СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представляю методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

  1. КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»









Методические рекомендации по

организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школы.

Красноярск, 2024 г.





Составлен в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом начального общего образования.

Составители: студентка 21П-2 группы отделения «Преподавание начальных классов» Данилюк Полина Павловна. Научный руководитель:

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школы. /Данилюк П.П., / КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024, - 57 с.

Красноярск 2024 г.



Аннотация

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта современные школы ставят перед собой ряд требований к результатам обучающихся. В данной работе представлены рекомендации по организации по организации проектно-исследовательской деятельности на уроке в начальной школе, с целью совершенствования познавательного интереса к изучению предметов. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».









СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5

1.1 Определение понятия «исследовательская деятельность» 5

1.1.1 Соответствие детской организационной исследовательской деятельности ФГОС НОО 6

1.1. 2 Цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе 6

1.1.3 Главные задачи учителя в ходе детской исследовательской деятельности обучающихся, его роль и функции 8

1. 2 СТРУКТУРА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 9

1.2.1 Основные этапы исследовательской работы 9

1.2.2 Тема исследования 11

 учитель не компетентен в выбранной теме. 1.2. 3 Определение цели и задач исследования 13

1.2.3.1 Задачи исследовательской работы 14

1. 2. 4 Формулирование гипотезы исследования 15

1.2.5 Обучение детей умениям задавать вопросы 16

1.3 Оценка исследовательских работ 17

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 21

2.1 Составление группового исследования. 21

2.2 Требования к содержанию и структуре учебных проектов 28

2.3 Проект или исследовательская работа 29

2.4 Выбор методов исследования 31

2.4.1 Понятие «наблюдение» 31

2.4.1.1 Виды наблюдений 32

2.4.1.2 Структура наблюдения 32

2.4.2 Понятие «эксперимент» 33

2.4.2.1.Разнообразие экспериментов 33

2.4.2.2 Структура экспериментов 35

2.5 Результаты исследования 35

2.5.1 Титульный лист 36

2.5.2 Оглавление 36

2.5.3 Введение 37

2.5.4 Основная часть 38

2.5.4 Заключение 38

2.5.5 Литература 38

2.5.6 Приложение 38

ГЛАВА 3.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА, РАЗРАБОТКА 39

3.1 Что такое проектная задача? 40

3.1.1 Структура проектной задачи 41

3.2 Отличительные черты проектной задачи 41

3.3 Создание и реализация проектной задачи 44

3.3.1 Сценарий проектной задачи 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Приложение 1. 52

Приложение 2. 57


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что представляет из себя проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. Зачем проводить исследовательские работы в начальной школе? Они подогревают интерес учеников к какой-либо теме, поставленной как цель, показывают детям, что школа – это не только о получении знаний, но также о интересном времяпрепровождении, дает возможность для реализации собственных качеств и умений. Также не стоит забывать об универсальных учебных действиях, формирующихся при реализации исследовательской деятельности. Дети выстраивают общение со сверстниками и со взрослыми, улучшают навыки работы в команде, учатся преподносить и доказывать свою точку зрения, находить нестандартные пути решения задач, а затем выставлять на публику полученный материальный продукт, который может быть представлен в абсолютно любых формах. Школьники учатся работать с информацией, структурировать и анализировать ее. По моему мнению это все несомненно важно в условиях современной школы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 1.1 Определение понятия «исследовательская деятельность»

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

(Абрамова Оксана Петровна, кандидат педагогических наук.

Статья «Организация исследовательской деятельности в начальной школе.» https://urok.1sept.ru/articles/676354 )[2].

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

(Семенова Н.А. – кандидат педагогических наук.

Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа №2.2007- с.45 https://urok.1sept.ru/articles/676354)[8].

1.1.1 Соответствие детской организационной исследовательской деятельности ФГОС НОО

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. При исследовательской деятельности развиваются УУД.

(Зубова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук.

Статья «Исследовательская работа в начальной школе»,

http://urok.1sept.ru/ )[6].

1.1. 2 Цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

  • обучить основам оформления работ;

  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

(Абрамова Оксана Петровна, кандидат педагогических наук.

Статья «Организация исследовательской деятельности в начальной школе.» https://urok.1sept.ru/articles/676354 )[2].

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

(Зубова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук.

Статья «Исследовательская работа в начальной школе»,

http://urok.1sept.ru/ )[6].

Исследовательские умения, формируемые у обучающихся в начальной школы.

Ребенок получает возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

(Зубова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук.

Статья «Исследовательская работа в начальной школе»,

http://urok.1sept.ru/ )[6].

1.1.3 Главные задачи учителя в ходе детской исследовательской деятельности обучающихся, его роль и функции

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Главная функция - дать обучающемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.

(Зубова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук.

Статья «Исследовательская работа в начальной школе»,

http://urok.1sept.ru/ )[6].

По мнению Н.А. Семеновой, задача педагога не навязать эту деятельность, а суметь увидеть стремление и желание обучающегося в познании, активизировать младшего школьника, стимулируя его природную любознательность, сформировать положительную мотивацию к процессу самостоятельного приобретения и поиска новых знаний и получения результата своей деятельности. Учитель в этом процессе выполняет роль советчика, консультанта и управляющего исследовательского поиска, гибко ведя процесс, в котором ведущую роль занимает младший школьник.

(Семёнова Н.А. кандидат педагогических наук.

Статья «Роль учителя в организации исследовательской деятельности младших школьников»

https://bukva.com.ru/journal/16946 )[9].

1. 2 СТРУКТУРА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 1.2.1 Основные этапы исследовательской работы

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

  • Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1, c. 49]. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79].

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной [3].

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас [3].

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы [3].

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов[3].

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение [3].

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи [3].

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

1.2.2 Тема исследования

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Вопросы в помощь при выборе темы:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможные типичные ошибки при выборе и формулировки темы исследования в начальной школе:

  • тема исследовательской работы не соответствует интересам обучающихся;

  • тема не несёт в себе познавательный заряд;

  • исследовательская работа реализуется на принудительной основе;

  • тема исследовательской работы не раскрывает лучшие стороны интеллекта обучающихся;

  • тема не несёт в себе полезные знания, умения и навыки;

  • тема не является оригинальной;

  • тема нет эффекта необычности, сухая, даётся всё и сразу.

  • учитель не компетентен в выбранной теме [3].
    1.2. 3 Определение цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

Возможные ошибки при составлении цели исследовательской работы:

  • Цель не является конкретной, определяет результат деятельности.

  • Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

  • Достижима.

  • Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

  • Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования [3].

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний [3].

Возможные ошибки при постановке цели исследовательской работы

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги. В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя.

1.2.3.1 Задачи исследовательской работы

Выделяют классы задач:

  • Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

  • Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

  • Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

  • Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

  • Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий… [3].

1. 2. 4 Формулирование гипотезы исследования

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

  • Метод подбрасывания идей.

  • Метод личного примера.

  • Мозговой штурм.

  • Дискуссия.

  • Деловая игра.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность

Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

  • Она должна содержать предположение.

  • Она должна быть проверяема, подтверждена.

  • Она должна быть логически непротиворечивой.

  • Она должна быть реально опровергаемая или доказуемая [3].

1.2.5 Обучение детей умениям задавать вопросы

Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве.

Логическая структура вопроса

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса.

Какими могут быть вопросы. Вопросы можно поделить на две большие группы:

1. Уточняющие (прямые «ли» - вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли…

2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к» - вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух [3].

1.2.6 Содержание и заключение исследовательской работы

Содержание и заключение по проделанной работе должны полностью соответствовать теме и цели исследовании.

Содержание должно содержать в себе теоретическую часть, где будет обосновываться не только актуальность исследования, но и в целом будет представлено описание объекта исследования. Здесь же в практической части должны быть представлены опыты, с помощью который ученик может увидеть не только процесс, но и сможет сделать вывод о проделанной работе.

Заключение должно быть кратким, но при этом соответствовать теме исследовательского проекта. Так же на этом этапе ученику необходимо вернуться к гипотезе и либо её подтвердить, либо опровергнуть.

Таким образом, у обучающихся появляется свой опыт по созданию проектов и материал, который он может использовать в будущем.

Но каждую работы ученика мы должны уметь оценивать [3].

1.3 Оценка исследовательских работ

Исходя из всего вышенаписанного, возникает вопрос: как объективно оценить детскую исследовательскую работу?

Нами, группой 21П-2, были проанализированы все требования и рекомендации, предъявляемые к данной деятельности, и разработаны критерии оценивания детских исследовательских работ.

Таблица 1. Критерии оценки детских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Кол-во баллов

1. Актуальность и новизна темы

2 - выбранная тема мало изучена, прослеживается недостаточность знаний об изученном материале;

1 - выбранная тема уже затрагивалась в каких-либо трудах;

0 - выбранная тема была заявлена во многих трудах, подробно проработана.

2. Предмет и объект исследования 

2 - предмет и объект исследования сформулированы верно, в ходе исследования прослеживается работа с ними

1 - предмет и объект исследования сформулированы частично верно (объект или предмет сформулирован неверно) 

0 - предмет и объект исследования сформулированы неверно, в ходе исследования рассматриваются иные предмет и объект

3. Обоснование и постановка цели и задач

3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам

2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами;

1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами не очевидно;

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

4. Соответствие выбранных методов

2 - все методы подобраны в соответствии с представленной работой и отражают пути решения проблемы;

1 - методы частично подобраны в соответствии с представленной работой и частично отражают пути решения проблемы;

0 - методы подобраны не верно, не отражают пути решения проблемы.

5. Структура работы

2 - работа структурирована в соответствии с требованиями, 

1 - в работе отсутствует один важный структурный элемент (раздел);

0 - структура в работе не прослеживается.

6. Содержание работы

2- проблема исследования рассматривается очень глубоко и содержательно, были задействованы различные источники информации;

1- в содержании раскрывается проблема, делаются обобщения;

0 - присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов.


7. Ход исследования

2 - Исследование описано подробно, ясно, доступным языком;

1 - В описании исследования имеются некоторые недоработки, которые затрудняют понимание содержания всего исследования

0 - Описание исследования значительно искажено, или описано очень “бедно”


Связать с методами

8. Практическая значимость 

3 - продукт может использоваться на практике без доработок;

2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки;

1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена;

0 - работа не имеет практической значимости.

9. Креативность 

2 - представлены новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной действительности;

1 - представленные идеи и пути решения интересны, но уже представлены во множестве других работ;

0 - идеи и пути решения не оригинальны, не приносят нового опыта в деятельность.

10. Соблюдение требований к оформлению

3 - соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений;

2 - общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений;

1 - имеются существенные отклонения от требований к оформлению;

0 - требования не соблюдены. 

Нами были рассмотрены четыре исследовательские работы, а именно: Реферат «Кока-кола. Польза или вред?»; учебно-исследовательская работа «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»; учебно-исследовательская работа «Орхидея – символ совершенства. Уход за орхидеями в домашних условиях»; учебно-исследовательская работа «Особенности поведения и питания моей кошки Симки». По результатам исследования самыми лучшими работами оказались: реферат «Кока-кола. Польза или вред?». Данная работа получила 19 баллов из 25 возможных. А так же самой лучшей оказалось исследование «Особенности поведения и питания моей кошки Симки». Данная работа набрала 23 балл из 25 возможных.

Ниже представлены определённые критерии по которым мы оценивали предыдущую детскую исследовательскую работу про кошку Симу.

Таблица 2. Критерии оценивания

Критерии оценки детских исследовательских работ

Баллы

Исследовательские работы обучающихся

Учебно-исследовательская работа «Особенности поведения и питания моей кошки Симки»

1. Актуальность и новизна темы

2 - выбранная тема мало изучена, прослеживается недостаточность знаний об изученном материале;

1 - выбранная тема уже затрагивалась в каких-либо трудах;

0 - выбранная тема была заявлена во многих трудах, подробно проработана.

2

2. Предмет и объект исследования

2 - предмет и объект исследования сформулированы верно, в ходе исследования прослеживается работа с ними

1 - предмет и объект исследования сформулированы частично верно (объект или предмет сформулирован неверно)

0 - предмет и объект исследования сформулированы неверно, в ходе исследования рассматриваются иные предмет и объект

2

3. Обоснование и постановка цели и задач

3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам

2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами;

1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами не очевидно;

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

3

4. Соответствие выбранных методов

2 - все методы подобраны в соответствии с представленной работой и отражают пути решения проблемы;

1 - методы частично подобраны в соответствии с представленной работой и частично отражают пути решения проблемы;

0 - методы подобраны не верно, не отражают пути решения проблемы.

2

5. Структура работы

2 - работа структурирована в соответствии с требованиями,

1 - в работе отсутствует один важный структурный элемент (раздел);

0 - структура в работе не прослеживается.

2

6. Содержание работы



2- проблема исследования рассматривается очень глубоко и содержательно, были задействованы различные источники информации;

1- в содержании раскрывается проблема, делаются обобщения;

0 - присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов.

2

7. Ход исследования



2 - Исследование описано подробно, ясно, доступным языком;

1 - В описании исследования имеются некоторые недоработки, которые затрудняют понимание содержания всего исследования

0 - Описание исследования значительно искажено, или описано очень “бедно”

Связать с методами

2

8. Практическая значимость



3 - продукт может использоваться на практике без доработок;

2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки;

1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена;

0 - работа не имеет практической значимости.

3

9. Креативность



2 - представлены новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной действительности;

1 - представленные идеи и пути решения интересны, но уже представлены во множестве других работ;

0 - идеи и пути решения не оригинальны, не приносят нового опыта в деятельность.

2

10. Соблюдение требований к оформлению



3 - соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений;

2 - общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений;

1 - имеются существенные отклонения от требований к оформлению;

0 - требования не соблюдены.

3

Всего баллов

25

23


Таким образом, на основе анализа детской работы можно сделать вывод, что обучающийся начальной школы и его наставник точно и чётко знают структуру исследовательской работы.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 2.1 Составление группового исследования.

Познакомившись с основной структурой исследовательских работ и с яркими примерами детских трудов, мы создали исследование на тему: «Воздух и его секреты».

Данное исследование заключалось в том, что в ходе его реализации мы, как ученики, узнавали новые, ранее неизвестные нам свойства воздуха.

Таблица 3. Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Воздух и его секреты.

2

Актуальность исследования

 Без воздуха немыслимо существование любого живого организма. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Воздух является одним из важнейших объектом окружающей человека среды. Поэтому мы и выбрали эту тему для исследования.

3

Проблема исследования

На уроках окружающего мира мы проводили множество исследований: свойства воды, состав почвы, жизни растений и животных т.д. Мне хотелось подробнее изучить свойства воздуха и его роль в жизни на Земле.

4

Объект исследования

Воздух.

5

Цель исследования

расширить и углубить знания о воздухе и его свойствах и значении в жизни человека.

6

Задачи исследования

  • Изучить научно – познавательную литературу по данной теме;

  • Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха.

  • Провести исследование по выявлению свойств воздуха.

  • Изучить влияние воздуха на организм человека.

  • Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране.

7

Гипотеза исследования

если мы будем больше знать о свойствах воздуха, то мы сможем объяснить явления, происходящие в повседневной жизни и использовать эти свойства на благо человечества.

8

Методы исследования

  • Эксперимент.

  • Наблюдение.

  • Сравнение.

  • Изучение литературы.

  • Обращение к сети Интернет.

  • Спросить у взрослых и одноклассников.


9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочное исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Организационный этап

Деятельностный этап:

Опыт 1-7

Заключительный этап

11

Оборудование для проведения исследования

Полиэтиленовый пакет, пластмассовая бутылка, графин, вода, цветная бумага, вата, стеклянный стакан, пластмассовая емкость, белая бумага, мандарин, простой карандаш, маленькая свечка, воздушный шар.

12

Продукт исследования

Выделенные свойства воздуха, подтверждённая гипотеза исследования, результат, проведённых опытов.

13

Перспектива исследования


14

Используемые источники

https://multiurok.ru/files/vozdukh-i-ego-sekrety-issledovatelskaia-rabota.html



К сожалению, мы не удержали тогда критерии оценки исследовательских работ, поэтому все получили низкий балл. Затем, каждый студент нашей группы представил собственно разработанные исследовательские работы.

Автором данных методических рекомендаций также были созданы паспорт и исследование на тему «Является ли современная кукла – оберегом?».

Таблица 4. Паспорт исследовательской работы Елены Дульневой

Компоненты паспорта

Описание исследования


Автор:

Данилюк Полина Павловна

2 класс, окружающий мир

1

Тема исследования

Правда или ложь? Являются ли современные куклы – оберегами?

2

Актуальность исследования

Кукла — своеобразное отражение человека, она дает ему возможность взглянуть на самого себя со стороны. Образ куклы всегда привлекал внимание исследователей в разных областях науки. С глубины веков она постоянный попутчик человека. Народов, не знавших какого-либо вида кукол, не существовало. С научной точки зрения люди воспринимают не предметы, а их образы. Все наши мысленные операции проходят с образами, любое чувственное ощущение субъективно. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое — детская игрушка в виде фигурки человека. Второе — в театральном представлении, театр кукол вид пространственно-временнóго искусства, где внешность и физические действия кукольных персонажей изображаются барельефными или горельефными (объемными), полуобъемными и плоскими куклами. Это могут быть и фигуры человека, и животных, и птиц, а также «одушевленных», «говорящих» деревьев, цветов и др. Третье значение — фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы. Девочки с давних пор пеленали и завертывали эти игрушки, подчиняясь инстинкту материнства. В древней истории практически невозможно отделить куклу от идола.

3

Проблема исследования

Однако, ни одна фабричная красавица не способна вызвать столько искренних чувств, восхищения и такой же долговременной привязанности, чувство безопасности как самодельная кукла, в которую ее создатель вложил свою душу. Так как создать самостоятельно куклу, что бы она несла в себе функцию оберега

4

Объект исследования

Кукла – оберег

5

Цель исследования

Узнать, как создавать куклу-оберег собственными руками.

6

Задачи исследования

  1. Провести анкетирование среди учащихся, направленное на выявление уровень знаний о том, как раньше выглядели куклы, для чего и из чего их делали.

  2. Изучить информацию о куклах-оберегах.

  3. Провести сравнение между куклами-оберегами и современными куклами.

  4. Создать куклу-оберег собственными руками.

  5. Сформулировать вывод по выполненной работе.

7

Гипотеза исследования

Если мы создадим куклу собственными руками, будет ли она являться оберегом?

8

Методы исследования

  • Анализ научной литературы;

  • Синтез полученной информации;

  • Исследование;

  • Сравнение;

  • Опрос.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный этап:

  • проведение опроса «Что ты знаешь о кукле?»;

  • подведение итогов опроса;

  • постановка цели исследовательской работы;

  • постановка гипотезы работы;

  • постановка плана работы.

Основной этап:

  • поиск куклы-оберега;

  • изучение информации про то, как раньше создавали куклы, из какого материала и с какой целью, какой смысл вкладывали в куклу;

  • создание своей собственной куклы – оберега;

  • сравнение кукол-оберегов с современными куклами;

  • подведение итогов исследования;

  • создание паспорта исследования.

Заключительный этап:

  • завершение работы над оформлением паспорта исследования;

  • подведение итогов исследования.

11

Оборудование для проведения исследования

Кукла пластмассовая, кукла тканевая, кукла из ниток, белая ткань, цветные нитки, вата, пуговицы, ленточки, листы бумаги А4, цветной картон, ручки, карандаши, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши.

12

Продукт исследования

Самодельная кукла-оберег, паспорт исследования.

13

Перспектива исследования

Данную исследовательскую работу можно будет использовать на уроках технологии и окружающего мира. Так же информацию, полученную в ходе исследования, обучающиеся могут использовать в старших классах.

14

Используемые источники

  • Шиповская Людмила Павловна, Шелаева Мария Игоревна Кукла как неотъемлемая часть эстетической культуры, человеческих традиций и человеческого опыта // Сервис +. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kukla-kak-neotemlemaya-chast-esteticheskoy-kultury-chelovecheskih-traditsiy-i-chelovecheskogo-opyta (дата обращения: 07.02.2024).

  • http://mkobr.ru/temy-issledovatelskih-rabot-po-klassam/temy-rabot-shkolnikov-2-klass.html

  • https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/10/09/sovremennyy-kukly-za-i-protiv

  • https://gufo.me/search?term=Оберег

  • https://gufo.me/search?term=Кукла

  • https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-kukla-bereginja-793286.html


Самой лучшей работой, по нашему мнению и по мнению нашего преподавателя, является работа студентки 3 курса Дульневой Елены Анатольевны.

Она набрала 22 балла по нашим критериям из 25 возможных.

Её работу нельзя назвать актуальной, так как каждый год дети работают с неньютоновской жидкостью, но при этом паспорт её проекта оформлен методически верно.

Таким образом, если вы захотите создать свой паспорт исследования, вы можете обратиться к работе Елены. Ниже представлена её разработка.

Таблица 5. Паспорт исследовательской работы Елены Дульневой

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

«Жидкость, по которой можно ходить»

Актуальность исследования

Нас окружает огромное количество жидкостей. Люди состоят из жидкости. Мы пьем жидкости. Готовим жидкости. Моемся жидкостью. Основным свойством привычной нам жидкости является то, что она способна менять свою форму под действием механического воздействия. Но оказывается, что не все жидкости ведут себя привычным образом, такие жидкости называют неньютоновские жидкости. Данная работа посвящена необычным жидкостям, тем, которые не изучаются в школьных курсах, но которые обладают удивительными свойствами и очень интересны для изучения: при малых нагрузках они мягкие, текучие и эластичные, а при больших – становятся твердыми и очень упругими. Эти жидкости называются неньютоновскими.

Проблема исследования

В обычной жизни люди привыкли к обычным свойствам воды. Которая текучая и не меняет свою плотность при физическом воздействии. Но можно ли создать такую жидкость, плотность которой будет меняться при воздействии на неё?

Объект исследования

Неньютоновская жидкость

Цель исследования для ученика

Выявить отличия обычной жидкости от неньютоновской и из чего она состоит.

Задачи исследования

  • Проанализировать научную информацию по теме исследования.

  • Изучить (цвет, запах, вкус, прозрачность), химические показатели качества воды.

  • Изучить понятие плотности

  • Узнать плотность воды

  • Узнать, что такое неньютоновская жидкость и какие имеет особенности

  • Составить памятку по отличительным свойствам неньютоновской жидкости и её составу.

Гипотеза исследования

Может ли быть вещество одновременно и жидким, и твёрдым.

Методы исследования

1. Теоретический:

-анализ литературы.

2. Эмпирический:

-наблюдение;

-опыт.

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Теоретический:

Изучение научной литературы

  1. Основной этап:

Создание неньютоновской жидкости, сравнение с обычной водой.

  1. Заключительный этап

Создание памятки о составе неньютоновской жидкости и её отличительных особенностях от воды

Оборудование для проведения исследования

Прозрачные контейнеры, вода, крахмал, палочка для смешивания

Продукт исследования

Неньютоновская жидкость, памятка «Неньютоновская жидкость и её особенности»

Перспектива исследования

Данную исследовательскую работу можно будет использовать на уроках окружающего мира. Так же информацию, полученную в ходе исследования, обучающиеся могут использовать в старших классах.

Используемые источники

  1. http://virtuallab.by/publ/video_opyty/video_opyty/nenjutonovskaja_zhidkost_i_ejo_svojstva/1-1-0-60

  2. https://tavika.ru/2015/05/newton.html

  3. https://rosuchebnik.ru/material/issledovanie-nenyutonovskoy-zhidkosti-7277/

Затем, мы наблюдали саму реализацию все исследовательских проектов от нашей группы. Нам удалось увидеть, что во время реализации своих работ не все студенты смогли удержать основную суть своих исследований.

Таким образом, пронаблюдав работы других и оценив их, мы поняли, что не все студенты могут удерживать структуру проектов.

2.2 Требования к содержанию и структуре учебных проектов

Основными требованиями структуре учебных проектов являются:

1) проблема должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической;
2) должно быть планирование дальнейшей деятельности, в том числе планирование вида продукта и формы презентации;
3) должна наблюдаться самостоятельная исследовательская деятельность учащихся;
4) результатом является продукт, который является средством для решения поставленной проблемы;
5) должен быть представлен подготовленный продукт [3].

Основными требованиями к содержанию учебных проектов является:

  • проблема должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической;

  • планирование дальнейшей деятельности, в том числе планирование вида продукта и формы презентации;

  • самостоятельная исследовательская деятельность учащихся;

  • результатом является продукт, который является средством для решения поставленной проблемы;

  • подготовленный продукт должен быть представлен [3].

Но часто нами употребляется «проект» вместо слова «исследование». Но можно ли заменять эти слова друг другом?

На основе данного вопроса изучим два этих понятия.

2.3 Проект или исследовательская работа

Отличиями между проектом и исследованием являются:

1) Определение.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского рго-jectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный впе­ред».

В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, сово­купность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния) [3].

В статье Богуш Е.А. – кандидата педагогических наук дано следующее определение. Проектом является «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности» [[4].

Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследова­ние». Исследование в обыденном употреблении понимается преиму­щественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие ис­следования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс по­иска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де­ятельности человека.

По мнению Сухаревская Е.Ю. – кандидата педагогических наук, под исследованием понимается «способ организации познавательного процесса, в результате которого обучающийся получит абсолютно новое для юного исследователя знание» [10].

Таким образом, на основе этого можно сделать вывод, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи.

2) Разработка и реализация.

Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связан­ных с задачами бескорыстного поиска истины.

В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска ис­тины. Она изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками [3].

Мы должны понимать, что проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контроли­руемых рамках. В то время как исследование - творчество в чистом виде [3].

Проек­тирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно до­пускает бесконечное движение вглубь [3].

Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектиро­вание имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирова­ние, и исследование, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводи­мых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Так же можно сказать, что проектирование – достаточно сжатое действие. В нём нет возможности для самореализации. Однако, исследование подразумевает из себя наблюдение за чем-то или кем-то. То есть именно в рамках исследовательской работы, ученик может разобрать не только интересную для себя тему, но и провести ряд опытов над этим предметом [3].

2.4 Выбор методов исследования

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

2.4.1 Понятие «наблюдение»

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира [3].

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. Словарь - https://gufo.me/dict/bes )

Следует различать обыденное наблюдение, то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире, и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

  • целенаправленностью;

  • активностью;

  • планомерностью;

  • систематичностью;

  • наличие элементов контроля [3].

2.4.1.1 Виды наблюдений

Наблюдения бывают:

- неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект);

- структурированное (наблюдение по плану);

- полевое (наблюдение в естественной обстановке);

- лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях);

- открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку);

- скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается);

- непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца);

- непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств);

- опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств) [3].

Получить качественную информацию помогает тщательная процедура планирования.

2.4.1.2 Структура наблюдения

Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:

  1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?).

  2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

  3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?).

  4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?).

  5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Когда все обстоятельства продуманы, составляется план наблюдения.

Недостатки метода:

- возможность вмешательства исследователя в наблюдаемые события;

- однократность исследуемой ситуации;

- результаты наблюдения зачастую зависят от наблюдателя;

- методу доступны лишь внешние проявления процесса, ведь наблюдать можно лишь то, что поддаётся восприятию органов чувств.

Достоинство метода:

+ наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история, при правильном использовании этого метода, он является весьма плодотворным [3].

2.4.2 Понятие «эксперимент»

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения [3].

  1. Опыт. Попытка сделать, предпринять что-нибудь. (Ожегов)

2.4.2.1.Разнообразие экспериментов

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода:

– активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя.

В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на:

- исследовательские

- проверочные

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования.

Подготовка проведения эксперимента:

  1. Выбор числа экспериментальных объектов (обязательно наличие контрольного объекта).

  2. Определение продолжительности эксперимента.

  3. Выбор конкретной методики изучения, то есть действия в процессе изучения.

  4. Продумывание форм записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности

  5. План эксперимента может быть зафиксирован в виде рабочей таблицы:

2.4.2.2 Структура экспериментов

Этапы проведения эксперимента:

1. Подготовка эксперимента. Перед началом исследования необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента. С учётом специфики творческого процесса такой план должен предусмотреть:

  • базу, на которой будет производиться исследование

  • необходимый для проведения эксперимента инструментарий

2. Собственно проведение (технологический этап). Делается качественный и количественный анализ результатов исследования.

3. Аналитический, рефлексивный этап. Анализ полученных результатов (насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу или опровергнуть). Важным элементом анализа результатов эксперимента является умение исследователя разрабатывать научно-практические рекомендации.

4. Оформление результатов эксперимента [3].

2.5 Результаты исследования

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу [3].

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения [3].

2.5.1 Титульный лист

Он является первой страницей и заполняется по образцу.

  • Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

  • Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

  • Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

  • Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

  • В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения [3].

2.5.2 Оглавление

Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Оглавление………………..3

Введение…………………..4

Основная часть……………5

Заключение………………..6

Литература………………...7

Приложения……………….8

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления [3].

2.5.3 Введение

Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

  • постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех [3].

2.5.4 Основная часть

Она может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы. Основная часть может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения [3].

2.5.4 Заключение

Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы [3].

2.5.5 Литература

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников) [3].

2.5.6 Приложение

Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:

  • копии документов, инструкции

  • схемы, графики, диаграммы, таблицы

  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

  • иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение [3].

ГЛАВА 3.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА, РАЗРАБОТКА

Проектная деятельность «представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. При этом у детей должно быть сформировано представление о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию деятельности».

(Чердынцева Евгения Валерьевна Организация проектной деятельности в начальной школе // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.04.2024)) [12].

К проектной деятельности относятся не только проведение исследовательских работ, но и реализация проектной задачи.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.  

Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач.

Продукт проекта заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства [3].

3.1 Что такое проектная задача?

Напомним, что термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов).

По мнению А. Б. Воронцова, проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся [5, с. 176].

Проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети вольны придумывать, фантазировать.

Также, стоит отметить, что решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся в малых группах.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности.

Участвуя в решении проектных задач, учащиеся имеют возможность осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. Процесс решения проектной задачи детьми – это творческий процесс. Увлекательным же является и составление проектной задачи педагогом.

3.1.1 Структура проектной задачи



Выполнение системы заданий

(Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена).

Результат решения заданий

(может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, т.к. нет установки на жестко определенную форму ответа).

Для качественной работы с проектной задачей, я рекомендую «Методические материалы для учителя» автором пособия является В.В. Улитко. Там Вы можете познакомиться с алгоритмами разработки проектной задачи для учителя, как организовать наблюдение за деятельностью обучающихся, также там представлены примеры проектных задач, которые вы можете использовать в своей профессиональной деятельности [11].

3.2 Отличительные черты проектной задачи

Отличие проектной задачи от других типов задач (учебной, конкретно – практической):

  • наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающее в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;

  • имеет общий сюжет, задается реальные ситуации, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или не известных им способов действия;

  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • неопределенность относительно способа решения и конкретного результата (отсутствия явной ориентации на неопределенную тему, области знания; результат, как правило, называемый конкретным числом, определенный, однозначным ответом и т.п.);

  • задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задач. Значительный объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;

  • отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящий для описания результатов работы;

  • заключительное задание задачи может быть общей «сборки», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи) [3].

Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

  • Во-первых, это реальный «продукт» ( текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе [3].


3.3 Создание и реализация проектной задачи

В рамках изучения данной темы, нам было задано создать собственную проектную задачу, основанную на содержании УМК «Школа России», 4 класс, урок «ПЁТР 1».

Проектная задача. 4-й класс «Обратно в будущее!»

Автор: Данилюк Полина Павловна

1. Паспорт проектной задачи.

Название проектной задачи

Обратно в будущее!

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, литературное чтение, математика, технология)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Окружающий мир

Раздел «Человек и природа». Водоемы и реки (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Условные обозначения на карте.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат). Связи в природных зонах.

Русский язык

Раздел «Развитие речи». Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Литературное чтение

Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения. Читательская грамотность.

Технология

Коллективная работа.

Математика

Счёт многозначных чисел.

Дидактические цели

Научить обучающихся применять полученные знания на практике в изменённых ситуациях.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Окружающий мир:

Метапредметные действия:

— различают водные ресурсы;

— работают с информацией, представленной в разных формах;

— составляют краткие суждения о связях и зависимостях в природе;

— ответственно относятся к своим обязанностям в процессе совместной деятельности;

— объективно оценивают свой вклад в общее дело.

Предметные знания и умения:

— распознают изученные объекты по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

— используют различные источники информации.

Русский язык:

Метапредметные действия:

— выполнять по предложенному плану проектное задание;

— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение;

Предметные знания и умения:

— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

— создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений);

— формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной информации;

Литературное чтение:

Предметные знания и умения:

— осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;

— осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей

Математика:

Предметные знания и умения:

— осуществлять сложение и вычитание многозначных чисел.

Технология:

— создают аппликации;

Метапредметные знания и умения:

— создают групповую творческую работу.

Педагогический результат

Дневники Петра 1.



3.3.1 Сценарий проектной задачи

2. Замысел проектной задачи

Обучающиеся работают в группах по 4 человека, выполняя 6 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: дневника Петра 1. Обучающиеся слушают историю о мальчике Петре, который хочет узнать об своём будущем и понять, что с ним будет и какие действия ему предпринять. Выполнение заданий проектной задачи рассчитано на два урока.

3. Содержание проектной задачи

Два друга Юра и Вова отправились вместе со своим классом оправились на экскурсию в Третьяковскую галерею.

Там было много замечательных картин, но одна из них вызвала у мальчиков бурю недовольства и негатива. Это было произведение нашего Красноярского художника – земляка Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни».

«Вовка, я что-то не верю, этому Сурикову! Нам Марья Ивановна не рассказывала об какой-то там казни! Не было такого! Я не верю, что бы был такой правитель – Пётр 1, и что он казнил своих солдат! Суриков – врун!» - сказал Юра.

«Да по-любасу! Он – обманщик!» - ответил Вова.

И мальчики начали громко смеяться. Вдруг… Резко поднялся шум, и в картине появилась воронка. Всё стало в неё затягиваться, и наши мальчики исчезли.

На дворе был 1682 год. Очнувшись, мальчики увидели, что они находятся в каком-то поле. А не далеко от них, на небольшом пригорке – стол старый дуб, а рядом какой-то человек.

Вовка и Юрка решили подойти к нему и узнать, куда же всё-таки они попали? И где Марья Ивановна и их класс!

«Добрый день, не подскажите, где мы находимся?» - спросил Юрка.

«В моей Москве!» - возгласил голос.

«Извините, мы не местные, можете ли вы объяснить, где находится Третьяковская галерея?» - задал вопрос Вова.

«Что? Что это за место?» - развернувшись, удивлённо спросил юноша…

«А… Извините, а какой сейчас год?» - спросил удивлённо Вовка.

«1682» - грустно ответил незнакомец.

«Можете нам помочь вернуться домой!? Мы просто вообще никого здесь не знаем!» - провопили мальчики.

«А кто бы помог мне!» - произнёс юноша и сел на землю.

«А что у вас случилось?» - спросил Юрка.

«Хм.. Это долгая история…. Меня зовут Петя Романов. Мне 10. Моя жизнь – боль и разочарование. Сначала я потерял всех своих любимых и близких людей, а сейчас наблюдаю, как моя страна идёт ко дну. И доколе моя сестра будет сидеть на троне – будет царить лишь крах на земле русской! Эх, как бы я хотел всё изменить, но, к сожалению, я останусь пешкой в руках моей злобной сестры!». – сказал Пётр 1.

«Погодь, так Вы – Пётр 1? Великий русский император?» - удивлённо спросил Вова.

«Кто я?» - задал вопрос юноша.

«Мы гостьи из будущего! Мы знаем, что Вы – великий русский император! Вами столько всего будет сделано! Вы поднимите Русь с колен!» - прокричал Вовка!

«Но как? А Софья?» - удивлённо спросил Пётр.

«За её халатное отношение к стране своей, Вы свергните её! И всё благодаря своему трудолюбию, ловкости и уму!» - гордясь, ответил Вовка.

«Но как!? Помогите мне! Ребята, я очень хочу стать великим! И я мечтаю сделать свою страну лучше! Помогите мне! Без вас я не справлюсь!» - жалобно стал просить Пётр 1.

«Но как? Мы же можем в любой момент исчезнуть во времени…» - просил Вовка.

«Есть идея! Мы сделаем для Вас дневник Ваших свершений! И таким образом, когда придёт время, Вы сможете им воспользоваться! И он поможет Вам сделать правильный выбор!» - ответил Юрка.

Формулировка задачи

Нам предстоит с вами помочь Петру 1 и мальчикам! А так же мы с вами должны будем помочь ребятам создать дневник свершений для Петра 1. Нужную информацию для дневника вы получите, выполнив задания. В ходе выполнения заданий вам необходимо обратить внимание на следующие умения (см. п. 4 «Представление результатов работы. Оценка выполнения проектной задачи»). В конце работы мы проведем их оценку. Желаю удачи!

Продолжение сценария и примеры заданий представлены в приложении1.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день всё чаще и чаще в школах появляются в программе общего начального образования проектная деятельность.

Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество [1].

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 31 мая 2021 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 55 с.

2. О. П. Абрамова, статья «Организация исследовательской деятельности в начальной школе.» https://urok.1sept.ru/articles/676354 .

3. М.Ю. Баранова, Т.А. Вахромеева, Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ: Методический материал для студентов педагогической специальности, 2018 – 62с.

4. Е. А. Богуш, Проектная деятельность в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-1 (дата обращения: 02.04.2024)

5. А. Б. Воронцов, Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с.

6. О. А. Зубова, Статья «Исследовательская работа в начальной школе».

7. Е. А. Малиновская, «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся».

8. Н. А. Семёнова , Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа №2.2007- с.45 https://urok.1sept.ru/articles/676354).

9. Н. А. Семёнова, Статья «Роль учителя в организации исследовательской деятельности младших школьников» https://bukva.com.ru/journal/16946 ).

10. Е. Ю. Сухаревская, Технология исследовательского обучения младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-issledovatelskogo-obucheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.04.2024).

11. В. В. Улитко, Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя — Тирасполь: ПГИРО , 2014. — 64 с.

12. В. В. Чердынцева, Организация проектной деятельности в начальной школе // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.04.2024).





ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1.

Система заданий для решения задачи

Задание 1. Прочитайте текст.

После страшного бунта в 1682 году 10 летний Пётр 1 переехал из своего дворца в небольшое поместье в Преображенское. Здесь он Познавал науки и военное дело. К 13 годам он создал своё первое войско, и название ему – «Потешное». Однако, со временем «Потешные» войска были разделены на «Преображенские и Семёновские полка». Когда Петру 1 исполнилось 18 лет, его сестра снова решила поднять бунт против своего брата и настроила «Преображенские полка» против Великого Царя. Но не все солдаты пошли против него. У Петра было много соратников! И именно из них он решил снова воссоздать свой «Потешный полк»! В них вошли 3 352 участников Преображенского полка, 2 767 Семёновского и равное количество стрельцов и солдат. Всего в состав новых «Потешных» полков вошло 3100 человек.

Заполните таблицу.

Участники потешных полков

Количество участников потешных полков

Преображенский полк


Семёновский полк


Московские стрельцы


Городские солдаты


Всего участников потешных полков


Используйте информацию о новых «Потешных» полках для дневника Петра 1.

Задание 2. Прочитайте текст.

Одержав победу над безжалостной Софьей, Пётр стал новым царём великого Русского царства. Но, к сожалению, без знаний он не мог в полной мере исполнить свою мечту. Поэтому Пётр отправился в Европу, где познакомился с неизвестными ему науками. Вернувшись домой, Великий царь приказал обучать людей. Таким образом, наша страна поднялась с колен. У нас появились металлургические заводы, новые порты, академии, университеты, школы, фабрики, заводы и т.д.

Так в нашем царстве появились такие науки, как: математика, механика, география, ботаника, физика, химия, астрономия, «рудознатство» и кораблестроение.

Ответьте на вопрос. Что, по вашему мнению, означает фраза «Прорубить окно в Европу»? Докажите примерами из текста.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Используйте информацию для дневника Петра 1.

Задание 3. Обведите на карте все города, которые появились в период правления Петра 1.

Как вы считаете, почему новая столица Российского царства – Санкт-Петербург - называется городом «НА БОЛОТЕ»? Подумайте, какая там может быть погода? Какое расположение?

Запишите свой ответ: ­­­­­­­­­­___________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

______________________________

___________________________________

______________________________________

Используйте информацию для дневника

Петра 1

Задание 4. Рассмотрите фотографии. Отметьте водные богатства, находятся в пределах Санкт-Петербурга.

Задание 5. Прочитайте текст.

Пётр 1 стал первым правителем, который смог в короткие сроки не только завоевать и построить новые города, но и смог развить страну до Европейского уровня. Для этого ему пришлось издать более 16 …. . Они были и денежные, и военные, и образовательные, и областные, и государственные, церковные и т.д.

Определите, что издал Пётр 1. Для этого вам необходимо расшифровать ребус.

Запишите ответ: Пётр 1 издал ________________________________

Используйте информацию для дневника Петра 1.

Задание 6. Очень долго длилась Северная война. Но Пётр 1 не сдавался и поэтому одержал победу! В 1721 году Пётр 1 провозгласил себя императором, а нашу Великую страну – Российской империей! Создайте дневник Петра 1. Вы можете использовать ранее изученную информацию. Так же вам предложен ряд иллюстраций.




















































4. Представление результатов работы. Оценка выполнения проектной задачи.

Ребята, какие у вас красивые работы! Вы помогли мальчикам вернуться домой! А великому Петру 1 – стать правителем Российской Империи! Большое вам спасибо!

Ну а мы с вами подведём итоги нашей проектной задачи. Подумайте, как умения помогли вам справиться с заданиями проектной задачи? Оцените эти умения по следующей схеме. Ставим +. Где самооценка ученика – Свои инициалы и плюс.

Умение

Самооценка участника

Оценка группы

Умение распознавать богатство природы через тексты, рисунки и фотографии.



Умение использовать информацию из диаграммы, рисунков, фотографий, карты, текста для выполнения задания.



Умение ответственно выполнять совместные проектные задания.



Умение записывать ответы на вопросы, выводы несколькими предложениями на основе прочитанного текста.



Умение демонстрировать полученный результат.



Умение без конфликтов работать в группе.







Приложение 2.

Фотоотчёт с проведения исследовательской работы.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!