Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Мыльникова Ирина Владимировна,
педагог-организатор
Методические рекомендации «Инклюзивное образование как инновационный подход к обучающимся»
Вместо предисловия. Интеграция индивида предполагает его принятие другими членами общества.
Инклюзия как принадлежность к сообществу, группе друзей, школе, месту, где мы живем.
«Дети отличаются не способностями, а временем, которое необходимо каждому для усвоения знаний» (из концепции модернизации российского образования).
Законы Л.С. Выготского
Закон единства биологического и социального
- без человеческого мозга не может быть психического развития;
- психическое развитие невозможно вне социума.
2. Закон развивающего характера обучения
Обучение должно учитывать логику психического развития, опираться на нее и способствовать реализации потенциальных возможностей каждого возраста.
3.Обучение должно учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), т.е. достижения, к которым ребенок может прийти в сотрудничестве со взрослым.
***
Зона актуального развития (ЗАР) подразумевает психические достижения, к которым готова психика.
Правила общения с людьми с особыми возможностями здоровья
- нельзя без предупреждения хватать за руку, нужно поздороваться и предложить помощь (например, при переходе через дорогу).
- нельзя заставлять делать быстрые движения и резко менять направление движения;
- нельзя подходить со спины, касаться без предупреждения, отворачиваться при разговоре (не смогут считать с губ).
- нужно смотреть в глаза при разговоре, говорить простыми фразами и предложениями четко, не повышая голоса.
- во время разговора лучше сесть на стул напротив.
- нельзя принуждать к участию в шумных массовых мероприятиях.
Интегративная среда и ее основные критерии
Интегративная среда должна отвечать основным критериям, среди которых:
Отсутствие жестких оценочных критериев;
Эмоционально-позитивная направленность обучения;
Создание равных условий для развития, обучения и жизнедеятельности обычных людей и людей с особыми возможностями здоровья в целях достижения положительных результатов.
Учет возможностей и особенностей развития ребенка.
Эволюция отношения общества к лицам с отклонениями в развитии. Западная Европа.
На отношение общества к инвалидам влияли следующие факторы:
Уровень развития экономики;
Уровень развития науки и просвещения;
Уровень развития медицины;
Уровень развития культуры общества;
Влияние религии и идеологии общества и государства.
Первый период IX - VII вв до н.э.
XII в –изменение отношения общества к инвалидам от агрессии к осознанию необходимости заботиться о них.
IX – VIII в. до н.э. Закон Лекурга «… уничтожать хилых и слабых младенцев».
В языческом обществе наблюдается немилосердное отношение к детям с отклонениями в развитии. Языческая философия гласила: «В здоровом теле – здоровый дух». А если тело нездорово, дух тоже?
III – I в. до н.э. – закон лишает гражданских прав умственно отсталых и глухих (Римское право). При этом многие выдающиеся люди имели те или иные физиологические особенности (так, Сократ был горбат, Гомер - слеп).
I век до н.э. – зарождение христианства и его распространение на страны Западной Европы сместило акценты с культа тела на душу.
IV – V вв. до н.э. – первые факты заботы христиан об инвалидах, первые приюты.
1198г. – возникновение первого в Западной Европе (Бавария) приюта для взрослых слепых людей.
Возникновение светского приюта, где инвалиды могли получить еду и кров.
Второй период (1715 – 1806 гг). От заботы к возможности обучения.
Екатерина II издает «Учреждения для управления губернией Российской Империей». Контроль за школами, больницами, сиротскими домами.
В 1797 г. Павел I издает указ о назначении своей супруги императрицы Марии Федоровны руководительницей социальных учреждений.
При Александре I в России впервые появляются специализированные школы: в 1806г. – для глухих, в 1807г. – для слепых. Также появляются первые тифлопедагоги, т.е. педагоги, работающие со слепыми детьми.
Третий период (1806 – 1930гг)
От возможности к целесообразности обучения трех категорий детей
Маляревский Иван Васильевич (1844 - 1915) врач, писатель на свои деньги создает в Петербурге приют для детей с глубокой степенью умственной отсталости. Там детей обучают ремеслам, лечат.
Двоюродный брат Маляревского – Кащенко Всеволод Петрович был первым советским дефектологом, ректором Педагогического института детской дефектологии в Москве. Кащенко также организовал Дом изучения ребенка.
Грачева Екатерина Константиновна – педагог-дефектолог, создала первую школу для детей с глубокой умственной отсталостью.
В этот период появляется новый тип образовательных учреждений – интернаты, подразумевающий изоляцию ребенка, имеющего отклонение в развитии от семьи, от нормально развивающихся сверстников, от церкви.
Л.С. Выготский позже в «Основах дефектологии» (том V) писал «…нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества»
Тогда не было закона об образовании, благотворительность была запрещена, не было работы с родителями детей.
Четвертый период (1930 - 1990) Об осознании необходимости обучения всех аномальных детей
К «аномальным» детям тогда относили глухих, слепых и умственно отсталых.
Выходит постановление «О всеобуче», обучение в начальной школе становится всеобщим и обязательным в сельской местности, а в городах и рабочих поселках – 7 – летнее образование.
В 1950-е – 1960-е гг. происходит дифференциация системы специального образования. Выделяется 8 типов специализированных школ. Создается система дошкольного коррекционного воспитания и образования. \
Пятый период (с 1990-х гг ХХ в.)
В начале 1990-х гг. в школах появляются классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), позже переименованные в классы компенсирующего обучения (ККО).
Классификация психического дизонтогенеза
Дословно термин «дизонтогенез» можно перевести как нарушение (-диз) индивидуального (-онто) развития (-генез).
I группа - Общее* психическое недоразвитие, умственная отсталость, рекомендовано обучение по программе VIII вида. В данном контексте общее недоразвитие подразумевает то, что «нарушено всё». Компенсаторные возможности хотя и существуют, но они невелики.
Ведущий ядерный признак (т.е. то, что не исправить) – необратимое нарушение интеллекта, нарушение высших форм психической деятельности.
Общее психическое недоразвитие – это не болезнь, а состояние.
Считается, что развитие ребенка (это касается и нормативно развивающихся детей) происходит до 12 лет, в дальнейшем говорят скорее о репетиторстве, «натаскивании».
Некоторые диагнозы и их шифры
F70- легкая умственная отсталость;
F71 – умеренная умственная отсталость;
F72 – тяжелая умственная отсталость;
F73 – глубокая умственная отсталость, имбицильность, речь практически не формируется.
Эндогенные и экзогенные нарушения: их природа, примеры
Причины нарушений можно разделить на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).
Эндогенные в свою очередь делят на хромосомные (синдромы Дауна, Клайнфельтера, Ниймеген, Тернера-Шерешевского и т.д.) и семейно-наследственные (фенилкетонурия, синдром Криузона и др.)
Синдром Клайнфельтера генетическое заболевание, которым страдают только мальчики. Клинические признаки проявляются, как правило, только в подростковом периоде, в период полового созревания и формирования вторичных половых признаков; наблюдаются увеличение молочных желез, недоразвитие яичек и полового члена; из конституциональных особенностей женоподобная фигура, широкий таз, узкие плечи, высокий рост, длинные ноги, на лобке и на лице оволосение по женскому типу. Из поведенческих проявлений – интерес к женской одежде, вещам, лабильность психики, агрессивность, чередующиеся с безразличным отношением к происходящему.
Синдромом Тернера-Шерешевского страдают только девочки. Тёрнер выделил характерную для этого синдрома триаду симптомов: половой инфантилизм, кожные крыловидные складки на боковых поверхностях шеи и деформацию локтевых суставов. Развитие данных детей считается подпороговой нормой, однако, педагогически они неуправляемы. В раннем возрасте у больных зачастую отмечается задержка психического (инфантилизм с эйфорией) и речевого развития, обусловленная патологией развития нервной системы.
Другие особенности: низкорослость (135-145 см), патология полового развития, избыточная масса тела, общая диспластичность (неправильное телосложение), бочкообразная грудная клетка, деформация ушных раковин.
Интеллект у больных синдромом Шерешевского-Тернера практически сохранен, однако, частота олигофрении выше.
Причина фенилкетонурии – больные почки или печень матери.
Внешние признаки: мраморно-белая кожа, голубые глаза, пепельные волосы.
Причина синдрома Крузона – заболевание щитовидной железы у мамы.
Внешние признаки: большая голова, крючковатый нос.
Синдром Ниймеген – синдром хромосомных поломок, распространенный среди славян.
Внешние признаки: «птичья внешность», слегка раскосые глаза, бежевые пятна на коже, маленькая голова, довольно большой рот, худоба, замедленный рост.
Другие особенности: плохо развиты логическое мышление, долговременная память, моторика; эти дети подвержены частым респираторным заболеваниям, имеют большую склонность к онкологии. Как правило, общительны, имеют хобби, увлечения, добродушны, иногда пугливы.
Экзогенные нарушения делят на пренатальные (резус-фактор, алкоголизм, наркомания, токсоплазмоз и др.), натальные (скоростные / затяжные роды) и постнатальные, т.е. от момента родов до 2,5 лет (механические травмы, менингит).
II группа – дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Термин «задержка психического развития» появился в 1980-х годах. Дети с ЗПР показывают продвижение в учебе при условии, что их мало в классе и что используются специальные методы обучения.
Ядерный признак – незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в темпе психического развития, инфантилизм.
Выделяют ЗПР конституционального генеза, соматогенного происхождения (в этом случае болезнь «раскручивает» задержку), психогенного происхождения (дети, которые в раннем возрасте пережили жестокое обращение; у таких детей нарушена эмоциональная чувствительность), церебрально-органического происхождения («церебро» в переводе означает мозг), здесь присутствует локальное нарушение, дети при этом подвижны, энергичны, им полезно играть в футбол, хоккей – развивает и дисциплинирует.
III группа – поврежденное психическое развитие
Сюда включают детей, у которых произошли нарушения после 3-х летнего возраста. Старческие синдромы также относят к данной группе.
Ведущий признак – снижение интеллекта при общей сохранности интеллектуальных функций, мозаичность познавательной деятельности.
Поврежденное психическое развитие может возникнуть, например, как следствие сильного сотрясения мозга или гриппа.
IV группа – дефицитарное психическое развитие
Это интеллектуально сохранные дети, у которых нарушены «средства связи» с окружающим миром: глухие, слепые, с нарушениями речи, ДЦП.
Ядерный признак – локальное нарушение речевой, двигательной или сенсорной функции.
V группа – искаженное психическое развитие
Ядерный признак искаженного психического развития – тяжелое искажение эмоциональной сферы, тотальное нарушение коммуникативных функций.
Это дети, страдающие аутизмом, детской шизофренией (гебефренией).
Гебефрения – шизофрения подросткового возраста может выражаться в появлении в речи неологизмов (придуманных слов), витиеватом разорванном мышлении и речи.
Аутистов привлекает все, что страшно. Они проявляют особые таланты, любят музыку. Примеры аутистов представлены в литературе (Лужин у Набокова, Кай из «Снежной Королевы», Форест Гамп, Человек дождя).
Школа для аутистов находится по адресу г.Москва, ул. Кашенкин луг, д.10.
Аутисты часто западают на какую-либо деятельность. Избирательны в общении, более или менее общаются со взрослыми, и даже привязываются к ним, но не замечают других детей и животных. Не любят, когда к ним прикасаются. Часто прячутся. Нуждаются в любви.
Устная и письменная речь у аутистов, как правило, развита недостаточно, словарный запас невелик.
Аутизм и шизофрению определяют нарушение (разорванность) продуктивной деятельности.
VI группа – Дисгармоническое психическое развитие
Интеллектуально сохранны, но есть наслоения на слабую нервную систему.
Ядерный признак – нарушение поведенческих черт характера с акцентуацией.
Дополнительные источники информации по теме:
Д / ф «Клеймо»;
Д/ф «Антон тут рядом»;
Х/ф «Форест Гамп»;
Х/ф «Человек дождя»;
Х/ф «Внимание, черепаха»;
Х/ф «Восьмой день»;
Герцен «Доктор Крупов»