СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".»

Практическая работа 4.9. Разработка собственной проектной задачи. Взаимоэкспертиза задач.


Задание 1.Вы уже знакомы с примерами проектных задач. Прочитайте рекомендации по составлению проектной задачи.

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, выполняться как в одновозрастной, так и разновозрастных группах. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Такие задачи предлагаются для решения учащимся именно в группах, не индивидуально.

Ниже мы приводим возможную инструкцию для разработки межпредметных проектных задач:

  1. Подберите сюжетную линию, идею, в рамках которой будут ученики решать проектную задачу. Идея должна быть ориентирована на возраст учащихся и их интересы. Подберите объект, о котором будет создана задача (кошки, поющие дороги, музей, день рождения, планеты и т.д.).

Сделайте для себя заготовку в виде таблицы и поэтапно заполните ее.


1.Приходит письмо из Третьяковской галереи о том, что 4 картины были украдены

2.На помощь пришёл великий сыщик Шерлок Холмс, и просит помощь; обучающиеся ставят цель

3.Формируются две большие группы. Следы воришки – задания, которые он по своей же неосторожности оставил на своём пути.

  1. Определите основные предметные области (школьные предметы), по которым будут конструироваться задания. Перечень может не совпадать с представленным в таблице.


Предметные области


Математика

+

Русский язык


Естествознание


Литература

+

Изобразительное искусство

+


  1. Определите, какие способы освоили ваши ученики в каждой предметной области, и какие из них ученики могут «перенести» из учебной деятельности в новую для них ситуацию. Например, в математике ученики освоили способы моделирования текстовых задач на части и целое. Можно сконструировать задание, которое позволяет этот способ ученикам «перенести» в новую ситуацию. Запишите в таблицу данные способы деятельности учащихся для каждого предмета


Предметные области

Способы деятельности учащихся

Математика

Решение примеров

Литература

Описание картин

Изобразительное искусство

Читают иллюстрации


  1. Подумайте над содержанием каждого задания относительно выбранного вами объекта и способов деятельности. Например, объект «кошки». Способ деятельности- моделирование. Попробуйте составить идею задания. Например, дана модель и научно-популярный текст о разных породах кошек. Ученики могут составить и решить задачу по представленной модели и тексту. Запишите идею или формулировку к каждому заданию.


Предметные области

Способы деятельности учащихся

Задание

Математика

Решение примеров

Литература

Описание картин

Изобразительное искусство

Читают иллюстрации


  1. Содержание заданий подберите так, чтобы учитывались возможности участия каждого ребенка в группе. Это значит, что задания могут быть разных уровней: сложности.

  2. Объем заданий заведомо представьте большим, невыполнимым за малое количество времени одним учеником. Тогда это потребует распределение обязанностей среди группы учеников для успешного выполнения заданий. Подумайте, какая дополнительная информация может быть дана ученикам для выполнения каждого задания. Запишите в таблицу

    Предметные области

    Способы деятельности учащихся

    Задание

    Дополнительная информация для учеников

    Математика

    Решение примеров

    Правило решения примеров со скобками

    Литература

    Описывают картины

    Дополнительный текст об истории создания картины

    Изобразительное искусство

    Читают иллюстрации


  3. Продумайте, какой продукт ученики могут создать при выполнении всех заданий (плакат, видеоролик, сценарий, книжку, журнал) о выбранном объекте. Например, объект кошка. Выполняя познавательные задания в процессе решения задачи, все результаты ученики могут поместить в журнал, посвященный кошкам. Запишите итоговое задание, где будет четко прописан продукт, который должны выполнить ученики и критерии оценивания данного результата.

Учащиеся представляют свои найденные картины и описывают их, исходя из подготовленного ими текста для выступления. Учащиеся отвечают на вопросы публики, делятся своими впечатлениями, эмоциями, трудностями, которые возникали в процессе деятельности, а главное – знаниями, которые они приобрели. Группа, которая слушает, оценивает выступление одноклассников по критериям:

1. Группа доступно и понятно рассказала о найденных картинах.

2. Группа осуществила рефлексивный анализ.

3. Группа ответила на вопросы слушателей (если вопросы были).

В конце подводятся итоги всей работы, и детям вручаются удостоверения «Классный сыщик»


  1. Теперь соберите текст проектной задачи для детей, убрав опору-таблицу. Приготовьте вводную беседу для учеников по выбранной идее задачи.



«Поиск украденных картин Васнецова В. М.»

1. Замысел проектной задачи:

Учитель: нам пришло письмо из Третьяковской галереи.

Как вы думаете, о чём же будет идти речь в этом письме? Давайте прочитаем. Не может быть! В содержании сказано, что из Третьяковской галереи украли 4 известных картины художника Васнецова Виктора Михайловича.

По камерам удалось зафиксировать воришку. Это оказался енот! Он действовал так быстро, что управился за пару минут!

На помощь пришёл великий сыщик Шерлок Холмс, но, подумав, он решил, что без вас он точно не справится. Находившись на месте преступления, он обнаружил следы, оставленные воришкой. Хотите ли вы сегодня стать настоящими сыщиками? Поможете ли вы вернуть картины Васнецова Виктора Михайловича обратно в Третьяковскую галерею? Какую цель сформулируем? (по следам вора найти четыре ценных картины художника и вернуть их в галерею).

2. Содержание проектной задачи:

Формируют две большие группы. Следы воришки – задания, которые он по своей же неосторожности оставил на своём пути. Задания для обучающихся располагаются на столах. Они запечатаны в конвертах. Для каждой группы свой маршрут. Для того, чтобы вернуть одну картину, необходимо выполнить три задания, где последнее – код для шкатулки (мешочка), что находится на столе у учителя. Получив код, учащимся нужно подойти к столу и найти шкатулку с тем кодом, который у них получился. Внутри шкатулки находится распечатанная картина. Каждая группа должна найти две картины и выполнить в общей сумме 6 заданий.

Способ деления на группы:

У учителя в мешочке находятся вырезанные 2-х видов: круг и квадрат. Каждый ребёнок подходит к учителю и, не глядя в мешочек, берёт одну фигурку и присоединяется к тем учащимся, у которых точно такая же фигура.

Конечный продукт – представление картин. Обучающимся даётся время на то, чтобы они подготовили своё выступление с описанием найденных картин. В качестве описания может использоваться текст, содержащийся в заданиях, и другие любые дополнительные источники.

Тексты проектной задачи для учащихся первой группы.

Задания для поиска первой картины:

1-я картина, которую должна получить первая группа:

Васнецов В. М. «Богатыри», 1898 год.

Задания для поиска второй картины:



2-я картина, которую должна получить первая группа:

Васнецов В. М. «Иван-царевич на сером волке», 1889 год.



Тексты проектной задачи для учащихся второй группы.

Задания для поиска первой картины:

1-я картина, которую должна получить вторая группа:

Васнецов В. М. «Алёнушка», 1881 год.



Задания для поиска второй картины:



2-я картина, которую должна получить вторая группа:

Васнецов В. М. «Спящая царевна», 1926 год.

3. Рефлексия

Учащиеся представляют свои найденные картины и описывают их, исходя из подготовленного ими текста для выступления. Учащиеся отвечают на вопросы публики, делятся своими впечатлениями, эмоциями, трудностями, которые возникали в процессе деятельности, а главное – знаниями, которые они приобрели. Группа, которая слушает, оценивает выступление одноклассников по критериям:

1. Группа доступно и понятно рассказала о найденных картинах.

2. Группа осуществила рефлексивный анализ.

3. Группа ответила на вопросы слушателей (если вопросы были).

В конце подводятся итоги всей работы, и детям вручаются удостоверения «Классный сыщик»





Список литературы

  1. История создания картины «Алёнушка», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Алёнушка

  2. История создания картины «Иван-царевич на сером волке», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван-царевич_на_Сером_Волке

  3. История создания картины «Спящая царевна», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спящая_царевна_(картина)

  4. История создания картины «Богатыри», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Богатыри_(картина_Васнецова)

  5. Петров С.А. Исчезнувшие шедевры: поиск украденных картин Васнецова В.М. // Журнал Культурный код. – 2018. – № 9. – С. 12-24.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!