СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Кулинарное искусство для детей с ОВЗ. Подготовить к самостоятельной жизни»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Кулинарное искусство для детей с ОВЗ. Подготовить к самостоятельной жизни»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Кулинарное искусство для детей с ОВЗ. Подготовить к самостоятельной жизни»»

Областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»


инструктор по труду первой квалификационной категории



ХУСНУТДИНОВА РЕЗИДА КАЮМОВНА


Методические рекомендации «Кулинарное искусство для детей с ОВЗ. Подготовить к самостоятельной жизни»


Цель: социальная адаптация детей с ОВЗ и интеграция их в общество. Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников навыков самостоятельного приготовления пищи.

Задачи:

-формировать и развивать творческие способности детей в кулинарии;

-формировать культуру общения;

-прививать трудолюбивые навыки, навыки самообслуживания;

-развивать эстетический вкус детей с ОВЗ.

Кулинария - процесс, требующий полёта фантазии, поэтому в процессе активно развивается творческий потенциал. Учась готовить, развиваются кулинарные навыки, а также логика, память, внимание, ориентирование во времени.

Кулинарная терапия направлена на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня их общего развития, на воспитание самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.

Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач в работе с детьми с ОВЗ, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.

Вопрос «Кем быть?» - один из самых главных вопросов каждого молодого человека. От его решения зависит дальнейшая жизнь, особенно этот вопрос важен для подростков с ОВЗ.

Однажды я предложила ребятам что - нибудь приготовить своими руками, и они поддержали мою идею. Зная, что ребята с особенностями развития, нужно было найти доступный для них подход к кулинарии. Первое мероприятие было вводным. Ребята были ознакомлены с условиями наших мастер-классов. Первое условие - соблюдение санитарно - гигиенических правил. Одно из главных правил гигиены при кулинарных работах – это наличие спецодежды: фартуков, косынок, специальных перчаток. Большое внимание было уделено изучению техники безопасности при работе с острыми, режущими и колющими инструментами, электрооборудованием, правилам обращения с горячей посудой и продуктами. Также ребята были ознакомлены с кухонным инвентарём. Многие ребята были удивлены новым предметам, они не знали их название и назначение (венчик, скалка, кулинарная кисточка). Особое значение было уделено питанию в жизни человека, вредной и здоровой пище.

Мастер – класс по кулинарии проходит в группе раз в неделю. Мы с ребятами заранее обсуждаем меню, обговариваем пакет продуктов. Они с нетерпением ждут выходной день.

Учитывая особенности детей, что они испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного), на своих мастер – классах мы используем схемы поэтапного приготовления пищи в виде картинок. Сочетание наглядного материала и словесной инструкции даёт более эффективный результат.

Каждое кулинарное занятие начинается с повторения правил техники безопасности. Для некоторых детей повторение проходит в иллюстрированной форме.

Перед началом мастерства по кулинарии ребята распределяются на определённые роли, либо делятся на микрогруппы. Кто-то замешивает тесто, кто-то сервирует стол, кто-то наводит порядок на рабочем столе, моет посуду.

Перед тем как начать готовить ребятам даётся небольшая теория с использованием иллюстраций (например польза овощей).

Детям очень нравится возиться с продуктами: замешивать тесто, взбивать его венчиком или миксером, натирать овощи на тёрке. Это приводит к развитию тактильно – двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребёнка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, форма, величина.

Для овладения программным материалом по математике, дети в кулинарии учатся применять условную мерку для измерения жидких и сыпучих продуктов (мерный стакан, ложка). Все эти знания дети приобретают на основе общения окружающими.

Самое главное для детей по окончании работы – совместная трапеза. Здесь дети могут пообщаться, обсудить с педагогом блюдо, что получилось и над чем нужно будет провести работу.

Практика показывает, что любой человек, имеющий дефект в развитии, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечить себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Умение готовить – один из самых доступных видов деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!