СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность проетно-исследователских работ в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»





Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»







«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Медведева Е.С.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Медведева Е.С. - студентка 21П-3 группы отделения
« Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы/ Колягина. Е.А, Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького», 2023.- 21 с

Красноярск, 2024, 21 с



Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы, а также назначение, специфика и структура исследовательской работы в современном начальном образовании. Также, здесь представлены возможные варианты критериев оценивания выступления, типичные ошибки при выборе темы исследования, при защите исследовательских работ. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

























Содержание



1.Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 4

1.1 Выбор темы исследования 6

1.2 Цель, задачи, гипотеза исследовательской работы 10

1.3 Культура защиты исследования 11

1.4 Как организовать в классе исследование? 12

2. Проект: назначение и структура 15

2.1 Что такое паспорт проекта? 17

Список используемой литературы 31



























1.Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. [1, 15 стр.]

Данная форма в основном распространена в старших классах, но, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие ученики. Просто уровень исследования будет иным.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами. [1]

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы: изучение теоретических источников; наблюдение; поисковый эксперимент; описательный метод; анкетирование; интервьюирование.

Исследовательская деятельность позволяет придать личностный смысл знаниям, дает возможность ученику и учителю реализовать собственные идеи и замыслы, поэтому девизом исследовательской деятельности может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.». [2, стр 15]

По моему мнению, любое самостоятельное исследование руководимо: педагог помогает определить его исправление, корректирует цели и задачи, определяет совместно с учеником индивидуальный «маршрут» и выступает консультантом.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретет жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Я считаю, что подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя

1.1 Выбор темы исследования

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. [6, стр. 92-94]

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

Мы рассмотрели 28 тем исследований. К примеру, темы: «Особенности поведения и питания моей кошки Симки», «Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония». Данные темы актуальны для самого ребёнка, но не актуальны для слушателей. Формулировать и выбирать такие темы не стоит. Следует ориентироваться на аудиторию, которая будет слушать выступление, но не выпускать из вида своих интересов. Также темы: «Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Зеленая роща» г. Красноярска», «Какие заповедники есть в Красноярском крае?», «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?» могут быть неинтересны для слушателей, которые живут не в данном микрорайоне, не в данном городе.

Примерами интересных тем, которые не касаются личных аспектов жизни, являются «Как влияют разные марки мыла на кожу человека» , данная тема является актуальной, ведь все мы ежедневно пользуемся этим средством гигиены, поэтому нам необходимо иметь о нем хотя бы минимальный набор знаний, ведь очень важно знать подходит ли вашей коже мыло, которым мы пользуемся. Также, тема «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?», является достаточно интересной, ведь каждой семье важно узнать, какая порода собаки подойдет. «Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?», тема является интересной и необычной, потому что в ней происходит исследование, как в Красноярске можно вырастить арбуз из другого региона.

Нами были проанализированы темы детских исследовательских работ и на основе анализа составлена таблица. Были выделены лучшие формулировки, неудачные и спорные формулировки. Темы предоставлены в таблице 1.

Таблица 1. Формулировки тем исследований.

Лучшие формулировки

Спорные формулировки

Неудачные формулировки

«Взаимоотношения кошки и собаки в семье»

«Влияние отработанных батареек на растения»

Как влияют разные марки мыла на кожу человека

«Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?»

«Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»

«Почему говорят, что лук злой?»

«Почему мыло наш друг?»

«Что такое плесень?»


Аквариум и его обитатели

«Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»

«Кока-кола. Польза или вред?»

Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях

«Откуда берется радуга?

«Почему листья осенью меняют цвет?»

Чем может загрязняться вода и как ее очистить?


«Все ли мы знаем о ежах?»

«Выращивание кристалла в домашних условиях»

«Зачем нужны дождевые черви в природе?»

«Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?»

«Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»

Как развести костер в полевых условиях?

Какие заповедники есть в Красноярском крае?»

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»

«Особенности поведения и питания моей кошки Симки»

Отличительные особенности грача от черной вороны»

«Польза козьего молока»

«Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска»

«Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»


Среди спорных и неправильных формулировок допускаются типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования. На основе таблицы можно выделить некоторые ошибки.

1. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося

2. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной обучающемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

3. Некорректная формулировка темы исследования.

4. Не оригинальность темы исследования.

5. Название темы не соответствует проблеме исследования

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.

1.2 Цель, задачи, гипотеза исследовательской работы

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования. Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. [2]

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия,которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

1.3 Культура защиты исследования

Завершающим этапом исследования является доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Очень важно грамотно и правильно, аргументировано и эффективно подготовиться к защите работы на конференции или любом другом мероприятии, на котором конкурсанты представляют результат своего научного творчества. [10, стр. 50]

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы. Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы. Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала. В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования. [10, стр. 51]

Нами были выделены критерии оценивания исследовательских работ учащихся в таблице 2 (максимальное количество баллов – 18 баллов)

Таблица 2. Критерии оценивания выступления на конференции.

Критерии оценивания

Количество баллов

1

соответствие содержания выступления заявленной теме, целям и задачам

0-2

2

последовательность и логичность изложения материала исследования

0-2

3

наглядность, доходчивость и информативность презентационных материалов

0-2

4

аргументированность основных положений и выводов

0-2

5

обоснование использованных методов и средств

0-2

6

самостоятельность выполнения работы

(свободное владение представляемым материалом)

0-2

7

умение отвечать на вопросы

0-2

8

культура публичного выступления

0-2

9

качество презентационных материалов

0-2


1.4 Как организовать в классе исследование?

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности. [4]

Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей). [5]

Организация исследовательской работы в начальной школе осуществляется в соответствии с планом: [4]

1.Актуальность.
Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему своего исследования и обосновывают ее актуальность исследования

2.Определение задач и области исследования.

Этот этап работы подразумевает формулирование учащимися вопросов, на которые они хотят получить ответы в процессе исследования.

3.Выбор темы исследования.

Тема должна быть интересной, звучать необычно и соответствовать уровню знаний и интересам ребенка.

4.Установление гипотезы исследования.

5.Организация проведения исследования и методика его проведения. На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача–получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.

6.Анализ и обобщение полученных материалов.

7. Подготовка к защите исследования.

Во-первых, одной из главных задач работы школы на учебный год должно быть обозначено такое направление работы, как исследовательская деятельность учащихся. Для реализации данной задачи вся методическая работа включает в себя данное направление деятельности. Так, оно включается в тематику педагогических советов, совещаний при директоре, методического объединения учителей начальных классов, внутришкольный контроль, темы самообразования учителей. [8, стр.5]

Во-вторых, важно понять самим педагогам принципиальное отличие проекта от исследования. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Исследовательский метод–это процесс поиска неизвестного, новых знаний, предполагает проведение эксперимента, опыта, результат которого заранее неизвестен. Для учащегося школы проведение исследовательской работы делится конкретные этапы и сроки выполнения, необходимо составить план работы, найти и подготовить информационный материал по теме исследования, организовать анкетирование, провести само исследование и в итоге проанализировать полученные результаты и написать вывод научно-исследовательской работы.

Для эффективной организации и проведения исследовательских работ, в том числе научно-исследовательских, необходимо понять цель данной работы школьника. Главная цель учебной исследовательской работы учащегося-осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы индивидуальной исследовательской работы должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции. [4]

2. Проект: назначение и структура

Проект–это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. [3, стр. 35]

Метод проектов–совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой–интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника-проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Специфика

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.[7]

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» [8, стр 10]

Я считаю, что целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.

Структура

К.Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности в начальной школе: [7, стр 29]

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы)- исследовательской, информационной, практической.

2.  Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3.  Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно [10, с. 6 -7].

2.1 Что такое паспорт проекта?

При проведении исследовательской работы в начальной школе составляется паспорт проекта.

Паспорт проектно-исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму:

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2.  обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип  исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7.  определение перспективы исследования;

8. оформление используемых источников.

Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной проектно-исследовательской работы по теме «Загрязнение воздуха». (см. табл. 3)

Таблица 3. Пример паспорта





Проектная задача

Название проектной задачи

Праздничный 2024 год

Предмет

Литературное чтение, математика, окружающий мир

Класс

2

Тип проектной задачи

Межпредметная

Цели и педагогические задачи

Обобщение и систематизация знаний

Знания, умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Знания о видах сказок и их отличительных признаков.

Планируемый педагогический результат

Предметные:

-выполняют сложение и вычитание многозначных чисел;
- распознают достоверную и недостоверную информацию;
- определяют отличительные признаки времен года.

Коммуникативные:

-договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности групповой работы.

Познавательные:

-выделяют необходимую информацию из текста.

Регулятивные:

-оценивают результат своей деятельности.

Проектный продукт

Календарь праздников на 2024

Дидактические средства

ИКТ, раздаточный материал

Критерии оценивания

Рефлексивная анкета











Ход деятельности.

Письмо (Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джеймс, я из Новой Зеландии – это необычная страна с особенным климатом. Новая Зеландия расположена в южном полушарии, поэтому летние и зимние месяца здесь поменялись местами. Новый год празднуют в разгар лета, под палящими лучами жаркого солнца, а в июле отправляются в горы, где с удовольствием катаются на лыжах, сноуборде и снегоходах. Хочу приехать к вам в гости, составьте для меня календарь праздников на 2024 год, пожалуйста).

Задание №1

В году 12 месяцев, расшифруйте каждый месяц. Восстановите последовательность, расположив месяца в правильной последовательности.

ЯВРАЬН, ЕКАРЬБД, ЙАМ, ЮЛЬИ, АРТМ, БЕНСРТЯЬ, ГАВСТУ, ЯНБОРЬ, ПАРЛЬЕ, ЮИЬЛ, ТЯРЬБОК, ФРАЛЬЕВ.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.



Задание №2 (у каждой группы 2 времени года)

Запишите в таблицу месяца и сезонные признаки, относящиеся к весне.
Весна

Месяц

Сезонные признаки







Запишите в таблицу месяца и сезонные признаки, относящиеся к лету.

Лето

Месяц

Сезонные признаки







Запишите в таблицу месяца и сезонные признаки, относящиеся к зиме.

Зима

Месяц

Сезонные признаки







Запишите в таблицу месяца и сезонные признаки, относящиеся к осени.
Осень

Месяц

Сезонные признаки







Задание №3
Соотнесите стихотворение (время года) с картиной. Выделите в стихотворениях слова, которые помоги вам определить время года.

Например: Лето – долгий световой день.

Полученные материалы приклейте в календарь.

Картина

Стихотворение

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(A. H. Плещеев «Весна»)


Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Фёдор Тютчев)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

(М. Ю. Лермонтов)

Ходит лето по дорожкам

В кедах в туфлях, в босоножках

Ходит лето по тропинкам,

По лугам, полям, ложбинкам.

По лесам, густым дубравам,

По цветам, по мягким травам,

Среди льна, по ржи колючей,

Среди гроз, ветров пахучих.

Ходит в ярком сарафане,

Ходит с яблоком в кармане,

Ходит лето, чудо лето!

Лето — солнечного света!

(Г. Лагздынь «Чудо лето»)




Задание №4
Запишите даты праздников. Если вы забыли в какой день тот или иной праздник, то воспользуйтесь карточкой номер №1 и 2 на столе помощнике. С помощью карточки вы сможете посчитать и узнать точную дату праздника. Важно помнить, что в каждом месяце разное количество дней.

Праздник

Дата

Новый год


День защитника Отечества


Международный женский день


Праздник Весны и труда


День Победы


День России


День народного единства




Карточка №1

От Нового года до Дня защитника Отечества 53 дня

От Международного женского дня до праздника Весны и Труда 54 дня

От праздника Весны и труда до Дня Победы 8 дней

От Дня Победы до Дня России 34 дня



Карточка №2



Задание №5 (задания делятся на 2 группы)

1 группа

Прочитайте текст о истории возникновения празднования Нового года. Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.

Празднование Нового года имеет долгую и интересную историю. Наши предки, древние славяне, Новый год праздновали 1 марта — с наступлением тепла и началом полевых работ.

В новогоднюю ночь зажигаются разноцветные огни на прекрасной лесной красавице елке, сверкают елочные игрушки, а под елкой сам Дедушка Мороз оставляет разные, ожидаемые подарки.

Все страны на Земле один раз в году отмечают этот сказочный праздник. Новый год приходит в разные страны не в одно и то же время: где-то летом или осенью, а где-то зимой, как у нас в России.

В России когда-то Новый год отмечали дважды – первого марта по церковному календарю и первого сентября по светскому. Но однажды царь Петр I издал указ от 15 декабря 1699 года, в котором всем было приказано считать праздник Нового года с первого января. С этого времени появился первый общий зимний праздник в России.



Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.


1. Новый год праздновали 5 марта.
2. В разных странах Новый год празднуют не в одно и то же время.
3. 15 декабря 1699 года издали указ о том, что Новый год нужно праздновать с первого января.







Задание №6

1 группа

Прочитайте текст о истории возникновения праздника Дня защитника отечества. Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.

Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину. В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.

У этого праздника было несколько названий:

- День Советской Армии;

- День рождения Красной армии;

- День рождения вооруженных сил и военно-морского флота.

Сейчас этот праздник называется Днем Защитника Отечества…

Почему же именно 23 февраля считается Днем Защитников Отечества, а не любая другая дата?

Изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы над немецкими войсками. День первой победы стал днем рождения армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал на себе силу ее оружия.

Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.



1. Название праздника раньше было День Советской Армии.

2. Изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии.



Задание №7

1 группа

Отлично! Вы узнали о каком празднике идет речь. А какая же история возникновения данного праздника? Прочитайте текст, выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.



П очему Международный женский день празднуют именно 8 марта? Раньше во многих странах женщины не имели права голоса, не могли работать. Девочкам не позволяли ходить в школу. Конечно, их это обижало!

Потом женщинам позволили работать. Но условия труда были тяжёлыми. Тогда в Нью-Йорке (город в Соединённых Штатах Америки) более 150 лет тому назад работницы прошли «маршем пустых кастрюль». Они громко били в пустые кастрюли и требовали повышения зарплаты, улучшения условий работы и равные права для женщин и мужчин. Это так удивило всех, что событие стали называть Женским днём.

Тогда было решено избрать один общий женский день для многих стран. Женщины разных стран договорились, что именно в этот день будут напоминать мужчинам, что женщин надо уважать.

Впервые Международный женский день был проведён 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была избрана женщинами Германии. В России 8 марта длительное время было обычным рабочим днём. Но 8 мая 1965 года, накануне 20-летия Победы в Великой Отечественной войне, Международный женский день был объявлен праздничным.

Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.



1. Более 250 лет тому назад работницы прошли «маршем пустых кастрюль».

2. 8 мая 1965 года Международный женский день был объявлен праздничным.









Задание №8

2 группа

Прочитайте текст о истории возникновения праздника День весны и труда. Прочитайте текст, выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.

1 Мая - Праздник весны и труда! День 1 мая, как и 8 марта, много лет назад был днём борьбы рабочих людей за свои права. В те времена жизнь рабочих, которые трудились на фабриках и заводах, была тяжёлой. Они работали с раннего утра до позднего вечера и за свой нелёгкий труд получали так мало денег, что иногда их не хватало даже на еду. 1 мая рабочие (и женщины и мужчины) устраивали шествия — демонстрации. Они несли флаги и плакаты. На плакатах были написаны требования трудового народа.

В наши дни 1 мая мы отмечаем Праздник весны и труда. Это праздник всех, кто трудится, праздник людей разных профессий: рабочих, учёных, врачей, учителей.

Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.

1. 1 мая – это праздник всех, кто трудится, праздник людей разных профессий.

2. 1 мая рабочие (женщины) устраивали шествия —демонстрации.









Задание №9

2 группа

Прочитайте текст о празднике День Победы. Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.



Каждый год 9 мая люди торжественно празднуют победу. В нашей стране 9 Мая — государственный праздник, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это был праздник всего народа со слезами на глазах! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой. Вечером в небе вспыхнул яркими огнями победный салют.

С тех пор праздник Победы — 9 Мая — стал поистине всенародным торжеством!

Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.



1 . 9 Мая – праздник, посвященный любви и заботы.

2. 9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы.







Задание №10

2 группа

Прочитайте текст о празднике День народного единства. Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста. В день народного единства мы вспоминаем о событиях, которые помогли сохранить и укрепить Русь. Более 400 лет тому назад на долю российского государства выпало тяжелое испытание. Пришла беда. Часть русских земель, в том числе Москву, захватили и разоряли враги – польское войско. В течение двух лет древняя Москва находилась в руках врагов. Вся страна подвергалась страшному опустошению.

Тогда простой человек без чинов и званий Кузьма Минин и новгородский князь Дмитрий Пожарский создали народное ополчение, огромное войско, победившее и освободившее Русь.

На Красной площади в Москве Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому поставлен памятник.

Освобождение Москвы от врагов произошло именно 4 ноября. Победить врага получилось только благодаря тому, что люди объединились и все вместе встали на защиту своей Родины. Поэтому праздник называется «День народного единства» и отмечается 4 ноября.





Выберите достоверную и недостоверную информацию, обозначьте знаком «+» достоверную информацию напротив предложений после текста.

1 . На Красной площади в Москве Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому поставлен памятник.

2 . Более 600 лет тому назад на долю российского государства выпало тяжелое испытание.

3. Освобождение Москвы от врагов произошло именно 4 ноября.



Представление своих календарей одноклассникам.











Рефлексивная анкета:

1. Оцени, насколько интересными для тебя были занятия.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



3. Оцени свой вклад в работу группы (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



4. Оцени, насколько дружно и сложено работала твоя группа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.



































Список используемой литературы

1.Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001 г.-48с.

2. Залуговская В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/657469

3.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Начальная школа. 2010 г. №2.с.150

4 Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.

5. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся.–2017г. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210579

6. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — 110 с. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: https://moluch.ru/young/archive/13/1015/

7.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011 г. — 192 с.

8. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г. – 19 с.

9.Озеров А.Г. «Историко-этнографические исследования учащихся». – 2007 г- 157 с.

10.Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 10 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!