СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Выполнила: Павлюченко Мария Леонидовна, студентка 3 курса специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» группы 21П-4

Красноярск, 2024


Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор – составитель: Павлюченко М. Л.. студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».

Сборник методических материалов по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы /Павлюченко М. Л.– Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2024. – №с.39.


Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6

1.1. Исследовательская работа обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 6

1.2. Частые ошибки при формулировке темы проектно - исследовательских работ обучающихся начальной школы 9

1.3. Частые ошибки при формулировке цели, задач и гипотезы проектно - исследовательских работ обучающихся начальной школы 11

1.4. Частые ошибки при формулировке методов проектно - исследовательских работ 15

1.5. Паспорт исследования 17

1.5.1. Паспорт исследования «Вредны ли наши любимые чипсы?» 17

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 21

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 21

2.2. Проектная задача 25

2.2.1. Проектная задача «Профессия «клипмейкер»» 25

2.2.2. Проектная задача «Финансовая грамотность семьи Копейко» 28

2.2.3. Проектная задача «Я. Друг. Дыра в бюджете» 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Приложение №1 39





ВВЕДЕНИЕ

Зачастую слова «исследование» и «проектирование» в образовании используют, как синонимы, что дезориентирует педагогов, родителей и даже специалистов в области педагогики. Важно разграничивать эти 2 понятия, т.к. это принципиально разные виды деятельности. Александр Ильич Савенков также разграничивает эти два понятия: «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи» [6].

Перед исследователем стоит неизвестный путь: он не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других полезны и приятны. Ему необходимо найти истину, какой бы она не была.

Проектировщик в отличие от исследователя предельно прагматичен, он ясно знает, что делает, четко понимает, к чему должен прийти. Но нередко реализация проекта требует проведения исследований, это не всегда обязательно, теоретически проект может быт выполнен и на репродуктивном уровне.

Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

  • углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

  • саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

  • расширению представлений о межпредметных связях;

  • развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;

  • формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

  • профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

  • формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [2, c. 98].

Проектно-исследовательская деятельность представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.



РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1. Исследовательская работа обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В основу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 31 мая 2021 года положены обновленные требования к условиям реализации программы начального общего образования, конкретно пункт 34.2 «... работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников в разработке программы начального общего образования, проектировании и развитии в Организации социальной среды, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных планов». Также в новом стандарте познавательные универсальные учебные действия классифицируются. Одна из групп познавательных УУД называется «базовые исследовательские действия» [1].

Главным результатом школьного образования должно стать соответствие современного школьника целям и результатом реализации стандарта, где учащиеся научатся открывать, понимать и осваивать новое, быть коммуникабельными и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Для этого требуется создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Инновационных подход к организации обучения – это одно из важных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация учебной исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий, о которых говорилось выше.

В процессе организации исследовательской деятельности обучающихся начальной школы возникает возможность приобретение ими практических навыков и умений, навыков исследования особенностей предметов, явлений в окружающем мире и самого себя в этом мире.

Следовательно, у младших школьников происходит формирование представлений о некоторых нравственных нормах и усваиваются определённые нормы поведения. Такие работы могут помочь в развитии лидерских качеств, повысить уверенность в себе.

Учитель начальных классов принимает важную роль в исследовательских работах обучающихся. Зубова Ольга Анатольевна считает так: «Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка». Учитель – это наставник, консультант.

Важно обратить свое внимание на то, что родители также принимают участие в исследовательских работах. В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

  • консультирует,

  • отслеживает выполнение плана,

  • решает оперативные вопросы,

  • помогает в предварительной оценке проекта,

  • участвует в подготовке презентации,

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания [4].

Также данная работа поможет сблизить ребенка с его родителями.

Чтобы успешно реализовать детское исследование стоит придерживаться определенной структуры. Малиновская Евдокия Андреевна в своей статье «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся» предлагает данную структуру детского исследования:

  • найти проблему – что надо изучать;

  • тема – как это назвать;

  • актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

  • цель исследования – какой результат предполагается получить;

  • гипотеза – что не очевидно в объекте;

  • новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

  • задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

  • литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

  • методика исследования – как и что исследовали;

  • результаты исследования – собственные данные;

  • выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

  • значимость – как влияют результаты на практику.

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Для выбора темы можно воспользоваться детскими познавательными журналами. В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору [5].

В заключении можно сказать, что исследовательские работы в начальной школе ценны, как для самих обучающихся, так и для учителя, которому важно следовать ФГОС НОО.



1.2. Частые ошибки при формулировке темы проектно - исследовательских работ обучающихся начальной школы

Тема – это важный элемент любой работы. Она должна звучать интересно, возможно, необычно, чтобы вызвать желание изучить тот материал, который положен в саму работу. Для обучающихся начальной школы необходимо обратить внимание на то, как звучит тема, с чем она связана. Стоит приложить усилия, чтобы правильно выбрать или сформулировать тему. Даже есть пословица «как корабль назовешь, так он и поплывет». Как тему назовешь, так и будет протекать работа.

Следует обратить внимание на возможные ошибки при формулировке темы для проектно-исследовательских работ, чтобы правильно выстроить работу обучающихся:

  1. Тема не должна быть сформулирована или навязана учителем. Необходимо учитывать интересы и увлечения обучающегося.

  2. Не следует брать общие темы, формулируйте их более конкретно. Исследование на «узкую» тему быстрее провести, нежели на обширную.

  3. Учащийся должен выступать как исследователь, а не участник и наблюдатель. Поэтому следует обратить внимание на его заинтересованность в теме.

  4. Скучная и стандартно сформулированная тема не сможет привлечь внимание как слушателей, так и самого исследователя. Следует подбирать темы с элементом неожиданности, загадочности.

  5. Если ученик не увлечен темой, то как он сможет завлечь других? Поэтому стоит отдать должное, что выбор темы стоится из интересов и увлечений самого обучающегося, где он может почувствовать себя одаренным.

Важно не учителю формулировать тему, а дать возможность — это сделать обучающему, помочь ему. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Этот этап является важным и значимым, без него сложно будет продолжить следующую работу по проекту.




1.3. Частые ошибки при формулировке цели, задач и гипотезы проектно - исследовательских работ обучающихся начальной школы

Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Независимо от темы, научное исследование может иметь лишь одну цель. Она формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Следует обратить внимание на возможные ошибки при формулировке цели для проектно-исследовательских работ, чтобы правильно выстроить работу обучающихся:

  1. Цель не соответствует теме и проблеме исследования. Цель исследования — это ответ на главный вопрос темы, ожидаемый результат исследования.

  2. Цели исследования завышены. Цель должна быть сформулирована максимально кратко, четко и ясно. Например, чтобы человек, не разбирающийся в теме, мог сразу понять, о чем идет речь.

  3. Неясность, неточность формулировки цели. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать.

Для этого к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

  1. Конкретна, определяет результат деятельности.

  2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)

  3. Достижима.

  4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

  5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Можно выделить следующие рекомендации по постановке цели:

  1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

  2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

  4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

  5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца. Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?». Задачами ещё называют более мелкие и подробные цели.

При формулировании задач также можно наблюдать ряд ошибок:

  1. Нарушена последовательность формулировки задач. Задачи — это шаги достижения цели, поэтому они должны быть в той последовательности, в какой шла работа над исследованием.

  2. Формулировка задач общими фразами. Каждая из задач при ее прочтении не должна вызывать массу вопросов, должны быть видны чёткие действия.

  3. Переизбыток задач. Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления и, как правило, их не бывает более 4-5.

  4. Задачи избыточно детализируют ход работы. Некоторые слишком частные задачи следует объединить в общую либо же наоборот.

Гипотеза – это научное предположение или прогнозируемый результат исследования, который нужно обосновать теоретически или проверить опытным путем. Она не приходит из ниоткуда. Предпосылками ее появления являются разные догадки, не представляющие собой гипотезу как таковую. Гипотеза подразумевает прогноз результата: что мы ожидаем найти. Как будут изменяться процессы или показатели, какова зависимость между изучаемыми величинами и есть ли она. Гипотеза имеет закрытую формулировку, которая обсуждения не предполагает

При постановке гипотезы необходимо избегать таких ошибок, как:

  1. Избран ошибочный стиль при формулировке. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Гипотеза должна быть сформулирована утвердительно, чтобы в конце предложения стоял знак препинания «точка», а не «вопросительный знак».

  2. Гипотеза формулируется тогда, когда уже получены результаты исследования. Гипотезы должны разрабатываться и формулироваться на начальном этапе работы.

  3. Гипотеза плохо или нечетко сформулирована. Она должна быть сформулирована, так чтобы её можно было проверить: опровергнуть ее или доказать.

Нельзя провести исследования не поставив цель и малейшие шаги (задачи), также необходимо помнить о важности гипотезы. Тема, цель и задачи должны быть взаимосвязаны, и из темы обязательно должна вытекать гипотеза. Гипотеза лежит в основе любой научной теории, она позволяет будущему ученому начать поиск, собрать и проанализировать факты, чтобы обоснованно подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение. Для достижения конечного результаты и завершения своей работы исследователю необходимо поставить цель, задачи и указать гипотезу.


1.4. Частые ошибки при формулировке методов проектно - исследовательских работ

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательского проекта. Самой сложной является практическая часть исследования. В данной части обучающийся изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета? Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения проблемы.

Когда обучающийся выполняет свое исследование, то он непременно должен рассказывать в своём исследовательском проекте каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашем проекте была рассмотрена такая-то проблема. Обучающемуся нужно с помощью научных методов показать, как именно он рассмотрел эту проблему. Может быть, им был проведен анализ, то есть рассмотрел части, элементы предмета исследования. Может быть, обучающийся провёл сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявил несоответствия и т.д.

При выборе методов исследования, необходимо учитывать список возможных типичных ошибок:

  1. Выбраны некорректные методы исследования. Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу.

  2. Методы не обоснованы поставленным задачам. При выборе методов исследования, нам необходимо опираться на прописанные задачи.

  3. Результаты методов следуют элементарной логике. Так как учащиеся проводят исследование, очевидные и логические факты, как результаты метода не соответствуют данной работе, методы нуждаются в особых подтверждениях.

  4. Методы не соответствуют сделанным из них выводам. Выводы формулируются по результатам метода и должны быть взаимосвязаны.

  5. Выбор методов исследования не проверяет гипотезу. Правильно подобранные методы исследования либо доказывают, либо опровергают гипотезу исследования.

  6. Непродуктивность и некорректность метода. Метод выбранный исследуемым, не несёт никакой пользы для исследования, а только затрачивает время.

  7. Слишком краткое описание методов. При выборе метода, необходимо его подробно расписывать, так как на основе методов идёт подведение выводов.

Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и проблемы. В обосновании методов проведения исследования нужно указать те методы, которые использовались в исследовательском проекте и желательно пояснить: почему выбор пал именно на эти методы исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели. На каждом этапе работы обучающийся определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательском проекте задач и достижения желаемой цели в проекте.



1.5. Паспорт исследования 1.5.1. Паспорт исследования «Вредны ли наши любимые чипсы?»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1.

Тема исследования

Вредны ли наши любимые чипсы?

2.

Актуальность исследования

Чипсы считаются одним из самых популярных продуктов среди детей, при этом они неизменно занимают первые места в рейтингах вредных для здоровья человека товаров. На первый взгляд, кажется, что ничего вредного для организма в чипсах содержаться не может, ведь, по сути, это тот же продукт, что и варёная картошка, которую во многих семьях готовят чуть ли не каждый день. Мне стало интересно выяснить вредны ли чипсы для человека.


3.

Проблема исследования

Отсутствие знаний о вредности чипсов.

4

Объект исследования

Чипсы.

5.

Цель исследования

Определение вреда чипсов.

6.

Задачи исследования

  1. Изучить состав чипсов.

  2. Доказать опытным путем, наличие вредных добавок в продукте.

  3. Зафиксировать результаты опытов в журнал исследователя.


7.

Гипотеза исследования

В чипсах отсутствуют вредные вещества.

8.

Методы исследования

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, энциклопедией, поиск информации в сети Интернет).

2. Проведение опыта.

3. Наблюдение.

9.

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Краткое знакомство с историей создания и появления в России чипсов с помощью презентации. Постановка цели и темы, постановка гипотезы.

  2. Изучение состава чипсов. Ученикам выдается текст, в котором они должны найти вредные вещества и записать их в лист исследователя (возникновение проблемы).

  3. Проведение опытов с чипсами:

ОПЫТ №1

Берём ломтик чипсов, кладем его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки.



Наблюдения: на салфетке образовалось большое жирное пятно, это говорит о большом содержании жира в продукте.



Вывод: Чипсы содержат большое количество жира.Этот опыт доказал, что в чипсах содержится большое количество жира. В 100 г он содержит жиры в таких количествах, что для ребенка составляет половину дневной нормы еды. А это и способствует ожирению.



ОПЫТ №2

Возьмём 3%-ый раствор йода и капнем на чипсу.



Наблюдения: через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала.



Вывод: В чипсах много крахмала. По результатам проведенного в США исследования, крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это - идеальная питательная среда для кариесных бактерий.



ОПЫТ №3

Берём ломтик чипсов и осторожно поджигаем его, соблюдая все меры пожарной безопасности.



Наблюдения: При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида.



Вывод: В чипсах содержится опасный канцероген – акриламид. Акриламид - считается ядом для нашего организма, поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В пластике его запах ярко выражен, а в чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.

(заполнение листа исследователя)

  1. Формулирование вывода: в чипсах не содержатся не полезных веществ, не витаминов. В процессе изготовления, картофель теряет все свои полезные природные качества. И приобретает лишь набор вредных для здоровья веществ.

Поставленные мною опыты, выявили: 1. Съедая пачку чипсов, мы потребляем половину дневной нормы жиров, и не полезных, а канцерогенов. 2. Половину детской нормы соли. 3. Присутствуют вредные красители и ароматизаторы.

11.

Оборудование для проведения исследования

Презентация, раздаточный материал- текст, чипсы, салфетки, йод, спички.

12.

Продукт исследования

Лист исследователя.

13.

Перспектива исследования

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках окружающего мира, на дополнительных занятиях смежных дисциплин для расширения кругозора.

14.

Используемые источники

  1. https://infourok.ru/proekt-himicheskij-analiz-chipsov-6730042.html?ysclid=ls924uqedq794769000

  2. https://dzen.ru/a/Yy48Bd5EXH4hFBr_


Компоненты паспорта

Описание исследования



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе обучающегося должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания. Например, рассчитать необходимое количество обоев для оклейки стен в комнате. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность [1].

Проектная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, внеурочной детальности, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами.

Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Соответственно, обучающимся необходимо создать модель чего-либо.

Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • формирование умения четко определить цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);

  • формирование умения составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять работу и приложения, иметь понятие о библиографии);

  • формирование познавательной активности и позитивного отношения к работе (проявлять интерес к изучению темы, инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

        1. Провести подготовительную работу.

        2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

        3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.

        4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

        5. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

        6. Учесть и избежать «подводных камней».

К.Н. Поливанова выделяет следующие признаки деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:

  • ориентация на получение конкретного результата;

  • предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

  • фиксация срока достижения результата;

  • предварительное планирование действий по достижению результата;

  • программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

  • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

  • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

  • Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

  • необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

  • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а также умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.



2.2. Проектная задача 2.2.1. Проектная задача «Профессия «клипмейкер»»

В нашем, быстро развивающемся мире, ни одна индустрия1 не стоит на месте. Раньше человека, который организовывал съёмку фильмов, рекламы и клипов и т.д., называли режиссёр, но в начале XXI века появилась новая профессия в телевизионной индустрии. С появлением социальных сетей и YouTube (запрещён на территории РФ) в России быстро набрала популярность такая профессии как клипмейкер. Главное отличие от режиссера кинофильма заключается в том, что клипмейкер должен передать «пакет информации» (реклама товара или презентация новой композиции артиста) в течение нескольких минут эфирного времени.


Прочитайте текст и выполните задания.

Профессия “клипмейкер”

Клипмейкер — это специалист по производству рекламных, развлекательных или музыкальных клипов. Клипмейкеры создают идею и концепцию2 клипа, продумывают сценарий, работают на съемках и принимают участие в процессе монтажа.

Создание видеоклипов развлекательного, обучающего или рекламного характера – это целая индустрия, которая имеет большие бюджеты и бурно развивается. Талантливые авторы пользуются большим спросом у заказчиков клипов, у музыкальных звезд, просветительских или рекламных компаний. Профессия интересна и популярна. Здесь, как и в любой творческой профессии, очень высока конкуренция и присутствует элемент везения.

Успешный клипмейкер должен обладать оригинальным, креативным мышлением и художественным вкусом. Он должен эффективно руководить съемочной командой и, помимо творческих задач, решать множество технических и организационных вопросов. Профессию можно рекомендовать тем, кто:

  • интересуется музыкальной культурой и искусством в целом;

  • способен генерировать3 творческие идеи и находить оригинальные решения;

  • обладает организационными способностями, может мотивировать членов команды и эффективно руководить ими;

  • чувствует в себе творческие способности и стремится к карьере в шоу-бизнесе.

Успешный клипмейкер пользуется авторитетом в профессиональной среде и работает с самыми известными студиями или исполнителями. Такая профессия дает отличные возможности для реализации своего творческого потенциала, завоевания известности и популярности. С точки зрения карьерных возможностей, это очень благодарная и многообещающая профессия. Талантливый клипмейкер, который создает востребованные, оригинальные и яркие клипы, может рассчитывать на хороший доход и большое количество предложений от крупных студий и продюсерских центров. Профессия дает возможность общения с известными исполнителями, звездами шоу-бизнеса, что для многих также является важным показателем успеха.


Задание 1. Кто такой клипмейкер? Выберите один правильный вариант ответа:

а) Клипмейкер — это, тот, кто смотрит клипы.

б) Клипмейкер - специалист по производству рекламных, развлекательных или музыкальных клипов.

в) Клипмейкер — это редактор видео -клипов.

г) Клипмейкер — это ассистент или помощник режиссера.

д) Клипмейкер — это профессиональный исполнитель опасных трюков в кино или рекламных роликах, который подменяет актеров в момент выполнения сложных элементов.

Задание 2. Выберите 3 высказывания о клипмейкере:

а) одной из главных особенностей работы будет необходимость наличия у человека творческого мышления и общей эрудированности в вопросах культуры, художественного видения и созидания.

б) … иногда называют лицедеем, ведь чаще всего он изображает другого человека. Причем, хороший … должен уметь не просто копировать манеры и привычки другого человека, а играть так, чтобы ему верили зрители.

в) Качественно сделанный рекламный ролик или видеоклип, в создание которого … вложил всю душу, может получить миллионы просмотров и принести ему всемирную известность.

г) … должен передать «пакет информации» (реклама товара или презентация новой композиции артиста) в течение нескольких минут эфирного времени.

д) Для выполнения трюков … используют специальную страховку, реквизит и декорации, принимая участие в их создании. Сложнейший трюк, занимающий на экране всего пару секунд, формируется в несколько этапов.

Задание 3. Восстановите хронологический порядок на ленте истории кинематографа. Пронумеруй фотографии.


Задание 4. Опиши клипмейкера 5 предложениями, опираясь на информацию, полученную из предыдущих заданий. Текст должен содержать информацию из каждого задания.


Задание 5. Создай кластер, помести в него информацию, по которой человек, не знающий данную профессию мог узнать, чем занимается клипмейкер.




2.2.2. Проектная задача «Финансовая грамотность семьи Копейко»

Содержание проектной задачи.

Знакомьтесь, это семья Копейко: папа – Сергей Александрович, мама – Светлана Викторовна, дочь – Полина, сын – Александр. Они очень хотят сделать ремонт в квартире в течение 2023 года. Для того чтобы осуществить свою мечту, им необходимо 1 миллион рублей. У них уже есть небольшие сбережения в банке – 100 тысяч рублей.











Папа работает в автосервисе. Его зарплата составляет 80 тысяч в месяц. Мама – работает инспектором ПДН. Её заработная плата составляет 40 тысяч рублей в месяц. Полина, учится в 4 классе, а Саша только пошёл во 2 класс.



Задание 1.

Семья Копейко, вела дневник наблюдений за расходами в течение всего прошлого года. Вот что они выяснили:

В месяц на питание уходит 30 тысяч рублей, за коммунальные услуги они платят 4 тысячи рублей, на школьные обеды дочери и сына уходит 3 тысячи 500 рублей. Секции и кружки детей оплачиваются по5 тысяч с зарплаты каждого родителя. Стоимость на бензин для автомобиля меньше в 3 раза суммы, потраченной на питание. Стоимость досуга равна разнице между суммой питания и суммой (коммунальных услуг и стоимости бензина), на дополнительные нужды семья тратит около 18 тысяч рублей.

Используя записи дневника, заполни таблицу 1.

Таблица 1. Таблица доходов и расходов

Вид дохода

Сумма дохода

Вид расхода

Сумма расхода

Зарплата папы




Зарплата мамы




Сбережения в банке






Питание




Коммунальные услуги




Школьные обеды




Секции и кружки




Транспорт




Досуг




Дополнительные нужды


Итого






Задание 2.

Распределите в таблицу 2 обязательные и необязательные расходы.

Таблица 2. Расходы

Обязательные расходы

Необязательные расходы

Добавить свои примеры.




Электричество, налоги, телефон, сумочка, планшет, туфли, газ, интернет, вода, платье, домофон, сотовая связь.



Задание 3.

На семейном совете Копейко решили увеличить доходы в своём семейном бюджете, подобрав дополнительную работу и занятие.

На сайте Работа.ру они узнали, какие услуги пользуются спросом в городе. Предложения они оформили в виде таблицы.

Таблица 3. Перечень услуг и их стоимость

Вид заработка

Примерная стоимость

Единица

Сколько раз в неделю планируем заниматься?

Расход на выполнение заказа

Сколько примерно заработаем

(минимальный доход)

за неделю?

Мойка машин

500 р

1 день

вторник, четверг

-


Изготовление сладких букетов

1500 р

1 букет

суббота, воскресенье

200 р – оберточная бумага,

100 р – ленты,

500 р – конфеты (набор указан из расчета изготовления 1 букета)


Мыловарение

от 700 р

1 мыло

Понедельник, пятница

-65 р – красители,

50 р – флакон с распылителем

100 р – мыльная основа


Выпечка тортов на заказ

от 1200 р

1 кг торта

пятница, суббота, воскресенье

700 р


Раздача листовок

500 р

1 день

суббота

-


Помощь в выгуле домашних животных

200 р

1 выгул

ежедневно (по запросу)

Мусорные мешки

(60 р за упаковку) – 1 раз в мес.


Сезонные фермерские работы

20 000 р

1 месяц

июль-август

2 000 р в мес. (стоимость проездного в электропоезде)




Сделай вывод, какая услуга принесет семье Копейко наибольший доход? Запиши название услуги

________________________________________________________________

Задание 4.

В таблице 4 представлена корзина с продуктами, которые Копейко приобрели в обычный будний день.

Таблица 4. Продукты приобретённые Копейко в будний день

120 р

315 р

58 р

413 р

550 р

1115 р

125 р

240 р

643 р

342 р


375 р

178 р

278 р

413 р

250 р



- Что из приобретенного можно было не покупать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сколько денег могла бы экономить семья Копейко за один поход в магазин?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 5.

Сколько времени семья Копейко будет копить на квартиру, если будет жить только на заработную плату папы, а мамину зарплату переводить на счет в банк?

Запиши вычисления.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­_______________

Задание 6.

Как бы вы потратили деньги на прочие расходы? Всего можно выбрать 10 ответов.

  1. Подарки друзьям

  2. Игрушки

  3. Кино

  4. Бассейн

  5. Чипсы, кола

  6. Сотовая связь

  7. Пиццерия

  8. Батутный парк

  9. Обувь

  10. Одежда

  11. Булочки в школьной столовой

  12. Компьютерные игры

  13. Парикмахерская

  14. Аттракционы в торговом центре

  15. Суши-роллы с доставкой

  16. Такси

  17. Посещение стоматолога

  18. Школа танцев

  19. Аксессуары

  20. Канцтовары


Задание 7.

Составьте памятку о правилах использования карманных денег.

Памятка

  1. ­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

  2. _________________________________________________

  3. _________________________________________________

  4. _________________________________________________

  5. _________________________________________________

  6. _________________________________________________

  7. _________________________________________________

  8. _________________________________________________

  9. _________________________________________________

  10. _________________________________________________















Задание 8.

За какой период Копейкины накопят необходимую сумму на квартиру, если будут перечислять зарплату мамы и весь доход от дополнительного заработка на счет в банк? Не забудь про расходы. В этом тебе помогут ответы из заданий 1,3, 5.

Запиши вычисления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





2.2.3. Проектная задача «Я. Друг. Дыра в бюджете»

К ребятам Маше и Антону приехал друг из другого города. И для них этот весенний полдень казался самым счастливым. Он никогда не был в Красноярске. Маше и Антону нужно показать ему места для развлечения и отдыха, но у них ограниченный бюджет – 1500 р.

1.Ребята решили отправиться со своим другом в кино. Из всей суммы они запланировали потратить 400 рублей, часть из которых должна быть потрачена на вкусный карамельный попкорн за 100 рублей. Посмотрите на афишу, скажите, на какой сеанс могли отправиться ребята?

2
.
После кинотеатра ребята собрались в кафе. Поблизости кафе не оказалось. Куда могут отправиться ребята, чтобы успеть полакомиться вкусным обедом до 16:00? Сколько денежных средств потратят на поездку, если проезд стоит 40 рублей?

3. На оставшуюся сумму денег ребята дружно отправились в парк прокатиться на карусели. На какие карусели можно приобрести билет так, чтобы Антон посетил два аттракциона, включая аттракцион «Родео»?

Парк работает с 12:00 до 18:00


Наименование

аттракциона


Количество


Цена


Время


Флайн-карусель

Один билет – одно место

250 рублей

15 минут

Колесо обозрения

Один билет – одно место

150 рублей

10 минут

Родео

Один билет – одно место

300 рублей

7 минут

Автодром


Машина – 2 места

180 рублей

25 минут

Лагуна

Один билет – одно место

100 рублей

30 минут



Перечисли аттракционы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Посчитайте, сколько времени ребята потратят на посещение мест развлечений и отдыха, включая время на обед.

Место

Примерное время


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектно-исследовательская деятельность — это эффективное средство в образовательной деятельности. Данный метод преимущественно принимать в образовательном и воспитательном процессе, т.к. происходит улучшение активности и самостоятельности, разных по уровню развития и способностям учащихся; проявление познавательных и творческих способностей; повышение самооценки; стимулирование познавательной мотивации и повышение интереса к предметам. Исследовательская деятельность дает возможность обучающимся работать с книгой, газетой, журналом, в сети Интернет – все эти действия позволяют развить определенные познавательные УУД (сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выбирать источник получения информации; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; и т.д.) [1, с. 18]. Действия учащихся могут быть разнообразными: одни с азартом самостоятельно добывают информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, друзей. Главное - обучающийся должен чувствовать свою значимость, вовлекаясь в исследовательскую работу.

Каждое исследование должно быть доведено до логического завершения. Следует помнить, что важно оставить положительные эмоции после завершения исследования, а также у обучающегося должно быть ощущение гордости за полученный результат. Для получения положительных эмоций во время детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащихся. Учитель должен отзывчиво и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Организуя проектную деятельность младших школьников, происходит активизация познавательной деятельности учащихся, оживляется традиционный учебный процесс, также в процессе работы проявляются индивидуальные качества каждого ученика. Проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

Обобщая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельности способствуют формированию у обучающихся самостоятельности и самовоспитанию, также происходит развитие как предметных результатов, так и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), что соответствует современным запросам общества касательно личности ребенка.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286. -2021. – 31 с.

  2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192.

  4. Зубова О.А. Статья «Исследовательская работа в начальной школе».

  5. Малиновская Е.А. Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся».

  6. Савенкова А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Электронный ресурс]. - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/12/metodicheskie-rekomendatsii-kak.

Приложение №1

Сравнительная таблица: «Пресная & солёная вода»

Свойства

Пресная вода

Солёная вода

Прозрачность



Запах



Вкус



Форма



Растворитель других веществ



Увеличение объектов



Плотность



Наличие молекул






1 Сильно развитая отрасль какого-либо вида деятельности.

2 Система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление.

3 Порождать, производить, создавать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!