СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»



Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького













Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы



























Г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Рейтер О.И. – студентка группы 21П-5 отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальных школе / Рейтер О.И. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – 45 стр.






















АННОТАЦИЯ

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Исследовательская деятельность в настоящее время стала ключевой частью образовательного процесса в связи с обновленными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Согласно новым стандартам, образовательная программа должна направляться на развитие базовых исследовательских навыков во всех учебных областях. В соответствии с обновленным ФГОС НОО были внесены изменения в Федеральную образовательную программу, включая формулировки метапредметных универсальных учебных действий, которые учитывают исследовательский характер учебной работы. Это способствует формированию у учащихся навыков самообучения. Исследовательская деятельность направлена на развитие когнитивных навыков учащихся, способности ориентироваться в информационном пространстве, а также на развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность в начальной школе не только помогает обогатить знания учащихся в различных учебных предметах, но также способствует формированию навыков самоорганизации, коммуникации, критического мышления и презентационных умений. Внедрение проектно-исследовательской работы в учебный процесс на первом этапе обучения способствует глубокому пониманию материала, стимулирует интерес к учению и развивает творческое мышление. Сегодняшние методы организации проектной работы становятся все более популярными в начальной школе, предоставляя учащимся возможность активного и самостоятельного участия в учебном процессе.



ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………..…….5

    2. Типичные ошибки при проведении исследования…..…………9

Примеры ошибок в детских исследовательских работах………………………………………………………………...……….

    1. Критерии оценивания в детских исследовательских работах…………………………………………………………………..……. 16

    2. Паспорт исследования №1 «Создание радуги в домашних условиях» ……………………………………………………..………………17

    3. Паспорт исследования №2 «Почему вулканы извергаются?»…………………………………………………………………22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………26

2.2 Проектная задача №1 «Волшебные Часы: Путешествие в Мир Единиц Измерения Времени» для обучающихся 1 класса ………………………………………………………………………………….32

2.3 Проектная задача №2 «Космическая ракета» для обучающихся 2 класса ………………………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...…………35

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………..…………37

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………..………………38






РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. «Исследовательской деятельность» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира [6].

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Важно научить ребёнка умению самостоятельно работать с информацией. Для того, чтобы развить эту способность нужны специальные педагогические технологии. Использование таких методик помогут обучающимся стать самостоятельным, повысить свою успеваемость, развить творческий потенциал, социализироваться в обществе. Когда учащиеся сами добывает информацию, а учитель лишь направляет своих учеников, то эти умения, способы действия и знания лучше усваиваются ими.

Такие требования к деятельности обучающихся, прописываются в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, а именно:

- Базовые исследовательские действия: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

- Проведение работы с информацией: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. И ответственность учителя существенно возрастает - «не научить» ребёнка на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь» [1].

Главной целью исследовательской деятельности является формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [6].

А также выделяются ряд задач:

1. Изучить теоретические основы исследовательской

деятельности.

2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников [3].

Стоит выделить, что исследовательская деятельность имеет следующую структуру:

Найти проблему – что надо изучать.

Тема – как это назвать.

Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Цель исследования – какой результат предполагается получить.

Гипотеза – что не очевидно в объекте.

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

Методика исследования – как и что исследовали.

Результаты исследования – собственные данные.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

Значимость – как влияют результаты на практику[4].

Специфика такой работы заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Учитель должен показать значимость их деятельности, вселять уверенность. Для большей мотивации ребенка привлечь родителей для совместной деятельности. В процессе исследования работа станет интересной и захватывающей как для ребенка, так и для родителей [4].

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников [6].

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультирует,

• отслеживает выполнение плана,

• решает оперативные вопросы,

• помогает в предварительной оценке проекта,

• участвует в подготовке презентации,

• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

В независимости от возраста обучающихся можно выделить ряд тем исследования, способные заинтересовать обучающихся, а именно:

  • «Фантастический мир…»;

  • «Экспериментальное путешествие…»;

  • «Теоретическое обоснование…» [4].

Таким образом, можно утверждать, что технология исследовательской деятельности в начальной школе – это сильнейший инструмент для развития личности младшего школьника, создания мотивации к изучению точных наук и включения родителей в учебно-воспитательный процесс образовательной организации.



















    1. Типичные ошибки при проведении исследования.

Примеры ошибок в детских исследовательских работах.

Когда ученик приступает к проведению исследования, он часто сталкивается с ошибками при формулировке и выборе темы, при постановке цели, определение задач и гипотезы, а также при выборе методов исследования. В данном разделе представлены самые типичные ошибки, которые может совершить юный исследователь.

Первым шагов при выборе темы является интерес ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей [6].

В связи с этим стоит выделить возможные ошибки, которые могут возникнуть при выборе и формулировке темы:

  • Тема не интересна ребенку, не увлекает его, не несет в себе познавательный заряд.

  • Выбор темы, навязан ребенку взрослым.

  • Выбрана сложная и долгая по выполнению тема, работа будет выполняться долго, и может быть не закончена до конца

  • Формулировка темы не оригинальна, в ней не присутствует элемент неожиданности, необычности.

  • Тема не соответствует цели исследования

  • Тема не соответствует проблеме исследования [4].

Приведем в примеры работу, в которой при выборе темы исследования возникли ошибки:

* «Как защитить деревья в городе», 2 класс. Интересна сама постановка проблемы: мальчик рассматривал дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув самой темой своего исследования, что и сами «спасители» нуждаются в нашей защите.

* Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени [4].

Теперь следует определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил, в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [Гегель Г.В. Сочинения. Т. 3. М; Л., 1956]. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Но стоит не забывать, что ошибки могут возникнуть и при определении цели, задач и гипотез исследования:

  • Цель не указывает общее направление деятельности.

  • Цель не соответствует теме и проблеме исследования

  • Цели исследования завышены.

  • Неясность, неточность формулировки целей.

  • Задачи не связаны со структурой работы.

  • Задачи исследования не обеспечивают достижение установленной цели работы.

  • Формулировки задач дублируют определение цели.

  • Гипотеза не содержит предположения.

  • Гипотезу невозможно проверить и подтвердить.

  • Гипотеза является противоречивой.

  • Сформулировано слишком много задач (свыше 5).

После того как все важные моменты в исследовательской работе выполнены, происходит переход к требованиям и правилам оформления исследовательской работы [6].

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности [4]:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения.

При оформлении работы у обучающихся могут возникнуть следующие ошибки:

- слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы).

- отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.

- некорректная формулировка цели и задач исследования, несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования.

- содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения; или носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование.

- формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы.

- краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений.

- количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно обязательно.

- в выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций. Невозможно формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов [4].

Таким образом, в ходе исследования часто возникают различные ошибки, которые могут существенно влиять на результаты и достоверность полученных данных. Эти ошибки могут быть вызваны неправильным планированием, недостаточным опытом и знаниями исследователя, а также другими факторами. В целом, проведение исследования требует от детей определенных навыков и знаний, и ошибки, которые возникают в детских исследовательских работах, часто связаны с недостатком опыта и знаний. Однако, эти ошибки могут быть устранены или минимизированы через обучение и практику.



























    1. Критерии оценивания в детских исследовательских работах

Критерии оценки детских исследовательских работ играют решающую роль в обеспечении качества и последовательности оценок. Четко определенные критерии помогают учащимся понять, что от них ожидается, и предоставляют им ясные цели, к которым они должны стремиться.

Критерии оценки должны быть разработаны таким образом, чтобы они охватывали все важные аспекты исследовательской работы, включая постановку проблемы, методологию, анализ данных и выводы. Они также должны быть адаптированы к уровню развития учащихся и учитывать возрастные особенности их познавательного развития.

Использование рубрик оценки может еще больше повысить надежность и объективность оценок. Рубрики предоставляют подробные описания уровней достижений для каждого критерия, что упрощает для учащихся понимание своих сильных и слабых сторон.

Помимо обеспечения обратной связи учащимся, критерии оценки также могут быть использованы учителями для совершенствования своей педагогической практики.

Нами были разработаны критерии оценки детских исследовательских работ (Таблица 1).

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту

1-0

  1. Актуальность проблемы

1-0

  1. Цель соотносится с темой

1-0

  1. Цель соответствует результату

1-0

  1. Задачи соотносятся с целью

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме

1-0

  1. Верно подобраны методы наблюдения, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Общие выводы оформлены верно

1-0

  1. Структура и логика не нарушены

1-0

  1. Данные представлены:

- таблицы, диаграммы, схемы и тд.

- рисунок, описание

- данные отсутствуют

2-0

  1. Оформление работы (технические требования)

1-0

  1. Грамотность (орфография, пунктуация)

1-0

Всего

18












    1. Паспорт исследования №1 «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Рейтер Ольга.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?

2

Актуальность исследования

На нашей земле после дождя можно увидеть радугу на небосводе. Для того, чтобы полюбоваться радугой, необязательно ждать дождя. Всем детям нравится радуга, но радуга появляется редко, особенно в зимнее время года. Можно ли сделать радугу самим, не выходя из школьного кабинета? И поэтому я решил провести исследование на эту тему.

3

Проблема исследования

Как создать радугу самим в школьном кабинете.

4

Объект исследования

Радуга

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 1 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»

Для ученика: узнать возможно ли создать в школьном кабинете радугу.

6

Задачи исследования

1. Изучить литературу, выделив условия появления радуги.

2. Провести опыт по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?».

3. Обобщить результаты;

4. Записать видеоролик о том, как создать радугу самим в школьном кабинете.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что в кабине возможно создать радугу.

8

Методы исследования

Анализ литературы, опыт, наблюдение, опрос.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный этап:

Просмотр мультфильма про радугу.

Проведение опроса. «Знаете ли вы, как создать радугу в нашем школьном кабинете?». Учитель делит детей на 3 группы.

Постановка цели, задач исследования и составление плана исследования.

2. Теоретический

Изучение теоретического материала по выделению условий появления радуги: источник света и высокая влажность воздуха. (Использование энциклопедии «Я познаю мир»).

3. Практический

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение опыта по созданию радуги в школьном кабинете для подтверждения гипотезы. Совместно с детьми подводят итоги.

4. Аналитический

Исходя из проведённого опыта, обучающиеся обобщают результаты и делают вывод о том, как создать радугу самим в школьном кабинете. Обучающиеся создают видеоролик.

5. Презентационный

Каждая группа представляет результат своего исследования по теме «Как создать радугу самим в школьном кабинете?». Представляют свой видеоролик.

6. Рефлексивный

Учитель проводит повторный опрос о том, знают ли обучающиеся, как создать радугу самим в школьном кабинете. Обучающиеся оценивают и анализируют свою работу.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Ход исследования:

Просмотр мультфильма.

Проведение опроса. «Знаете ли вы, как создать радугу в нашем школьном кабинете?». Учитель делит детей на 3 группы.

После группы, при анализе энциклопедии «Я познаю мир», выделяют условия появления радуги – источник света и высокая влажность воздуха.

Обучающиеся определяют гипотезу исследования. В ходе проверки гипотезы обучающиеся заранее подготавливают пульверизаторы, наполненные водой, находят в школьном кабинете источник света. Проведение опыта проходит следующим образом.

1) Обучающиеся берут пульверизаторы.

2) Поворачиваются спиной к солнцу.

3) Распыляют воду из пульверизаторов вперед. Распыляют воду 5, 10, 20, 40, более 80 раз.

4) Проведение опыта и фиксация результатов в таблице. Наблюдение за облаком капель и источником света.

Количество нажатий на пульверизатор

Радуга

5

-

10

-

20

-

40

-

Более 80

+

Вывод: радуга образовалась после … нажатий на пульверизатор.

4) Записывают видеоролик и демонстрируют его перед классом.

5) Делают вывод о том, что создать радугу можно самим в школьном кабинете с помощью пульверизатора с водой и света солнца при определенной влажности воздуха.

11

Оборудование для проведения исследования

Пульверизаторы с водой.

12

Продукт исследования

Короткий видеоролик, в котором дети расскажут, как сделать радугу самому в школьном кабинете.

13

Перспектива исследования

Определить, возможно ли сделать радугу в кабинете другими способами.

14

Используемые источники

  1. "Волшебная радуга" Е. Пермяк 2008г. Изд.Эксмо

  2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР". АСТ – ЛТД» 1998

  3. https://vk.com/video-53512893_456239535

































    1. Паспорт исследования №1 «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»



Паспорт разработала:

ФИ студента: Манелюк Кристина.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Почему вулканы извергаются?»

2

Актуальность исследования

Сегодня на Земле остается немало действующих вулканов. Некоторые из них могут быть опасны и мне стало интересно почему извергаются вулканы? И поэтому я решила провести исследование на эту тему. Узнать причины их извержений и понять почему вулканы такие ужасные, но при этом завораживающие. Эти вопросы и помогли определиться мне с темой исследовательской работы, поэтому тема моего исследования кажется мне очень важной и значимой. В процессе своей работы я изучу тему вулканов и создам его действующую модель.

3

Проблема исследования

Почему происходит извержения вулканов.

4

Объект исследования

Вулканы.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 4 класса по формированию базовых исследовательских умений по теме " Почему вулканы извергаются?"

Для ученика: узнать почему извергаются вулканы.

6

Задачи исследования

Для ученика:

- Изучить теоретический материал о вулканах и причинах их извержения.

- Создать действующую модель вулкана.

- Провести опыт по выяснению: почему вулканы извергаются.

- Подвести итоги.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что вулкан извергается, потому что внутри него происходят какие – то процессы.

8

Методы исследования

Анализ литературы, опрос, опыт, наблюдение, обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: групповой.

По содержанию: монопроект (окружающий мир).

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Подготовительный:

Проведение опроса о вулканах: какие есть вулканы, как они извергаются, чем опасно извержение. Обучающиеся с помощью учителя формулируют тему, цель и задачи. Распределяются на группы.

2. Теоретический:

Изучают теоретический материал о вулканах, о причинах их извержения, просматривают видеоролик по теме.

3. Практический:

Определяют гипотезу. Учитель организует проведение опыта в мини группах, дает инструкцию по использованию материалов. Обучающиеся выполняют модель вулкана, после проводят эксперимент извержения с использованием: воды, лимонной кислоты и красителя.

4. Аналитический:

Подводят итоги, исходя из полученных результатов, определяют опровержение или подтверждение гипотезы. Учитель проводит повторный опрос об вулканах и их извержении, чтобы увидеть, улучшили ли учащиеся свой результат.

5. Презентационный:

Демонстрируется модель извергаемого вулкана.

6. Рефлексивный:

Учащиеся оценивают не только свою деятельность, но и деятельность группы, какой вклад они внесли в работу.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать почему извергаются вулканы.

Ход исследования:

В начале исследования ставится гипотеза, исходя из работы с теоретическим материалом. В каждой группе создается своя модель вулкана и раздаются необходимые материалы.

Далее необходимо подготовить все необходимые материалы и смешать их, после залить в модель вулкана. Перед началом работы учитель проводит инструктаж по пользованию лимонной кислоты (так как произойдет химический процесс).

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положите З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства и добавите краску любого цвета, который вам нравиться. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда.

5. Наблюдайте за процессом.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, 2 стаканчика, сода, ложка, моющее средство, краситель, лимонная кислота.

12

Продукт исследования

Модель процесса извержения вулкана.

13

Перспектива исследования

Определить причины возникновения других природных явлений, таких как: ураганы, землетрясения, цунами, обвалы.

14

Используемые источники

1. Вулканы: происхождение, строение, виды. https://ecoplanet777.com/chto-takoe-vulkan/

2. Большая российская энциклопедия 2004-2017. https://old.bigenc.ru/geology/text/3475125

3. Обучающий мультик про вулканы. https://www.youtube.com/watch?v=-8shPv6BwO0



В заключение стоит отметить, что критерии оценки детских исследовательских работ являются неотъемлемой частью процесса обучения. Они обеспечивают структуру и руководство для учащихся, помогают учителям оценивать прогресс учащихся и способствуют общему качеству исследовательских работ учащихся. Регулярный пересмотр и обновление критериев оценки с учетом изменяющихся потребностей учащихся и образовательных стандартов гарантируют, что они остаются актуальными и эффективными.























РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности [1].

Одной из ключевых проблем современной системы образования заключается в недостаточном развитии самостоятельности мышления у детей. Важно, чтобы ребенок не только усваивал знания, передаваемые взрослыми, такими как родители и педагоги, но и умел анализировать эти знания, обобщать и применять их на практике. Именно поэтому метод проектной деятельности становится все более популярным в педагогической практике последних десятилетий. По мнению Писаревой Е. В.: «Главной целью проектной деятельности является создание уникального «образовательного продукта», который разрабатывают участники проекта. Главная педагогическая цель такого проекта - формирование различных компетенций - умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности» [5].

По мнению И. М. Дудиной: «Проектная деятельность – это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги» (ссылка). Стоит упомянуть, что сейчас, в конце 4 класса выпускники выполняют проектную задачу в группах, поэтому для учителя важно начать работу с учащимися с первого класса.

Проектная деятельность делится на несколько видов. Сергеев И.В. предлагают следующую классификацию [5]:


  • по содержанию:

  • монопроекты (организуется в рамках одного предмета или одной области знания);

  • межпредметные проекты (выполняются во внеурочное время и интегрируют в себя знания из нескольких предметных областей).

  • по продолжительности:

  • мини-проекты (1 урок);

  • краткосрочные проекты (4-6 уроков);

  • недельные проекты (их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов);

  • годичные проекты (выполняется во внеурочное время).

Структура проектной деятельности. В учебном пособии Е.В. Бурмистрова и Л.М. Мануйлова даны следующие этапы:

  1. Актуализирующий. На данном этапе, задачей которого является погружение в проект, происходят поиск и выбор конкретной социально значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической), которая будет разрешена учащимися. С помощью учителя они определяют тему и цель проекта, выбирают его название.

  2. Организационный. На данном этапе происходит планирование действий по решению проблемы, которое начинается с коллективного обсуждения поставленных задач, обмена мнениями, согласования интересов учащихся, выдвижения первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Уточнить план действий обучающимся помогают ответы на вопросы.

    1. Что вы читали (слышали, изучали на уроках, узнали самостоятельно) по этой теме, проблеме?

    2. Какие способы решения этой проблемы вы знаете?

    3. Какие события, факты покажут, что цель проекта достигнута?

    4. Какие ресурсы необходимы для решения каждой задачи?

  3. Исследовательский. Работа на этом этапе начинается со сбора информации, выбора оптимального варианта ее использования. Выполняя эти действия, школьники учатся искать информацию, отбирать наиболее значимую для выполнения поставленной задачи, делать выводы, формировать собственные суждения. В индивидуальной или групповой форме обучающиеся проводят запланированные исследовательские действия, необходимые для решения проблемы. Найденная информация структурируется; если выполняется коллективный проект, то перед этой процедурой полученная в группах информация объединяется.

  4. Результативный. Этап нацелен на получение обучающимися желаемого результата (проектного продукта) и его представление. Учитель помогает учащимся в систематизации и оформлении результатов проекта в письменном виде, так как младшим школьникам весьма трудно дается обобщение знаний, полученных в ходе проектных действий. Его помощь требуется также и в подготовке текста выступления, в решении возникающих «технических» проблем при создании презентации. Ученики максимально самостоятельно выбирают форму представления результатов проекта. Задача учителя — поддержать тот выбор, который даст возможность каждому ученику проявить свои творческие способности. Результаты проекта могут быть представлены, например, в виде отчета, доклада, творческой работы.

  5. Оценочно-рефлексивный. На данном этапе ученики переходят к выполнению задач, связанных с демонстрацией результатов своей работы. Защита проекта может быть проведена публично в форме доклада или в другой творческой форме. Структура доклада включает введение, описание методов решения проблемы, изложение полученных результатов и выводы. Для более наглядной презентации, доклад обязательно сопровождается электронной презентацией. Время защиты проекта 7-9 минут.

Также на данном этапе организуется рефлексия. Подведение итогов выполнения проекта сопровождается рефлексией, которая может быть организована с помощью ряда вопросов.

  1. Достигнута ли цель проекта (полностью, частично, не достигнута)?

  2. Какая проблема была решена с помощью выполненного проекта?

  3. Знания по каким учебным дисциплинам пригодились при выполнении проекта?

  4. Какие новые знания и умения были приобретены при его выполнении?

  5. Обращались ли вы к кому-нибудь (родителям, одноклассникам, знакомым, специалистам) за помощью при выполнении проекта?" [Воронцов].

Обобщив всю вышеперечисленную информацию, можно составить сравнительную таблицу, которая станет наглядным материалом для упрощённого понимания того, что из себя представляет проектная задача.

Таблица 2. Сравнительная таблица проекта и проектной задачи


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

- стимулирование системы детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей.

- формирование разных способов учебного сотрудничества. Возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение системы знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

Урочные занятия

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Носит исключительно групповой характер

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Решают систему заданий, направленную на поиск лучшего пути достижения результата

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

Создают ранее неизвестный продукт, который является решением проектной задачи

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

  • Во-первых, это реальный «продукт» ( текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

не предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

•Рефлексивные (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

•Ставить и удерживать цели.

•Планировать свою деятельность.

•Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

•Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

•Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

От 1 до 11 класса




Проектные задачи являются ценным инструментом обучения, так как они позволяют учащимся применять свои знания и навыки в практических ситуациях и развивать важные жизненные навыки.





2.2 Проектная задача






Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача.

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в урочное время.

Дидактические цели проектной задачи


  1. Демонстрация комплексного использования освоенных предметных и метапредметных умений в нестандартных условиях квазижизненной ситуации;

  2. Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно – распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Окружающий мир:

  • демонстрируют знания о времени.

Математика:

  • сравнивают промежутки времени, выраженные в годе, месяцах, сутках, часах, минутах.

Планируемые результаты


Познавательные:

  • решают учебную задачу, представленную в знаково-символической форме;

  • кодируют учебную информацию с помощью схем, рисунков.

Регулятивные:

  • осуществляют самооценку;

  • определяют последовательность действий.

Коммуникативные:

  • договариваются для выполнения коллективно – распределительной работы при решении ряда задач.

Проектный продукт

Буклет – помощник.

Критерии оценивания


  • Правильность выполнения предметных заданий.

  • Рефлексивная анкета по итогу работы в группе.

Ознакомиться со сценарием проектной задачи вы можете в приложении №1 Проектная задача, разработанной студенткой 3 курса: Рейтер Ольгой Игоревной. "Волшебные Часы: Путешествие в Мир Единиц Измерения Времени".




























2.3 Проектная задача сокурсника

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир, русский язык) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 1 классе, рекомендуемое время проведения — до 2-х уроков.

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений пользоваться таблицей для поиска необходимой информации, находить заданную информацию на основе ее самостоятельного поиска и преобразования.

3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

1. Умеют складывать слова из слогов.

2. Умеют составлять слова, используя русский алфавит.

3. Знают, сколько есть месяцев в году и их название.

4. Умеют складывать и вычитать однозначные числа в пределах 10.

Метапредметные:

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение критически подходить к представленной информации.

3. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

4. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

6. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


- демонстрация навыков усвоения предметного материала;

- умение применять предметные навыки в не стандартных условиях.

- умение создавать конечный «продукт» — макет ракеты и выступление (текст) к ней.

Проектный продукт

Макет ракеты, текст для выступления (защиты) своего макета.

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий;

- изготовлен аккуратный и правильный макет ракеты, следуя инструкции изготовления, а также верно составлен текст для защиты макета;

- продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при изготовлении конечного продукта.



Ознакомиться со сценарием проектной задачи №2, вы можете в приложении №2, разработанной студенткой 3 курса: Манелюк Кристиной Сергеевной. Проектная задача «Космическая ракета».









ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проектная и исследовательская деятельность играет жизненно важную роль в начальной школе, закладывая основу для будущих академических успехов и навыков 21 века. Интегрируя проектные и исследовательские задачи в учебный план, учителя могут вовлечь учащихся в активное и увлекательное обучение, которое развивает их любознательность, критическое мышление, решение проблем и навыки общения.

Создание возможностей для учащихся проводить исследования, формулировать вопросы и разрабатывать уникальные продукты в рамках проектной и исследовательской деятельности способствует развитию их самостоятельности и способности эффективно обрабатывать информацию, а также решать проблемы. Кроме того, такой подход способствует формированию у них чувства ответственности, гордости и удовлетворения от собственных достижений.

Постепенно, когда учащиеся начальной школы принимают участие в проектной и исследовательской деятельности, они приобретают навыки, которые способствуют их успеху не только в учебе, но и за ее пределами. Они осваивают умение поставить перед собой цели, эффективно управлять временем, работать в команде и взаимодействовать с окружающими. Эти навыки становятся основой для дальнейшего образования и успешного трудового пути.

Создавая условия для проведения проектов и исследований в начальной школе, мы готовим наших учеников к будущему, где им придется быть гибкими, применять критическое мышление и успешно решать сложные задачи. Инвестируя в проектную и исследовательскую работу уже сейчас, мы вкладываем в будущее наших детей и в целом общества.

Таким образом, проектная и исследовательская работа в начальной школе играет важную роль в развитии учеников, поскольку способствует формированию необходимых навыков и компетенций, таких как самостоятельность, критическое мышление, навыки общения и творческий подход. Проекты помогают детям лучше усвоить учебный материал, применять его на практике и развивать свои увлечения и умения. Поэтому внедрение проектной и исследовательской работы в процесс обучения способствует созданию более интересной и эффективной учебной среды, способствуя развитию и обучению учащихся.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286.

  2. А. Б. Воронцов Проектная задача. /Журнал «Начальная школа» № 6/2007. https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.

  3. А.И. Савенков Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ЯезеагсЬег».) ISBN 978-5-4441-0187-2.

  4. Е.А. Малиновская, Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся». [Электронный ресурс]. – режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/%D1%83%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%B0/3%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%95.%D0%90.%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf .

  5. И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – 6-е изд. – М: АРКТИ, 2008. – 80 с.

  6. И.А. Зимняя., Е.А. Шашенкова, статья «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности». [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/3217.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1. Проектная задача "Волшебные Часы: Путешествие в Мир Единиц Измерения Времени".

Вступительная часть: здравствуйте, ребята! Скажите, а что идет, не двигаясь с места? (время) Вы уже знаете о разных единицах измерения, в том числе и об единицах измерения времени. Я вам предлагаю сделать памятку, которая бы вам очень помогла на контрольной работе по этой теме. Ну что, вы готовы общим трудом создать большую подсказку? Тогда начнем!

Задание №1

Чтобы нам было удобно фиксировать всю информацию о нашей единице измерения, предлагаю вам самостоятельно изготовить буклет.

Возьмите лист бумаги А4, выберите формат, который нравиться больше и сложите свой буклет.

































Задание №2

У вас получилась памятка, в которую вы будете помещать информацию о своей единице измерения времени. А какая единица выпала вам? Чтобы узнать вам необходимо решить примеры и ответы записать в таблицу ниже.

9 × 6 – 12

т



36 – 9

м

56 + 14

у



14 ÷ 7 × 9













л

25 ÷ 5

е

81 – 10

а



12 ÷ 3 × 6

к



и

7 × 4 + 12



д

47 – 6



10 × 1 – 10



о

н

43 - 23

я

85 – 45






70

41

40

42

27

18









Это и есть ваша единица измерения времени, о которой вы будете говорить в своем буклете!

Запишите название вашей единицы измерения в центральную часть буклета.





Задание №3

Дополните стихотворение про вашу единицу измерения, используя слова-помощники. За место пропуска впишите слово, которое подходит по смыслу.

Посмотри — ка на ____________ —

____________ здесь не для красы:

Они указали для нас

Секунду, ____________ и час.

Секунду — тоненькая,

Минуту — длинненькая,

А _______________ — час:

Так бывает всякий раз.

_______________ секунд прошли —

Мы к минуте подошли.

Ну, а шестьдесят минут

Вместе целый ______________ дадут.



Слова-помощники:

Коротенькая, минуты, час, часы, шестьдесят, стрелки.


Изобразите часы в левой части буклета. Не забудьте, что нужно нарисовать каждую стрелку, в соответствие со стихотворением. А ниже в столбик перечислите все известные вам единицы измерения в порядке их увеличения.

















Задание №4

У вас есть карточка, в которой написаны выражения. Ваша задача за место пропусков вставить числа.

1 неделя = ____ дней

1 год = _____ месяцев

4 года = _____ месяцев

3 года = _____ месяцев

2 часа = _____ минут

48 часов = _____ дня

60 минут = _____ час

















Вырежете эту карточку и поместите её в правую часть буклета.

Задание №5

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Волшебные Часы: Путешествие в Мир Единиц Измерения Времени».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________



Приложение №2. Проектная задача «Космическая ракета».

Необходимые материалы: листы с заданиями, наборы с геометрическими фигурами для сборки ракеты: прямоугольники (длиной 10см, шириной 4см и длиной 9 см, шириной 3 см), квадраты (со стороной 5 см и 4 см), трафарет для иллюминатора, алфавит.

С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!". Самым первым, отважным и храбрым оказался наш соотечественник. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звёзд огромный и таинственный. В нём много неизвестного и загадочного. Об этом важном событии необходимо знать всем людям.

    Задание 1. Расшифруйте имя, отчество, фамилию человека, который первый отправился в космос. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.

 32   18   10 11 _______________________________________________

1 13 6 12 19  6  6 3 10 25  _______________________________________

 4 1  4  1  18  10  15    ____________________________________________

Задание 2. Когда произошло это важное событие?

1) Укажите число, оно совпадает с количеством месяцев в году____________.

2) Укажите название месяца, если это второй весенний месяц_____________.

3) Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за   другом___________г.

      6-5 =              7+2 =            3+3=            3-2=        

 Задание 3. Как назывался космический корабль, на котором совершён первый полёт?

  1. Его название созвучно с одним из названий сторон горизонта (север, юг, восток, запад), также в нём второй ударный слог____________________________________.

  2. С какой станции отправился космический корабль? Для этого соберите слово из слогов ко Бай нур (второй слог состоит из двух букв) ______________________________________.

  3. Узнайте продолжительность первого полёта. Запишите цифры этого числа друг за другом: предыдущее 2; результат вычитания числа из самого себя; число больше 7, но меньше 9. ______________ минут длился этот полёт.

  4. Так этот день для всего человечества стал праздником и называется

(День рождения       День Космонавтики         День Победы)

  ______________________________________________________________.

Задание 4. Зашифрованное письмо. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо. Ваша задача его расшифровать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из письма вы поняли, о чем нас просят, чтобы помочь людям, нам нужно создать свою ракету и отправиться к ним на помощь.

Задание 5. Изготовьте ракету.

                                         Изготовление ракеты:

1.Приготовьте детали для ракеты: прямоугольник, длина которого 10см, ширина 4см, три треугольника, которые нужно получить из квадратов.

2. Разложите детали ракеты на листе:

  • прямоугольник разместите вертикально, отступив от середины нижнего края листа вверх 3см;

  • к верхней стороне прямоугольника приложите больший треугольник;

  • треугольники меньшего размера разместите справа и слева от нижней части прямоугольника;

  • прямоугольник переместите на 1см вверх или треугольники опустите на 1см вниз (прямоугольник и треугольники расположены не на одном уровне).

3.  Приклейте детали.

4.  Возьмите трафареты для иллюминаторов, приготовьте детали (используя бумагу другого цвета), их должно быть больше одного, но меньше трёх.

5. Разместите и приклейте детали иллюминаторов на корпусе ракеты.

Для выступления кратко запишите ответы:

1.Ф. И. О. космонавта __________________________________________________.

2.Дата полёта (число, месяц, год) ___________________.

3.Название корабля ______________________________.

4. Название станции _____________________________.

5. Продолжительность полёта _______________.

Задание 6. Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Космическая ракета».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!