СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине "Русский язык и литература". Блок "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к практическим занятиям по русскому языку. Авторы-составители Войтюлевич Л.А. и Шкотова Т.В. - преподаватели Муравленковского многопрофильного колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине "Русский язык и литература". Блок "Русский язык"»


Л.А. Войтюлевич

Т.В.Шкотова






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

(БЛОК РУССКИЙ ЯЗЫК)



Для студентов программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих


















г.Муравленко

Войтюлевич Л.А., Шкотова Т.В. Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Русский язык и литература» (блок «Русский язык») для студентов программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2016. - 34 с.




Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин.

Протокол № от _____










Автор-составитель:

Войтюлевич Лариса Александровна, Шкотова Татьяна Владимировна, преподаватели высшей квалификационной категории ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж».




Внутренние эксперты:

Внешний эксперт:











Методические рекомендации к практическим занятиям адресованы студентам очной формы обучения и включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, обеспеченность занятия, задания для практической работы студентов, инструкции по их выполнению и отчет.

Методические рекомендации к практическим занятиям являются частью программы подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих.

Методические рекомендации по организации, выполнению, планированию и оцениванию практических занятий студентов. В пособии приведены виды практических занятий, указана деятельность преподавателя, студента, критерии оценивания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Уважаемый студент!



Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Русский язык и литература» для студентов специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих созданы помочь Вам обобщить систематизировать и углубить теоретические знания.

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Русский язык и литература» представлены в двух блоках: блок «Литература» и блок «Русский язык».

Приступая к выполнению практическому занятию, Вам необходимо внимательно прочитать цели, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическому занятию необходимо для допуска к экзамену по дисциплине «Русский язык и литература», поэтому в случае отсутствия на занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие, Вы должны найти время для ее выполнения и пересдачи.

Если в процессе подготовки к практическому занятию у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения консультации.



Желаем Вам успехов!


























СОДЕРЖАНИЕ



Содержание



Пояснительная записка

3


Содержание практических занятий. Блок «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Критерии оценки практического занятия


5


31

Список использованных источников


32

Приложение

33







































СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



п/п

Тема /Виды работ


Кол-во часов


Тема 3.1Язык и речь. Функциональные стили речи


1

Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи

2

2

Научный стиль речи

2

3

Жанры официально-делового стиля

2

4

Текст как произведение речи

2

5

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2

6

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи

2


Тема 3.2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография


7

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения

2


Тема 3.3 Лексикология и фразеология


8

Прямое и переносное значение слова

2

9

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

2

10

Контекстуальные синонимы и антонимы

2

11

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас.

2

12

Профессионализмы. Терминологическая лексика

2


Тема 3.4 Морфемика, словообразование, орфография


13

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

2


Тема 3.5 Морфология и орфография


14

Имя числительное.

2

15

Глагол.

2

16

Причастие.

2

17

Деепричастие.

2

18

Наречие. Слова категории состояния.

2

19

Служебные части речи (предлог, союз).

2


Тема 3.6 Синтаксис и пунктуация


20

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

2

21

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами

2

22

Сложноподчиненное предложение

2

23

Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи

2

24

Бессоюзное сложное предложение

2

25

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2


На блок «РУСКИЙ ЯЗЫК»

50



















Практическое занятие № 38

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку


Студент должен:

уметь:

определять принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю;

проводить лингвистический анализ текстов разговорного стиля;

находить черты каждого функционального стиля.

знать:

особенности функциональных стилей;

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

1 рассказ В. М. Шукшина «Хозяин бани и огорода»

2 Немченко, В. H. Грамматическая терминология [Электронный ресурс]: словарь-справочник / В. Н. Немченко. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 592 с.

3 карточки-задания


Краткие теоретические материалы по теме практической работы

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/94p


Задания к практическому занятию:

-изучите предложенную литературу по теме «Художественный стиль речи»;

-с помощью основной и дополнительной литературы выделите основные средства художественной выразительности, дайте им определения, подберите примеры.

Задание может быть выполнено в форме таблицы:

Средства выразительности

Определения

Примеры из художественной литературы





Инструкция по выполнению практического занятия:

1 Внимательно прочитайте задание.

2 Повторите необходимые теоретические сведения для выполнения практической работы.

3 Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

4 Правильный ответ каждого задания оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Дайте определение публицистическому стилю речи.

2 Укажите основные черты публицистического стиля речи.

3 Дайте определение художественному стилю речи.

4 Укажите основные черты художественного стиля речи.

5 Дайте определение понятия лингвистический анализ текста.



Практическое занятие №39

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ


Цель работы: повторение и закрепление знания и умения по определению стилей речи.

Студент должен:

знать:

  • сферу применения, особенности научного и официально-делового стилей;

  • формы деловых документов;

уметь:

  • составлять основные деловые документы (заявление, резюме, доверенность и другие).

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. / Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд. испр. – М.: ООО Изд – во Оникс, ООО Изд – во Мир и Образование, 2007.

карточки-задания

Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Нау́чный стиль –функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи

Ссылка: https://infourok.ru/spravochnik-tekst-stili-rechi-tipi-rechi-655549.html


Задание к практической работе:

– изучите предложенную литературу;

– самостоятельно подберите текст научного стиля, докажите его принадлежность к указанному стилю, выделив его стилеобразующие черты. Заполните таблицу:

Стилеобразующие черты

Примеры из текста



– выбранный текст необходимо приложить к работе.


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Как вы понимаете значение выражения «стили речи»?

2 Какие стили речи вам известны?

3 На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?

4 Какие имеет признаки в сфере употребления


Практическое занятие № 40

ЖАНРЫ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ


Цель работы:

Студент должен:

знать:

сферу применения, особенности научного и официально-делового стилей;

формы деловых документов;

уметь:

составлять основные деловые документы (заявление, резюме, доверенность и другие).

иметь сформированные компетенции: ОК3. ОК4; ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

1 Введенская, Л. А. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 58-62.

2 Немченко, В. H. Грамматическая терминология [Электронный ресурс]: словарь-справочник / В. Н. Немченко. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 592 с.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 сл. / Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд. испр. – М.: ООО Изд – во Оникс, ООО Изд – во Мир и Образование, 2007.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы по теме практической работы

Официа́льно-делово́й стиль-функциональный стиль речи, средство письменного общения в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику

Ссылка: https://infourok.ru/spravochnik-tekst-stili-rechi-tipi-rechi-655549.html

Задания к практическому занятию:

-изучите предложенную литературу;

-самостоятельно подберите текст официально-делового стиля речи, докажите его принадлежность к указанному стилю, выделив его стилеобразующие черты. Заполните таблицу:

Стилеобразующие черты

Примеры из текста



– выбранный текст необходимо приложить к работе.


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Как вы понимаете значение выражения «стили речи»?

2 Какие стили речи вам известны?

3 Где вы могли бы встретить слова этого стиля речи?

4 Какие имеет признаки в сфере употребления


Практическое занятие №41

ТЕКСТ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧИ


Цель работы: повторение и закрепление знания и умения по построению текста, способу связи предложений в тексте; выявлению средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием.


Студент должен:

знать:

особенности лексики, синтаксиса, изобразительно-выразительных средств каждого функционального стиля речи;

уметь:

проводить лингвостилистический анализ текста;

применять правила, изученные по теме «Функциональные стили речи».

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

1 карточки-задания

2 Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

3 Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Текст (от лат. textus -«ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание») -зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов

Ссылка: https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/tekst-74674.html


Задания к практическому занятию:

-изучите предложенную литературу;

-самостоятельно дополните перечень источников на основе Интернет-ресурсов;

-напишите план-конспект по обозначенной теме, пользуясь алгоритмом.


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что такое текст?

2 Любая ли группа предложений будет текстом?

3 Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

4 Какой из предложенных способов связи предложений в тексте вы выберете?



Практическое занятие № 42

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ (ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ).


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку

Студент должен:

знать:

общую характеристику форм речи;

основные требования к речи;

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; в собственной речи устранять недочёты, связанные с употреблением частей речи, сложных и простых предложений.

иметь сформированные компетенции: ОК2. ОК3, ОК4

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Введенская, Л. А. Средства речевой выразительности / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 81-91.

карточки -задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Повествование-смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Описание-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Рассуждение-смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Ссылка: https://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php


Задания к практическому занятию

Определите, к какому функциональному стилю принадлежат приведенные ниже тексты. Ответ аргументируйте.

1) Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.

2) К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт.

Согласно параграфу №… в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

3) У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:

- Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу.

"Приезжай, - говорит, - мама, шибко я по тебе соскучился".

Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал, что, а бабка ей громко:

- Оно, знамо дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только на карточке. Да шибко уж страшно...

Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать:

- Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать...

Видно было, что все ей советуют ехать.

4) ...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

5) Функциональные стили как системы речевых средств отличаются, прежде всего, тем, что эти средства обладают необходимым качеством - функциональной целесообразностью употребления. Эти специфические для каждого стиля средства определяются условиями, целями и задачами конкретного общения, т.е. экстралингвистическими факторами, и не разрушают единой системы общелитературного языка, который является нейтральной основой разных стилей. Специфические функциональные речевые средства и нейтральные общелитературные находятся в постоянном взаимодействии. Их соотношение между стилями и в пределах каждого функционального стиля изменчиво: общелитературные средства могут обособляться и закрепляться за определенной сферой общения, и, наоборот, специфические средства - переходить в разряд нейтральных.

6) Реклама работает на подсознательном уровне, обращается к иррациональному в природе человека. Ее влияние и глубже, и сильнее, чем мы думаем, потешаясь над каким-нибудь слабоумным персонажем вроде пропагандиста бытовой техники. Кого и в чем может убедить этот шут гороховый? Оказалось - нас. Но не в том, что его товары дешевле и лучше, а совсем в другом - в преимуществе нового образа жизни.

От рекламы не требуется реализма. Задавая высокие нравственные стандарты, она порождает особое позитивное мышление. Задача рекламы состоит в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отождествить себя с героем "коммершелз". Тогда он купит сковородку не для того, чтобы жарить яичницу, а для того, чтобы стать участником идеальной экранной жизни.


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что такое текст?

2 Как связываются предложения в тексте?

3 Что такое тема текста?

4 Что такое основная мысль текста?


Практическое занятие № 43

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СТИЛЕВЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

общую характеристику форм речи;

основные требования к речи;

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; в собственной речи устранять недочёты, связанные с употреблением частей речи, сложных и простых предложений.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания

Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Диалог-разговор двух или нескольких персонажей. Диалект-это особый язык, который использует для общения отдельная группа лиц. Как правило, эти люди проживают на одной территории или принадлежат к одному социальному статусу и профессии

Ссылка: http://www.distribut.net/article/print-233.html


Задание к практическому занятию

Письменно ответьте на вопросы:

1Дайте понятие стиля речи. Назовите характерные признаки каждого из стилей.

2Расскажите об особенностях лексики научного стиля. Раскройте понятие термина. В чем особенности синтаксиса этого стиля.

3Расскажите о лексических, морфологических и синтаксических особенностях публицистического стиля речи.

4 В чем отличие официально-делового стиля от других стилей речи?

5Что такое язык художественной литературы? Какие изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы вы знаете? Назовите основные тропы и стилистические фигуры.

Узнайте стили по их характеристикам:

Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Вспомните, что такое текст?

2 Назовите признаки текста?

3 Какие типы речи вы знаете?

4 Что такое повествование? Описание? Рассуждение?

5 Какой вопрос мы поставим к тексту-повествованию?

6 Тексту-описанию?

7 Тексту-рассуждению?


Практическое занятие № 44

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ И НОРМЫ УДАРЕНИЯ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

орфоэпические нормы в устной речи и при чтении;

происхождение и состав русского алфавита;

уметь:

провести комплексный анализ слова, текста;

различать фонетические, традиционные и дифференцирующие написания;

работать с современными орфографическими словарями и справочниками.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

1 Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

2 карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Орфоэпические нормы русского языка - это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Орфоэпия (греч. orthos - правильный, epos - речь) - это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы, это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.

Ссылка: https://www.calc.ru/Orfoepicheskiye-Normy-Russkogo-Yazyka.html


Задание к практическому занятию

Письменно от существительных трех групп образуйте формы им. п. мн. числа и на всех словах поставьте ударение

Инженер - инженеры, офицер - офицеры, пионер - пионеры.

Дом - дома, лес - леса, город - города.

Слесарь - слесари, слесаря; токарь - токари, токаря; штурман - штурманы, штурмана.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Фонетика–это…

2 Графика–это..

3 Орфоэпия–это…

4 Звуки речи–это…


Практическое занятие №45

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

лексика как система;

особенности прямого и переносного значений слова;

изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

уметь:

определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

находить написания, которые определяются лексическим значением слова;

пользоваться основными способами проверки написаний;

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Переносное значение слов - это нередко явление, вызванное их многозначностью. В научном языке оно носит название «Полисемия». Часто у одного слова существует не одно устойчивое значение. Кроме того, у людей, пользующихся языком, нередко возникает потребность назвать новое явление, которое пока не имеет лексического обозначения.

Ссылка: https://studfiles.net/preview/5911069/page:7/


Задание к практическому занятию

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины…

О чем текст? Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

Объяснить орфограммы. Найдите слова, употребленные в переносном значении


Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что изучает лексикология?

2 Как называется словарный состав языка?

3 Как называется словарный запас одного человека?

4 Как вы думаете, что значит общеупотребительная лексика?

5 Как вы думаете, какая лексика относится к необщеупотребительной?

6 К необщеупотребительной лексике относится 3 вида: диалектная, …..

7 Как вы думаете, где используется профессиональная лексика?

8 Что означают термины «устаревшие» и «новые» слова?.

9 По происхождению лексика бывает исконно русской и ….Ваши предположения, что это означает?


Практическое занятие № 46

ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ПАРОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ

Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

признаки «заимствованности» слова;

пути проникновения в русский язык иностранных слов;

особенности русского речевого этикета;

уметь:

определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

пользоваться толковыми словарями;

работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов, другими лексикологическими и специальными словарями

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Паронимы- это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением.

Омонимы -это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например: В полях, не кошенных косой, Все утро дождик шел косой. Синонимы -это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/24-leks


Задание к практическому занятию

Синонимы - это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

К данным словам подобрать и записать синонимы.

Товарищ - ________________________ Большой - ___________________________

Безмолвие -_______________________ Храбрый- ____________________________

Неправда - _______________________ Худой - ______________________________

Команда - ________________________ Смеяться -____________________________

Солдат- __________________________ Колотить - ___________________________

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что изучает лексикология?

2 Как называется словарный состав языка?

3 Как называется словарный запас одного человека?

4 Как вы думаете, что значит общеупотребительная лексика?

5 Что такое омонимы?

6 Что такое синонимы?



Практическое занятие № 47

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

признаки «заимствованности» слова; пути проникновения в русский язык иностранных слов; особенности русского речевого этикета;

уметь:

определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

пользоваться толковыми словарями;

работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов, другими лексикологическими и специальными словарями, содержащими профессиональную лексику по специальности студентов.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Антонимы, которые могут быть противоположные только в тексте, если же их различать без текста, то они не будут антонимами

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/24-leks


Задание к практическому занятию

Определите в тексте лексические синонимы и антонимы, стилистические, контекстуальные

Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. Но ведь если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что такое контекстуальные синонимы?

2 Что такое контекстуальные антонимы?

3Что изучает лексикология?

4 Как называется словарный состав языка?

5 Как называется словарный запас одного человека?



Практическое занятие №48

РУССКАЯ ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

особенности русского речевого этикета; отличие фразеологизма от слова;

уметь:

различать принадлежность слова к определенному пласту лексики русского языка;

понимать стилевую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;

работать фразеологическими словарями и словарями крылатых слов, пословиц и поговорок.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Активный словарный запас-этот тот объем слов, которые человек регулярно слышит и употребляет, не задумываясь, которыми человек пользуется постоянно в быту, в обычной жизни

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/24-leks


Задание к практической работе

Укажите правильный вариант словосочетания.

а) гуманное решение б) гуманитарное решение

а) жёсткий поступок б) жестокий поступок

а) успевающий человек б) преуспевающий человек.

решающий человек б) решительный человек

а) выглядеть комично б) выглядеть комически.

а) слова осуждения б) слова обсуждения

а) абонент не отвечает б) абонемент не отвечает

а) освободительное движение б) освобождённое движение

а) человеческий род б) человечный род.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что изучает лексикология?

2 Как называется словарный состав языка?

3 Как называется словарный запас одного человека?

4 Как вы думаете, что значит общеупотребительная лексика?


Практическое занятие № 49

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

признаки «заимствованности» слова; пути проникновения в русский язык иностранных слов; особенности русского речевого этикета;

уметь:

определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилевой окраске);

пользоваться толковыми словарями; работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов, другими лексикологическими и специальными словарями, содержащими профессиональную лексику по специальности студентов.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Профессионализмы-слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе: камбуз, кок, склянка-в речи моряков; шапка, подвал, полоса в речи журналистов.

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/24-leks


Задание к практическому занятию

Вставить пропущенные буквы. Определите значение слов.

Туш. . вка, п. . рсон. . лизация стрижки, п. . нтирование, слайс. . нг, ф. . лировка, ок. . нтовка, гр. .дуирование, п. . рик, . . бесцвечивание, бл. . ндирование, ис. . кус. . тво, профес. . ия. з. . вивка, эстет. . ка, пр. . цедура, окраш. . вание, б. . гуди, мас. . аж, шинь. . н, д. . зинфицирование, щипц. , от. . нки цвета, прич. . ска. . (проверка: тушевка, персонализация, понтирование, слайсинг, филировка, дезинфицирование, окантовка, градуирование, парик, обесцвечение, блондирование, искусство, профессия, завивка, эстетика, процедура, окрашивание, бигуди, массаж, шиньон, прическа, щипцы, оттенки цвета.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Что такое профессионализмы?

2Что изучает лексикология?

3 Как называется словарный состав языка?

4 Как называется словарный запас одного человека?

5 Как вы думаете, что значит общеупотребительная лексика?



Практическое занятие №50

ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ



Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

имя существительное как часть речи; правила написания имён существительных; лексико-грамматические разряды имён существительных; основные категории имён существительных (род, число, падеж);

уметь:

отличать имена существительные и их грамматические признаки, категории от признаков и категорий других частей речи; правильно образовывать формы имён существительных;

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

1 Лекант, П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2 Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Правило проверки безударных гласных ударением не распространяется на корни с чередующимися гласными. Написание чередующихся гласных в корнях слов -и; о-а; а, я-им, ин) регулируется особыми правилами.

Ссылка: https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke


Задания к практическому занятию:

1 Выберите и назовите из этих слов: заря, присмотреться, прикасаться, прибираю, приходить, пригореть, росток, вытирать, преломление, играться, хожу.

1Слова, образованные приставочным способом.

2Слово, в котором согласная корня изменится после приставки на согласную.

3Слова, в которых безударную гласную корня можно проверить ударением.

4 Слова с чередующимися гласными.

5 Слова- исключения.

6Однокоренные слова.

7 Слова, написание корня которых зависит от наличия суффикса.

8Слова, основа которых равна корню.

2 Изучите литературу по теме «Способы словообразования»; заполните предложенную таблицу (дополнительно)

Способы словообразования

Примеры (3-4)



Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Орфография– это…

2Сфера орфографии– это…

3 Русская орфография— это…

4 Разделы орфографии— это….

5Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что….



Практическое занятие № 51

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

имя числительное как часть речи; разряды имён числительных; правила правописания имён числительных;

уметь:

грамотно склонять имена числительные в письменной и устной речи; отличать имена числительные от других частей речи; исправлять и аргументировать ошибки в употреблении имён числительных.

иметь сформированные компетенции: ОК3, ОК4

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Имя-числительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов.

Ссылка: http://www.gramota.tv/spravka/rules


Задание к практической работе:

-изучите литературу по теме «Склонение числительных»;

-просклоняйте числительные 84, 483, 555, 1995.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Имя числительное-это…

2.На какие вопросы отвечает?

3 Как изменяется?

4 Чем является в предложении?

5Перечислите морфологические признаки ?



Практическое занятие №52

ГЛАГОЛ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

глагол как часть речи; спряжение глагола; категории лица, числа, времени, наклонения глагола; словообразование глаголов; правила написания глаголов.

уметь:

применять на письме правила написания глаголов (окончаний, правописание с НЕ, суффиксов и других); находить и исправлять ошибки, аргументируя свои действия, в образовании и употреблении глаголов.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

карточка-задание


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Глагол-знаменательная часть речи, объединяющая в своём составе слова, обозначающие действие или состояние

Ссылка: https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke


Задание к практическому занятию:

-изучите литературу по теме «Глагол»;

– выполните задание:

1Определите спряжение глаголов: выходить, узаконить, вытащить, бриться, дышать, засмотреться.

2Определите вид глаголов: разжечь, раскалывать, уничтожать, разбросать, подытожить, отправить.

3Определите переходность/непереходность глаголов: укоротить путь, отправиться в путь, рассказать анекдот, позвонить рано, поймать вора.

4Составьте по два-три предложения: а) с глаголом в изъявительном наклонении; б) с глаголом в повелительном наклонении; в) с глаголом в сослагательном наклонении.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Глагол-это…

2.На какие вопросы отвечает?

3 Как изменяется?

4 Чем является в предложении?

5Перечислите морфологические признаки ?


Практическое занятие № 53

ПРИЧАСТИЕ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

причастие как часть речи; образование причастий;

временные значения причастий; орфограммы и пунктограммы по теме «Причастие»;

уметь:

отличать причастие от прилагательного и глагола; правильно образовывать формы причастия; правильно писать суффиксы причастий; применять на письме орфограммы по теме «Причастие».

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

1 Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

2 Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 179 с.

3 Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. Ч.1 / Н.Г. Ткаченко. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 256 с.

карточка-задание


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Прича́стие- особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного

Ссылка: https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke


Задания к практическому занятию:

– изучите литературу по теме «Правописание суффиксов причастий»;

– заполните таблицу

Н

НН

условия

примеры

условия

примеры






Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Причастие-это…

2.На какие вопросы отвечает?

3 Как изменяется?

4 Чем является в предложении?

5Перечислите морфологические признаки ?


Практическое занятие №54

ДЕЕПРИЧАСТИЕ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

деепричастие как часть речи; образование деепричастий; временные значения деепричастий; категорию вида; орфограммы и пунктограммы по теме «Деепричастие»;

уметь:

отличать деепричастие от наречия и глагола; правильно образовать форма деепричастия;

исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота; применять орфограммы и пунктограммы по теме «Деепричастие».

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Деепричастие-это особая неизменяемая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым

Ссылка: https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke

Задание к практическому занятию.

Найдите деепричастия в этих пословицах

Не давши слова, крепись, а давши - держись.

Не зная броду, не суйся в воду.

Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

Снявши голову, по волосам не плачут.

Что имеем, не храним, потерявши плачем.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Деепричастие-это…

2.На какие вопросы отвечает?

3 Как изменяется?

4 Чем является в предложении?

5Перечислите морфологические признаки ?


Практическое занятие № 55

НАРЕЧИЕ. СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

наречие как часть речи;

разряды наречий по значению;

степени сравнения наречий;

уметь:

образовывать степени сравнения наречий;

использовать местоимённых наречий для связи предложений в тексте;

отличать слова категории состояния от слов-омонимов и употреблять их в речи.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Ткаченко, Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч. Ч.1 / Н.Г. Ткаченко. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 256 с.

карточка-задание


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Наре́чие (термин образован ка́лькой с лат. adverbium)-неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака

Ссылка: https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke


Задание к практическому занятию:

-изучите литературу по теме «Правописание наречий»;

-заполните таблицу

Слитно

Раздельно

Через дефис

Условия

примеры

условия

примеры

условия

примеры








Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Наречие-это…

2.На какие вопросы отвечает?

3Чем является в предложении?

4Перечислите морфологические признаки ?



Практическое занятие № 56

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (ПРЕДЛОГ, СОЮЗ)


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

особенности правописания служебных частей речи (предлогов, союзов, частиц);

классификацию предлогов, союзов, частиц;

грамматические отношения, выражаемые при помощи предлогов и союзов;

стилистическая характеристика предлогов, союзов, частиц;

уметь:

правильно употреблять предлоги с нужным падежом;

выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;

употреблять частицы для выражения смысловых оттенков.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла

Ссылка: https://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke


Задания к практическому занятию:

Подготовиться к блиц- опросу

1Служебные части речи, которые служат для связи слов в предложении-это (союз)

2Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)

3Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)

4Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)

5Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)

6Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)

7Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)

8Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)

9Частица - это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.

10Чем отличаются они от самостоятельных частей речи?

11Какие разряды частиц вы знаете? Приведите примеры

2.Работа по правописанию частиц.

Индивидуальная работа по карточкам двух учеников на доске.

1Раскрыть скобки «Слитное и раздельное написание «не» «ни» с разными частями речи»

(Ни)чем (не) нарушаемая тишина, (не)повторимый запах весны, (не)приведена в порядок, (не)чего надеяться, (не)яркое пламя, чувствовал себя (не)уверенно, (не) ожиданно приехавшие, (не)заменят (ни)когда свободы, указал на (не) справедливость.

2. Правописание частиц бы и же, ли.

Что(бы) тебе подарить? Проверь что(бы) прогноз погоды был точным. Так(же), как и её родители, Варя всегда говорила правду. Прочитай то(же) стихотворение, с которым выступала вчера. Я так(же) с ним согласна. Можно(ли) написать сочинение в один вечер?

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Служебные части речи -это…

2 Какую роль играют в предложении и в словосочетании?



Практическое занятие №57

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

группы сложносочинённых предложений по значению и союзам;

правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях;

уметь:

определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению;

различать простые предложения с однородными членами от сложносочинённых предложений;

расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом;

расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях, одна из частей которого односоставное предложение.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:


Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Сложное предложение- объединение по определенным грамматическим правилам двух или более простых предложений на основе грамматической связи.

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/170-sin

Задания к практическому занятию:

1 Составьте схемы простых и сложных предложений.2 Спишите сложные предложения. Определите, сколько в нём простых предложений и разделите их запятыми. Расскажите по плану себе или кому-нибудь, как вы будете выполнять задание. План действий пишу: Ириша вдруг остановилась лицо её покраснело и глаза налились слезами. Ищу слова-действия (сказуемые): Ириша вдруг остановилась лицо её покраснело и глаза налились слезами. Ищу названия предметов, которые выполняют эти действия (подлежащие):

остановилась - Ириша

покраснело - лицо

налились - глаза

Три основы,

значит, три

предложения


Отделяю предложения запятыми: Ириша вдруг остановилась, лицо её покраснело, и глаза налились слезами.

Упражнение

Мороз-Воевода шагает по замёрзшей воде и в его косматой бороде играет яркое солнце.

Лето подходило к концу и на улицах зацвели самые красивые цветы.

Лишь только хозяйка ушла в дом курица слетела с колодца.

Павлик так неожиданно бросился на шею бабушке что она упустила из рук чашку.

Весь порошок так и посыпался на пол пилюли покатились в разные стороны.

Фронт совсем недалеко и в медсанбат везут раненых бойцов.

Один за другим люди вошли в дом и до нас донеслись их приглушённые голоса.

Машенька ничего не видела вокруг потому что её новая шляпка сдвинулась на самые глаза.

Лесник внёс в сторожку охапку дров и скоро из трубы повалил дым.

За воротами был большой двор, а справа виднелась конюшня с лошадьми.

Играют волны ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1Какие члены предложения называются главными?

2Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?

3 Что такое грамматическая основа предложения? 

4 Какие союзы соединяют части сложносочиненных предложений?


Практическое занятие № 58

СИНОНИМИКА СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЮЗАМИ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

группы сложносочинённых предложений по значению и союзам;

правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях;

уметь:

определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению;

различать простые предложения с однородными членами от сложносочинённых предложений;

расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом;

расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях, одна из частей которого односоставное предложение.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Сложносочинённое предложение (ССП)-сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/170-sin


Задание к практическому занятию

Работа с текстом. 1.Проверить правильность пунктуационного оформления текста и указать случаи, где возможна вариантная постановка знаков препинания.2. Подготовить сообщение на тему «Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения)».

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1Какие члены предложения называются главными?

2Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?

3 Что такое грамматическая основа предложения? 

4 Какие союзы соединяют части сложноподчиненных предложений?



Практическое занятие № 59

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

общую характеристику сложноподчинённых предложений;

принципы классификации сложноподчинённых предложений;

уметь:

находить главное и придаточное предложения. Устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;

определять средства связи придаточного предложения с главным;

расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложения;

схематически изображать структуру сложноподчинённого предложения;

различать виды придаточных предложений.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Сложноподчиненные предложения - это сложные предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/170-sin


Задание к практическому занятию

Работа с текстом. 1.Проверить правильность пунктуационного оформления текста и указать случаи, где возможна вариантная постановка знаков препинания.

2.Подготовить сообщение на тему «Синонимика сложноподчиненных предложений».

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1Какие члены предложения называются главными?

2Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?

3 Что такое грамматическая основа предложения? 

4 Какие союзы соединяют части сложноподчиненных предложений?



Практическое занятие № 60

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАЗНЫХ ТИПАХ И СТИЛЯХ РЕЧИ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

общую характеристику сложноподчинённых предложений;

принципы классификации сложноподчинённых предложений;

уметь:

находить главное и придаточное предложения. Устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;

определять средства связи придаточного предложения с главным;

расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложения;

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Тип речи - это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности.

Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/170-sin


Задание к практическому занятию

– изучите литературу по теме;

– выполните тестовые задания:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

1. Он сумел заметить сдержанную оживленность (1) играющую в лице Анны (2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой (4) изгибавшей ее румяные губы.

А) 1, 4 Б) 2, 3, 4 В) 1, 2, 3 Г) 4

2. Снежок (1) выпавший ночью (2) тая у нас на глазах (3) делает склон еще более скользким.

А) 1, 2 Б) 1, 2, 3 В) 1, 3 Г) 2, 3

3. За дорогой (1) блестевшей мелкой муравой (2) рожь (3) клонясь в вечернем свете (4) лоснилась против солнца (5) уходившего в небо.

А) 1, 3, 4, 5 Б) 1, 2, 3, 4, 5 В) 2, 3, 4, 5 Г) 1, 2, 3, 4

4. Алексей обратил внимание на ее взгляд (1) доверчивый (2) и одновременно (3) озабоченный (4) совсем ей не присущий.

А) 1, 4 Б) 1, 2, 4 В) 1, 3, 4 Г) 2, 3, 4

5. Оставаться в крепости (1) подвластной Пугачеву (2) и управляемой Швабриным (3) было невозможно.

А) 1, 2 Б) 1 В) 1, 3 Г) 1, 2, 3

6. Возмущенный до глубины души (1) он (2) стиснув зубы (3) и сжав кулаки (4) бросился на них.

А) 1, 2, 4 Б) 2, 4 В) 1, 2, 3, 4,

7. Ущелья (1) усеянные громадами скал (2) и (3) остроглавые гребни (4) пересекающие белогорья (5) были для нас серьезными препятствиями.

А) 1, 2, 3, 4, 5 Б) 1, 2, 3, 4 В) 1, 2, 3, 5 Г) 1, 2, 4, 5

8. Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

А) 2, 3 Б) 1, 2, 4 В) 2, 4 Г) 1, 3, 4

9. Ручеек (1) добежавший до моря (2) увидя перед собой неоглядные просторы (3) не должен забывать родник (4) начавший его путь.

А) 1, 3, 4 Б) 2, 3, 4 В) 1, 2, 4 Г) 1, 2, 3, 4

10. Алексей (1) улыбающийся (2) и (3) сдерживающий волнение (4) поднялся (5) опираясь руками на стол.

А) 1, 2, 5 Б) 1, 2, 3, 4 В) 1, 2, 3 Г) 1, 4, 5

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:


Практическое занятие №61

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку


Студент должен:

знать:

союзные и бессоюзные предложения; типы бессоюзных сложных предложений.

пунктуационные правила по теме;

уметь:

устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

выбирать знаки препинания с учётом интонационных и грамматических особенностей бессоюзного сложного предложения;

производить синонимическую замену предложений и составлять предложения по схемам.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Бессою́зное сло́жное предложе́ние-сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/170-sin


Задание к практическому занятию

– изучите литературу по теме;

– заполните предложенную таблицу:

Виды предложений

примеры

по цели высказывания


по эмоциональной окраске


по структуре


утвердительные и отрицательные


2 подберите по два-три примера из художественной литературы к случаям, когда:

а) слова автора стоят перед прямой речью;

б) слова автора стоят после прямой речи;

в) слова автора разрывают прямую речь

г) прямая речь находится внутри слов автора

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1Какие члены предложения называются главными?

2Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?

3 Что такое грамматическая основа предложения? 

4 Какие союзы соединяют части сложноподчиненных предложений?

Практическое занятие №62

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ


Цель работы: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по русскому языку

Студент должен:

знать:

период; пунктуационные правила по теме;

уметь:

правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, составлять схемы предложений.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

Антонова, Е.С. Русский язык: учеб. пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2014. – 176 с.

карточки-задания


Краткие теоретические материалы к практическому занятию

Сочинительная связь присутствует в равноправных частях: Такая связь между словами в сочинительных словосочетаниях Подчинительная связь объединяет главную часть и зависимую. Такая связь бывает в подчинительных словосочетаниях

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/170-sin


Задание к практическому занятию:

– изучите литературу по теме;

– выполните задание:

Распределите предложения по группам: а) определенно-личные; б) неопределенно-личные; в) обобщенно-личные; г) безличные; д) назывные:

1. Вот заскрипело где-то вдалеке, завыло прерывисто и печально. 2. Ветер, ветер на всем белом свете. 3. Хочется сесть у костра, слушать шум леса и треск дров. 4. Пустой мешок не поставишь стоймя. 5. Стою один среди равнины голой. 6. Что нового в газетах пишут? 7. Смеркается зимой рано. 8. Не хочу ни утомлять, ни расстраивать вас. 9. Вижу его лицо, простое, загорелое. 10. Волны, чайки и свежий ветер. 11. Повеет полем, первой бороздой. 12. Что посеешь, то и пожнешь. 13. Вам звонят. 14. Давай останемся здесь до завтра. 15. За окном темнеет.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий (смотрите в приложении)

Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 Когда ставится точка?

2 Когда ставится двоеточие?

3 Когда ставится вопросительный знак?

4 Когда ставится тире в предложении?


Критерии оценки практического занятия

  1. Понимание темы, цели практического занятия

  2. Уровень усвоения понятий, терминов

  3. Знание правил работы с компьютером, свобода оперирования с компьютером, осмысленность действий

  4. Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения выводов, обобщений

  5. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)

  6. Интенсивность и качество самостоятельной работы

  7. Умение проводить анализ полученных результатов

  8. умение обратиться за помощью

  9. Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений

  10. Оценкой за самостоятельную подготовку к практической работе является оценка за выполненную практическую работу на аудиторном практическом занятии, с учетом вышеперечисленных критериев.

5 «отлично» выставляется, если студент:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

-изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.

4 «хорошо», если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

3 «удовлетворительно» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

2 «неудовлетворительно» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для учреждений сред. проф. Образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2014. -179 с.

  2. Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2014. - 176 с.

  3. Золотарёва, И.В., Михайлова, Т.И Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. В 2 ч/. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова – М.: Вако, 2013. -232с.

Интернет-ресурсы

  1. Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru.

  2. Русский язык [Электронный ресурс]: словарь. – Режим доступа: http://www.grarmota.ru.

  3. Словари [Электронный ресурс]: словарь. – Режим доступа: www.slovari.ru/dictsearch.

  4. Справочная служба русского языка [Электронный ресурс]: справочник. – Режим доступа: www.spravka.gramota.ru.

  5. Учебник грамоты [Электронный ресурс]: учебник. – Режим доступа: www.gramota.ru/class/coach/tbgramota.

Энциклопедия «Языкознание» [Электронный ресурс]: энциклопедия. – Режим доступа: www.russkiyjazik.ru

































ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  1. соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  2. максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  3. поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  4. использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  5. использование последних версий программного обеспечения.




Методические рекомендации по составлению плана

План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи и позволяет обучающимся:

  1. восстановить в памяти содержание источника;

  2. составить записи разного рода;

  3. ускорить проработку источника информации;

  4. организовать самоконтроль;

  5. сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.


Методические рекомендации по составлению тезисов

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т.п.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно;

всегда имеют доказательства;

всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал.

Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Ознакомиться с содержанием материала.

  2. Разбить текст на смысловые блоки.

  3. Определить главную мысль каждой части.

  4. Осмыслить суть этой мысли и передать её своими словами (или найти подходящую формулировку в тексте).

  5. Тезисы необходимо нумеровать, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.


Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Можно выделить следующие виды конспектов:

Плановый. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, по каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые связаны логическими переходами.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена,

даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте,

составить простой план, который поможет группировать материал в

соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, записать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его

Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки.

Дата и время распечатки: 16.08.2016, 17:07

Стр. 2 из34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!