СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы»»




4




Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»


«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы»













Автор: Макрушова Д.Р.





Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Макрушова Д.Р. - студентка 21П-6 группы отделения «Преподавание в начальных классах»











































Аннотация

В методических рекомендациях представлены способы и методы организации исследовательской работы с учениками начальной школы. Даны методические рекомендации и требования по организации исследовательской работы в начальной школе, представлены рекомендации для того, чтобы избежать типичных ошибок при разработке исследовательских работ.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».







СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 4

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 4

1.2. Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы 8

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 9

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования 12

1.5. Паспорт исследования «Почему чай заваривают в горячей воде?» 14

1.5.1 Паспорт исследования «Вредны ли наши любимые чипсы?» 17

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 18

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 18

2.2. Проектная задача 22

2.2.1 Проектная задача «Следствие ведут второклассники» 27

Заключение 27

Список рекомендуемой литературы 29







Пояснительная записка

В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.

Цель организации проектно-исследовательской деятельности: раскрытие личностного потенциала ученика и вооружение его инструментами познания. Проектно-исследовательская деятельность предполагает творческое развитие личности ученика делает его способным и компетентным, повышает его собственную значимость. Например, ученик плохо учится, но прекрасно владеет знаниями о том, что его интересует. Проект помогает ему проявить себя, заинтересовать одноклассников своими знаниями и исследованиями, как результат – ему и дальше хочется быть успешным.





1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.

В исследовательской работе определена своя структура:

  • Проблем – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.



Для того чтобы каждый пункт в структуре выполнялся, учитель должен этим всем руководить, а именно, подбирать приёмы, которые подходят для данного этапа. Так, на этапе определения проблемы учитель проводит сравнительный анализ. После организуется мозговой штурм, на котором дети приходят к определению темы. После этого нужно понять актуальность заявленной темы. Её можно показать в виде видео, если это дети возраста 7-8 лет, или же можно дать ученикам текст с пропусками, а они должны его восстановить и прочитать (детям в возрасте 9-10 лет).

Далее нужно определить цель и задачи, где можно использовать приём «Продолжи предложение». А при определении гипотезы подойдёт приём «Помоги герою», где нужно помочь персонажу составить гипотезу или же определить, какая подходит больше.

В литературном обзоре дети определяют уровень того, что им известно, а над чем нужно ещё работать.

И в результате, у обучающихся должен получиться итоговый продукт, который они представляют (к своём или параллельном классе, в школе, в городе и т.д.)

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.



1.2. Типичные ошибки при определении темы исследовательской работы

Каждая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы —ответственный и важный момент. При подборе темы нужно избегать следующих ошибок:

  1. Когда учитель «навязывает» свою тему ученику. Нужно, чтобы у ученика возник интерес и желание к исследовательской деятельности. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе

  2. Не оригинальность темы исследования. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность – это способность найти нечто необычное; способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

  3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося. При формулировании темы нужно ориентироваться на возрастные особенности учащихся.

  4. Определена тема, которая требует долгого исследования. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена.

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.



    1. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

После определения темы и проблемы нужно сформулировать цель, задачи и гипотезу.

Цель — это конечный результат, на который преднамеренно направлено исследование. Выявление цели фактически вытекает из проблематики научного исследования, которая, в свою очередь, определяется темой. Она может выражаться поиском ответа на какой-либо вопрос, либо быть связанной с решением какой-нибудь проблемы.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  1. Когда цель не соответствует теме и проблеме исследования.

При формулировании цели нужно целиком и полностью ориентироваться на тему и проблему исследования. Цель должна отражать общее направление предполагаемой деятельности.

  1. Когда цель определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

Все определения в вашей работе направлены на описание темы исследования и объяснения, что именно изучается. Нужно увидеть ключевые слова и использовать их в разных формах.

  1. Постановка нереалистичной цели.

Нужно уметь определять уровень того, что сможет сделать ученик. Не стоит ставить грандиозные цели, которых будет очень трудно или вовсе невозможно добиться.

После определения цели её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как это сделать.

Так же существуют некоторые ошибки в постановке задач:

  1. Задачи не отражают цель исследования.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель.

  1. Задачи сформулированы крупнее цели или повторяют ее.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

После написания целей и задач, экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.

Рассмотрим ошибки при формулировании гипотезы:

  1. Гипотеза не имеет научной новизны и давно имеет теоретическое обоснование.

При формулировке гипотезы нужно придумать собственную идею, свое виденье решения проблемы.

  1. Гипотеза формулируется тогда, когда уже получены результаты исследования.

  2. Гипотезы должны разрабатываться и формулироваться на начальном этапе работы, когда ученик имеет только некие теоретические знания по выбранной проблеме исследования. Формулирование гипотезы – исключительно творческий процесс.

  3. Гипотеза не находит подтверждения или поддается опровержению.

Если ваша гипотеза не находит подтверждения или поддается опровержению, то напишите еще одну гипотезу, которая будет абсолютно противоположна первой.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется сказать, что цель, задачи и гипотеза очень важны в исследовательской работе. При их формулировании следует избегать описанных выше ошибок, чтобы работа получилась эффективной.





1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования

Этап выбора методов исследования – очень важный этап в исследовательской работе, так как правильный выбор метода повышает эффективность исследования. Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.

Для того, чтобы использование метода было продуктивным, выделим типичные ошибки:

1) Не определен план наблюдения. Наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования, то есть наблюдение должно отвечать такому параметру, как планомерность.

2) Заранее не выбран способ фиксирования результатов наблюдения. Перед тем, как обучающие начнут наблюдение, необходимо спланировать способ фиксации результатов наблюдения и показатели наблюдения.

3) Данные наблюдения не фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения/ запись не ведется в момент совершения наблюдаемых событий. В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения в момент совершения наблюдаемых событий.

4) Наблюдение не является целенаправленным. Внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах в рамках исследовательской работы.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделим типичные ошибки использования метода эксперимента:

1) Не определены действия изучения. Необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента.

2) Эксперимент не предполагает ведения протокола. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что к основным требованиям относят планирование и фиксация полученных результатов. При выборе методов исследования необходимо соблюдать требования, которые позволят обучающимся простроить работу так, чтобы уровень качественности и продуктивности не уменьшался.



1.5. Паспорт исследования

Паспорт исследования

Паспорт разработали: Макрушова Диана



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Почему чай заваривают в горячей воде?

2

Актуальность исследования

Выбор темы исследования «Почему чай заваривают в горячей воде» был не случаен. Я живу в гостеприимной семье. Мы с мамой каждый прием гостей сопровождаем чаепитием. Я часто наблюдал за тем, что мама заваривает чай в кипятке, а потом мы его остужаем, чтоб попить. Ну а зачем же остужать, если можно заварить чай и в тёплой воде, чтоб сразу его пить. Мне захотелось провести исследование, так как интересно, откуда же пришёл чай. Мы решили узнать, каким же бывает чай и как правильно его заваривать.

3

Проблема исследования

Почему чай заваривают только в горячей воде?

4

Объект исследования

Листовой чай, чай в пакетах, травяной чай

5

Цель исследования

Для учителя: Организация деятельности обучающихся 3 класса, направленная на овладение базовыми исследовательскими умениями по теме «Почему чай заваривают в горячей воде?»

Для ученика: Выяснить, при любой ли температуре воды можно заваривать чай.

6

Задачи исследования

  1. Познакомиться с историей чая, сортами чая;

  2. Провести опыты –заварить чай в холодной и горячей воде;

  3. Сделать выводы после проделанных опытов и заполнить таблицу.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что чай можно заваривать только в горячей воде потому, что в холодной воде он теряет свои свойства.

8

Методы исследования

  1. Анализ литературы по теме исследования;

  2. Систематизация и обобщение материала по данной теме;

  3. Опыт;

  4. Наблюдение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: моно окружающий мир

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: Обсуждение актуальности, проблемы

2. Теоретический: изучение специальной литературы по теме «Виды чая»

3. Практический: выдвижение гипотезы исследования. Проведение опытов по вопросу почему чай заваривают только в горячей воде

4. Аналитический:

5. Презентационный: представление результатов исследования в виде таблицы

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: Выяснить, при любой ли температуре воды можно заваривать чай

Ход исследования:

Своё исследование мы начали с изучения состава и видов чая. На упаковке чая можно увидеть надпись – листовой чай, гранулированный чай, чай в пакетах. Раньше заваривали листовой чай, а сейчас много видов чая в пакетах, который быстро заваривается и очень вкусный

Эксперимент мы проводили на листовом чае, в пакетиках и на травяном чае.

1 опыт. Сначала я взял два стакана. В первый налили холодной воды, во второй – горячей. В каждый стакан опустили по пакетику чая. Подождал 3 минуты. Чай в первом стакане с холодной водой лишь немного поменял цвет. Чай во втором стакане заварился сразу.


Горячая вода

Холодная вода

Цвет

Запах

Цвет

Запах

В пакете







Чай, который заварился полностью, имеет насыщенный аромат и приятный запах. Чай, который заварился в холодной воде, вообще не заварился.

2 опыт. Я взяла два стакана, в оба стакана положила по 2 чайных ложки чёрного листового чая. В первый стакан я налила горячую воду, во второй холодную, и оставила на 5 минут. 


Горячая вода

Холодная вода

Цвет

Запах

Цвет

Запах

Листовой





В итоге: в первом стакане - цвет насыщенный, яркий, вкусный, слегка горьковатый, с приятным чайный запахом. Все чаинки осели на дне стакана. Во втором стакане - цвет светлый, мутный, не имеет вкуса, нет запаха, мало напоминает чай.

3 опыт. Этот опыт я провел с травяным чаем. Я взял два стакана, в оба стакана положил по две чайных ложки чая. В первый стакан я налил горячую воду, во второй холодную, и оставил на 5 минут. В итоге: в первом стакане - цвет насыщенный, не очень яркий, имеет привкус трав, исходит цветочный запах. Чаинки все опустились на дно. Во втором стакане – цвет желтоватый, не яркий, прозрачный, нет ни вкуса, ни запаха. Большая часть чаинок плавает на поверхности воды.






Горячая вода

Холодная вода

Цвет

Запах

Цвет

Запах

Травяной









Вывод: Мы провели исследование с разными видами чая. Мы увидели, что чай заваривается только в горячей воде. Чем теплее вода, тем больше вещества в ней может раствориться, так как молекулы горячей воды двигаются быстрее, чем в холодной. И поэтому, чай не заваривается в холодной воде.

Проведённый опыт показал, что заваривать чай нужно при определённой температуре, иначе можно потерять вкус и насыщенный аромат чая. Опыты подтвердили гипотезу.

11

Оборудование для проведения исследования

Чай листовой, в пакетах, травяной, горячая и холодная вода, сосуды для заваривания чая.

12

Продукт исследования

Таблица исследования свойств чая при заваривании его в холодной воде.

13

Перспектива исследования

Узнать, только ли черный чай заваривают в горячей воде. Можно ли другие сорта чая заваривать в холодной воде.

14

Используемые источники

Детская познавательная энциклопедия для любознательных детей разного возраста. Киев, 1993.





1.5.1 Паспорт исследования «Вредны ли наши любимые чипсы?»

ФИ студентов Матвеева Анастасия



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Вредны ли наши любимые чипсы?

2

Актуальность исследования

Чипсы считаются одним из самых популярных продуктов среди детей, при этом они неизменно занимают первые места в рейтингах вредных для здоровья человека товаров. На первый взгляд, кажется, что ничего вредного для организма в чипсах содержаться не может, ведь, по сути, это тот же продукт, что и варёная картошка, которую во многих семьях готовят чуть ли не каждый день. Мне стало интересно выяснить вредны ли чипсы для человека.

3

Проблема исследования

Отсутствие знаний о вредности чипсов

4

Объект исследования

Чипсы

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 3 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Вредны ли наши любимые чипсы?».

Для ученика: узнать вредны ли чипсы.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Доказать опытным путем, наличие вредных добавок в продукте.

  3. Зафиксировать результаты опытов в лист исследователя.


7

Гипотеза исследования

Предположим, что в чипсах отсутствуют вредные вещества.

8

Методы исследования

1. Анализ литературы.

2. Опыт.

3. Наблюдение.

4. Анализ и обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: межпредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач, выбор методов исследования, подбор литературы.

  2. Теоретический: изучение литературы, ученику выдается текст, в котором они должны найти вредные вещества и записать их в лист исследователя (возникновение проблемы).

  3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение опытов с чипсами:

  4. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов.

  5. Презентационный: представление результатов работы

  6. Рефлексивный: анализ проделанной работы, выявление собственных трудностей.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, вредны ли чипсы

Ход исследования:

ОПЫТ №1

Берём ломтик чипсов, кладем его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки.

Наблюдения: на салфетке образовалось большое жирное пятно, это говорит о большом содержании жира в продукте.

Вывод: Чипсы содержат большое количество жира.Этот опыт доказал, что в чипсах содержится большое количество жира. В 100 г он содержит жиры в таких количествах, что для ребенка составляет половину дневной нормы еды. А это и способствует ожирению.




ОПЫТ №2

Возьмём 3%-ый раствор йода и капнем на чипсу.

Наблюдения: через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала.

Вывод: В чипсах много крахмала. По результатам проведенного в США исследования, крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это - идеальная питательная среда для кариесных бактерий.

11

Оборудование для проведения исследования

Раздаточный материал- текст, чипсы, салфетки, йод

12

Продукт исследования

Заполненный лист исследователя.

13

Перспектива исследования

Продолжить исследование и узнать вредны ли газированные напитки.

14

Используемые источники

1.https://infourok.ru/proekt-himicheskij-analiz-chipsov-6730042.html?ysclid=ls924uqedq794769000

2.https://dzen.ru/a/Yy48Bd5EXH4hFBr_





































2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Проектная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения (1-4 класс). Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Разработка проекта – это творческое дело, но зависит творчество от многих внешних обстоятельств.

Для написания проекта необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) – исследовательской, информационной, практической. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.

Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • описание исследования;

  • заключение (результаты исследования)

Введение должно содержать:

- описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

- описание проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

- обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

- цель и задачи для проведения исследования;

- гипотезу исследования;

- перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.

Описание исследования должно содержать:

- план этапов выполнения исследовательской работы;

- описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска;

- собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности)

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.

После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.





2.2. Проектная задача

Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача


Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 4 классе, рекомендуемое время проведения — до трех уроков


Дидактические цели проектной задачи


  • Комплексное использование освоенных математических, филологических, естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

  • Проверка умения пользоваться схемами, таблицами, диаграммами и планом для поиска оптимального решения задачи, восстанавливать недостающую в таблице информацию.

  • Демонстрация продуктивного сотрудничества в микро группах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные

1. Умение сравнивать числа в концентре «сотня». 2. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня».

3.Умение работать с величинами: переводить из больших в меньшие, сравнивать, вычислять.

4. Умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах.

5. Умение работать с деформированным текстом, содержащим отвлекающую информацию и создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром.

6. Умение лаконично формулировать правила здорового образа жизни.

Метапредметные

1. Умение анализировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.

2. Владение комбинаторными умениями.

3. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

4. Умение читать, дополнять таблицы и схему для решения поставленных задач.

5. Умение читать диаграммы и использовать их данные для решения отдельных заданий.

6. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

48

7. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

8. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


- Демонстрация навыков безошибочного выполнения арифметических действий.

- Владение навыками оперирования с единицами измерения времени.

- Демонстрация языковой компетентности в области орфографических и грамматических категорий, изученных за 4 года.

- Умение дифференцировать существенную и несущественную информацию при составлении объявления.

- Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

- Умение создать конечный продукт — спроектировать вариант спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы с подведением его итогов

Проектный продукт

Спортивный праздник для параллелей класса



Проектная задача “Малые олимпийские игры”

Класс: 4

Краткое содержание проектной задачи:

Проектная задача состоит из пяти заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии с заданиями класс делится на группы, каждая из которых, независимо от других групп, участвует в разработке варианта спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы с подведением его итогов. Эти группы в свою очередь могут разделиться еще на две подгруппы, т. к. задания можно выполнять в произвольной последовательности, а потом результат обсудить в группе.

Задание 1.

Из данных предложений выберите те, которые, на ваш взгляд, составят объявление. При необходимости дополните недостающую информацию в объявлении самостоятельно.

Внимание, внимание!

Нас ждут Малые Олимпийские игры!

Каникулы — замеч…тельная возможность весел… провести свободное время.

Ждем учас…ников и их б…лельщиков!

Приглашают…ся уч…ники с 1 по 4 классы.

Наступа…т пора каникул.

Все соревнования будут прох…дить в спортивн…м зал… нашей школы.

Спеш…те, Малые Олимпийские игры продлят…ся только одну неделю.

Сп…ртивный праз…ник пройдет в период в….сенних каникул.

В программе состязаний шахматы, футбол, волейбол, эстафеты, пры… ки в длину и малый теннис. Р…бята, школа находит…ся по адр…су: г. Тирасполь, ул. Юности, 147.


В понедельник состоится открытие Малых олимпийских игр. Для того чтобы открытие увидели все дети начальной школы, организаторы разделили спортивный зал на секторы.

Задание 2.

Распределите места в спортивном зале таким образом, чтобы все дети сидели компактно (по классам, по параллелям). Для работы используйте план спортивного зала и диаграммы «Количество детей по классам в каждой параллели».























































Со вторника по четверг пройдут соревнования по разным видам спорта. В них примут участие ученики 2–4 классов. Для обеспечения равных условий, соревнования проходят внутри классов одной параллели в один из указанных дней. Каждая параллель составляет свою программу, в нее должны войти не менее 3 видов спорта.

Задание 3.

Составьте расписание спортивного дня для одной из параллелей классов, дополнив информацию таблицы «Расписание спортивных дней» с учетом того, что длительность соревнований между вторыми классами составляет 2 часа 30 минут, а длительность соревнований между третьими или четвертыми классами — 2 часа 45 минут.







Задание 4.

На основе диаграммы определите количество серебряных и бронзовых медалей, которые подготовлены для вручения призерам Малых олимпийских игр, если подготовлены 54 золотые медали для победителей соревнований.

Об итогах Малых олимпийских игр будет подготовлена заметка для школьной газеты. В заметке, кроме фамилий победителей и призеров, будет содержаться информация доктора Пилюлькина о важности здорового образа жизни и рекомендации по укреплению здоровья доступными средствами «Советы на каждый день». Несколько советов Пилюлькин уже дал.

Задание 5.

Подготовьте 3 своих рекомендации для рубрики «Советы на каждый день». Помните, ваши советы должны быть краткими, но информативными. Вы можете их записать, нарисовать или представить в виде условных знаков (см. рис. далее).















2.2.1 Проектная задача «Следствие ведут второклассники»

Выполнила: Матвеева Анастасия

Проектная задача «Следствие ведут второклассники» для обучающихся 2 класса. 

Тема: «Пропавшие вещи»

Цель: ознакомление обучающихся с различными предметами быта

Задачи:

  • организовать среду для обучающихся с целью знакомства с различными предметами быта;

  • организовать деятельность обучающихся для развития читательской грамотности;

  • привлечь внимание обучающихся к важности бережного отношения к предметам быта.

Интегрированные области: (окружающий мир,

русский язык, математика, технология)

Форма выполнения: групповая

Продолжительность: краткосрочный

Возрастная категория: 2 класс




Содержание задачи

1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.

Ребята, нам в класс пришло странное письмо, которое не подписано, и

поэтому мы не можем узнать, от кого оно. Кто-то очень просит нашей помощи.

Нам необходимо узнать, от кого оно и помочь незнакомке вернуть различные

предметы домой.

2. Формулировка задачи

«Дорогие ребята! От меня убежала вся моя посуда, и сито, и корыто, и

метла, и кочерга! Обещаю, что буду хорошо к ним относиться и соблюдать

чистоту! Помогите вернуть все предметы домой! Мне очень нужна ваша

помощь!»

Поможем нашей таинственной незнакомке?

3. Система заданий для решения задачи.

Задание 1

Для того чтобы отгадать, кто же отправил нам письмо, необходимо

решить ребус.




Задание 2

Мы узнали, что письмо пришло к нам в класс от бабушки Федоры. От нее

убежало очень много предметов быта. Но тарелки оставили подсказку о том,

где они прячутся. Прочитай слово по первым буквам предметов, изображенных

на картинках, и отгадайте, где спрятались тарелки.

Задание 3

Кроме тарелок, от Федоры сбежал и ее любимый утюг. Помогите бабушке

пройти через сложный лабиринт и найти ее утюг.

Задание 4

Тарелки рассказали нам, куда сбежало корыто. Но местность окружена

непроходимыми лесами, поэтому добраться до него можно только на лодке по

рекам и озеру. Посчитайте, сколько километров нам придется проплыть до

местонахождения корыта, если река Белая по длине 25 километров, озеро – 5

километров, река Веселая – 27 километров, а река Березовая – 15 километров.

А – наше местоположение

Б – местоположение корыта

Задание 5

Когда мы нашли корыто, оно рассказало нам, что метла тоже оставила

подсказку, где ее найти. Разгадайте кроссворд и узнаете!

1. Действие, обратное вычитанию.

2. Праздник – проводы зимы.

3. Лежбище медведя.

4. Сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев

почвы.

5. Начальник всех умывальников.

Задание 6

Остальные друзья Федоры спрятались в другой деревне. Каким

маршрутом нам нужно воспользоваться? Отыщи наиболее короткий маршрут.

Задание 7

Теперь давайте разделимся на 2 группы. 1 группа будет собирать все предметы, которые убежали от Федоры и приклеивать их на плакат. Чтобы с Федорой больше не случилось такого горя, 2 группа будет написать правила использования и ухода за этими предметами и приклеит их рядом с картинкой.

Рефлексия.

Давайте посмотрим, что у нас получилось? А должны ли мы соблюдать эти правила, или они нужны только для Федоры?










Паспорт проектной задачи «Наш класс идет в театр»

Выполнила: Астраханцева Алина

Описание конкретно-практической, проблемной ситуации




Здравствуйте, мои ученики! Скоро наступят новогодние праздники. Традиционно мы всем классом ходим на театрализованные новогодние представления. До этого момента организацией этого похода в театр занимались взрослые: ваши родители и я. Сегодня предлагаю вам, мои ученики, самим продумать организацию посещения новогоднего представления в городской театр юного зрителя: выбрать дату посещения, время, каким образом наш класс доберется до театра, какую сумму денег нужно собрать, чтобы посетить новогоднее представление.




Задание 1. Рассмотрите афишу новогодних представлений театра юного зрителя. Обсудите, какую информацию можно узнать из этой афиши.

Ответьте на вопросы:

  1. В какие месяцы театром запланированы представления? ___________________________________________­­­­­

  1. Сколько дней буду проходить представления? ­­­­­­­­­­­_______________________________________________________

  1. Можно ли купить билеты на представление на 5 января? ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________

Если планируется посещение на утреннее представление, то на какое время нужно купить билеты? ­­_______________________________________________________

  1. Какую новогоднюю сказку покажут зрителям?

______________________________________________________

  1. Какой важной информации в этой афише нет? ____________________________________________________







Задание 2. Воспользуйтесь календарем, для того чтобы выбрать дату, когда можно пойти на новогоднее представление всем нашим классом.

Эта дата должна отвечать следующим требованиям:

  1. не 22 декабря, потому что еще не начались зимние каникулы;

  2. дата не в январе, потому что большинство детей с семьями на новогодние каникулы уедут на отдых в другие города; 3) дата обозначается круглым двузначным числом;

4) дата, когда есть дневной сеанс новогоднего представления.

Запишите дату посещения новогоднего представления­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________

Задание 3. В кассе театра предложили следующий прейскурант цен на билеты.

Схема зрительного зала театра юного зрителя

М  ожно ли приобрести билеты на весь наш класс по одной цене и на один ряд?

Ответ свой обоснуйте:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Воспользуйтесь схемой зрительного зала театра юного зрителя из предыдущего задания и соотнесите количество свободных мест в зале определенной стоимости и на диаграмме.

Рис. 1. Количество билетов по цене 350, 400, 450, 500 рублей

Проверьте данные диаграммы.

Сделайте вывод и запишите его:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5. Нужно рассчитать, какая сумма денег будет необходима для оплаты посещения новогоднего представления всем классом, если купить билеты на свободные места в 4-м и 5-м рядах зрительного зала.

Подумайте, какие данные вам понадобятся для совершения покупки.

Запишите в таблицу возможные варианты стоимости покупки билетов на новогоднее представление:

Расчет покупки билетов на новогоднее представление

Общее количество человек

Цена одного билета, руб.

Стоимость покупки

Вариант «У» Вариант «Э»

350

400

450

500






















Выберите самый удобный вариант для зрителей по размещению в зрительном зале театра и обозначьте в последнем столбце таблицы строчку буквой «У». Выберите самый экономный вариант для зрителей и обозначьте в последнем столбце строчку буквой «Э».

Задание 6. Для того чтобы можно было доехать до театра юного зрителя и посетить новогоднее представление, транспортное бюро предлагает комфортабельные автобусы следующей вместимости:


Перечень автотранспорта для перевозки людей


Вид автобуса

Марка автобуса

Количество посадочных мест


Мерседес Варио

23


Кинг Лонг

53

Перечень автотранспорта для перевозки людей


Вид автобуса

Марка автобуса

Количество посадочных мест


Фольксваген

14


Ман Лион

51


ЛАЗ

32


Нужно определиться с видом транспорта таким образом, чтобы не платить за лишние места.

По технике безопасности организованные группы детей должны сопровождать взрослые, поэтому в театр с вами поедут некоторые родители и учитель. Один взрослый может присматривать только за десятью школьниками.

Заполните таблицу:


Заказ транспортного средства



Количество взрослых

Количество детей

Общее количество экскурсантов

Марка автобуса

Количество незанятых мест









Заказ транспортного средства



Количество взрослых

Количество детей

Общее количество экскурсантов

Марка автобуса

Количество незанятых мест













Задание 7. Договорились, что все, кто пойдет на новогоднее представление, собираются около школы. Рассчитайте время подачи транспорта при условии, что общее время в пути от школы до театра составляет 1 час 20 минут и в театр нужно прибыть за 20 минут до начала представления.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. По окончании новогоднего представления было решено вернуться этим же транспортом к зданию школы. Рассчитайте время возвращения из театра при условии, что продолжительность новогоднего представления 1 час 35 минут.

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9 (итоговое). Прежде чем составить объявление, ответьте на следующие вопросы:

  1. К кому обращено объявление? ____________________________________________________________________________________________________________

  2. Что сообщается в объявлении? ____________________________________________________________________________________________________________

3. Где и когда будет проходить то, о чем говорится в объявлении? ____________________________________________________________________________________________________________




4.От чьего имени написано объявление? _________________________________________________________________________________________________

Составьте объявление.










Объявление

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Заключение

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.



Список рекомендуемой литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

  2. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

  3. Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

  5. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с

  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

  7. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в обучении/ Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 – 23

  8. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

  9. Рязанова, Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова // Одаренный ребенок. - 2015.-№2.

  10. Савенков Л.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. Исследовательская работа школьников. 2004 г. № 1

  11. Савенков Л.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Практика административной работы. 2004 г. № 5.

  12. Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дис.... канд. пед. наук. Томск, 2007. С. 203.

  13. Семенова Н. А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 115–117.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!