СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".»











Министерство образование Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы















Красноярск, 2024

Методические рекомендации созданы в соответствии с рекомендациями ФГОС

Составители: Ласман Наталья Сергеевна группы 21П-6 отделение «Преподавание в начальных классах»

«Красноярский педагогический колледж № 1 им М. Горького», 2024.



Аннотация

В методических рекомендация представлена информация о работе над организацией проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.

Материал будет полезен педагогам, проводящим проектно-исследовательскую работу с детьми, студентам СПО и педагогических вузов.



Оглавление

РАЗДЕЛ 1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение специфика структура 5

1.2 Типичные ошибки при проведении исследования 9

1.3 Критерии оценивания детских исследовательских работ 14

1.4. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований 16

1.5 Паспорта исследований 19

1.5.1 Паспорт исследования «Фрактал — потрясающая красота математики в природе» 19

1.5.2 Паспорт исследования «Температура» 26

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 31

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение специфика структура. 31

2.2 Проектная задача №1 37

2.3 Проектная задача №2 47

Заключение 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60





РАЗДЕЛ 1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение специфика структура

Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49]. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению,

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

1) знакомство с проведением учебных исследований;

2) развитие творческой исследовательской активности;

3) стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

4) ознакомление с научной картиной мира;

5) вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [3]

Исследовательские умения, которые формируются у обучающихся начальной школы: возможность осознать свою значимость, развивать познавательный интерес, любознательность, уметь работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. [3]

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. [3]

Функции учителя - систематическая направляющая, стимулирующая, корректирующая. [3]

Роль учителя - учитель должен чутко и умело направлять исследовательской деятельностью своих учеников, а также является консультантом. [3]

Выделяют основные этапы исследовательской работы:

1 этап: найти проблему – что надо изучать;

2 этап: тема – как это назвать;

3 этап: актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

4 этап: цель исследования – какой результат предполагается получить;

5 этап: гипотеза – что не очевидно в объекте;

6 этап: новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

7 этап: задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

8 этап: литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

9 этап: методика исследования – как и что исследовали;

10 этап: результаты исследования – собственные данные;

11 этап: выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

12 этап: значимость – как влияют результаты на практику. [4]

Характеристика каждого этапа:

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема. [4]

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. [4]

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. [4]

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений. [4]

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана. [4]

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. [4]

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. [4]

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. [4]

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. [4]

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. [4]

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. [4]

Значимость представляет собой четко выраженную пригодность применения результатов исследования, выражаемых в элементах новизны. [4]

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

1.2 Типичные ошибки при проведении исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. Направление научного поиска;

2. Проблему, которую необходимо решить.

Не рекомендуется при формулировке темы:

  • слишком общее название, которое может ввести в заблуждение;

  • выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования;

Существует некоторые требования к теме исследования:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  2. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

  3. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

  4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

  5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Примеры ошибок в формулировке темы:

  1. Не должно быть вопроса в теме:

«Баба-яга. Кто она?».

  1. Лишние слова в формулировке темы:

«К вопросу о …»;

«Анализ некоторых вопросов…»;

«Исследование…»

  1. Нет проблемы в теме:

«Малоизвестные факты из жизни великих … мира».

  1. Очень широкая тема:

Благоустройство города»

  1. Художественное название:

«Мой дом – моя крепость»;

Правила выбора темы:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  • Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие).

  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

  • На первый взгляд может показаться. Что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

  • Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования:

  1. цели и задачи исследования завышены (недостижимы) для ребенка;

  2. неясность, неточность формулировки целей и задач;

  3. количество задач должно быть не более 5;

  4. задача формулируется таким образом, что ее можно использовать в любой другой работе;

  5. в задачах должен отображаться продукт исследования;

  6. гипотеза сформулирована некорректно, не может быть реально опровергаемой или доказуемой.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

Примеры ошибок при определении цели, задач и гипотезы исследования:

Исследование «Аквариум и его обитатели», цель: «наблюдение за обитателями моего аквариума.». В ней допущены следующие ошибки: цель неясна, неточна, не направляет на достижение результатов. Сама тема исследования сформулирована неверно, формулировка слишком широкая, отсутствует проблема.

В данном исследовании выделили такие задачи как: «изучить литературы на тему исследования, описать особенности моего аквариума, провести анализ воды в моем аквариуме, разработать рекомендации по уходу за аквариумом.» В задачах присутствуют орфографические ошибки.

Так как тема исследования сформулирована некорректно, цели, задачи и гипотеза так же определены ошибочно.

Гипотеза исследования: «В моем аквариуме присутствуют не только рыбы, но и множество невидимых глазу живых организмов.». Данная формулировка не имеет ошибок, т.к. соответствует теме исследования.



1.3 Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1 работа

Количество баллов

2 работа


Количество баллов

3 работа

Количество баллов

4 работа

Актуальность темы соответствует возрастным особенностям

(указаны причины изучения данной проблемы)


2

2

2

0

Цель соответствует результатам исследования

1

2

1

0

Задачи соответствуют цели

1

2

1

2

Гипотеза соответствует теме

2

2

2

2

Сформулирован предмет и объект исследования

2

2

0

1

Правильно выбран метод исследования

1

2

2

2

Представлен обзор литературы по теме

2

1

2

2

Описано исследование

2

1

2

2

Представлен результат исследования

2

1

2

2

Список литературы соответствует теме

2

0

0

2

Работа соответствует техническим требованиям

(шрифт 12-14, интервал 1.5, выравнивание по ширине, поля стандартные)

2

1

2

1

Сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость

2

1

2

1

ИТОГО

21

17

18

17

Баллы: 0,1,2.

0 баллов - если критерий не наблюдается

1 балл - если критерий выражен слабо

2 балла - если критерий наблюдается



1.4. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований



Любая исследовательская работа оценивается по определенному ряду требований, как к оформлению детской работы, так и к описанию хода исследовательской деятельности. В наших методических рекомендациях мы предлагаем вам ознакомиться с примером критериев оценки исследовательских работ.



Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Актуальность темы соответствует возрастным особенностям

(указаны причины изучения данной проблемы)



Цель соответствует результатам исследования


Задачи соответствуют цели


Гипотеза соответствует теме


Сформулирован предмет и объект исследования


Правильно выбран метод исследования


Представлен обзор литературы по теме


Описано исследование


Представлен результат исследования


Список литературы соответствует теме


Работа соответствует техническим требованиям

(шрифт 12-14, интервал 1.5, выравнивание по ширине, поля стандартные)


Сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость


В качестве примера приведем детские исследовательские работы по теме: «Аквариум и его обитатели», «Взаимоотношение кошки и собаки в семье» и таблицу результатов оценивания по приведенным выше критериям.

Таблица 2. Анализ детской исследовательских работ «Аквариум и его обитатели», «Взаимоотношение кошки и собаки в семье»:

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1 работа

Аквариум и его обитатели

Количество баллов

2 работа

Взаимоотношение кошки и собаки в семье

Актуальность темы соответствует возрастным особенностям

(указаны причины изучения данной проблемы)


2

2

Цель соответствует результатам исследования

1

2

Задачи соответствуют цели

1

2

Гипотеза соответствует теме

2

2

Сформулирован предмет и объект исследования

2

2

Правильно выбран метод исследования

1

2

Представлен обзор литературы по теме

2

1

Описано исследование

2

1

Представлен результат исследования

2

1

Список литературы соответствует теме

2

0

Работа соответствует техническим требованиям

(шрифт 12-14, интервал 1.5, выравнивание по ширине, поля стандартные)

2

1

Сформулирована теоретическая значимость / практическая значимость

2

1

ИТОГО

21

17



1.5 Паспорта исследований

В данной главе представлены примеры паспортов исследования. Их составителями являются студенты третьего курса специальности «Преподавание в начальных классах».

1.5.1 Паспорт исследования «Фрактал — потрясающая красота математики в природе»

Паспорт разработала: Ласман Наталья

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Фрактал — потрясающая красота математики в природе

2

Актуальность исследования

В природе нас окружает множество геометрических фигур, это нам известно еще с уроков математики. Но замечали ли вы многократное повторение одного и того же узора на листьях цветов или деревьев. Мне стало интересно, как называется это явление, в источниках я узнал, что объекты, которые состоят из частит самоподобия, называются фракталы.

3

Проблема исследования

Можно ли самостоятельно создать фрактальный узор?

4

Объект исследования

Фракталы

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 4-го класса по формированию базовых исследовательских умений по теме «Фракталы».

Для ученика: узнать, что такое фрактал, создать свой узор, с помощью фрактала.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Найти информацию о фрактальных объектах;

  2. Дать определение фрактала;

  3. Изучить фракталы в разных сферах жизни;

  4. Увидеть мир фракталов вокруг нас

  5. Создать узора, с помощью фракталов;


7

Гипотеза исследования

Предположим, что строение человека, растительного мира и неживой природы едино с точки зрения математики.

8

Методы исследования

Анализ

Сравнение

Обобщение

Наблюдение

9

Тип исследования

краткосрочный

индивидуальный

межпредметный (математика, окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Вступление в проект. Подготовка.

Обсуждение предмета с учителем, определение целей и задач проекта, поиск необходимой информации.

2.Планирование деятельности.

Выработка плана-алгоритма действий: определение источников информации; определение способов сбора информации, выбор способов презентации результатов; формирование представлений об ожидаемых результатах (форма устного и письменного отчета); выработка критериев оценки результата и процесса деятельности.

3.Исследование.

1. Сбор информации.

2. Решение промежуточных задач.

3. Работа с источниками.

4. Оформление отчета. Подготовка к презентации.

1. Обобщение и классификация собранных результатов.

2. Изготовление иллюстративного материала (фотографии, рисунки).

3. Подготовка презентационных информативных материалов и окончательное оформление продуктов проекта.

5.Презентация результатов исследования. Защита проекта.

Показ результатов в форме устного отчета, письменного отчета информационного пакета результатов проекта.

6. Итоги. Рефлексия. Оценка проектной деятельности и ее результатов.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучить местонахождение фракталов в природе, областях человеческой жизни.

Ход исследования:

1 часть. Работа с текстом

Что общего у дерева, берега моря, облака или кровеносных сосудов у нас в руке? На первый взгляд может показаться, что все эти объекты ничто не объединяет. Однако на самом деле существует одно свойство структуры, присущее всем перечисленным предметам: они самоподобны. От ветки, как и от ствола дерева, отходят отростки поменьше, от них — еще меньшие, и т. д., то есть ветка подобна всему дереву. В этом они похожи на одни из самых красивых математических объектов — фракталы.

Одним из основных свойств фракталов является самоподобие: небольшая часть фрактала содержит информацию о всём фрактале. Это свойство самоподобия резко отличает фракталы от объектов классической геометрии.

Самоподобие - это точное или приближённое совпадение с частью самого себя, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей.

Что вы узнали о фракталах? Что показалось вам удивительным?

2 часть.

Раздели фотографии на 2 группы. Объясни по какому принципу ты действовал.

3 часть. Создание узора

11

Оборудование для проведения исследования

Рабочие листы; фото, видео материалы

12

Продукт исследования

Узоры, созданные фракталами

13

Перспектива исследования

Выступление на школьной конференции

14

Используемые источники

Божокин С.В., Паршин Д.А. Фракталы и мультифракталы. РХД 2001 г.

Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. — М.: «Мир», 1993.





1.5.2 Паспорт исследования «Температура»

Автор: Рязанова С.В.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Изменение температуры тела человека

2

Актуальность исследования

Один из самых важных показателей здоровья человека- температура тела. При действии некоторых факторов на организм человека температура тела повышается или наоборот- падает. Оптимальная температура здорового человека составляет 36,6. Но часто температура колеблется между 35,5 и 37,5 градусам. Почему это происходит, долгое время было неясно. Так же было неясно, как сказывается эта реакция на общее состоянии организма. Всё это необходимо знать и уметь применить для решения многих практически значимых проблем, особенно в поисках здоровья.

3

Проблема исследования

Как температура влияет на организм человека?

4

Объект исследования

Температура

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для выявления особенностей влияния температуры на организм человека.

Для ученика: выявление особенностей влияния температуры на организм человека.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Изучить научно-популярную литературу по теме исследования.

2. Выявить какая температура бывает и как она влияет на организм человека.

3. Доказать практическим путем вредное влияние температуры на организм человека.

4.Предложить эффективные меры по защите организма человека от высокой температуры.

7

Гипотеза исследования

Если провести детальный анализ влияния высокой температуры на организм человека, то это даст возможность сформировать представления о негативном влиянии высокой температуры на здоровье человека и выявить эффективные меры, предупреждающие её воздействие.

8

Методы исследования

Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации.

Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: межпредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

Постановка учебной проблемы (проблемная ситуация: учащимся предлагается просмотреть видеофильм и подумать, как высокая температура влияет на организм человека). Подбор учебной и научной литературы вместе с учащимися.

  1. Теоретический:

Найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (Что такое температура? Влияние высокой температуры на организм человека. Эффективные способы, предотвращающие негативное влияние высокой температуры на организм.) Просмотр видеоролика (для актуализации знаний учащихся о температуре)

  1. Практический:

Проведение опытов (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием)

  1. Аналитический:

Выделение причин изменения температуры, проведение анализа.

  1. Презентационный:

Защита, презентация результатов

6. Рефлексивный:

Анализируют достигнутые промежуточные и итоговые результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Ход исследования:

Опыт№1

Цель: «определение температуры человека в разных видах деятельности»

Ход опыта:

Разным группам учащихся предлагались различного рода задания. Перед выполнением заданий каждому из них измерили температуру.

Вывод: в ходе данного опыта было выявлено, что при выполнений разного рода занятий температура тела будет изменяться.

Опыт №2

Цель: «определение температуры организма в разных условиях»

Оборудование: лаб-диск, стакан с водой (холодной и теплой)

Ход опыта:

Перед проведением опыта учащимся измеряют начальную температуру. Затем по очередно опускают руку в теплую воду и фиксируют изменение температуры, затем в холодную воду и также фиксируют результаты.

Вывод: в ходе данного опыта было выявлено, что при изменении условий температура организма также изменяется. Под воздействием теплой воды температура тела повысилась на 3 градуса, а при охлаждении температура тела упала на 2 градуса .

Фиксируем наши наблюдения (в свободной форме) для последующего переноса результатов в лэпбук.

Вывод: в ходе проведенных опытов, было выявлено влияние температуры на физиологическое состояние организм человека. При активной физической деятельности уровень температуры в организме повышается, при снижении активности температура понижается и как следствие замедляются процессы внутри организма. Так же при повышении температуры замечалась усталость, головокружение, постоянная потребность в воде.

11

Оборудование для проведения исследования

Lab-диск, презентация, SMART-доска, стакан с водой, градусник.

12

Продукт исследования

Буклет о влиянии внешних и внутренних факторов на температуру человека.

13

Перспектива исследования

1. Представление проекта на конкурсе исследовательских работ.

2. Представление для учащихся параллельных классов.

14

Используемые источники

1.Смородинский Яков А. «Температура» Издательство: Наука: 154с., 2016г.

2. Большая советская энциклопедия, (эл. версия).

3. Бартон А. и Эдхолм О., Человек в условиях холода, М., 1957г.

4. Огирко И.В. Рациональное распределение температуры по поверхности термочувствительного тела, 1984г.






РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение специфика структура.

Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе

В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

В действительности основным действующим звеном в проектной деятельности должны быть сами школьники, следовательно, сами темы и задачи должны быть для них посильны. Темы проектов могут быть предложены детьми. Но при этом особенно важно, чтобы учитель путём наводящих вопросов помог школьнику чётко определиться с конечной целью проекта, составить план проектной деятельности на бумаге и в случае необходимости следил за её продвижением. Следует по возможности сдерживать детскую фантазию (в разумных пределах) с тем, чтобы, с одной стороны, избежать сильной поддержки при выборе им цели, не соизмеримой с собственными возможностями, а с другой — не допустить ситуации, когда цель деятельности не достигнута.

Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Какие же действия формирует и развивает проектная деятельность? Любой проект начинается с определения темы и выявления конкретной проблемы в рамках выбранной темы. Эти два действия позволяют активно формировать и развивать регулятивную (целеполагание; планирование; прогнозирование) и познавательную (выдвижение и формулирование гипотезы, определение направлений и способов поиска информации; критическая оценка информации; систематизация и классификация информации) группы УУД. Следовательно, можно отметить, что в рамках реализации проектной деятельности происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС НОО.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.

К.Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) вызывает затруднения у младших школьников. Привыкшие к репродуктивной деятельности, учащиеся с неуверенностью вступают в дискуссии. Но, по мнению Н.В. Матяш, этот барьер, возможно, снять с включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр [6, с. 21].

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной проектной деятельности обучающимся необходимо:

Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе проектной деятельности, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, самоанализ, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности необходимо формировать у младших школьников в процессе работы над проектом или вне него:

- презентационные умения и навыки: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности;

- слушать и понимать других, взаимодействовать внутри группы;

- поисковые умения и навыки: находить информацию в журналах, Интернете, формулирование ключевых слов;

- информационные умения и навыки: поиск и выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

Обеспечить заинтересованность обучающихся в проектной деятельности.

Необходимо педагогически грамотно сделать погружение младших школьников в проектную деятельность, заинтересовать проблемой, практической пользой.

Создавать группу не более 5-8 человек.

Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология.

После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а также умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.

Отличие проекта проекта от исследования:

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике.

- Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

- Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.



2.2 Проектная задача №1



Название проектной задачи

Лунтик заболел

Предметы

Окружающий мир, русский язык, математика

Класс

2

Тип задачи

межпредметная

Задачи

  1. Составлять текст и записывать слова с проверяемыми гласными.

  2. Решать задачи изученных видов.

  3. Составлять меню.

  4. Определять планеты солнечной системы

  5. Работать в группе

  6. Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей



https://www.youtube.com/watch?v=ij8s4s_ti30 – просмотр фрагмента мультфильма, определение темы.

Задание 1. Грамотеи. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ, из которого мы узнаем почему Лунтик простудился. Вставьте пропущенные буквы.

 

В воздухе пахло цв.тами и медом.

От з.мли после д.ждя шел пар.

Наб.жала темная туч..

Ст.ял жаркий день.

Хлынул ливень.


Задание 2. На лечение от простуды ему нужны лекарства. В день необходима 1 литровая банка малинового варенья, 3 шоколадки и 4 яблока. Сколько необходимо лекарств на 7 дней лечения?

Чтобы Лунтик больше не болел, баба Капа решил приготовить на зиму варенье из ягод. Раскрась рисунок бабы Капы. Вырежи и наклей ягоды на кастрюлю.

Задание 3.   

Дорогие, друзья. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед.

Меню: торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси кола, и чупо- чупс . Это моя любимая еда, наверное, я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Карлсон.

Верно составил Лунтик меню? Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать здоровый образ жизни, в него входит правильное питание. Составьте дневное меню Лунтика с опорой на таблицы.



Дневное меню

Завтрак__________________

Обед___________________

Полдник_________________

Ужин_______________

Задание 4. Лунтик поправился и отправился смотреть на небо. Подпишите какие планеты наблюдал Лунтик со своего крылечка отгадав загадки.


Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
Ответ: (меркурий)

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара
Ответ: (венера)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
Ответ: (земля)


Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.
Ответ: (марс)



В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Ответ: (юпитер)



Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
Ответ: (сатурн)

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ответ: (Уран)


Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи).

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Карлсон, который живёт на крыше». Поставь галочку на оценочной шкале:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.3 Проектная задача №2



Название

Стань другом природе

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип задачи

Предметная одновозрастная

Цели и педагоги­ческие задачи (пе­дагогический за­мысел)

1. Закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями по теме «Природа»

2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудниче­ства в ходе различных этапов решения поставленной задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опира­ется задача

1.Знают растения и животных, а также классифицируют птиц, насекомых, рыб и зверей, умеют выделять их основные признаки.

2.Умеют в малой группе распре­делять задания между участниками, работать по заранее подготовленному плану.

3Умеют осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в про­цессе работы над задачей

Планируемый пе­дагогический  ре­зультат

1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее приобретённые знания в новую ситуацию.

2. Умение создать конечный продукт — книгу –памятку, плакат, работая в малой группе

Способ и формат оценивания ре­зультатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

- владение   учащимися    необходимым предметным материалом;

- умение правильно распределять растения и животных (рыб, насекомых, птиц и зверей) и решать задачу в целом;

-умение грамотно располагать материал, создавая продукт

- умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при ра­боте в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фикси­руются действия учащихся в процессе ре­шения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

  

Алгоритм работы над проектной задачей

  1. Выберем командира группы.

  2. Прочитаем историю проектной задачи.

  3. Определим, какая проблема возникла у героев и что нужно сделать, чтобы решить проблему?

  4. Определим конечный продукт.

  5. Запишем план работы и распределим роли в группе (перечислим, что нам нужно сделать и кто что будет делать).

  6. Работаем в группе по плану.

  7. Защитим продукт.

Описание проектной задачи (текст)

Однажды Буратино сел и задумался… Он размышлял о том, что папа Карло необыкновенный человек, который смог услышать, как говорит полено.

- А может это душа дерева, которое не хотело умирать, а мечтало при жизни побегать и повеселиться вместе с ребятами на полянке, возле которой оно росло? – вдруг осенило Буратино.

И тут Буратино понял, что все жители лесов, полей, лугов, водоёмов – живые, да и сам лес тоже не набор сосен и ёлок, а это целый живой мир.

– А как же тогда спасти растения и животных, которых люди губят иногда просто так, из прихоти или желания наживы? Ведь иногда дети рвут ветки, листочки с деревьев, цветы для мам или для игры, а растениям не просто больно, а их становится с каждым разом всё меньше…

С такими размышлениями он пришёл к своим друзьям: Артемону, Пьеро и Мальвине. Мальвина сказала, что люди, которые ценят природу, уже давно задумались о спасении редких или исчезающих видах растений и животных. Настоящие друзья природы создали «Красную книгу», где описали тех представителей живой природы, которых надо взять под особую опеку.

Все вместе друзья отправились в лесную библиотеку, где нашли Красную книгу Мира. А ещё нашли клочки из Красной книги Тверской области, которую сгрызла, наверное, злая крыса Шушера. Буратино с друзьями очень захотелось починить Красную книгу Тверской области, чтобы ребята, которые придут в библиотеку, могли узнать из неё полезную информацию и стать настоящими друзьями природе.

План защиты продукта.

1. Перед нами стояла задача_____________________________________________

2. Мы расположили страницы из Красной книги Тверской области в такой последовательности___________________________________________________ Мы пришли к мнению, что такая последовательность ______________________________________________________________________

3. Мы работали по плану (перечислите, кто что делал).

4. Мы работали (выбери определение тому, как вы работали: дружно, слаженно, не очень дружно, потому что…).

5. Так как мы работали (дружно, слаженно, не очень дружно), наш продукт получился_____________________________________________________________

6. Думаем, с помощью нашего продукта удастся решить проблему, которая возникла у героев: (назовите проблему)____________________________________

























Заключение

В данных методических рекомендациях была рассмотрена организация исследовательской работы учащихся начальной школы и организация проектной деятельности учащихся начальной школы.

Все рекомендуемые разработки направлены на реализацию требований обновленного ФГОСС НОО. Методические рекомендации в данной работе предназначены как для работы учителей начальных классов, так и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

6. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

7. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

8. Воронцова А.Б. Проектная задача в начальной школе.

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие дня работников общеобразовательных учреждений. Москва. 2005. Сергеев И.С. С 32.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!