СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы" предназначены для учителей начальной школы. Для себя Вы можете найти алгоритм, критерии, примеры исследовательских работ. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".»

Министерство образования Красноярского края

КГПБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»








Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»





Г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Поботаева А.А. – студентка группы 21П-2 отделения «Преподавание в начальных классах»

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Поботаева А.А., \ КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.- 14 с.

Красноярск, 2024, 14с.

Аннотация


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».








Содержание


РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 4

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 4

1.2.Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования. 7

1.3. Оформление продукта исследовательской деятельности. 11

1.4. Критерии оценивания детских исследовательских работ. 13

1.5. Паспорт исследования «Какую воду мы пьем?». 15

Раздел 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 16

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 16

2.2. Проектная задача, как способ расширения задачного подхода. 21

2.3. Проектная задача «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи». 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31













РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию [1].

Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цепи. (Е.А.Шашенкова).

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение экспериментировать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. [2]

Определяем роль учителя: систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая роли.

Функции учителя:

  • показать обучающимся значимость их деятельности;

  • вселить уверенность в силы обучающихся;

  • привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка.

Многие методисты выделяют следующие основные этапы исследовательской работы:

1) Выбор темы.

2) Постановка цели и задач.

3) Гипотеза исследования.

4) Организация исследования.

5) Подготовка к защите и защита работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

  • Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

  • Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику. [2]

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.

1.2.Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования.

Ошибки в выборе темы исследования:

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

После окончания работы, во время её подготовки к презентации, автор приходит к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя и слушателя.

Не рекомендуется при формулировке темы:

  • Слишком общее название, которое может ввести в заблуждение.

  • Выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

Примеры некорректных тем: «Как поживаете, господин позвоночник?», «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера», «Цвет один в поэзии ХХ века», «Почему школьники не летают?»

Существует некоторые требования к теме исследования:

1. Тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной.

2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.

3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование.

4. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.

Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха.

Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования:

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

Ошибки в выборе методов исследования:

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Для этого детям предлагается:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию

Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Овладеть методами исследования обучающимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и другие.

1.3. Оформление продукта исследовательской деятельности.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Конечная работа выполняется в научном стиле и содержит определенную структуру:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения

К каждому пункту структуры выделяются требования. Немного подробнее об этом.

Титульный лист заполняется по образцу:

• Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

• Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

• Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

• Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

• В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Содержание идет после титульного листа. К содержанию предъявляется меньше требований: указаны главы и страницы, названия глав точно повторяются, без сокращений.

Правила написания введения общие для научных работ:

• актуальность темы работы;

• постановка проблемы;

• разработанность исследуемой проблемы;

• цель;

• основные задачи;

• методы решения основных задач.

Основная часть.

Содержит 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

Принципиальными требованиями к основной части являются:

  • доказательность;

  • последовательность;

  • отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Заключение.

В заключении возвращаются к цели, аргументированно доказывается, почему она достигнута. Также указываются следствия из полученных результатов.

Литература.

Отражает ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложения.

К приложениям относят:

• копии документов, инструкции

• схемы, графики, диаграммы, таблицы

• бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

• иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок посередине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

1.4. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Исходя из всего вышенаписанного, возникает вопрос: как объективно оценить детскую исследовательскую работу? Нами, группой 21П-2, были проанализированы все требования и рекомендации, предъявляемые к данной деятельности, и разработаны критерии оценивания детских исследовательских работ.

А также выбрана она детская исследовательская работа и оценена по данным критериям (см. таблица 1).



Таблица 1. «Критерии оценки детских исследовательских работ».

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Как влияют разные марки мыла на кожу человека? (8)

Проблема выделена верно

0-не наблюдается

1-наблюдается

1

Тема актуальна (вызывает интерес) и соответствует возрастным особенностям

0-не наблюдается

1-наблюдается

1

Цель исследования соответствует теме

0-не наблюдается

1-наблюдается

1

Задачи исследования соответствуют цели

0-не наблюдается

1-наблюдается

1

Гипотеза исследования сформулирована в соответствии с темой

0-не наблюдается

1-наблюдается

1

Объект и предмет сформулированы верно

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

2

Методы исследования подобраны верно

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

2

Осуществлен анализ используемой литературы (литература соответствует теме)

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

1

Получены и описаны результаты исследования

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

2

Сделаны выводы

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

2

Сформулирована значимость работы

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

2

Работа соответствует техническим требованиям (шрифт 12-14, интервал 1,5, выравнивание по ширине, поля стандартные)

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

2

Исследование описано

0-не наблюдается

1-наблюдается частично

2-наблюдается

2

Количество итоговых баллов:


20

Отметка:


5

Оценивание работу осуществлялась по следующим баллам:

Отметка «5» - 18-21 б.

Отметка «4» - 15-17 б.

Отметка «3» - 12-14 б.

Отметка «2» - 0-11 б.

Данные критерии, составленные для оценивания детских работ, помогли в полной мере проанализировать проекты обучающихся, выставить баллы и найти недочеты. Из всех мною проанализированных работ более интересной, на мой взгляд, является работа «Как влияют марки мыла на кожу человека?». Тема является актуальной на все времена и будет интересной и взрослым и детям.

1.5. Паспорт исследования «Какую воду мы пьем?».

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Какую воду мы пьем?»

2

Актуальность исследования

Вода необходима для жизнедеятельности всех без исключения живых существ на планете. Вода на здоровье может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - 85 % всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 2,2 миллионов человек умирает от заболеваний, связанных с низким качеством воды или передаваемыми через воду.

Вода из под крана.

Система очистки и обеззараживания воды на крупных водопроводах гарантирует микробиологическую безопасность воды, но, в результате добавления хлорсодержащих веществ, ее запах и вкус большинству потребителей покажутся неприемлемыми. А также изношенность и разрушение труб ведет к тому, что из них или окружающего их грунта в воду могут попасть вредные вещества.

Бутилированная вода.

Росконтроль проводил масштабное исследования бутилированной воды (кулерной, бутилированной, детской), и более 60% проверенных образцов признаны небезопасными или несоответствующими требованиям к бутилированной воде.

Производитель может разливать воду из скважины, а может взять воду из крана, пропустить ее через фильтры, разлить по бутылкам и продавать.

3

Проблема исследования

Какую воду пить?

4

Объект исследования

Питьевая вода.

5

Цель исследования

Изучить качество питьевой воды.

6

Задачи исследования

  • Проанализировать научную информацию по теме исследования.

  • Изучить (цвет, запах, вкус, прозрачность), химические показатели качества воды.

  • Выяснить, какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека.

  • Исследовать качество питьевой воды: отстоявшейся (водопроводной), бутилированной, водопроводной и кипяченной.

  • Предложить рекомендации по улучшению качества воды.

7

Гипотеза исследования

Не вся питьевая вода, которая соответствует стандартам качества, принятым в нашей стране, всегда пригодна для питья.

8

Методы исследования

1. Теоритический:

  • анализ литературы.

2. Эмпирический:

  • наблюдение;

  • опыт.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный (экспресс-исследование).

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный:

- анализ литературы по теме исследования

Основной:

- теоретическое обоснование гипотезы; опыты:

Опыты:

1.Добавить в воду раствор марганцовки (проверка на наличие примесей в воде);

2.Нанести каплю воды на зеркало (проверка на наличие примесей);

3.Проверка воды на жесткость, на наличие извести и солей с помощью мыльного раствора;

4.Таблица результатов исследования.

Итоговый:

Результаты полученных данных исследования о качестве питьевой воды

11

Оборудование для проведения исследования

Питьевая вода: бутилированная, водопроводная, отстоявшаяся и кипяченная; раствор марганцовки; зеркало; мыльный раствор; стаканчики

12

Продукт исследования

Рекомендации по улучшению качества воды

13

Перспектива исследования

Дальнейшее изучение влияния наличия примесей в воде на организм человека и способов очищения воды в домашних условиях и их применение

14

Используемые источники

СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания — https://www.rospotrebnadzor.ru


https://roscontrol.com/community/article/voda-iz-pod-krana-pravda-ili-risk/


https://gnkk.ru/news/yeksperty-rasskazali-vsyu-pravdu-o-pit/


Подведём итоги по первому разделу. В данном разделе были раскрыты понятие, специфика и структура организации детской исследовательской работы, а также представлены типичные ошибки. Исследовательская деятельность способствует формированию различных познавательных компетенций и познавательного интереса. Обучающийся получает возможность почувствовать себя в роли ученого и совершать открытия в разных областях науки.

Раздел 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности. [3]

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности выполнения проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

• Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

• Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

• Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

• Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

• «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

• Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

• Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов [3].

Каждый учебный проект содержит в себе определенные этапы организации работы над проектом.

Этап

Содержание работы

Подготовительный

Определение темы. Анализ проблемы. Формулировка цели, задач.

Организационный

А) Определение источников необходимой информации.

Б) Определение способов сбора и анализа информации.

В) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности.

Практический

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта.

Резентационный

Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

Аналитический

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта.


Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • описание исследования;

  • заключение (результаты исследования).


Введение должно содержать:

  1. описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

  2. описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

  3. обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

  4. цель и задачи для проведения исследования;

  5. гипотезу исследования;

  6. перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.

Описание исследования должно содержать:

  • план этапов выполнения исследовательской работы;

  • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

  • собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты.

2.2. Проектная задача, как способ расширения задачного подхода.

Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер и является подготовкой к более серьезной проектной и исследовательской деятельности. [3]

Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Чтобы лучше понять структуру проектной задачи и ее отличие от проектной деятельности, нашей группой была создана сравнительная таблица.

Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

Педагогическая цель

Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности, развитие УУД.

Цель детская

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Продолжительность

От урочных до годичных

1-2 урока

Форма организации

Индивидуальные или групповые

Только работа в группе.

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

Проблема (целеполагание)

Решение системы заданий

Продукт

Презентация

Рефлексия

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны. Учащиеся находят решение проблемы, выполнив систему заданий.

Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

+

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

+

Не предсказуем

Предсказуем

Реальный продукт, который можно представить другим

Реальный детский «продукт», который можно представить другим

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2.Поисковые (исследовательские)

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве

5.Менеджерские умения и навыки

6.Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

- рефлексивные

- целеполагать

- планировать

- моделировать

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

- вступать в коммуникацию

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Большой объем разнородного материала предоставляет учитель.

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Начальная школа


2.3. Проектная задача «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи».

«ПОМОЖЕМ НЕЗНАКОМКЕ ВЕРНУТЬ ПРОПАВШИЕ ВЕЩИ»

Автор: Поботаева Алёна Анатольевна

Межпредметная (окружающий мир, русский язык, математика, технология) Возрастная категория: 2 класс







Содержание задачи

  1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.

Ребята, нам в класс пришло странное письмо, которое не подписано, и поэтому мы не можем узнать, от кого оно. Кто-то очень просит нашей помощи. Нам необходимо узнать, от кого оно и помочь незнакомке вернуть различные предметы домой.


  1. «Дорогие ребята! От меня убежала вся моя посуда, и сито, и корыто, и метла, и кочерга! Обещаю, что буду хорошо к ним относиться и соблюдать чистоту! Помогите вернуть все предметы домой! Мне очень нужна ваша помощь!»

    Формулировка задачи

  2. Поможем нашей таинственной незнакомке?

  3. Система заданий для решения задачи.

Задание 1

Для того чтобы отгадать, кто же отправил нам письмо, необходимо решить ребус.


1 = Б



1 = Д



Задание 2

Мы узнали, что письмо пришло к нам в класс от бабушки Федоры. От нее убежало очень много предметов быта. Но тарелки оставили подсказку о том, где они прячутся. Прочитай слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках, и отгадайте, где спрятались тарелки.


Задание 3

Кроме тарелок, от Федоры сбежал и ее любимый утюг. Помогите бабушке пройти через сложный лабиринт и найти ее утюг.

Задание 4

Тарелки рассказали нам, куда сбежало корыто. Но местность окружена непроходимыми лесами, поэтому добраться до него можно только на лодке по рекам и озеру. Посчитайте, сколько километров нам придется проплыть до местонахождения корыта, если река Белая по длине 25 километров, озеро – 5 километров, река Веселая – 27 километров, а река Березовая – 15 километров.

А – наше местоположение Б – местоположение корыта

Задание 5

Когда мы нашли корыто, оно рассказало нам, что метла тоже оставила подсказку, где ее найти. Разгадайте кроссворд и узнаете!

1. Действие, обратное вычитанию.

2. Праздник – проводы зимы.

3. Лежбище медведя.

4. Сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев почвы.

5. Начальник всех умывальников.


Задание 6

Остальные друзья Федоры спрятались в другой деревне. Каким маршрутом нам нужно воспользоваться? Отыщи наиболее короткий маршрут.


Задание 7

Федора очень рада, что ее друзья вернулись домой и хочет приготовить борщ и блины, но не знает, какие именно ингредиенты нужно использовать. Нужные основные ингредиенты обведите в кружок и подпишите их название, а ненужные – зачеркните.

БОРЩ

БЛИНЫ


Итоговое задание.

Вспомни, какая главная мысль сказки «Федорино горе»?

Сделайте в группе плакат «Чистота в доме».

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.)

Да Нет

Почему?__________________________________________________________.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данных методических рекомендациях была рассмотрена организация исследовательской работы учащихся начальной школы и организация проектной деятельности учащихся начальной школы.

Все рекомендуемые разработки направлены на реализацию требований обновленного ФГОС НОО. Методические рекомендации в данной работе предназначены как для работы учителей начальных классов, так и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».






















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 17.03.2024).

2. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации, URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608

3. Методические рекомендации по написанию исследовательской работы [Электронный ресурс] URL : https://педпроект.рф/лебедева-и-и-публикация/









Скачать

© 2024 35 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!