СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»


Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Методические рекомендации


«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»















г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Козлова В. А. - студентка группы 21П-2 отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы/Козлова В. А.., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024 г.







Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».










СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 6

Глава 2. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 10

Глава 3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Исследование – бескорыстный поиск истины.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [2, c. 167].

Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [4, c. 98].

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.










Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Важность включения в обучение обучающихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. «Именно активность обучающегося признается основой достижения целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности» [2, с. 110].

В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию [3, с. 50].

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы учащиеся приобрели функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности.

Данная цель конкретизируется в частных целях, которые определяются исходя из анализа содержания исследовательской деятельности ученика:

  • получение новых знаний;

  • развитие познавательной мотивации;

  • развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний;

  • развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями;

  • активизация личностной позиции.

Исходя из перечисленных целей и требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, вытекают следующие задачи исследовательской деятельности ученика:

  • познавательная: — получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапредметном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

  • развивающая — умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

  • воспитательная — развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

С учеником сначала проводятся организационные мероприятия. Действия первого типа — это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий.

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс [5, c. 107].

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

Исследовательские умения:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение экспериментировать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Определяем роль учителя: систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая роли.

Функции учителя:

• показать обучающимся значимость их деятельности;

• вселить уверенность в силы обучающихся;

• привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка.

Многие методисты выделяют следующие основные этапы исследовательской работы:

1) Выбор темы.

2) Постановка цели и задач.

3) Гипотеза исследования.

4) Организация исследования.

5) Подготовка к защите и защита работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

Значимость – как влияют результаты на практику.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.



















Глава 2. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

Ошибки в выборе темы исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

После окончания работы, во время её подготовки к презентации, автор приходит к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя и слушателя.

Не рекомендуется при формулировке темы:

  • Слишком общее название, которое может ввести в заблуждение.

  • Выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

Примеры некорректных тем: «Как поживаете, господин позвоночник?», «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера», «Цвет один в поэзии ХХ века», «Почему школьники не летают?»

Существует некоторые требования к теме исследования:

1. Тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной.

2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.

3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование.

4. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.

Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха.


Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.


Ошибки в выборе методов исследования

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Для этого детям предлагается:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию

Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Овладеть методами исследования обучающимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и другие.

Собственная исследовательская работа на тему «Дикий газ»


На протяжении занятий мной было разработано исследование и оформлен паспорт исследования. При оформлении паспорта исследования опиралась на следующий эффективный алгоритм:

1. Определите тему в рамках обозначенного объекта исследования, представьте обоснование ее актуальности.

2. Определите и сформулируйте научный аппарат исследования: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

3. Определите этапы работы над исследованием с указанием содержания деятельности.

4. Определите предполагаемый продукт исследования.

5. Внесите данные в паспорт исследования (см. табл. №1).



Мной было подготовлено к демонстрации фрагмент исследования в рамках разработанного паспорта исследовательской деятельности. Подобрала материалы и оборудование, необходимые для организации и проведения исследовательской деятельности.

Продемонстрировала фрагмент собственного исследования в модельных условиях группы.





























Таблица 1.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Дикий газ»

2

Актуальность исследования

Человеческому организму требуется для существования небольшое количество углекислого газа. Он контролирует скорость биения сердца и некоторые другие функции организма.

Зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха через поры в листьях. Растение, при этом, выделяет кислород. То есть растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, а люди и животные вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. Это поддерживает постоянное количество кислорода и углекислого газа в воздухе. Кислород вырабатывается только растениями.

Интересно, а какими способами можно получить углекислый газ?

3

Проблема исследования

Какими способами можно получить углекислый газ? 

4

Объект исследования

Углекислый газ

5

Цель исследования

Изучить способы получения углекислого газа

6

Задачи исследования

1. изучить научную литературу об углекислом газе;

2. найти эксперименты, с помощью которых можно получить углекислый газ;

3. провести эксперименты на получение углекислого газа;

4. сделать выводы: доказать или опровергнуть гипотезу.

7

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что углекислый газ можно получить, не только выдыхая его

8

Методы исследования

Анализ, наблюдение, эксперимент

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс-исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Теоретический. Изучение научной литературы о свойствах углекислого газа.

2. Практический. Проведение экспериментов для изучения способов получения углекислого газа.

Эксперимент №1.  В пластиковую бутылку наливаем уксус (примерно 50 мл). Через воронку засыпаем в эту ёмкость 2-3 чайных ложки соды.

Надеваем шарик на горлышко бутылки, и он начинает медленно надуваться.

В результате взаимодействия соды и уксуса выделяется углекислый газ, который и наполняет шар.

Эксперимент №2. Школьный мел залить уксусной кислотой. В результате этого эксперимента выделяется углекислый газ.

3. Заключительный. Подведение итогов работы, подтверждение или опровержение гипотезы.

11

Оборудование для проведения исследования

3 стакана, 3 воронки, 6 пар перчаток, 6 масок, 3 бутылки, 3 воздушных шара, уксусная кислота, мел, сода. 

12

Продукт исследования

Способы получения углекислого газа

13

Перспектива исследования

Способ тушения костра.  В случае возгорания с силой потрясите закрытую емкость. Уксус и сода вступят в реакцию, которая будет проходить с бурным выделением углекислого газа. Откройте крышку и выплесните содержимое банки на огонь. Углекислый газ тут же потушит его.

14

Используемые источники

1. Большая детская энциклопедия М.: Махаон - с. 336, 2010 г

2. Детская энциклопедия Потому.ру// Что такое углекислый газ?

3. Светлана Лаврова: Занимательная химия – с. 128, 2016 г.







Глава 3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности выполнения проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

• Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

• Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

• Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

• Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

• «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

• Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

• Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов [2, c. 189].

Каждый учебный проект содержит в себе определенные этапы организации работы над проектом.

Этап

Содержание работы

Подготовительный

Определение темы. Анализ проблемы. Формулировка цели, задач.

Организационный

А) Определение источников необходимой информации.

Б) Определение способов сбора и анализа информации.

В) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности.

Практический

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта.

Презентационный

Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

Аналитический

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта.


Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

    • титульный лист;

    • содержание;

    • введение;

    • описание исследования;

    • заключение (результаты исследования).

Введение должно содержать:

    1. описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

    2. описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

    3. обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

    4. цель и задачи для проведения исследования;

    5. гипотезу исследования;

    6. перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.

Описание исследования должно содержать:

    • план этапов выполнения исследовательской работы;

    • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

    • собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности) [1, c. 49].

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.


Собственная проектная задача: «Поиск украденных картин Васнецова В. М.»

1. Замысел проектной задачи:

Учитель: нам пришло письмо из Третьяковской галереи.

 

Как вы думаете, о чём же будет идти речь в этом письме? Давайте прочитаем. Не может быть! В содержании сказано, что из Третьяковской галереи украли 4 известных картины художника Васнецова Виктора Михайловича.

По камерам удалось зафиксировать воришку. Это оказался енот! Он действовал так быстро, что управился за пару минут!

На помощь пришёл великий сыщик Шерлок Холмс, но, подумав, он решил, что без вас он точно не справится. Находившись на месте преступления, он обнаружил следы, оставленные воришкой. Хотите ли вы сегодня стать настоящими сыщиками? Поможете ли вы вернуть картины Васнецова Виктора Михайловича обратно в Третьяковскую галерею? Какую цель сформулируем? (по следам вора найти четыре ценных картины художника и вернуть их в галерею).

2. Содержание проектной задачи:

Формируют две большие группы. Следы воришки – задания, которые он по своей же неосторожности оставил на своём пути. Задания для обучающихся располагаются на столах. Они запечатаны в конвертах. Для каждой группы свой маршрут. Для того, чтобы вернуть одну картину, необходимо выполнить три задания, где последнее – код для шкатулки (мешочка), что находится на столе у учителя. Получив код, учащимся нужно подойти к столу и найти шкатулку с тем кодом, который у них получился. Внутри шкатулки находится распечатанная картина. Каждая группа должна найти две картины и выполнить в общей сумме 6 заданий.

Способ деления на группы:

У учителя в мешочке находятся вырезанные 2-х видов: круг и квадрат. Каждый ребёнок подходит к учителю и, не глядя в мешочек, берёт одну фигурку и присоединяется к тем учащимся, у которых точно такая же фигура.

Конечный продукт – представление картин. Обучающимся даётся время на то, чтобы они подготовили своё выступление с описанием найденных картин. В качестве описания может использоваться текст, содержащийся в заданиях, и другие любые дополнительные источники.

Тексты проектной задачи для учащихся первой группы.

Задания для поиска первой картины:

1-я картина, которую должна получить первая группа:

Васнецов В. М. «Богатыри», 1898 год.

Задания для поиска второй картины:






2-я картина, которую должна получить первая группа:

Васнецов В. М. «Иван-царевич на сером волке», 1889 год.




Тексты проектной задачи для учащихся второй группы.

Задания для поиска первой картины:

1-я картина, которую должна получить вторая группа:

Васнецов В. М. «Алёнушка», 1881 год.




Задания для поиска второй картины:




2-я картина, которую должна получить вторая группа:

Васнецов В. М. «Спящая царевна», 1926 год.

3. Рефлексия

Учащиеся представляют свои найденные картины и описывают их, исходя из подготовленного ими текста для выступления. Учащиеся отвечают на вопросы публики, делятся своими впечатлениями, эмоциями, трудностями, которые возникали в процессе деятельности, а главное – знаниями, которые они приобрели. Группа, которая слушает, оценивает выступление одноклассников по критериям:

1. Группа доступно и понятно рассказала о найденных картинах.

2. Группа осуществила рефлексивный анализ.

3. Группа ответила на вопросы слушателей (если вопросы были).

В конце подводятся итоги всей работы, и детям вручаются удостоверения «Классный сыщик»









Список литературы

  1. История создания картины «Алёнушка», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Алёнушка

  2. История создания картины «Иван-царевич на сером волке», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван-царевич_на_Сером_Волке

  3. История создания картины «Спящая царевна», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спящая_царевна_(картина)

  4. История создания картины «Богатыри», [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Богатыри_(картина_Васнецова)

  5. Петров С.А. Исчезнувшие шедевры: поиск украденных картин Васнецова В.М. // Журнал Культурный код. – 2018. – № 9. – С. 12-24.






























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На сегодняшний день в России существуют старые традиции реализации данного подхода, которые уже изживают себя, поскольку являются малоэффективными и не удовлетворяют современные требования.

На территории всей страны создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую.

Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории.

Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

  2. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  3. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.

  4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  5. Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

  6. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!