СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"»

















Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»






Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы»



Красноярск 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор: А. И. Матвеева, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы/ А.И. Матвеева, Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – 61 с.











































Аннотация

Методические рекомендации содержат информацию об организации проектно-исследовательской работы с младшими школьниками. В учебном пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».












































СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа обучающихся в современной начальной школе 8

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 8

1.2 Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 12

1.2.1 Типичные ошибки при выборе темы исследования 12

1.2.2 Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования 12

1.2.3 Ошибки в выборе методов исследования 14

1.3 Паспорт исследования «Вредны ли чипсы?» 16

1.4 Паспорт исследования «Ближе к звездам» 20

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность обучающихся в современной начальной школе 36

2.1 Проектная деятельность обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 36

2.2 Проектная задача «Следствие ведут второклассники» 40

2.3 Проектная задача «Наш класс идет в театр» 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В настоящее время в рамках ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования) наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной- исследовательской деятельности на уроке и вне урока.

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Цель проектно-исследовательской деятельности заключается в развитии интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника. Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов, которая ставит учащихся начальной школы в позицию первооткрывателя, искателя истины. Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать. Исследование – бескорыстный поиск истины.

В основу стандартов начального общего образования третьего поколения входят новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Когда исследователь начинает свою работу, он не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением младших школьников творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы.

Данная цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Исследовательская работа обогащает социальный опыт обучающихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний младших школьников, как по предметам школьной программы, так и вне её;

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.

























Раздел 1. Исследовательская работа обучающихся в современной начальной школе

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Важность включения в обучение обучающихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. «Именно активность обучающегося признается основой достижения целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности».

В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы учащиеся приобрели функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности.

Данная цель конкретизируется в частных целях, которые определяются исходя из анализа содержания исследовательской деятельности ученика:

  • получение новых знаний;

  • развитие познавательной мотивации;

  • развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний;

  • развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями;

  • активизация личностной позиции.

Исходя из перечисленных целей и требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, вытекают следующие задачи исследовательской деятельности ученика:

  • познавательная: — получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапредметном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

  • развивающая — умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

  • воспитательная — развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

С учеником сначала проводятся организационные мероприятия. Действия первого типа — это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий.

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

Исследовательские умения:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение экспериментировать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Определяем роль учителя: систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая роли.

Функции учителя:

• показать обучающимся значимость их деятельности;

• вселить уверенность в силы обучающихся;

• привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка.

Многие методисты выделяют следующие основные этапы исследовательской работы:

1) Выбор темы.

2) Постановка цели и задач.

3) Гипотеза исследования.

4) Организация исследования.

5) Подготовка к защите и защита работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

• Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

• Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.










1.2 Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

1.2.1 Типичные ошибки при выборе темы исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования младшему школьнику, или ученик, самостоятельно решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

После окончания работы, во время её подготовки к презентации, автор приходит к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя и слушателя.

Не рекомендуется при формулировке темы:

  • Давать общее название, которое может ввести в заблуждение.

  • Выбирать не актуальную, не интересную тему для слушателей и читателей.

  • Выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

  • Навязывать младшему школьнику тему исследования.

  • Выбирать тему, несоответствующую проблеме исследования.

  • Выбирать тему, несоответствующую возрасту.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной, а также широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование. Название работы должно точно отражать её содержание.




1.2.2 Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования (цель должна соответствовать теме исследования).

2. Неясность, неточность формулировки целей (цель должна быть направлена на конкретный результат).

Цель исследования важно не только определить, но и реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как делать.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее.

Типичными ошибками формулирования задач работы являются следующие:

  • Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

  • Конкретная задача не связана с определенным методом исследования.

  • Не нужно ставить недостижимые задачи.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Типичными ошибками формулирования гипотезы работы являются следующие:

  • Гипотеза не содержит предположения, ложность и истинность которого должна установить проверка.

  • Гипотеза не опровергаемая или не доказуема.

Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования должна быть достижимой и реальной. Задачи не могут быть крупнее цели или повторять ее. Конкретная задача должна быть связана с определенным методом исследования. Гипотеза может либо быть реально опровергаемой, либо доказуемой.




1.2.3 Ошибки в выборе методов исследования

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Перед выбором методов исследования младшим школьникам предлагается:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у родителей, учителя, других людей;

  • познакомиться с кино(док) по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

  • понаблюдать за какими-либо явлениями;

  • провести эксперимент.

Обучающийся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию

Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.).

Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Типичные ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

  • Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу.

  • Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности. Не всегда ученик может справится с проведением эксперимента без помощи взрослого.

Типичные ошибки, допускаемые при отборе метода – наблюдение:

  • Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

  • Наблюдение начинается без специально подготовленной прог­раммы, проводится случайно.

  • В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.

  • Отсутствие протокола наблюдения.

Типичные ошибки, допускаемые при отборе метода – эксперимент:

  • Сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, существенных зависимостей в изучаемом объекте.

  • В качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной происходящих в изучаемом явлении процессов.

  • В качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной происходящих в изучаемом явлении процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранные методы исследования должны помогать обучающимся проверить их гипотезы. Самым важным аспектом является выбор методов, так как они должны подходить под возрастные особенности младшего школьника.

1.3 Паспорт исследования «Вредны ли чипсы?»

Выполнила: Матвеева Анастасия

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Вредны ли чипсы?»

2

Актуальность исследования

Чипсы считаются одним из самых популярных продуктов среди детей, при этом они неизменно занимают первые места в рейтингах вредных для здоровья человека товаров. На первый взгляд, кажется, что ничего вредного для организма в чипсах содержаться не может, ведь, по сути, это тот же продукт, что и варёная картошка, которую во многих семьях готовят чуть ли не каждый день. Мне стало интересно выяснить вредны ли чипсы для человека.

3

Проблема исследования

Отсутствие знаний о вредности чипсов

4

Объект исследования

Чипсы

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 3 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Вредны ли наши любимые чипсы?».

Для ученика: узнать вредны ли чипсы.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Доказать опытным путем, наличие вредных добавок в продукте.

  3. Зафиксировать результаты опытов в лист исследователя.


7

Гипотеза исследования

Предположим, что в чипсах отсутствуют вредные вещества.

8

Методы исследования

1. Анализ литературы.

2. Опыт.

3. Наблюдение.

4. Анализ и обобщение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: межпредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач, выбор методов исследования, подбор литературы.

  2. Теоретический: изучение литературы, ученику выдается текст, в котором они должны найти вредные вещества и записать их в лист исследователя (возникновение проблемы).

  3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение опытов с чипсами:

  4. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов.

  5. Презентационный: представление результатов работы

6. Рефлексивный: анализ проделанной работы, выявление собственных трудностей.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, вредны ли чипсы

Ход исследования:

ОПЫТ №1

Берём ломтик чипсов, кладем его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки.

Наблюдения: на салфетке образовалось большое жирное пятно, это говорит о большом содержании жира в продукте.

Вывод: Чипсы содержат большое количество жира.Этот опыт доказал, что в чипсах содержится большое количество жира. В 100 г он содержит жиры в таких количествах, что для ребенка составляет половину дневной нормы еды. А это и способствует ожирению.



ОПЫТ №2

Возьмём 3%-ый раствор йода и капнем на чипсу.

Наблюдения: через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала.

Вывод: В чипсах много крахмала. По результатам проведенного в США исследования, крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это - идеальная питательная среда для кариесных бактерий.

12

Продукт исследования

Заполненный лист исследователя.

13

Перспектива исследования

Продолжить исследование и узнать вредны ли газированные напитки.

14

Используемые источники

1.https://infourok.ru/proekt-himicheskij-analiz-chipsov-6730042.html?ysclid=ls924uqedq794769000

2.https://dzen.ru/a/Yy48Bd5EXH4hFBr_

1.4 Паспорт исследования «Ближе к звездам»


Выполнила: Астраханцева Алина

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Ближе к звёздам»

з

Актуальность исследования

В настоящее время астрономия является одной из древнейших наук, являющейся основой для всех других областей научного знания. Изучение таких космических объектов, как звёзды и планеты расширяет общие представления о Вселенной и развивают интерес к изучению всего вокруг! Люди, полюбившие астрономию именно еще с далёких школьных времён, становятся в будущем великими учёными, проливающими свет на загадки человечества. Изучение планет солнечной системы является одним из самых важных направлений науки: оно позволяет нам расширять наши знания об окружающем мире, создавать новые технологии и понимать, как наша планета работает в глобальном масштабе. Кроме того, изучение планет может помочь нам предотвратить глобальные катастрофы и защитить нашу экосистему в долгосрочной перспективе. И безусловно. астрономия дает и практические знания, и навыки о том, как ориентироваться по сторонам света, определять свое географическое положение, ориентируясь по расположению небесных тел. Недавно на уроках окружающего мира мы изучали небесные тела и я увидела, что вам не хватило знаний и вы хотите узнать побольше об этой теме, поэтому решила провести для вас исследование.

3

Проблема исследования

«Как отличаются и располагаются планеты Солнечной системы относительно Солнца - центральной звезды?»

4

Объект исследования

Солнечная система

5

Цель исследования

Для учителя:

Организация исследовательской деятельности обучающихся 4 класса для формирования базовых исследовательских действий по теме «Ближе к звёздам».

Для ученика:

Изучить планеты солнечной системы, их расположение, относительно Центральной звезды.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1. Изучить литературу по теме «Ближе к звёздам».

1. Дать характеристику понятию «Солнечная система»;

2. Изучить планеты солнечной системы;

3. Создать наглядный макет Солнечной системы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что планеты Солнечной системы имеют характерные особенности.

8

Методы исследования

Теоретические: анализ, синтез. сравнительный анализ, изучение, обобщение Эмпирические: наблюдение и сравнение

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный,

По организационной форме: групповой,

По содержанию: монопредметный (окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

Разбиваются по группам, выбор темы проекта, обоснование актуальности, определение объекта, цели и задач, выбор методов и составление плана.

  1. Теоретический:

Работают с материалом энциклопедии и сети Интернет по нахождению и сбору информации о каждой своей планете по группам.

  1. Практический:

Формулируют гипотезу исследования

Создаю макет Солнечной системы.

  1. Аналитический:

Делают общий вывод об исследуемом объекте.

Объединяют все планеты в один макет.

Доказывают подтверждение гипотезы, приходят к общему мнению.

  1. Презентационный:

оформление результатов,

защита, презентация результатов;

  1. Рефлексивный:

саморефлексия, оценка результатов и процесса в целом.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Изучение планет Солнечной системы



Ход исследования:

Ход исследования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап исследования

Учитель организует работу по первому пункту плана: групповое задание (работа с текстом) с последующей проверкой. Сообщает правила при работе с оборудованием.

Выполняют работу в

справочниках и на интерактивной панели; фиксируют записи и делают выводы. Оценивают свою работу и работу

одноклассников.

Учитель организует работу в группах для выполнения (анализ иллюстрации с последующим выполнением задания в справочниках для фиксации

вывода) второго пункта плана с Перспектива проекта

использованием планшетов и самопроверки. Сообщает правила при работе с оборудованием.

Обучающиеся исследуют центральную звезду и планеты Солнечной

системы. Осуществляют самопроверку, сравнивая результаты парной работы с эталоном на слайде. Делают выводы.

Учитель организует работу по выполнению

здоровьесберегающего упражнения (гимнастика для

глаз)

Выполняют здоровьесберегающие упражнение.

4.Создание продукта

Учитель организует групповую работу для того, чтобы создать

макет Солнечной системы.

Сообщает правила безопасности при работе с принадлежностями.

1 группа- Меркурий,

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета, которую можно увидеть у западного горизонта сразу после заката. Название «Меркурий» - по имени бога торговли, покровителя путешественников – дали подвижной планете римляне.

Меркурий среди планет Солнечной системы превосходит размерами лишь Плутон. Он немного больше Луны и потому является очень трудным объектом для изучения с Земли. Меркурий по цвету- коричневый.

На Меркурии не бывает времен года, так как ось вращения планеты вертикальна к плоскости ее орбиты.

Кратеры на Меркурии получают названия в честь деятелей культуры (художников, писателей, музыкантов). Например, самые крупные: Рембрандт, Бетховен, Достоевский, Шекспир, Толстой, Рафаэль.

Поскольку Меркурий очень близок к Солнцу – среднее расстояние между ним и нашим светилом составляет 57,9 млн. км. Это довольно яркий объект. Меркурий вращается вокруг своей оси очень медленно, совершая один оборот за 58,65 земных суток.

У Меркурия практически нет атмосферы. Имеется лишь немного гелия и водорода, а также небольшое количество натрия, кислорода, неона, аргона и калия.

Из-за близости Солнца на его поверхности невероятный перепад температуры: от +420 градусов днём до -180 градусов ночью. С наступлением ночи поверхность остывает очень быстро.

2 группа- Венера,

Венера –вторая от Солнца планета, ближе, чем она, к нашему светилу только планета Меркурий. А следом за Венерой находится планета Земля, третья планета от Солнца. Земля и Венера очень похожи по своему размеру, силе тяжести и продолжительности года, их называют планетами-сестрами.

При наблюдении Венеры в телескоп можно увидеть, что она представляет собой шар серебристо-серого оттенка. Поверхность планеты в телескоп не видна, потому что Венера окутана плотной атмосферой, состоящей в основном из углекислого газа. За счет такой плотной атмосферы на планете существует парниковый эффект. Солнечные лучи так нагревают планету, что температура на ее поверхности выше, чем на поверхности Меркурия и составляет 460 градусов по шкале Цельсия.

Существование атмосферы Венеры было обнаружено в 1761г. русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Венера чуть меньше Земли и, видимо, имеет сходное с ней внутреннее строение.

Венера вместе с Ураном – единственные планеты, которые вращаются вокруг своей оси против часовой стрелки. Период ее осевого вращения самый продолжительный в Солнечной системе- 243,16 суток. Угол наклона её оси к плоскости орбиты равен 2 градуса. Из-за таких необычных сочетаний одни сутки на Венере равны 117 земным. День и ночь там длятся почти 59 земных суток. Времен года на Венере нет.

На поверхности планеты крайне жарко + 464 градусов. Ужасающе высокая температура на Венере объясняется тем, что плотная атмосфера из облаков создает на ней «парниковый эффект».

Из-за своей атмосферы, отражающей 76% солнечного света, Венера – самая яркая планета.

На поверхности Венеры с помощью радиоволн обнаружены множество гор, кратеров, разломов и два обширных плоскогорья, по размерам соответствующих материкам на Земле.

3 группа- Земля,

Земля - особенная планета. Её поверхность на 2/3 покрыта водой, она имеет сильное магнитное поле, а её атмосфера - уникальные свойства. Земля красивого голубого цвета. На Земле есть жизнь!

Ученые считают, что именно положение Земли относительно Солнца позволяет существовать на ней воде в жидком состоянии. А на данный момент наличие жидкой воды считается одним из главнейших условий существования жизни в том виде, в котором мы ее знаем.

На Земле много влаги: более 2/3 поверхности Земли покрыто водой - Мировым океаном. Некоторая часть земной влаги (около 24 млн. км) пребывает в виде льда и снега. Примерно 3% земной поверхности покрыто льдами.

На поверхности планеты происходит циркуляция воды (из атмосферы на сушу и далее в океан), воздушных масс, смена растительного покрова и миграция животных, перемещение крупных обломков и мельчайшей пыли. Всё это учёные считают процессом обмена веществом и энергией, который приводит к образованию рыхлых осадков, а вместе с тем к формированию рельефа. Это горные пояса, плоскогорья и равнины, подводные хребты и котловины, отличающиеся строением земной коры, степенью участия других факторов в их образовании.

Земля – третья по удаленности от Солнца планета и самая большая из четырёх планет земной группы, её диаметр равен 12 756 км. Расстояние от нашей планеты до центрального светила составляет 149,6 млн. км.

Оборот вокруг Солнца планета совершает за один год, двигаясь со скоростью примерно 30 км/с. Земля вращается вокруг своей оси, делая один полный оборот за 24 часа. При этом на той стороне Земли, которая обращена к Солнцу - день, а на другой половине - ночь.

Земля отличается от других планет своей атмосферой. Она окружена воздушной оболочкой, которая состоит в основном из азота – 79% и кислорода -20%. Азотно – кислородный состав атмосферы нашей планеты учёные объясняют тем, что на ней по крайне мере 3 млрд. лет назад появились живые организмы, которые начали поглощать углекислый газ и выделять кислород. А также в атмосфере Земли встречаются: водяные пары, аргон, и следы других газов.

Температура на поверхности Земли от -89 градусов до +57,7 градусов. Всё тепло наша планета получает от Солнца. Солнечные лучи падают на Землю под разными углами. Поэтому и на экваторе, и в тропиках, где они достигают Земли самым кратчайшим путём, жарче всего. По мере продвижения к полюсам тепло убывает, поскольку лучи солнца вынуждены проделывать сквозь атмосферу больший путь. Поэтому воздух здесь получает меньше

тепла.

4 группа- Марс,

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Он расположен в полтора раза дальше от нашего светила, чем Земля. Своё название планета получила в честь древнеримского бога войны Марса.

Эта небольшая планета. Диаметр Марса - 6749 км, и он уступает Земле в размере почти в два раза.

Планета Марс вращается вокруг своей оси за 24 часа 39 минут.

Марс – красная планета. Средняя температура на поверхности Марса – 60 градусов. Перепады температуры, в зависимости от времени года и суток, достигают 100- 150 градусов. Лишь в марсианское лето температура воздуха в полдень поднимается здесь до + 25 градусов. Зимой у полюсов температура достигает – 125 градусов.

На Марсе существует вода в виде льда.

Своим красным цветом Марс обязан бурым камням и желтоватой пыли. Анализ грунта, проведённый в 1976 г., показал, что он наполовину состоит из окислов железа: планета словно бы проржавела. Мелкая пыль на её поверхности – гидроксид железа, который придаёт розоватый оттенок планете.

Пылевые бури на Марсе длятся по несколько дней и могут захватить всю планету! Это самые жестокие пылевые бури в Солнечной системе.

Гора Олимп на Марсе – самая высока гора в Солнечной системе. Она в 3 раза выше нашего Эвереста!

5 группа- Юпитер,

Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца планета и самая крупная из планет – гигантов. В ней могло бы поместиться 1400 Земель!

Эта планета для римлян была как повелитель богов, и называли они её «лучезарной».

Диаметр Юпитера в 11 раз больше земного, он равен 142 884 км. Его масса в 2,5 раза превышает массу других планет, а также их спутников, астероидов, метеоритов и комет вместе взятых.

Юпитер – самая быстровращающаяся вокруг своей оси планета. Из-за этого она плоская на полюсах и вытянутая на экваторе. Юпитер имеет Юпитер - бледно-оранжевый оттенок.

Сутки на Юпитере короче земных: самая большая планета Солнечной системы успевает обернуться вокруг своей оси всего за 9 часов 50 минут 30 секунд. Мощное магнитное поле Юпитера в 12 раз сильнее земного, но синяя стрелка компаса здесь покажет не на север, а на юг.

Юпитер сокращается на пару сантиметров в год из-за того, что излучает больше энергии, чем получает от Солнца.

Юпитер окружён слоем атмосферы толщиной 1000 км. Но солнечные лучи не проникают вглубь атмосферы – там царит вечная ночь. Красное пятно на поверхности планеты – это гигантский шторм, который бушует в атмосфере уже более 300 лет!

У Юпитера больше всего спутников в Солнечной системе.

6 группа- Сатурн,

Сатурн - это самая последняя планета, которую можно видеть невооруженным глазом. Сатурн - шестая планета по расстоянию от Солнца, и вторая по размерам среди планет – гигантов. Сатурн – газовый гигант, размером почти не уступающий Юпитеру, - его диаметр равен 120 536км.

Планета расположена на 120536 км от Солнца (в 9,5 раза дальше, чем Земля). Вращается очень быстро, совершая один оборот всего за 10 часов 34 минут. Сатурн - имеет светло-жёлтый цвет.

Сатурн – самая «легкая» планета Солнечной системы: его плотность меньше плотности воды!

Солнце слабо греет эту планету, температура её верхних слоев – 140 градусов. В холодной атмосфере дуют ураганные ветры, их скорость у экватора достигает 500 м/с – втрое больше, чем на Юпитере. Нередко в экваториальной области сверкают молнии, в сотни тысяч раз превосходящие самые сильные грозовые разряды на Земле.

Интересный феномен, что вокруг Сатурна обращаются тысячи тонких колец. По отдельности они видны лишь с близкого расстояния, а при наблюдении с Земли сливаются в несколько широких. Природу составляющих их частиц астрономы разгадали: это куски льда размером в сантиметры, реже в метры. Ледяные глыбы сталкиваются, дробятся, между ними рассеяно множество осколков, но все они вращаются строго в плоскости экватора планеты.

7 группа- Уран,

Уран - самая голубая планета – далёкий Уран - седьмая по расстоянию от Солнца. 13 марта 1781 г. произошло удивительное открытие: впервые за тысячи лет наблюдений Солнечная система пополнилась новой планетой. Учёным впервые предстояло дать имя новой планете, и после долгих обсуждений, дали название – Уран.

Уран причислен к планетам - гигантам, хотя заметно меньше Юпитера и Сатурна. Но Уран значительно крупнее Земли, и по своему строению это типичная газовая планета. Масса Урана составляет 15 масс Земли. Имеет голубой цвет.

Уран – единственная планета, ось вращения которой почти горизонтальный. Поэтому кажется, что он «катится» по орбите.

Вокруг своей оси Уран вращается против часовой стрелки, тогда как большинство планет Солнечной системы вращаются по часовой стрелке. Время обращения Урана вокруг своей оси 17 часов 14 минут.

Причиной аквамаринового цвета планеты является суровый мороз в верхних слоях водородно-гелиевой атмосферы Урана -224 градусов.

8 группа- Нептун

Нептун - предпоследняя, восьмая по расстоянию от Солнца планета. Его невозможно увидеть с Земли невооруженным глазом. По яркости он приблизительно в 6 раз слабее Урана и расположен в 30 раз дальше от нашего светила, чем Земля, - на самом краю планетной системы. Нептун как и Уран имеет тоже голубой цвет.

23 сентября 1846 г астрономы обнаружили неизвестную планету – Нептун. Первым его увидел ещё Галилей, следя за спутниками Юпитера. Он дал этой планете название в честь римского бога морей Нептуна. Он подумал, что это звезда, и зарисовал положение Нептуна в своём дневнике, чем очень помог современным астрономам.

Нептун - четвёртый и последний газовый гигант в планетной системе Солнца. Он значительно меньше по размерам, чем Юпитер и Сатурн, но зато во многих отношениях очень похож на Уран. Нептун в 17 раз массивнее и в 58 раз объёмнее Земли. Его средний диаметр равен 49532 км – в четыре раза больше земного.

Двигаясь со скоростью 5,4 км/с, Нептун совершает один оборот вокруг своей оси за 16 часов 3 минуты.

Нептун – самая ветреная планета Солнечной системы. Ветер на ней достигает скорости более 2 тысяч км в час.

Атмосфера Нептуна напоминает атмосферы Юпитера и Сатурна. Его облачная система крайне слаба по сравнению с системами этих гигантских планет.

Из-за огромной удалённости от центра планетной системы Нептун получает в сотни раз меньше количество солнечной энергии, чем то, которое приходит на Землю. Температура в его атмосфере –200 градусов.

Обучающиеся в каждой группе изучает текст по своей Планете, где они ищут «подсказки» как выглядит их планета, готовят продукт (создают макет своей планеты), собирают нужную информацию по своей теме , в результате чего выступают.



11

Оборудование для проведения исследования

Картон, ножницы, фломастеры клей, пластилин, бумага А4, цветная бумага, цветной картон.

12

Продукт исследования

Макет Солнечной системы:

13

Перспектива исследования

Представить результаты исследования другим классам, чтобы обучающиеся узнали, как отличаются и располагаются планеты Солнечной системы относительно Солнца - центральной звезды. Организовать выставку макетов и пригласить на выставку другие классы и провести экскурсию.

14

Используемые источники

https://infourok.ru/magazin-materialov?utm_source=infourok&utm_medium=redirect&utm_campaign=bespl-mat-biblioteka-9-11-2022&sortType=popular















Раздел 2. Проектная деятельность обучающихся в современной начальной школе

2.1 Проектная деятельность обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

ФГОС НОО требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Из толкового словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») определяется как ― план, замысел, разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства.

Проект может рассматриваться как реалистичный замысел о желаемом будущем, который содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления.

Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим видам:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

1) Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

3) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

4) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Каждый учебный проект содержит в себе определенные этапы организации работы над проектом.

Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

Введение должно содержать:

  1. описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

  2. писание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

  3. обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

  4. цель и задачи для проведения исследования;

  5. гипотезу исследования;

  6. перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Описание исследования должно содержать:

  • план этапов выполнения исследовательской работы;

  • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

  • описание процесса исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).

Продуктом проектной деятельности могут быть Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.




2.2 Проектная задача «Следствие ведут второклассники»

Выполнила: Матвеева Анастасия

Проектная задача «Следствие ведут второклассники» для обучающихся 2 класса. 

Тема: «Пропавшие вещи»

Цель: ознакомление обучающихся с различными предметами быта

Задачи:

  • организовать среду для обучающихся с целью знакомства с различными предметами быта;

  • организовать деятельность обучающихся для развития читательской грамотности;

  • привлечь внимание обучающихся к важности бережного отношения к предметам быта.

Интегрированные области: (окружающий мир,

русский язык, математика, технология)

Форма выполнения: групповая

Продолжительность: краткосрочный

Возрастная категория: 2 класс



Содержание задачи

1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.

Ребята, нам в класс пришло странное письмо, которое не подписано, и

поэтому мы не можем узнать, от кого оно. Кто-то очень просит нашей помощи.

Нам необходимо узнать, от кого оно и помочь незнакомке вернуть различные

предметы домой.

2. Формулировка задачи

«Дорогие ребята! От меня убежала вся моя посуда, и сито, и корыто, и

метла, и кочерга! Обещаю, что буду хорошо к ним относиться и соблюдать

чистоту! Помогите вернуть все предметы домой! Мне очень нужна ваша

помощь!»

Поможем нашей таинственной незнакомке?

3. Система заданий для решения задачи.

Задание 1

Для того чтобы отгадать, кто же отправил нам письмо, необходимо

решить ребус.



Задание 2

Мы узнали, что письмо пришло к нам в класс от бабушки Федоры. От нее

убежало очень много предметов быта. Но тарелки оставили подсказку о том,

где они прячутся. Прочитай слово по первым буквам предметов, изображенных

на картинках, и отгадайте, где спрятались тарелки.

Задание 3

Кроме тарелок, от Федоры сбежал и ее любимый утюг. Помогите бабушке

пройти через сложный лабиринт и найти ее утюг.

Задание 4

Тарелки рассказали нам, куда сбежало корыто. Но местность окружена

непроходимыми лесами, поэтому добраться до него можно только на лодке по

рекам и озеру. Посчитайте, сколько километров нам придется проплыть до

местонахождения корыта, если река Белая по длине 25 километров, озеро – 5

километров, река Веселая – 27 километров, а река Березовая – 15 километров.

А – наше местоположение

Б – местоположение корыта

Задание 5

Когда мы нашли корыто, оно рассказало нам, что метла тоже оставила

подсказку, где ее найти. Разгадайте кроссворд и узнаете!

1. Действие, обратное вычитанию.

2. Праздник – проводы зимы.

3. Лежбище медведя.

4. Сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев

почвы.

5. Начальник всех умывальников.

Задание 6

Остальные друзья Федоры спрятались в другой деревне. Каким

маршрутом нам нужно воспользоваться? Отыщи наиболее короткий маршрут.

Задание 7

Теперь давайте разделимся на 2 группы. 1 группа будет собирать все предметы, которые убежали от Федоры и приклеивать их на плакат. Чтобы с Федорой больше не случилось такого горя, 2 группа будет написать правила использования и ухода за этими предметами и приклеит их рядом с картинкой.

Рефлексия.

Давайте посмотрим, что у нас получилось? А должны ли мы соблюдать эти правила, или они нужны только для Федоры?







Паспорт проектной задачи «Наш класс идет в театр»

Выполнила: Астраханцева Алина

Описание конкретно-практической, проблемной ситуации



Здравствуйте, мои ученики! Скоро наступят новогодние праздники. Традиционно мы всем классом ходим на театрализованные новогодние представления. До этого момента организацией этого похода в театр занимались взрослые: ваши родители и я. Сегодня предлагаю вам, мои ученики, самим продумать организацию посещения новогоднего представления в городской театр юного зрителя: выбрать дату посещения, время, каким образом наш класс доберется до театра, какую сумму денег нужно собрать, чтобы посетить новогоднее представление.



Задание 1. Рассмотрите афишу новогодних представлений театра юного зрителя. Обсудите, какую информацию можно узнать из этой афиши.

Ответьте на вопросы:

  1. В какие месяцы театром запланированы представления? ___________________________________________­­­­­

  1. Сколько дней буду проходить представления? ­­­­­­­­­­­_______________________________________________________

  1. Можно ли купить билеты на представление на 5 января? ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________

Если планируется посещение на утреннее представление, то на какое время нужно купить билеты? ­­_______________________________________________________

  1. Какую новогоднюю сказку покажут зрителям?

______________________________________________________

  1. Какой важной информации в этой афише нет? ____________________________________________________





Задание 2. Воспользуйтесь календарем, для того чтобы выбрать дату, когда можно пойти на новогоднее представление всем нашим классом.

Эта дата должна отвечать следующим требованиям:

  1. не 22 декабря, потому что еще не начались зимние каникулы;

  2. дата не в январе, потому что большинство детей с семьями на новогодние каникулы уедут на отдых в другие города; 3) дата обозначается круглым двузначным числом;

4) дата, когда есть дневной сеанс новогоднего представления.

Запишите дату посещения новогоднего представления­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________

Задание 3. В кассе театра предложили следующий прейскурант цен на билеты.

Схема зрительного зала театра юного зрителя

М ожно ли приобрести билеты на весь наш класс по одной цене и на один ряд?

Ответ свой обоснуйте:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Воспользуйтесь схемой зрительного зала театра юного зрителя из предыдущего задания и соотнесите количество свободных мест в зале определенной стоимости и на диаграмме.

Рис. 1. Количество билетов по цене 350, 400, 450, 500 рублей

Проверьте данные диаграммы.

Сделайте вывод и запишите его:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5. Нужно рассчитать, какая сумма денег будет необходима для оплаты посещения новогоднего представления всем классом, если купить билеты на свободные места в 4-м и 5-м рядах зрительного зала.

Подумайте, какие данные вам понадобятся для совершения покупки.

Запишите в таблицу возможные варианты стоимости покупки билетов на новогоднее представление:

Расчет покупки билетов на новогоднее представление

Общее количество человек

Цена одного билета, руб.

Стоимость покупки

Вариант «У» Вариант «Э»

350

400

450

500

Выберите самый удобный вариант для зрителей по размещению в зрительном зале театра и обозначьте в последнем столбце таблицы строчку буквой «У». Выберите самый экономный вариант для зрителей и обозначьте в последнем столбце строчку буквой «Э».

Задание 6. Для того чтобы можно было доехать до театра юного зрителя и посетить новогоднее представление, транспортное бюро предлагает комфортабельные автобусы следующей вместимости:


Перечень автотранспорта для перевозки людей


Вид автобуса

Марка автобуса

Количество посадочных мест


Мерседес Варио

23


Кинг Лонг

53

Перечень автотранспорта для перевозки людей


Вид автобуса

Марка автобуса

Количество посадочных мест


Фольксваген

14


Ман Лион

51


ЛАЗ

32


Нужно определиться с видом транспорта таким образом, чтобы не платить за лишние места.

По технике безопасности организованные группы детей должны сопровождать взрослые, поэтому в театр с вами поедут некоторые родители и учитель. Один взрослый может присматривать только за десятью школьниками.

Заполните таблицу:


Заказ транспортного средства



Количество взрослых

Количество детей

Общее количество экскурсантов

Марка автобуса

Количество незанятых мест




Заказ транспортного средства



Количество взрослых

Количество детей

Общее количество экскурсантов

Марка автобуса

Количество незанятых мест



Задание 7. Договорились, что все, кто пойдет на новогоднее представление, собираются около школы. Рассчитайте время подачи транспорта при условии, что общее время в пути от школы до театра составляет 1 час 20 минут и в театр нужно прибыть за 20 минут до начала представления.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. По окончании новогоднего представления было решено вернуться этим же транспортом к зданию школы. Рассчитайте время возвращения из театра при условии, что продолжительность новогоднего представления 1 час 35 минут.

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9 (итоговое). Прежде чем составить объявление, ответьте на следующие вопросы:

  1. К кому обращено объявление? ____________________________________________________________________________________________________________

  2. Что сообщается в объявлении? ____________________________________________________________________________________________________________

3. Где и когда будет проходить то, о чем говорится в объявлении? ____________________________________________________________________________________________________________



4.От чьего имени написано объявление? _________________________________________________________________________________________________

Составьте объявление.







Объявление

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На территории Российской Федерации создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую.

Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории.

Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС НОО. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с обучающимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

  2. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

  3. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  4. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.

  5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  6. Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

  7. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

  8. Официальный сайт FB. Ru/Статья «Проектно-исследовательская работа». 2017 г.

  9. Савенков Л.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Исследовательская работа школьников. 2004 г. № 1

  10. Рязанова, Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова // Одаренный ребенок. - 2015.-№2.

  11. Савенков Л.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Практика административной работы. 2004 г. № 5.

  12. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004. С. 50–53

  13. Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дис.... канд. пед. наук. Томск, 2007. С. 203.

  14. Семенова Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: методическое пособие. Томск: Томский ЦНТИ, 2007. 76 с. Н. А. Семенова. К проблеме выбора темы при организации исследовательской работы...

  15. Семенова Н. А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 115–117.



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Дневник исследования

Чипсы

Краткое описание опыта

Что произошло?

Вывод

Опыт №1




Опыт №2










63




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!