СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы" предназначены для учителей начальной школы. Для себя Вы можете найти алгоритм, критерии, примеры исследовательских работ. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»








Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы





















Красноярск, 2024 г.


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Кочергина Ю. О. - студентка группы 21П-2 отделения «Преподавание в начальных классах».

Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы/ Кочергина Ю. О. КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024 - ? с.

Красноярск, 2024, ? с.




Аннотация.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся. В данной работе представлены рекомендации по организации и оценки проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».










Содержание

Пояснительная записка 4

1.6. Типичные ошибки при создании исследовательской работы 15

1.7. Оформление продукта исследовательской деятельности 17

1.8. Критерии оценки детских исследовательских работ 19

1.9. Рекомендации к защите исследовательской работы 22

1.10 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании 25

1.10.1 Требования к содержанию учебных проектов 26

1.10.2 Проектная задача 27

Список литературы 38

Приложение 1. Учебно-исследовательская работа «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?» 39

Приложение 2. Проведение исследования на тему «Тайны мыльных пузырей» 49

































Пояснительная записка


Что представляет из себя проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. Зачем проводить исследовательские работы в начальной школе? Они подогревают интерес учеников к какой-либо теме, поставленной как цель, показывают детям, что школа – это не только о получении знаний, но также о интересном времяпрепровождении, дает возможность для реализации собственных качеств и умений. Также не стоит забывать об универсальных учебных действиях, формирующихся при реализации исследовательской деятельности. Дети выстраивают общение со сверстниками и со взрослыми, улучшают навыки работы в команде, учатся преподносить и доказывать свою точку зрения, находить нестандартные пути решения задач, а затем выставлять на публику полученный материальный продукт, который может быть представлен в абсолютно любых формах. Школьники учатся работать с информацией, структурировать и анализировать ее. По моему мнению это все несомненно важно в условиях современной школы.












1. Основная часть

1.1. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [3, с. 2].

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. При исследовательской деятельности развиваются УУД [4, с. 4].

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс [1, с. 2-3].

Какие исследовательские умения формируются у обучающихся начальной школы? Ребенок получает возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат [4, с. 5].

Главной задачей учителя в исследовательской деятельности ребенка, является помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Возможные алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

3. Ознакомление с методами исследования.

4. Составление плана работы.

5. Поиск противоречий.

6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

7. Предзащита работы.

8. Окончательное оформление и защита работы.


1.2. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  1. Найти проблему – что надо изучать.

  2. Тема – как это назвать.

  3. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  4. Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  5. Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  6. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  7. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  8. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  9. Методика исследования – как и что исследовали.

  10. Результаты исследования – собственные данные.

  11. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  12. Значимость – как влияют результаты на практику.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной [5, с. 1-2].


1.3. Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Как выявлять проблемы

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

– фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; – экспериментальные — предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

– теоретические — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.) [6, с. 92].

Возможные ошибки при выборе темы:

- тема не интересна ребенку;

- тема не должна быть навязана, любое исследование проводится только на добровольной основе;

- выбранная тема является неоригинальной;

- выбранная тема, не решаемая в принципе или не решаемая для ребенка;

- учитель не компетентен в теме. Да, тема в первую очередь должна быть интересна ребенку, но нужно держаться ближе к сфере, которая увлекательна и понятна самому педагогу.

- тема должна быть такой, чтобы исследование можно было провести в относительно короткий промежуток времени, иначе ребенок перестанет концентрировать на ней внимание, и она станет ему просто не интересной.


1.4. Определение цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Бывает, даже, когда кажется, что все требования соблюдены, цель получается неудачной. Разберем несколько типичных ошибок:

1. Завышенность цели.

2. Несоответствие теме или проблеме исследования.

3. Неконкретность, неточность формулировок.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию, комплекс заданий…


1.5. Выбор методов исследования

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента. Рассмотрим каждый из них подробно.

1. Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности [10, с. 1].

Следует различать обыденное наблюдение (то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире) и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

- Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

- Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

- Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

- Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

- Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность).


Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:

1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)

4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

2. Эксперимент.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на:

- исследовательские

- проверочные

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования.

Подготовка проведения эксперимента:

1. Выбор числа экспериментальных объектов (обязательно наличие контрольного объекта).

2. Определение продолжительности эксперимента.

3. Выбор конкретной методики изучения, то есть действия в процессе изучения.

4. Продумывание форм записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности

5. План эксперимента может быть зафиксирован в виде рабочей таблицы

Этапы проведения эксперимента:

1. Подготовка эксперимента. Перед началом исследования необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента. С учётом специфики творческого процесса такой план должен предусмотреть:

- базу, на которой будет производиться исследование

- необходимый для проведения эксперимента инструментарий

2. Собственно проведение (технологический этап). Делается качественный и количественный анализ результатов исследования.

3. Аналитический, рефлексивный этап. Анализ полученных результатов (насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу или опровергнуть). Важным элементом анализа результатов эксперимента является умение исследователя разрабатывать научно-практические рекомендации.

4. Оформление результатов эксперимента [7, с. 24-28].


1.6. Типичные ошибки при создании исследовательской работы

  1. Выбор темы

Возможные ошибки при выборе темы:

- тема не интересна ребенку;

- тема не должна быть навязана, любое исследование проводится только на добровольной основе;

- выбранная тема является неоригинальной;

- выбранная тема, не решаемая в принципе или не решаемая для ребенка;

- учитель не компетентен в теме. Да, тема в первую очередь должна быть интересна ребенку, но нужно держаться ближе к сфере, которая увлекательна и понятна самому педагогу.

- тема должна быть такой, чтобы исследование можно было провести в относительно короткий промежуток времени, иначе ребенок перестанет концентрировать на ней внимание, и она станет ему просто не интересной [6, с. 93].

2) Определение цели и задач исследования

Возможные ошибки при постановке цели:

1. Нет конкретности;

2. Формулировка цели должна начинается с глагола в неопределённой форме;

3. Может быть не достижимой;

4. Не измерима, не контролируема.


Возможные ошибки при постановке задач:

1. Не правильная формулировка;

2. Выполнение поставленных задач не приведет к достижению цели;

3. Поставлены не достигаемые и сложные задачи.


Возможные ошибки при постановке гипотезы:

1. Не содержит предположение;

2. Не проверяема, не подтверждена;

3. Не логична и противоречива [7, с. 24-28].


3) Выбор методов исследования

Возможные ошибки при выборе методов исследования:

1. Для проверки поставленной гипотезы выбраны неверные методы;

2. Не соответствует возрастным особенностям;

3. Подобраны не интересные методы исследования [7, с. 24-28];

И т.д.

1.7. Оформление продукта исследовательской деятельности


Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Конечная работа выполняется в научном стиле и содержит определенную структуру:

- титульный лист

- оглавление

- введение

- основная часть

- заключение

- список литературы

- приложения

К каждому пункту структуры выделяются требования. Немного подробнее об этом.

Титульный лист заполняется по образцу:

- Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

- Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

- Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

- Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

- В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Содержание идет после титульного листа. К содержанию предъявляется меньше требований: указаны главы и страницы, названия глав точно повторяются, без сокращений.

Правила написания введения общие для научных работ:

- актуальность темы работы;

- постановка проблемы;

- разработанность исследуемой проблемы;

- цель;

- основные задачи;

- методы решения основных задач.

Основная часть

Содержит 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

Принципиальными требованиями к основной части являются:

- доказательность;

- последовательность;

- отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Заключение

В заключении возвращаются к цели, аргументированно доказывается, почему она достигнута. Также указываются следствия из полученных результатов.

Литература

Отражает ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложения

К приложениям относят:

- копии документов, инструкции

- схемы, графики, диаграммы, таблицы

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

- иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение [7, с. 28-30].

1.8. Критерии оценки детских исследовательских работ


Исходя из всего вышенаписанного, возникает вопрос: как объективно оценить детскую исследовательскую работу? Мы проанализировали все требования и рекомендации, предъявляемые к данной деятельности, и разработали критерии оценивания детских исследовательских работ (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Критерии оценки

Критерии оценки детских исследовательских работ

Кол-во баллов

1. Актуальность и новизна темы

2 - выбранная тема мало изучена, прослеживается недостаточность знаний об изученном материале;

1 - выбранная тема уже затрагивалась в каких-либо трудах;

0 - выбранная тема была заявлена во многих трудах, подробно проработана.

2. Предмет и объект исследования

2 - предмет и объект исследования сформулированы верно, в ходе исследования прослеживается работа с ними

1 - предмет и объект исследования сформулированы частично верно (объект или предмет сформулирован неверно) 

0 - предмет и объект исследования сформулированы неверно, в ходе исследования рассматриваются иные предмет и объект

3. Обоснование и постановка цели и задач

3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам

2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами;

1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами не очевидно;

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

4. Соответствие выбранных методов

2 - все методы подобраны в соответствии с представленной работой и отражают пути решения проблемы;

1 - методы частично подобраны в соответствии с представленной работой и частично отражают пути решения проблемы;

0 - методы подобраны не верно, не отражают пути решения проблемы.

5. Структура работы

2 - работа структурирована в соответствии с требованиями, 

1 - в работе отсутствует один важный структурный элемент (раздел);

0 - структура в работе не прослеживается.

6. Содержание работы

2- проблема исследования рассматривается очень глубоко и содержательно, были задействованы различные источники информации;

1- в содержании раскрывается проблема, делаются обобщения;

0 - присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов.

7. Ход исследования

2 - Исследование описано подробно, ясно, доступным языком;

1 - В описании исследования имеются некоторые недоработки, которые затрудняют понимание содержания всего исследования

0 - Описание исследования значительно искажено, или описано очень “бедно”

8. Практическая значимость

3 - продукт может использоваться на практике без доработок;

2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки;

1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена;

0 - работа не имеет практической значимости.

9. Креативность

2 - представлены новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной действительности;

1 - представленные идеи и пути решения интересны, но уже представлены во множестве других работ;

0 - идеи и пути решения не оригинальны, не приносят нового опыта в деятельность.

10. Соблюдение требований к оформлению

3 - соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт и т.д.), списка литературы и иных источников, приложений;

2 - общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений;

1 - имеются существенные отклонения от требований к оформлению;

0 - требования не соблюдены. 


Далее мы оценили детскую учебно-исследовательскую работу «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?» (Приложение 1), по разработанным ранее критериям (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Результаты оценки детской работы

Критерии оценки детских исследовательских работ

Кол-во баллов

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»

1. Актуальность и новизна темы

2 - выбранная тема мало изучена, прослеживается недостаточность знаний об изученном материале;

1 - выбранная тема уже затрагивалась в каких-либо трудах;

0 - выбранная тема была заявлена во многих трудах, подробно проработана.

2

2. Предмет и объект исследования

2 - предмет и объект исследования сформулированы верно, в ходе исследования прослеживается работа с ними

1 - предмет и объект исследования сформулированы частично верно (объект или предмет сформулирован неверно) 

0 - предмет и объект исследования сформулированы неверно, в ходе исследования рассматриваются иные предмет и объект

1

3. Обоснование и постановка цели и задач

3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам

2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами;

1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами не очевидно;

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

1

4. Соответствие выбранных методов

2 - все методы подобраны в соответствии с представленной работой и отражают пути решения проблемы;

1 - методы частично подобраны в соответствии с представленной работой и частично отражают пути решения проблемы;

0 - методы подобраны не верно, не отражают пути решения проблемы.

1

5. Структура работы

2 - работа структурирована в соответствии с требованиями, 

1 - в работе отсутствует один важный структурный элемент (раздел);

0 - структура в работе не прослеживается.

2

6. Содержание работы

2- проблема исследования рассматривается очень глубоко и содержательно, были задействованы различные источники информации;

1- в содержании раскрывается проблема, делаются обобщения;

0 - присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов.

0

7. Ход исследования

2 - Исследование описано подробно, ясно, доступным языком;

1 - В описании исследования имеются некоторые недоработки, которые затрудняют понимание содержания всего исследования

0 - Описание исследования значительно искажено, или описано очень “бедно”

0

8. Практическая значимость

3 - продукт может использоваться на практике без доработок;

2 - продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки;

1 - практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена;

0 - работа не имеет практической значимости.

1

9. Креативность

2 - представлены новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых автор внес нечто новое в контекст современной действительности;

1 - представленные идеи и пути решения интересны, но уже представлены во множестве других работ;

0 - идеи и пути решения не оригинальны, не приносят нового опыта в деятельность.

1

10. Соблюдение требований к оформлению

3 - соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт и т.д.), списка литературы и иных источников, приложений;

2 - общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений;

1 - имеются существенные отклонения от требований к оформлению;

0 - требования не соблюдены. 

2

Всего баллов:

11


Таким образом, на основе полученных данных оценки учебно-исследовательской работы «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?», можно сказать, что у обучающего не получилось создать учебно-исследовательскую работу по данной теме. Исходя из оценки также и других детских работ, мы выяснили, что часе всего обучающиеся не умеют создавать такие работы в соответствии с поставленными требованиями. А именно, не умеют выделять проблему из выбранной темы исследования, выделять объект и предмет.

1.9. Рекомендации к защите исследовательской работы


Что необходимо подготовить к защите исследовательской работы?

• дать определение основным понятиям, используемым в исследовании;

• выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного

явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы;

• на выступление отводится 5-7 мин.+ 1-2 мин.


Принципы и правила написания защитной речи:

1. Почему избрана эта тема;

2. Какой была цель исследования;

3. Какие ставились задачи;

4. Какие гипотезы проверялись;

5. Какие использовались методы и средства исследования;

6. Каким был план исследования;

7. Какие результаты были получены;

8. Какие выводы сделаны по итогам исследования;

9. Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении (рекомендации) [7, с. 33-34].

Пример исследовательской работы

Для проведения исследовательской работы необходимо составить паспорт исследования. Сценарий может быть указан как в этапах работы, так и отдельным документом. Пример паспорта проектно-исследовательской работы, проведенной мною (см. таблицу 3). С фотографиями с проведения работы можете ознакомиться в Приложении 2.

Таблица 3 – Паспорт проектно-исследовательской работы

Компоненты паспорта

Описание исследования

1 класс. Окружающий мир

1

Тема исследования

Тайны мыльных пузырей

2

Актуальность исследования

В настоящее время мыльные пузыри являются одной из самых продаваемых игрушек. Но, наверное, каждый из нас хотя бы однажды пытался создать раствор для мыльных пузырей дома из того же «Фери», но из него не получались такие же пузыри, как и те что продаются в магазина.

В нашей работе мы хотим найти способ, который поможет создать мыльные пузыри, как и в магазине, но в домашних условиях.

3

Проблема исследования

Создание мыльных пузырей в домашних условиях

4

Объект исследования

Мыльные пузыри

5

Цель исследования

Создать мыльные пузыри в домашних условиях, выявить наиболее удачный рецепт приготовления мыльных пузырей.

6

Задачи исследования

  • Изучить теоретический материал по теме «Мыльные пузыри»;

  • Узнать секреты и свойства мыльного пузыря;

  • Изучить рецепты приготовления раствора для выдувания мыльных пузырей;

  • В домашних условиях провести опыты и эксперименты по надуванию различных видов мыльных пузырей.


7

Гипотеза исследования

Предположим, что мыльные пузыри образуются из мыльного раствора, а жидкость для выдувания мыльных пузырей можно приготовить в домашних условиях.


Размеры и устойчивость мыльных пузырей зависит от состава жидкости для мыльных пузырей.

8

Методы исследования

Изучение и анализ литературы, эксперимент.

9

Тип исследования

Краткосрочный.

10

Этапы реализации исследование, краткое их описание

1 этап: «Теоретический»

1. Изучение истории возникновения мыльных пузырей

2 этап: «Исследовательский»

1. Составления плана работы.

2. Проведения исследования по получению мыльных пузырей в домашних условиях.

3 этап: «Практический»

1. Написание и оформления текста исследовательской работы.

4 этап: «Выступление»

1. Подготовка к представлению выполненной работы (создание презентации и речи).

2. Представление работы.

5 этап: «Рефлексия»

1. Оценка результатов проделанной работы.

11

Оборудование для проведения исследования

Мыло (жидкое, твердое)

Моющие средства (разных фирм)

Вода

Ёмкость для мыльного раствора

12

Продукт исследования

Рецепты по созданию мыльных пузырей в домашних условиях.

13

Перспектива исследования

Найти лучшее мыльное средство для создание мыльных пузырей дома.

14

Используемые источники

  1. Большая книга экспериментов для школьников.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.-260 с.

  2. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2007.-125 с.

  3. Тит Том Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. - М.: Издательский дом Мещерекова, 2008. - с.42-51.

  4. Варламов С. Эксперименты с мыльной пленкой/ С.Варламов //Квант. - 2006. - № 3, с. 37-38.


1.10 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании


Проект (от лат. projectus, буквально – брошенный вперед) – это прообраз предполагаемого или возможного объекта; Проектирование – процесс создания проекта.

Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

По мнению А. И. Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Виды учебных проектов:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор [2, с. 30-32]?


1.10.1 Требования к содержанию учебных проектов


Требования к детским учебным проектам:

1. Проблема должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической.

2. Планирование дальнейшей деятельности, в том числе планирование вида продукта и формы презентации.

3. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

4. Результатом является продукт, который является средством для решения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен.


Рекомендации к продукту учебного проекта:

- Web-сайт;

- Бизнес-план;

- Видеофильм;

- Выставка;

- Журнал;

- Коллекция;

- Костюм;

- Макет;

- Модель;

- Оформление кабинета;

- Сказка;

- Справочник;

- Статья;

- Сценарий;

- Учебное пособие;

- Чертеж;

- Экскурсия [7, с. 41-43].


1.10.2 Проектная задача


Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения, которой происходит качественное саморазвитие детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Структура проектной задачи (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура проектной задачи


Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе [7, с. 45-49].

Чтобы лучше понять структуру проектной задачи и ее отличие от проектной деятельности, нашей группой была создана сравнительная таблица (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Сравнительная таблица


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности, развитие УУД.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Только работа в группе.

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

Проблема (целеполагание)

Решение системы заданий

Продукт

Презентация

Рефлексия

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны. Учащиеся находят решение проблемы, выполнив систему заданий.

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

+

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

+

не предсказуем

Предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный детский «продукт», который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

- рефлексивные

- целеполагать

- планировать

- моделировать

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

- вступать в коммуникацию

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Большой объем разнородного материала предоставляет учитель.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Начальная школа



Пример проектной задачи


Возраст учащихся: 4 класс (проектная задача предполагает работу составных групп по 4-5 человека).

Конкретно-практическая задача

Место проведения: внеурочное занятие по окружающему миру

Цель: оценить, как обучающиеся осуществляют перенос полученных знаний в измененную ситуацию.


Планируемые результаты:

Метапредметные:

— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;

— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;

— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Предметные:

Окружающий мир

— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы.

Русский язык

— создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма и др.);

— определять тему и основную мысль текста;

— осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.






Проектная задача:

Описание конкретно-практической, проблемной ситуации:

Здравствуйте, мои ученики! Однажды я прочитала историю одного мальчика. Его зовут Ив. Он родился в маленьком городке Димбокро в западной части Африки. Большинство жителей городка занято в сельском хозяйстве — выращивают на окраинах населенного пункта бананы, кукурузу, ананасы и арахис.

Три года назад семья Ива переехала в мегаполис. Там многоэтажки, торговые центры и университеты. Переезд изменил жизнь мальчика — он стал учиться в школе, где в классах стояли компьютеры, а во дворе была обустроена современная спортивная площадка. Старший брат Ива учится в университете города Красноярск. Он много рассказывал ему о России, показывал фотографии. Особенно Иву понравились фотографии сибирской природы. Мальчик очень хотел узнать о ней больше. Предлагаю помочь Иву узнать о тех местах, в которых мы с вами живем. Надеюсь, ему будет интересно узнать о природе нашего родного края.

Формулировка задачи:

Нам предстоит написать письмо Иву. Нужную информацию для письма вы получите, выполнив задания. В ходе выполнения заданий вам необходимо обратить внимание на следующие умения (см. ниже «Представление результатов работы. Оценка выполнения проектной задачи»). В конце работы мы проведем их оценку. Желаю удачи!









Система заданий для решения задачи:

Задание 1. Изучите годовой климатический график Красноярска.

Рис. 1. Диаграмма средней температуры и осадков в городе Красноярск в течение года

Заполните таблицу:

Характеристика погоды

Месяц

Самый жаркий месяц


Самый морозный месяц


Самый дождливый месяц



Используйте информацию о климате окрестностей города Красноярск при написании письма Иву.










Задание 2. Рассмотрите фотографии. Отметьте формы рельефа, характерные для нашей местности.


Задание 3. Рассмотрите карту Красноярского края. Выпиши название 3-5 озер и рек, которые находиться на территории края.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Используйте эту информацию при написании письма Иву.



Задание 4. Прочитайте текст и заполните таблицу

Озера Красноярского края

Озеро Таймыр - Входит в состав одноименного заповедника. В азиатской части страны это второе озеро по размерам. Также оно самое северное на планете из крупных. Площадь – 4560 км², а глубина достигает 26 метров. С сентября по июль поверхность покрыта льдом. Вода прогревается максимально до +8 °C. Температурный режим полностью удовлетворяет запросы 20 видов рыб, которые тут водятся в изобилии. Среди них: сиг, налим, омуль.

Озеро Учум - не просто озеро, а полноценный бальнеогрязевой курорт Ужурского района. Его открыли в 1925 году, что делает курорт первой здравницей края. Площадь самого водоёма – 14 км², а глубина 6,5 метров. Вода прогревается максимально до +20 °C. Вода минеральная и горько-солёная. Для медицинских процедур используются рапа и грязи. Специализация санатория – гинекологические проблемы, лечение нервной системы и органов пищеварения.

Водоём

Площадь водной поверхности

Глубина

Максимальная

температура

Озеро Таймыр




Озеро Учум





Справочный материал

Значение слова «максимальный»

МАКСИМА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Самый большой, наибольший в ряду других, предельный; противоположно — минимальный.



Задание 5. Рассмотрите рисунки. Определите растения и подпишите их названия. При необходимости пользуйтесь «Атласом-определителем».

_____________ _______________ ______________


_____________ _______________ _____________


Используйте эту информацию при написании письма Иву.



Задание 6. Рассмотрите фотографии животных, проживающих на территории нашего края. Подпишите названия известным вам животных.

______________________ ______________________


______________________ _______________________


Используйте эту информацию при написании письма Иву.



Задание 7. Перейди по QR-коду и прочитай про герб Красноярского края.

Используя полученную информацию закончите предложение.

На гербе города Красноярского края изображен: ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Используйте эту информацию при написании письма Иву.


Задание 9. Напишите письмо сверстникам о красоте и богатстве природы в окрестностях Красноярского края. Используйте информацию, которую вы получили в предыдущих заданиях.



Представление результатов работы. Оценка выполнения проектной задачи

Подведем итог работы над проектной задачей. Каждая из групп написала письмо мальчику Иву, проживающему в западной части Африки.

Проведем взаимопроверку написанных Иву писем (группам предлагается эталонный вариант письма, ведется работа по взаимооценке результата — письма).

Подумайте, как умения помогли вам справиться с заданиями проектной задачи? Оцените эти умения по следующей схеме:

Умения

Самооценка ученика

Оценка группы

Умение распознавать объекты неживой и живой природы изученных природных зон по их описанию в тексте, рисункам и фотографиям



Умение использовать информацию из диаграммы, рисунков, фотографий, карты, текста для выполнения задания



Умение ответственно выполнять совместные проектные задания



Умение записывать ответы на вопросы, выводы 1–2 предложениями на основе прочитанного текста



Умение создавать письменные тексты из 5 предложений



Умение демонстрировать полученный результат



Умение без конфликтов работать в группе










Список литературы

  1. Абрамова О.П. Статья «Организация исследовательской деятельности в начальной». – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/676354 (Дата обращения: 11.02.2024).

  2. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - №76-2.

  3. Борщевская А.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников // Наука и школа. - 2013. - №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-3 (Дата обращения: 11.02.2024).

  4. Зубова О.А. Статья «Исследовательская работа в начальной школе» - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/511559 (Дата обращения: 11.02.2024).

  5. Малиновская Е.А. «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся». – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210579 (Дата обращения: 16.02.2024).

  6. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94. – Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/13/1015/ (Дата обращения: 03.03.2024).

  7. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ / Баранова М.Ю., Вахромеева Т.А., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького». – 2018. – С. 57.

  8. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».

  9. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа №2. - 2007- С.45.

  10. Энциклопедический словарь – https://gufo.me/dict/bes/НАБЛЮДЕНИЕ.


Приложение 1. Учебно-исследовательская работа

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Красноярский краевой центр «Юннаты»













Учебно-исследовательская работа

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»







Выполнила:

Руководитель:
















Красноярск 2019



Оглавление:

  1. Введение………………………………………….…………………….

3

  1. Малые реки Красноярского края…………….…………………….…

4

  • Ангара…………..……………………………………………………

4

  • Бирюса……………………………………………………………….

5

  • Тунгуска……………………………………………………………..

6

  • Мана………………………………………………………………….

7

  • Хатанга………………………………………………………………

7

  • Базаиха………………………………………………………………

8

  • Кача…………………………………………………………………..

8

  • Великая река Енисей……………………………………………….

9

  1. Народ о реках слагал легенды…………………………………….

10

  1. Заключение………………………………………………………….

10

  1. Список использованных источников информации ……………..……

11

























ВВЕДЕНИЕ.

Однажды летом, отдыхая с родителями в г.Красноярске, гуляя по Театральной площади, я была удивлена увиденной красотой водного сооружения. Это был фонтан «Реки Сибири». Сначала я не вдумывалась в название этого чудесного сооружения. Я пересчитала статуи – их оказалось семь женских, и одна мужская фигура сидела на большом камне в центре композиции. И тут я обратила внимание на то, что каждая статуя имеет своё название, которые, на тот момент, ничего мне не говорили. И лишь одно название женской статуи оказалось знакомым. Как же мне не знать реку Кача, если каждое лето я хожу купаться и загорать на реку, которая разделяет наш посёлок Памяти 13 Борцов на две части. Река Кача является достопримечательностью моей малой родины.

Ещё я обратила внимание на то, что название мужской статуи мне тоже знакомо. Эту реку люди ещё называют Енисей-батюшка. Вспомнилось название фонтана – «Реки Сибири». Главная, мощная великая река в центре и малые реки Сибири – такую подсказку дала мне мама. И мы решили подробнее узнать о реках Сибири: какие они по характеру, где протекают, откуда берут своё начало и куда несут свои воды.

Актуальность данной темы мы видим в том, что достопримечательности нашего края надо знать, любить и беречь. Природные богатства нашего края красивы и величественны, но человек порой не задумываясь использует их ресурсы и от этого природа может пострадать.

Цель нашей работы: лучше узнать природные достопримечательности нашего Красноярского края, научиться понимать изменения, происходящие в родных для нас местах.

Задачи:

  1. Выяснить какие реки Сибири есть в Красноярском крае и как они связаны между собой.

  2. Проанализировать значение рек для жизни сибирских людей.

  3. Представить презентацию нашей работы ребятам нашей школы.

Объектом нашей работы являются реки Сибири.

Предмет – исторические и географические документы.

Гипотеза – все малые реки, упомянутые в композиции-фонтане «Реки Сибири» являются притоками реки Енисей.

Методы исследования.

Изучение и анализ документальных источников, беседы, опросы бабушек, дедушек, родителей и родных.


МАЛЫЕ РЕКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Рассказывая друг другу, каким мы увидели фонтан, гуляя по Театральной площади Красноярска, мы поняли, что мы видим двухметровые статуи девушек с подписями – названиями рек, но о самих реках мы практически ничего не знаем. Реку Енисей мы видим, потому что стоим на её берегу, но тоже непонятно почему авторы фонтана решили изобразить могучий Енисей в виде мужской скульптуры. Мы решили узнать о каждой из этих рек более подробно и понять замысел людей, которые изобразили природу в таком необычном виде. Действовать решили по плану:

  • старинное название или что обозначает название реки

  • место расположения или где протекает река

  • особенности величия

  • какие легенды о реке слагают?

Своё исследование мы начали с изучения материалов о реке, которая в фонтане «Реки Сибири» находится в самом вверху.


Ангара.

Оказывается, в переводе с бурятского языка слово «анга» имеет значение «открытый», «разинутый» или «раскрытый», а также «расселина» и «ущелье». В старых источниках река Ангара в XIII столетии упоминается под названием Анкара-Мурэн. Изначально нижнее течение реки от места впадения Ангара – река, расположенная в Восточной Сибири. Она является самым крупным из всех правых притоков Енисея. Истоком Ангары является озеро Байкал. Это единственная река, которая берет свое начало из этого величественного и уникального природного водоема. Протекает Ангара по Иркутской области и Красноярскому краю России. Вода в реке настолько чистая, что на дне речном виден каждый камень.

Р ядом с Лесосибирском Красноярского края река впадает в Енисей. Удивительно, но в месте слияния Ангара в 2 раза шире Енисея, далее несущего воды в Северный Ледовитый океан. Исторически сложилось, что мощный водный поток стал именоваться именно Енисеем.

Еже один интересный момент связан с тем, что после воссоединения потоков двух великих рек слева течет мутная вода, а справа – прозрачная. Смешиваться начинают воды после Лесосибирска, и далее граница между ними начинает размываться. Дальше воды Енисея единым мощным потоком несутся в более северные края.

Бирюса

Красивых мест на территории России великое множество. Казалось бы, трудно удивить человека красивым пейзажем, величавостью реки. Но среди них есть такие места, которые цепляют за самое сердце и остаются там надолго. Именно к ним относится Бирюса - река суровая и прекрасная. Как написал Виктор Астафьев: «То, что мы увидели на нынешней Бирюсе, не поддаётся ни слову, ни кисти - дух захватывает - такая красотища!» Мы узнали, что существует две Бирюсы. Своё начало они берут на склонах Джуглымского хребта в Восточном Саяне, но текут в разных направлениях. Одна Бирюса (Она), река полноводная и величавая, несёт свои воды по Сибирскому плоскогорью и, сливаясь с рекой Чуной, образует реку Текеева, которая впадает в Ангару. Другая Бирюса несёт свои воды великой сибирской реке – Енисею. Нося одно название, они отличаются друг от друга размерами и нравом. Бирюса (Она) спокойная, величавая, обрамлённая скалистыми и равнинными берегами. Бирюса в Красноярском крае строптивая и норовистая, течёт среди скалистых и труднодоступных берегов, покрытых таёжным лесом.

Река Бирюса (Она)

С вои воды Бирюса (образуется из слияния двух речушек - Большая и Малая Бирюса) несёт по территории Красноярского края, где находится её исток, и Иркутской области. Её русло неравномерно, имеет перекаты, пороги, протоки, образующие различные по площади острова. В неё впадают 130 речек, ручьёв, которые питают её. Берега покрыты смешанной тайгой, состоящей из кедра, сосны, берёзы. Места здесь нехоженые, безлюдные. На берегах нет больших городов, промышленных предприятий.

Река Бирюса в Красноярском крае

Территория, где пролегает эта река Бирюса, - Красноярский край. Она, в отличие от своей тёзки, не такая длинная, неглубокая, протекает по гористой местности. Берега её труднодоступные, скалистые и поросшие лесом. Путь свой Бирюса проложила по территории Красноярского края, недалеко от города Дивногорска. Впадает в Красноярское водохранилище на реке Енисей.

Тунгуска

На дальнем Востоке России среди его многочисленных рек, простирающихся по бескрайним, богатым природными дарами, просторам, есть удивительно чистая и красивая река Тунгуска. Есть в этих удивительно красивых краях Подкаменная Тунгуска — река, представляющая одну из небольших жемчужин в прекрасном ожерелье многочисленных природных достопримечательностей Сибири. Тунгусы, проживающие с давних времен на обширнейшей территории Сибири Восточной, в 1931 году стали называться эвенками. А то, что вдоль берегов Енисея от самого Ледовитого океана до границы с Китаем веками проживали тунгусы, доказывает тот факт, что здесь существует множество рек с названием Тунгуска. Всего их семь.

Мана

Мана в переводе с камасинского языка означает Снежная Река и звучало слово изначально как Минер-бу. Правая Мана течет справа в Енисей по территории невероятно живописного Красноярского края. Питание в верховьях сибирской реки идет за счет атмосферных осадков, добавляется обильным подземным родниковым питанием. Сток равномерно распределен по сезонам года.

Характер течения Мана имеет горный от истоков до самого устья. Многочисленные притоки и сама Мана глубоко врезаны в рельеф, текут по зауженным крутобортным каньонообразным долинам среди горных хребтов.

Хатанга

С ливаясь, две приполярные речки Хета и Котуй образуют протекающую по северной части Красноярского края – красавицу Хатангу. Она впадает в одноименный залив, названный Хатангским в море Лаптевых. Несет она свои воды по широкой. На площади бассейна Хатанги сосредоточено огромное количество тундровых озерных водоемов. В переводе с долганского «Хатанга» будет звучать как «березовая река». По речной долине Хатанги на север далеко продвинулись заросли карликовой березы. Если же рассмотреть происхождение от эвенкийских слов, то Хатанга будет переводиться как место, где много воды или большая вода. Оба перевода имеют место быть, и отражают природные особенности северного водоема.

Питание Хатанги в основном снеговое, поэтому половодье на реке наблюдается весь теплый сезон с мая до конца августа. Течет Хатанга основным руслом и множеством проток, расширяется меандрами по равнинной тундре, окружена участками старых русел старицами.

Базаиха

Базаиха – правый приток Енисея. Предположительно, её название произошло из древнекамасинского языка. «Абазай» значит «железо» и «ага» – «река». Впоследствии суффикс «ага» был русифицирован и стал в речи употребляться как «иха».

Примерно до середины прошлого века река была сплавной, с большим количеством плотин. На её дне скапливались многочисленные бревна, а течение переносило древесный мусор.

Базаиха берёт свое начало на Красноярском хребте (Кусуймские горы) на высоте 660 метров над уровнем моря. Здесь обитают такие рыбы как хариус, щука, ленок, елец, а в её верховьях водится таймень.

Почти весь бассейн Базаихи расположен в горах. Левобережная её часть – это скалы Такмаковского района: Ермак, Сторожевой, Малый Беркут, Китайская стенка, Воробушки, одни из многочисленных причудливых сиенитовых образований, известных всему миру как «Столбы». Правый же берег украшает Тограшенский хребет.

Кача

Река Кача — левый приток реки Енисея, берет начало в северо-западных отрогах Восточного Саяна, в Емельяновском районе, протекает по территории Емельяновского района и города Красноярска, впадает в Енисей в центре Красноярска. Место впадения в Енисей названо Стрелкой.

Иоган Фишер в книге «Сибирская история» (1774), писал, что татары, живущие на берегу реки, называли левый приток, впадающий в Енисей, Изир-Ссу (Изыр-Су), что в переводе означает «стремительно несущаяся». Сами себя коренные жители называли изыр-кичи. То есть люди, живущие на берегах Изыра. Русские стали со временем называть их качинцами, а реку — Качей.

Великая река Енисей

Название реки происходит от эвенкийского «ионесcи» — «большая вода». Хакасы называют его Ким, тувинцы — Улуг-Хем («великая река»), кеты — Хук. Сибиряки нередко называют реку «Енисей-батюшка».

Енисей – батюшка  — одна из величайших рек Земли и самая многоводная река России. Длина Енисея составляет 3 487 км. Река официально занимает по длине пятое место в мире. Собственно Енисей начинается в городе Кызыле при слиянии Большого Енисея и Малого Енисея. Он является природной границей между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великая Западно-Сибирская равнина, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи.

Ч ем дальше к северу, тем полноводнее и шире становится Енисей, особенно после впадения в него трех многоводных притоков: Ангары, Подкаменной Тунгуски и Нижней Тунгуски. В тех местах ширина Енисея достигает трех и даже четырёх километров. Но особенно широка река в устьевой зоне – до 75 километров.

В живописнейшем, уникальном месте, в глубокой долине Енисея расположен город Красноярск, окруженный величественными горами и сопками. Местные ландшафты запоминаются своей контрастностью четырёх разных географических зон: горно-таёжной – остроги Саян с юга; с северо-запада – тайгой; холмистой - с севера и степной равнинной зоной на северо-востоке, да и зоной смешанных лесов на сопках с востока.

Вывод. Проведя исследование материалов, описывающих реки, упомянутые в композиции «Реки Сибири», мы поняли, почему Енисей-батюшка находится в центре. Енисей – крупнейшая река нашего Красноярского края, в который впадают шесть рек – девушек из композиции каскадного фонтана. Наша гипотеза подтвердилась частично. Хатанга не является притоком Енисея, хотя и находится в Енисейском бассейне. Каждая девушка олицетворяет сибирскую реку, которая несёт свои воды в Енисей. Девушки молоды и прекрасны, как и природные реки Красноярского края. Каждая со своим характером и величием. Все описанные нами реки похожи и в тоже время различны. Похож у них растительный, животный, рыбный мир и в тоже время, учитывая что Енисей протекает через степи и леса, через равнины и горы, от самых южных широт до Ледовитого океана - 3487 километров пути, на его берегах на юге можно встретить верблюдов, а на севере белых медведей характер рек, которые являются притоками, разный.

Народ о реках слагал легенды…

Изучая материал о реках Сибири, мы обнаружили, что народ воспевал их в стихах и легендах, что говорит о безграничной любви к природе родного края. Некоторые легенды схожи по содержанию, но в каждой из них история рассказывается по особому. Некоторые легенды мы решили записать и рассказать ребятам. Они носят сказочный характер, но с помощью этих историй природная картина становится более красочной и образной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В окрестностях Красноярска Енисей принимает более десяти притоков. Самыми известными из них являются реки Кача, Мана, Базаиха, Березовка, Малая и Большая Слизнево.  В своей работе мы рассмотрели только часть рек приениссейской Сибири. Привлекательность многих притоков сибирской реки в том, что их современный облик в какой-то степени отражает историю формирования рельефа. Здесь из таёжных ключей и родников образуется едва заметный поток, который, собрав множество других источников, глубоко врезается в склоны гор. Красноярцы и гости города очень любят проводить время, любуясь красотами местных рек.



Список использованных источников информации

  1. Маленькие путешествия вокруг большого города Величко Михаил, 1989г.

  2. https://klyaksina.livejournal.com/870145.html

  3. http://welcomekrsk.ru/showplaces/скульптурная-композиция-фонтан-рек/

  4. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025222-6/

  5. http://fb.ru/article/233847/jivotnyie-i-rasteniya-reki-enisey-opisanie-spisok-foto

  6. https://klyaksina.livejournal.com/870145.html

  7. http://posibiri.ru/fontan-reki-sibiri/

  8. https://www.liveinternet.ru/users/3888678/post249566328

  9. http://сибирь-инфо.рф/sights/84

  10. https://www.kraskompas.ru/nash-gorod/reki-i-ruchi/item/1187-reka-bazaikha.html


Приложение 2. Проведение исследования на тему

«Тайны мыльных пузырей»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!