СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



































г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Ивановой Д. А. – студентка группы 21П-6 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им М. Горького» ,2024.













































Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

































ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………………….

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………5

    2. Типичные ошибки при проведении исследования……………………..8

    3. Критерии оценивания детских исследовательских работ……………...9

    4. Паспорт исследования №1 «Мертвое море»……………………………11

    5. Паспорт исследования №2 «Пропорции человека»……………………15

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………………...

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………..19

2.2. Проектная задача№1 «У Крокодила болит зуб»………………………….24

2.3. Проектная задача №2 «Лунтик заболел»………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………...37







РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс



Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

1) знакомство с проведением учебных исследований;

2) развитие творческой исследовательской активности;

3) стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

4) ознакомление с научной картиной мира;

5) вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [3]

Исследовательские умения:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение экспериментировать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Определяем роль учителя: систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая роли.

Функции учителя:

• показать обучающимся значимость их деятельности;

• вселить уверенность в силы обучающихся;

• привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка.

Многие методисты выделяют следующие основные этапы исследовательской работы:

1) Выбор темы.

2) Постановка цели и задач.

3) Гипотеза исследования.

4) Организация исследования.

5) Подготовка к защите и защита работы.

Выделяют основные этапы исследовательской работы:

1 этап: найти проблему – что надо изучать;

2 этап: тема – как это назвать;

3 этап: актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

4 этап: цель исследования – какой результат предполагается получить;

5 этап: гипотеза – что не очевидно в объекте;

6 этап: новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

7 этап: задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

8 этап: литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

9 этап: методика исследования – как и что исследовали;

10 этап: результаты исследования – собственные данные;

11 этап: выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

12 этап: значимость – как влияют результаты на практику. [4]





Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

Значимость – как влияют результаты на практику.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.


1.2. Типичные ошибки при проведении исследования.

Исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — самый ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

Не рекомендуется при формулировке темы:

  • Слишком общее название, которое может ввести в заблуждение.

  • Выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

Примеры некорректных тем: «Как поживаете, господин позвоночник?», «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера».

Чтобы избежать данных ошибок нужно придерживаться определенных правил:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  2. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

  3. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

  4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

  5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

На основе анализа определенных работ я вывела одну из самых распространенных ошибок при выборе темы- нет актуальности в теме.

Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха.

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Для того, чтобы не допустить данных ошибок воспользуйтесь рекомендациями.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Как пример неправильной цели: Цель – определение знаний о ежах, позволяющих содержать их в неволе. Данная цель сформулирована не корректна.

Также при анализе работ, я заметила, что не все дети знают что такое объект исследования, а что являются предметом.

Объект исследования - это объекты или живые организмы, или

характерные для них явления и процессы.

Предмет исследования - это часть объекта,

конкретные параметры, процессы, которые подлежат изучению.

Примеры: Объект исследования - плоды яблок различных сортов. Предмет исследования - концентрация витамина С в различных сортах яблок.

Пример неправильно выделенных предмета и объекта: Объект исследования: свойства магнита. Предмет исследования: магнит. (в данном примере ребенок перепутал местами объект с предметом)



1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Актуальность темы соответствует возрастным особенностям

(указаны причины изучения данной проблемы)



Цель соответствует результатам исследования


Задачи соответствуют цели


Гипотеза соответствует теме


Сформулирован предмет и объект исследования


Правильно выбран метод исследования


Представлен обзор литературы по теме


Описано исследование


Представлен результат исследования


Список литературы соответствует теме


Работа соответствует техническим требованиям

(шрифт 12-14, интервал 1.5, выравнивание по ширине, поля стандартные)


Сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость




Баллы: 0,1,2.

0 баллов - если критерий не наблюдается

1 балл - если критерий выражен слабо

2 балла - если критерий наблюдается



Проведя оценивание и анализ детских исследований, было выявлено следующее:

  1. Не выражена актуальность исследований;

Пример: в работе «Все ли мы знаем о ежах?»

Актуальность не представлена в работе. Есть только небольшое введение. Но почему эта тема актуальна на сегодняшний день и, зачем вообще проводить исследование о ежах не написано.

  1. Проблемы с определением объекта и предмета исследования;

Пример: в работе «Влияние отработанных батареек на растения» Не сформулирован предмет и объект исследования.

  1. В работе «Влияние отработанных батареек на растения» не правильно оформлен список литературы. В данном списке обозначены только ссылки без названия статей.



1.4. Паспорт исследования №l «Мертвое море»

Паспорт разработала: Иванова Дарья

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Мертвое море

2

Актуальность исследования

Мёртвое море - уникальный лечебный курорт, созданный природой и привлекающий миллионы туристов со всех уголков Земного шара. Кроме уникального состава солей, Мёртвое море известно и своими целебными грязями, которые добываются со дна этого озера. В последнее время уровень воды стремительно падает, что является проблемой мирового масштаба и предметом исследования ученых всего мира.

3

Проблема исследования

Можно ли утонуть в мертвом море?

4

Объект исследования

Вода в Мертвом море

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 4-го класса по формированию базовых исследовательских умений по теме «Мертвое моря».

Для ученика: доказать, что в мертвом море нельзя утонуть

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Найти информацию о местонахождении Мертвого моря;

  2. Узнать почему оно называется Мертвым;

  3. Узнать почему в нем нельзя утонуть;

  4. Подтвердить теорию опытом


7

Гипотеза исследования

Предположим, что в мертвом море нельзя утонуть из-за большого количества соли в воде

8

Методы исследования

Наблюдение

Анализ

9

Тип исследования

краткосрочный

индивидуальный

Предметный ( окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Вступление в проект. Подготовка.

Обсуждение предмета с учителем, определение целей и задач проекта, поиск необходимой информации.

2.Планирование деятельности.

Выработка плана-алгоритма действий: определение источников информации; определение способов сбора информации, выбор способов презентации результатов; формирование представлений об ожидаемых результатах (форма устного и письменного отчета); выработка критериев оценки результата и процесса деятельности.

3.Исследование.

1. Сбор информации.

2. Решение промежуточных задач.

3. Работа с источниками.

4. Оформление отчета. Подготовка к презентации.

1. Обобщение и классификация собранных результатов.

2. Изготовление иллюстративного материала (фотографии, рисунки).

3. Подготовка презентационных информационных материалов и окончательное оформление продуктов проекта.

5.Презентация результатов исследования. Защита проекта.

Показ результатов в форме устного отчета, письменного отчета информационного пакета результатов проекта.

6. Итоги. Рефлексия. Оценка проектной деятельности и ее результатов


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: подтвердить теорию с помощью опыта, что в Мертвом море нельзя утонуть.

1 Часть. Работа с текстом.

Мертвое море не имеет стоков. А пополняется оно за счет вод реки Иордан и небольших ручьев. Несмотря на это, воды в водоеме с каждым годом становится все меньше. Причиной тому является быстрое испарение жидкости, вызванное жарким климатом местности.

Вода в море испаряется быстрее, чем пополняется. Поэтому объем соли в воде ежегодно становится только выше. Кристаллы соли оседают на морском дне и нарастают на берегах водоема.

Из-за высокого содержания соли вода в море отличается большой плотностью. Благодаря этому свойству она выталкивает людей на поверхность, затрудняя передвижение в водоеме. По этой же причине человеку очень легко удерживаться на поверхности воды.

Ответьте на вопросы по тексту.

  1. Почему воды в водоеме с каждым годом становится все меньше?

  2. Почему человеку очень легко удерживаться на поверхности воды?

2 Часть. Опыт

Для опыта «Эффект Мертвого моря» понадобятся:

  • 3 сырых куриных яйца,

  • 3 стакана с водой,

  • соль.

Выполните следующие шаги:

  1. Наполните стаканы на 3/4 водой.

  2. Насыпьте в первый стакан 3 полные столовые ложки соли и хорошо перемешайте.

  3. Во второй стакан насыпьте 1 столовую ложку соли и хорошо размешайте.

  4. Третий стакан оставьте наполненным чистой водой.

  5. Опустите в каждый стакан по яйцу.

3 Часть. Наблюдение и фиксирование результата опыта.


Результат наблюдения

1 стакан

(с чистой водой)

2 стакан

(слабосоленой водой)

3 стакан

(сильно соленой водой)

Где находится яйцо




В каком стакане яйцо всплыло




Вывод:


Правильный вариант:

Результат наблюдения

1 стакан

(с чистой водой)

2 стакан

(слабосоленой водой)

3 стакан

(сильно соленой водой)

Где находится яйцо

на дне

посередине

на поверхности воды

В каком стакане яйцо всплыло

-

-

+

Вывод: Этот опыт наглядно показывает, как солёная вода помогает предметам держаться на поверхности. Чем насыщеннее соляной раствор, тем сложнее предмету утонуть.





12.

Оборудование для проведения исследования

Лист наблюдения, два стакана, вода, соль, яйцо

13

Продукт исследования

Лист наблюдения с результатами опыта

14

Перспектива исследования

Выступление на школьной конференции

15

Используемые источники

Большая Российская энциклопедия. https://bigenc.ru/c/miortvoe-more-19fba0

Онлайн школа “Синегрия”. Статья “Почему Мертвое море назвали мертвым? Удивительные свойства озера”. https://dzen.ru/a/ZKgVtNdeRi3aZwt7









1.5. Паспорт исследования №2 «Пропорции человека»


Паспорт разработала: Хейкури Нины

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Пропорции человека


2

Актуальность исследования

В художественной школе мне сказали, что при рисовании тела, головы, конечностей человека важно учитывать равные пропорции. Через исследование я решила проверить, правда ли все пропорции человека идеальны?

3

Проблема исследования

Все ли пропорции человеческого тела равны?

4

Объект исследования

Человек

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности для формирования исследовательских умений у учащихся 4 класса по теме «Пропорции человека»

Для детей: изучить пропорции человеческого тела.

6

Задачи исследования

  1. изучить литературу по теме исследовательской работы;

  2. сформулировать гипотезу исследования;

  3. провести исследование по пропорциям строения человеческого тела;

  4. сделать вывод по исследованию;

  5. заполнить таблицу;

7

Гипотеза исследования

Предположим, что все пропорции взрослого человека идеальны?

8

Методы исследования

  1. анализ литературы;

  2. проведение исследования;

  3. моделирование пропорций человека;

  4. анализ результатов;

  5. сделать вывод;

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: подготовка материалов для исследования, совместная постановка цели, задач, выведение гипотезы

2. Теоретический: изучение информации про пропорции человека

3. Практический: измерение пропорций человека, внесение результатов пропорций в таблицу

4. Аналитический: анализ результатов пропорций, сделать вывод по таблице

5. Презентационный: представление результатов исследования аудитории

6. Рефлексивный: подведение итогов, самоанализ (выделение трудностей)

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучение пропорций человека

Ход исследования:

Исследование 1:

Измеряем рост учащегося

Измеряем длину размаха рук

Соотносим рост учащегося с длиной размаха рук

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если длина размаха рук совпадает с ростом учащегося, то пропорция идеальна



Исследование 2:

Измеряем длину от макушки головы до подбородка

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние от макушки до подбородка к 1/8 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от макушки до подбородка равна 1\8 роста учащегося, то пропорция идеальна



Исследование 3:

Измеряем расстояние от линии волос до подбородка

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние от линии волос до подбородка

к 1/10 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от линии волос до подбородка равна 1/10 роста учащегося, то пропорция идеальна.



Исследование 4:

Измеряем ширину плеч учащегося

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние ширины плеч к 1/4 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние ширины плеч составляет 1/4 его роста, то пропорция идеальна



Исследование 5:

Измеряем расстояние от подбородка до носа учащегося

Измеряем длину его лица

Соотносим расстояние от подбородка до носа к длине его лица

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от подбородка до носа составляет длину его лица, то пропорция идеальна



Исследование 6:

Измеряем длину ушей учащегося

Измеряем длину его лица

Соотносим расстояние длину ушей к длине его лица

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если длина ушей учащегося составляет длину его лица, то пропорция идеальна

11

Оборудование для проведения исследования

Рулетка, карандаш, мел, лист А4

12

Продукт исследования

Таблица с результатами пропорций человека

13

Перспектива исследования

Выступление перед учащимися других классов для изучения своих пропорций тела

14

Используемые источники

  1. Ю. И. Пилясов, Антропометричность пропорций «Золотого сечения», 2012

  2. Интернет-ресурс: https://www.ask4style.ru/shape/body-harmony.html

  3. Интернет-ресурс: https://www.ask4style.ru/shape/body-harmony.html 























РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе. [5]

В начальной школе можно использовать следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

  2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

  4. Творческие: оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели.

Проекты также могут классифицироваться по количеству учащихся, характеру контактов между участниками, месту проведения, теме и продолжительности.

По предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международным.


Основные требования к проекту

К основным требованиям к проекту в начальной школе относятся:

  1. Наличие социально значимой проблемы (задачи) — исследовательской, информационной или практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий (с проектирования самого проекта).

  3. Каждый проект обязательно предусматривает наличие исследовательской деятельности обучающихся, связанной с поиском необходимой информации, которая затем будет обработана и осмыслена.

  4. Результатом работы над проектом является продукт.

  5. Деятельность школьников завершается презентацией. [5]


Готовность младших школьников к проектной деятельности характеризуется следующими показателями:

  1. Сформированность коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения. К ним относятся:

  • умение спрашивать;

    • умение управлять голосом;

    • умение выражать свою точку зрения;

    • умение договариваться.

  1. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Она включает в себя сформированность обобщенности умственных действий, развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа и другие характеристики.

  1. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности. Он способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

    • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. [6]

Отличие проекта от исследования

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний.

В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и самого исследователя, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.


Сравнительная таблица 1




Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности

1-3 класс: Формирование навыков учебного сотрудничества

4 класс: Формирование способности к переносу известных способов действий в новую для учеников модельную ситуации

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Разрешить поставленную задачу на основе известных способов действий, т.е. сконструировать новый способ действий

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Групповая

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Овладение культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.


не предсказуем

Предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный продукт

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Выдает учитель

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс





2.2. Проектная задача №1

Разработала: Иванова Дарья



Название проектной задачи

У Крокодила болит зуб

Предметы

Окружающий мир, русский язык

Класс

1

Тип задачи

межпредметная

Задачи

  1. Посмотреть мультфильм и определить тему.

  2. Составить текст по картинкам.

  3. Разгадать филворд.

  4. Расставить пункты плана в правильном порядке.

  5. Работать в группе.

  6. Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей

https://yandex.ru/video/preview/17760505715073111930 – просмотр фрагмента мультфильма, определение темы.

  1. Грамотеи. составьте текст из трех предложений по картинкам.





















  1. Ищейка. Найти слова связанные с темой проектной задачи, чтобы узнать, что нужно делать, чтобы зубы не болели.



  1. Знатоки. В этом плане пункты находятся в неправильном порядке. Составьте план чистки зубов, чтобы он получился правильным.


Шаг 1 – Сухой монопучковой щеткой «штрихующими» движениями дочищаем все зубы, затем в ход идет зубная нить.

Шаг 2 – новую щетку промываем с мылом. Перед чисткой зубов смачиваем щетину теплой водой.

Шаг 3 – чистим зубы «выметающими» и круговыми движениями, от десны. Чистить нужно и передние, и боковые зубы, обязательно — внутреннюю поверхность зубов, а режущую и жевательную поверхности коронок чистить в последнюю очередь.

Шаг 4 – ополаскиваем полость рта водой, либо смачиваем щетку и проходим еще раз щеткой без пасты. Щетку промываем под водой.

Шаг 5 — наносим на щетину зубную пасту. Для детей – «горошина» примерно равна ногтю мизинца ребенка.

Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи).

  1. Рефлексия. Раскрасьте ладошку.

Синим большой палец: если задание были сложными.

Желтым указательный палец: если тебе понравились задания.

Фиолетовым средний палец: если у тебя получилось выполнить все задания правильно.

Зеленым безымянный палец: если ты оказался полезен своей группе при решении заданий.

Розовым мизинец: если тебе было скучно на занятии.


































2.3. Проектная задача №2.

Разработала: Ласман Наталья

Название проектной задачи

Лунтик заболел

Предметы

Окружающий мир, русский язык, математика

Класс

2

Тип задачи

межпредметная

Задачи

  1. Составлять текст и записывать слова с проверяемыми гласными.

  2. Решать задачи изученных видов.

  3. Составлять меню.

  4. Определять планеты солнечной системы

  5. Работать в группе

  6. Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей


https://www.youtube.com/watch?v=ij8s4s_ti30 – просмотр фрагмента мультфильма, определение темы.

Задание 1. Грамотеи. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ, из которого мы узнаем почему Лунтик простудился. Вставьте пропущенные буквы.

 

В воздухе пахло цв.тами и медом.

От з.мли после д.ждя шел пар.

Наб.жала темная туч..

Ст.ял жаркий день.

Хлынул ливень.


Задание 2. На лечение от простуды ему нужны лекарства. В день необходима 1 литровая банка малинового варенья, 3 шоколадки и 4 яблока. Сколько необходимо лекарств на 7 дней лечения?



Чтобы Лунтик больше не болел, баба Капа решил приготовить на зиму варенье из ягод. Раскрась рисунок бабы Капы. Вырежи и наклей ягоды на кастрюлю.










Задание 3.   

Дорогие, друзья. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед.

Меню: торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси кола, и чупо- чупс . Это моя любимая еда, наверное, я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Карлсон.

Верно составил Лунтик меню? Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать здоровый образ жизни, в него входит правильное питание. Составьте дневное меню Лунтика с опорой на таблицы.



Дневное меню

Завтрак__________________



Обед___________________





Полдник__________________





Ужин_______________

Задание 4. Лунтик поправился и отправился смотреть на небо. Подпишите какие планеты наблюдал Лунтик со своего крылечка отгадав загадки.


Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
Ответ: (меркурий)

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара
Ответ: (венера)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
Ответ: (земля)


Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.
Ответ: (марс)



В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Ответ: (юпитер)



Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
Ответ: (сатурн)

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ответ: (Уран)



Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи).

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Карлсон, который живёт на крыше». Поставь галочку на оценочной шкале:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10









































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Они консультируют своих детей в процессе поиска информации, оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности, наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика.













Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М. «Просвещение»-2011 г. https://fgos.ru/

2. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-rabota-shkolnikov-sut-tipy-i-metody

3. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-i-oformleniyu-uchebno-issledovatelskih-rabot-5377478.html

4.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

https://olymp.hse.ru/data

5. Проектные задачи в начальной школе./под редакцией А.Б.Воронцова.-М. «Просвещение»-2011 г. https://gymn52.ru/files/Documents/Proektno-issl-rabota-v-nachalnoy-shkole.pdf

6. Проектная и исследовательская деятельность: различия и точки соприкосновения. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost__razlich_052621.html




25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!