. Пути предотвращения истощения ресурсов. Пищевые ресурсы человечества.

  10. Научно - технический прогресс и экологические проблемы.

  11. Безотходное и малоотходное производство.

  12. Новые методы добычи сырья и получения энергии.

  13. Энергетика и природопользование.

  14. Охрана природы - как элемент сохранения экологического равновесия. Государственная экологическая политика.

  15. Экологическая эффективность рационализации природопользования.

  16. Виды загрязнения окружающей среды и направление её охраны. Природоохранная деятельность предприятий.

  17. Нормативно - правовые основы охраны окружающей природной среды.

  18. Антропогенное загрязнение биосферы.

  19. основные источники загрязнения атмосферного воздуха.

  20. Основные источники загрязнения литосферы.

  21. Основные источники загрязнения почвенного покрова.

  22. Последствия воздействия различных веществ на здоровье человека.

  23. Антропогенное воздействие на биотические сообщества.

  24. Транспортно - дорожный комплекс и его воздействие на окружающую среду.

  25. Шумовое воздействие на биосферу.

  26. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления.

  27. Экологические последствия загрязнения окружающей среды на

  28. территории Курской области.

  29. Экологический мониторинг. Мониторинг Курской области.

  30. Методы управления природоохранной деятельностью.

  31. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

  32. Проблемы питания и производства продукции

  33. Рациональное использование земельных ресурсов

  34. Основные принципы рационального природопользования

  35. Прогнозирование природных ресурсов России

  36. Заповедники России. ЦЧЗ им. В.В.Алехина

  37. Национальные парки – Курортные и лечебно-оздоровительные зоны

  38. Экологическая ситуация ресурсообеспеченности России

  39. Воздействие экологических ситуаций на человека

  40. Влияние использования в профессиональной деятельности представлений о взаимосвязи организмов и среды обитания

  41. Отходы производства и потребления

  42. Экологические проблемы, связанные с будущей производительной дея­тельностью

  43. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охра­нять природу

  44. Мониторинг Курской области

  45. Эколого - экономический механизм охраны окружающей среды

  46. Международные объекты охраны окружающей среды

  47. Принципы международного экологического сотрудничества

  48. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций

  49. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей сре­ды и его роль в возрождении России.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:

1. Ващалова, Т. В.  Экологические основы природопользования. Устойчивое развитие : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13014-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 


Дополнительные источники:

1. Галицкова, Ю. М. Экологические основы природопользования : Учебное пособие / Галицкова Ю. М. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014 .— 217 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

2.Тулякова, О. В.Экология : Учебное пособие / Тулякова О. В. — Саратов : Вузовское образование, 2014 .— 181 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

3. Шубин Ю.П. Юридическая ответственность за экологические правонарушения [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.П. Шубин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 133 c. — 978-5-4486-0190-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71597.html



Интернет – ресурсы

  • http://eco.rian.ru – «РИА Новости» Экология

  • www.eco-net.ru – Экология России.

  • www.priroda.ru - Национальный портал Природа.

  • www.ecocommunity.ru - Самая актуальная информация по экологии.

  • www.ecoportal.ru - Экологический портал.

  • www.ecoinform.ru - ЭкоИнформ. Агенство экологической информации "ИНЭКО".

  • www.rgp.agava.ru - Российские зеленые страницы.

  • www.ecobit.ru – Экологический портал «ЭКОБИТ».

  • http://www.biodat.ru – Поисковый экологический каталог.

  • http://www.climatechange.ru – Сайт об изменении климата.

  • http://www.unep-wcmc.org - Всемирный центр мониторинга охраны окружающей среды.

  • http://wdc.nbii.gov/ma - Всемирный центр данных по биоразнообразию и экологии.

  • http://www.eco-web.com - Зеленые страницы.

  • http://www.ecoculture.ru – Экокультура.

  • ecolife.ru - журнал "Экология и жизнь"

  • msuee.ru - Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия

ispu.ru - Экология. Курс лекций.

-http://www.iprbookshop.ru/21904




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!