Областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»
инструктор по труду первой квалификационной категории
ХУСНУТДИНОВА РЕЗИДА КАЮМОВНА
Методические рекомендации «Кулинарное искусство для детей с ОВЗ. Подготовить к самостоятельной жизни»
Цель: социальная адаптация детей с ОВЗ и интеграция их в общество. Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников навыков самостоятельного приготовления пищи.
Задачи:
-формировать и развивать творческие способности детей в кулинарии;
-формировать культуру общения;
-прививать трудолюбивые навыки, навыки самообслуживания;
-развивать эстетический вкус детей с ОВЗ.
Кулинария - процесс, требующий полёта фантазии, поэтому в процессе активно развивается творческий потенциал. Учась готовить, развиваются кулинарные навыки, а также логика, память, внимание, ориентирование во времени.
Кулинарная терапия направлена на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня их общего развития, на воспитание самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.
Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач в работе с детьми с ОВЗ, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.
Вопрос «Кем быть?» - один из самых главных вопросов каждого молодого человека. От его решения зависит дальнейшая жизнь, особенно этот вопрос важен для подростков с ОВЗ.
Однажды я предложила ребятам что - нибудь приготовить своими руками, и они поддержали мою идею. Зная, что ребята с особенностями развития, нужно было найти доступный для них подход к кулинарии. Первое мероприятие было вводным. Ребята были ознакомлены с условиями наших мастер-классов. Первое условие - соблюдение санитарно - гигиенических правил. Одно из главных правил гигиены при кулинарных работах – это наличие спецодежды: фартуков, косынок, специальных перчаток. Большое внимание было уделено изучению техники безопасности при работе с острыми, режущими и колющими инструментами, электрооборудованием, правилам обращения с горячей посудой и продуктами. Также ребята были ознакомлены с кухонным инвентарём. Многие ребята были удивлены новым предметам, они не знали их название и назначение (венчик, скалка, кулинарная кисточка). Особое значение было уделено питанию в жизни человека, вредной и здоровой пище.
Мастер – класс по кулинарии проходит в группе раз в неделю. Мы с ребятами заранее обсуждаем меню, обговариваем пакет продуктов. Они с нетерпением ждут выходной день.
Учитывая особенности детей, что они испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного), на своих мастер – классах мы используем схемы поэтапного приготовления пищи в виде картинок. Сочетание наглядного материала и словесной инструкции даёт более эффективный результат.
Каждое кулинарное занятие начинается с повторения правил техники безопасности. Для некоторых детей повторение проходит в иллюстрированной форме.
Перед началом мастерства по кулинарии ребята распределяются на определённые роли, либо делятся на микрогруппы. Кто-то замешивает тесто, кто-то сервирует стол, кто-то наводит порядок на рабочем столе, моет посуду.
Перед тем как начать готовить ребятам даётся небольшая теория с использованием иллюстраций (например польза овощей).
Детям очень нравится возиться с продуктами: замешивать тесто, взбивать его венчиком или миксером, натирать овощи на тёрке. Это приводит к развитию тактильно – двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребёнка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, форма, величина.
Для овладения программным материалом по математике, дети в кулинарии учатся применять условную мерку для измерения жидких и сыпучих продуктов (мерный стакан, ложка). Все эти знания дети приобретают на основе общения окружающими.
Самое главное для детей по окончании работы – совместная трапеза. Здесь дети могут пообщаться, обсудить с педагогом блюдо, что получилось и над чем нужно будет провести работу.
Практика показывает, что любой человек, имеющий дефект в развитии, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечить себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Умение готовить – один из самых доступных видов деятельности.