СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Исследовательский подход в преподавании биологии. Авторские приемы создания проблемных ситуаций на уроке»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

«Исследовательский подход в преподавании биологии. Авторские приемы создания проблемных ситуаций на уроке»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Исследовательский подход в преподавании биологии. Авторские приемы создания проблемных ситуаций на уроке»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Горностаева Валентина Васильевна,

учитель биологии


Методические рекомендации

«Исследовательский подход в преподавании биологии. Авторские приемы создания проблемных ситуаций на уроке»


Данные методические рекомендации могут оказать помощь учителям предметов естественного – научного цикла, студентам педагогических ВУЗов. В работе раскрываются способы формирования исследовательских навыков у школьников посредством методически правильной организации исследовательской деятельности, проведен анализ методов, форм и приѐмов организации исследовательской деятельности с точки зрения их целесообразности в урочной и внеурочной деятельности.

Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями;

Исследовательский подход в обучении позволяет сформировать все компонентов исследовательской культуры школьника:

• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

• специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах). Использование в практике обучения элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу направлять познавательную деятельность, помогая ребенку активно и самостоятельно выстраивать свой путь познания.

Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников — это проблемное обучение биологии, основа которого - проблемная ситуация. При планировании такого урока важно соблюдать следующие правило - проблемная ситуация должна мотивировать учащихся к исследовательской деятельности, заставлять учащихся осмысливать предложенную информацию, определять проблему, выдвигать гипотезы и определять пути поиска истины. Это всем известный алгоритм проблемного урока. Я же хочу остановиться на первом его этапе - создании проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации я рекомендую применять следующие приемы:

1. Информационный шок (подбор интересной, неожиданной, иногда парадоксальной информации о природном объекте, явлении, процессе) Например, при изучении темы «Состав и функции крови», предлагаю учащимся, ознакомится с высказыванием польского ученого Яна Янского «Алая жидкость, бегущая по сосудам, выдаст любую вашу тайну, как бы глубоко она ни была спрятана. Что вы едите, какой образ жизни ведете, в порядке ли обмен веществ, иммунная система и наследственность, в каком состоянии сердце, сосуды, печень и другие органы, какие болезни уже имеются или разовьются в будущем — обо всем этом расскажет капля крови. Помимо медицинских данных она выдаст и паспортные — приблизительный возраст, пол и даже национальную принадлежность.» Такая информация вызывает большой интерес, многие учащиеся, начинают оспаривать данное высказывание, и возникает проблемная ситуация, какие же тайны хранит кровь? Что же это за алая жидкость? А дальше по алгоритму можно совместно с учащимися выстраивать ход исследования и поиск путей решения проблемы. Такие факты заставляют искать дополнительную информацию, выходящую за рамки школьной программы.

2.Исторический факт. Человечество было убеждено в чудодейственной силе крови с древнейших времен. Еще Гомером описано шестое приключение Одиссея, который, пытаясь вернуть умершему пророку Тирессию сознание и дар речи, дал его тени выпить крови жертвенных животных. Гиппократ был убежден в эффективности лечения душевнобольных с помощью крови здоровых людей. В сочинениях Плиния и Цельса встречаются истории о том, что пожилые люди с целью омоложения принимали кровь умирающих гладиаторов. Известен случай, когда одряхлевший папа Иннокентий VIII тщетно пытался вернуть себе силу и молодость, употребив напиток, приготовленный из крови трех десятилетних мальчиков. Кровь употребляли с лечебной целью во время войн. Например, за египетскими войсками всегда следовали стада баранов, кровью которых лечили раненых. Древнегреческий царь Константин, страдавший проказой, использовал кровь для принятия лечебных ванн. Дети добавляют еще факты, связанные с использованием крови в лечебных целях. Возникает вопрос, почему именно кровь использовали в лечебных целях? Оправдано ли было такое применение крови? Могла ли кровь, применяемая таким способом, исцелить больного? Используется ли кровь в современном обществе и как? Анализ этих исторических фактов помогает определить проблему, сформулировать тему урока «Переливание крови», его цель и вопросы на которые предстоит ответить в ходе урока. 3.Поэтическая нота. Предлагаю учащимся отрывок из стихотворения, которое содержит информацию о строении или функциях определенного органа или организма. Например, при изучении темы «Значение органов чувств. Анализаторы», читаю стихотворение Ю. Друниной «Как объяснить» Как объяснить слепому, Слепому, как ночь, с рожденья, Буйство весенних красок, Радуги наважденье? Как объяснить глухому, С рожденья, как ночь, глухому, Нежность виолончели Или угрозу грома? Как объяснить бедняге, Рожденному с рыбьей кровью, Тайну земного чуда, Названного любовью? Какая проблема затронута в стихотворении? Почему она возникла? Или еще один прием использования стихов «Биологическая ошибка»

Отрывок из стихотворения К. Чуковского «Муха –цокотуха»

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верѐвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неѐ выпивает.

Какая биологическая ошибка закралась в текст?

4.Поговорка в помощь. Использование пословиц и поговорок для создания проблемных ситуаций. Например, при изучении темы «Класс ракообразные» я предлагаю учащимся объяснить следующие поговорки:

Покраснел как рак

Когда рак на горе свиснет

Я покажу тебе, где раки зимуют.

Объяснение Показать, где раки зимуют значение фразеологизма: жѐстко наказать, проучить Оборот, как предполагают, основан на реальных фактах. Раньше многие помещики уезжали на зиму из своих имений в города. И во время званых обедов среди прочих деликатесов были особенно популярны раки. Гурманы говорили, что они по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть буква «р», то есть с сентября по апрель. Но именно выражение: «я тебе покажу, где раки зимуют» стало настоящей угрозой. В это время раков ловить трудно: вода ледяная, раки прячутся. Вот и посылали за ними провинившихся крепостных крестьян.

По другой версии, выражение «показать, где раки зимуют» первоначально имело значение «утопить», так как раки часто зимуют на дне омута. Когда рак на горе свистнет значение фразеологизма: никогда Как известно раки живут в воде, и свистеть не умеют. Стало быть, событие, когда рак заберѐтся на гору, да ещѐ и свистнет, – просто невероятное. А потому и фразеологизм нужно воспринимать как шутливо-иронический. Если вам обещают сделать что-то, когда рак на горе свистнет, значит, не будет этого никогда. Примерно такой же смысл имеют выражения «после дождичка в четверг» и «приходи вчера».

Красный как рак значение фразеологизма: так говорят о том, кто покраснел от сильного волнения, смущения, или же обгорел на солнце В природе цвет раков в зависимости от местообитания варьируется от зеленовато-бурого до иссиня-коричневого. Такая расцветка делает их малозаметными на фоне тѐмного дна. Окраску панциря обеспечивает в основном краситель астаксантин, который в чистом виде имеет краснооранжевый цвет. В хитиновом панцире рака астаксантин комбинируется с разными белками, образуя пигменты жѐлтого, зеленоватого, голубого, синего, почти чѐрного цветов. При варке раков белки сворачиваются, их соединения с астаксантином разлагаются и краситель приобретает свой исходный красноватый цвет. Само же явление изменения цвета в кипящей воде вошло в язык ещѐ в древности. Выражение «красный как рак» имеют не только русские, но и немцы, итальянцы, французы. Не удивительно, что способность менять цвет панциря действовала на воображение древних людей магически. Многие считали рака целебным. Аристотель и Плиний рекомендовали настойку из рака, разрезанного на мелкие части, как средство против яда. Поэтому многие аптеки средневековой Европы именовались «Красный рак» и воспроизводили на вывесках его изображение. При изучении темы анализаторы для углубления понятия о строении анализатора предлагаю учащимся поговорку «Не верю глазам своим» С биологической точки зрения она ошибочна. Почему? Как правильно будет она звучать? (Глаз только рецептор, он воспринимает раздражение, анализ же осуществляет мозг и возникает зрительное ощущение.) Поэтому правильно эта поговорка должна звучать «Не верю мозгу своему» и в ходе урока учащиеся сами делают такой вывод и формируется четкое понимание функций, каждой части зрительного анализатора.

5.Реклама – двигатель познанья. Использования рекламных слоганов для создания проблемных ситуаций. Например, при изучении темы «Анализаторы» я предлагаю посмотреть рекламный ролик чая «Тесс» «Посмотри как вкусно, попробуй как красиво». Я спрашиваю учеников, что в ней не так? Почему автору за рекламу можно поставить 5, а за знания биологии 2? Очень важно то, что дети сами пытаются потом искать ошибки в рекламных слоганах.

6.Очевидное - невероятное. Прием, когда один биологический объект может служить моделью для изучения другого. Например, при изучении темы «Головной мозг человека» я приношу на урок грецкий орех и предлагаю учащимся назвать 5 общих признаков для двух объектов – головного мозга и ореха. (твердая скорлупа – череп, серое вещество покрывает сверху, внизу белое вещество, 2 полушария, наличие извилин и борозд) Или можно использовать и другие объекты. Например, при изучении темы «Губки» я приношу на урок губку для мытья посуды игрушку «Губка Боб» и спрашиваю, как они связаны с биологией, есть ли в природе организмы, которые стали прототипами для этих объектов? Что же у них общего? И возникает проблемная ситуация.

7. «Озвучка» В арсенале современного учителя достаточно много мультимедийных пособий. Эти пособия можно использовать и для создания проблемной ситуации. Например, диск 1С образование Биология 6 класс, содержит много интересных демонстраций опытов по фотосинтезу, дыханию, испарению воды листьями, корневому давлению. Я предлагаю учащимся посмотреть эксперимент, но при этом выключаю звук и дикторский текст, учащиеся не слышат. Потом предлагаю определить, с чем связано проведение опыта, что он позволяет установить. Естественно, что ученики затрудняются ответить на этот вопрос, возникает проблема, выдвигаются гипотезы, определяется траектория решения проблемы, и в конце исследования я предлагаю озвучить данную видеозапись опыта и объяснить его результаты. В ходе просмотра дети составляют дикторский текст, а затем в ходе просмотра уже со звуком сравнивают его с оригиналом и определяют степень совпадения. Эту работу можно организовывать в парах, группах или индивидуально.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!