СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к выполнению практических работ по МДК 02.03 Маркетинг

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к выполнению практических работ по МДК 02.03 Маркетинг для студентов 3 курса специальности Коммерция(по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к выполнению практических работ по МДК 02.03 Маркетинг»


ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»



Методические рекомендации

по выполнению практических работ


МДК.02.03 Маркетинг


специальности 32.02.04 Коммерция (по отраслям)





Тематический план практических работ МДК. 02.03


№ п/п, темы

Наименование тем по рабочей программе

№ п/з.

Тема практического

занятия

объем часов

1

2

3

4

5

Тема 3.1

Теоретические основы маркетинга

1

Выявление отличительных признаков маркетинга

2

Тема 3.2

Рынок как основа маркетинга

2

Сегментация рынка по продукту

2

Тема 3.3

Товар в системе маркетинга

3

Жизненный цикл товара

2

3.5

Реализация товара

4

Создание фирменного стиля

2


Итого



8

































Практическое занятие №1

Наименование работы: «Выявление отличительных признаков маркетинга»

Цели: 1. закрепить знания классификации различным признакам;

2. выявить отличительные особенности маркетинга


Количество часов : 2

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, шариковая ручка, калькулятор.

Ход работы:

Задание 1. Установить соответствие между базовыми понятиями маркетинга и их определениями.

1. Чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

2. Потребность, подкрепленная покупательской способностью.

3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

4. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.

5. Совокупность покупателей и продавцов, которые совершают опе­рации по купле-продаже товаров определенного типа.

6. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде.

7. Акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с пред­ложением чего-либо взамен.

8. Экономический процесс взаимосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоевание преимуществ в сбыте своей продукции.

Ответы:

1. Рыночный потенциал.

2. Обмен.

3. Рынок.

4. Потребность.

5. Конкуренция.

6. Нужда.

7. Запрос.

8. Товар.

Задание 1. Определите, к каким функциям маркетинга относятся следующие виды маркетинговой деятельности, заполнив табл. 

Таблица

№ п/п

Виды маркетинговой деятельности

Функции маркетинга

1

2

3

1

Анализ и прогнозирование динамики продаж


2

Ведение клиентской базы


3

Выбор рыночных партнеров


4

Анализ доходности и прибыльности сегментов рынка


5

Определение и поддержание маркетингового потенциала рынка


6

Определение положения товара на рынке


7

Исследование потребностей клиентов


8

Управление послепродажным сервисом


9

Организация региональных торговых представительств


10

Организация связей с общественностью


11

Управление системой продвижения


12

Отслеживание и формирование ассортимента


13

Оценка емкости рынка и доли рынка фирмы


14

Оценка конкурентоспособности товара


15

Оценка эффективности маркетинговых затрат


16

Поддержка и развитие существующей системы сбыта


17

Позиционирование торговой марки


18

Определение базовой цены и анализ структуры цен


19

Поиск новых партнеров


20

Проведение анкетных исследований


21

Осуществление ценовой политики


22

Развитие системы прямых продаж


23

Разработка методов привлечения потребителей


24

Разработка рекламной кампании


25

Расширение сети сбыта


26

Сбор и обработка рыночной информации


27

Сегментация рынка


28

Составление медиа-плана


29

Стимулирование продаж


30

Управление качеством продукции


31

Формирование имиджа предприятия


32

Формирование каналов распределения


33

Формирование рекламного бюджета


34

Ценовое стимулирование


35

Презентация товара


36

Поиск направлений оптимизации ассортимента



Задание 3 Заполните табл. 

Виды маркетинга при различных состояниях спроса

Состояние спроса

Вид
маркетинга

Цель
маркетинга

Примеры
рынков
товаров/услуг

Маркетинговые воздействия
(4Р маркетинга)

1

2

3

4

5

1. Отрицательный





2. Отсутствующий





3. Потенциальный





4. Падающий





5. Колеблющийся





6. Полноценный





7. Чрезмерный





8. Иррациональный






Контрольные вопросы:


1. Какие факторы влияют на поведение потребителей при совершении покупки?

2. Как потребитель принимает решения о покупке?

3. Какие типы потребителей вам известны? Чем они отличаются друг от друга?

Практическое занятие №2

Наименование работы: Сегментация рынка по продукту

Цели: 1. ознакомиться с методикой сегментации рынка по продукту.

2. формировать умения и навыки использования данной методики для построения профилей целевых сегментов рынка.

проведите сегментацию конкретного рынка товаров (услуг), представьте описание профилей сегментов.

3. Выявите основные направления совершенствования товаров (услуг) для предложения их конкретным сегментам рынка.

Количество часов : 2

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, шариковая ручка, калькулятор.

Ход работы:

Таблица Критерии сегментации



Критерии сегментации рынка продукции производственно-технического назначения

Критерии сегментации рынка потребительских товаров

Географические (местоположение: деление по странам, регионам, административное деление; климатические условия);

Географические

(климатические условия, географическое местоположение, степень урбанизации, плотность населения, политическое устройство);

Производственно-экономические (отраслевая принадлежность, размер фирмы, уровень развития страны или региона, где находится фирма, условия и формы расчётов, размер закупок, сроки поставки, применяемая технология);

Демографические (пол, возраст, рост и вес, размер семьи, стадия ЖЦС);

Психографические (личностные и другие

характеристики лиц, принимающих решения на фирме);

Социально-экономические

(уровень дохода (отдельного человека и семьи в целом), уровень образования, профессия, отношение к религии и степень религиозности, расовая принадлежность, национальность, культурные обычаи);

Поведенческие

(степень формализации процесса закупок, длительность процесса принятия решений, распределение полномочий между лицами, принимающими решение, и их мотивация).

Психографические

(социальный статус, личностные характеристики, стиль жизни); Поведенческие (статус пользователя, интенсивность потребления, степень приверженности, искомые выгоды, степень готовности покупателя к восприятию товара, степень участия в покупке и потреблении товара, отношение к товару).






Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение маркетинговой среды?

  2. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

  3. Дайте определение корпоративной культуре.





Практическое занятие № 3

Наименование работы: Жизненный цикл товара

Цель: Изучение метода анализа изменения величины сбыта во времени

Количество часов : 2

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, шариковая ручка, калькулятор.

Ход работы:

Задание 1. Распределите в определенной последовательности сле­дующие этапы процесса разработки товара-новинки (рис. 1).

  1. Разработка замысла и его проверка.

  2. Испытание в рыночных условиях.

  3. Анализ возможностей производства и сбыта.

  4. Разработка товара.

  5. Формирование идей.

  6. Разработка стратегии маркетинга.

  7. Развертывание коммерческого производства.

  8. Отбор идей.


?

?

?

?

?

?

?

?

Рис. 1. Этапы процесса разработки товара-новинки

Задание 2. На рис. 1укажите стадии (фазы) жизненного цикла товара.

  1. Стадия подготовки к вводу товара на рынок.

  2. Стадия спада.

  3. Стадия зрелости.

  4. Стадия роста.

  5. Стадия насыщения.

Р
ис. 1. График зависимости объема продаж от времени

Задание 3. На рис. 2 изображены три уровня товара с соответствующими характеристиками каждого уровня. По имеющимся характеристикам определите название каждого уровня: товар по замыслу; товар с подкреплением; товар в реальном исполнении.




Монтаж





Упаковка




Марочное название


Свойства


Поставки и кредитование


Основная выгода или услуга


Послепродажное обслуживание


Качество


Внешнее оформление









Гарантия



Рис. 2. Характеристика уровня товаров

Задание 4. Заполните блок-схему (рис. 3), используя следующие элементы:

  1. Реализация новой ценовой стратегии;

  2. Определение спроса;

  3. Формирование целей ценообразования;

  4. Приспособление установленных цен;

  5. Анализ цен и товаров конкурентов, собственных издержек.


?

?

?

?

?

Рис. 3. Схема процесса разработки исходной цели

Задание 5. Практика знает разные пути обеспечения конкурентоспособности фирмы. Среди них:

  1. Снижение издержек производства до уровня ниже, чем у конкурентов.

  2. Более высокий технический уровень продукции, нежели у конкурентов.

  3. Более высокая надежность изделий.

  4. Более высокая скорость доставки товара.

  5. Более совершенный дизайн товара.

  6. Улучшенная упаковка.

  7. Повышенная насыщенность рекламы.

  8. "Индивидуализация" изделия по требованию заказчика.

  9. Более совершенное техническое обслуживание проданного изделия.

  10. Длительные сроки гарантии и другие.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Какие другие пути повышения конкурентоспособности фирмы можно предложить?

  2. Какие из упомянутых и предложенных Вами направлений деятельности по повышению конкурентоспособности фирмы являются наиболее действенными?

Контрольные вопросы:

  1. Дайте понятие сегментации рынка?

  2. Перечислите виды сегментации?

  3. Перечислите этапы сегментации?


Практическое занятие № 4

Наименование работы:Создание фирменного стиля
Цель: Освоить создание фирменного стиля

Количество часов : 2

Материалы и оборудование: тетрадь для практических работ, шариковая ручка, калькулятор.

Ход работы:


Выбрать товар и создать и проанализировать его товарный стиль , а затем предложить свой.

Провести анализ фирменного стиля ТМ (производителя продукта/поставщика услуг): логотип, фирменный знак, фирменные цвета, фирменный шрифт, визитная карточка, фирменный бланк, конверт, модульная реклама, вывески и т.п. 
Аналитическая работа производится по критериям: особенности композиции, ритм, тип цветовой гармонии, эмоционально-смысловые ассоциации, цветосимволика, шрифт, способствуют ли элементы ФС отражению миссии компании. Выбрать компанию для выполнения задания в определенной категории.




Контрольные вопросы:


  1. Что означает товарное имя?

  2. Раскройте суть понятия товарного образа?





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!